Original size 1140x1600

Мотив римской триумфальной арки в архитектуре последующих эпох

225
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. МОНУМЕНТ 3. АРХИВОЛЬТ 4. БАРЕЛЬЕФ 5. КОЛОННА 6. АНТАБЛЕМЕНТ 7. НАДПИСЬ 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

big
Original size 2477x240

История широкого распространения мотивов триумфальной арки в мировой культуре берет свое начало в архитектуре Древнего Рима. Это торжественное архитектурное сооружение несло в себе множественные смыслы, которые и по сей день не теряют своей актуальности.

В данном визуальном исследовании триумфальная арка будет рассмотрена не только как комплексное сооружение, но и в качестве исторического наследия определенных архитектурных элементов, впоследствии заимствованных и переосмысленных в мировой культуре.

0

Пьетро Санти Бартоли. Триумфальная арка Константина, гравюра 1699 г.

Одной из наиболее хорошо сохранившихся считается триумфальная арка Константина, построенная в 315 г. н. э. Для ее декорирования использовались разностилевые фрагменты, снятые с других, более ранних памятников. Наиболее популярной считается теория, что этот шаг был вынужденным из-за упадка римского искусства того времени. И хотя с исторической точки зрения этот монумент представляет огромный интерес, на ее облик нельзя ориентироваться с целью анализа архитектурного образа того времени.

Original size 2477x240

Основной функцией триумфальной арки всегда выступало прославление победителя и сохранение памяти об историческом контексте события, поэтому ее декоративное убранство всегда включало в себя множественные рельефы и посвятительные надписи.

Выбранная в качестве основы арочная конструкция символизировала собой священную границу, проходя которую, полководец уподоблялся богу. Однако многие триумфальные арки строились уже после смерти военачальников и формально становились мемориалами.

Original size 2477x240

Использование принципов античных ордеров стоит в основе множества архитектурных течений. На протяжении двух тысячелетий признаки того или иного ордера можно наблюдать в элементах как общественных, так и частных строений. Причиной такой популярности является универсальность и упорядоченность приемов, установленных греческими архитекторами.

Однако именно композитный ордер, разработанный в Древнем Риме, впоследствии получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи Возрождения, а также в рамках исторических стилей необарокко и неоренессанс. Помимо стандартного сочетания элементов коринфского и ионического ордеров, римские архитекторы использовали для украшения капителей роспись и позолоту, а также скульптурные изображения мифических существ.

0

Пьетро Санти Бартоли. Триумфальная арка Тита, 1699 г.

Триумфальная арка Тита — самая древняя из сохранившихся триумфальных арок, была построена императором Домицианом в 81 г. н. э., в память о победе его брата Тита в Иудейской войне. Этот монумент в дальнейшем стал прототипом для многих известных триумфальных арок по всему миру.

В данном исследовании именно арка Тита будет рассмотрена в качестве стилеобразующего ориентира для изучения влияния мотивов римской триумфальной арки на архитектуру последующих эпох.

МОНУМЕНТ

Триумфальные арки по сей день возводятся во всем мире и несут в себе память и почитание военных побед. В этом классическом исполнении, их мотив, независимо от страны расположения, остается неизменным — отражение величия государства. В данном разделе будут рассмотрены несколько триумфальных арок, расположенных на территории современной России, наиболее точно передающих образ и идеологию своих римских предшественников.

Original size 892x609

О. И. Бове. Московские Триумфальные ворота, 1834 г.

Московские Триумфальные ворота были построены в честь победы Российской Империи в Отечественной войне 1812 года. Инициатива создания монумента была озвучена императором Николаем I после его коронации в 1826 г. Проектирование арки поручили авторитетному российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове, однако из-за недостаточного финансирования, официальное открытие памятника состоялось только в 1834 г.

Впоследствии, в связи с реконструкцией площади триумфальные ворота были разобраны. Перед демонтажем арка была тщательно обмерена и сфотографирована для последующего восстановления на новом месте, однако этому не суждено было случиться — даже чугунные колонны ворот были переплавлены во время Великой Отечественной войны. Таким образом первоначальная арка действительно поспособствовала триумфальной победе советской армии.

Original size 2080x1560

В. Я. Либсон, И. П. Рубен, Д. Н. Кульчинский и Г. Ф. Васильев. Московская Триумфальная арка, 1968 г.

В 1965 году советское правительство приняло постановление о восстановлении Триумфальной арки в связи с ее высокой исторической и культурной ценностью. Группа архитекторов под руководством В. Я. Либсона в течение двух лет воссоздавала в копии исторический образ монумента и 6 ноября 1968 года состоялось его торжественное открытие.

Original size 3774x2143

В. П. Стасов. Нарвские триумфальные ворота, 1834 г.

Нарвские триумфальные ворота также посвящены победе над армией Наполеона. В отличие от Московской Триумфальной арки, этот памятник не перестраивался, однако из-за первоначально неудачного выбора отделочных материалов — множество раз реставрировался.

Не смотря на полученные во время Великой Отечественной войны 2 000 осколочных повреждений, в 1945 году Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки, а во время последней реставрации монументу вернули его первоначальный цвет.

Original size 3920x2248

И. Д. Мельчаков, Г. И. Мотовилов. Арка главного входа ВДНХ, 1954 г.

Главный вход ВДНХ представляет собой триумфальную арку и олицетворяет победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Однако основным сюжетом в ее декоративном облике являются не защитники родины, а представители разных профессий, связанных с сельским хозяйством.

Original size 1825x1073

Сретенские архитектурные мастерские. Карильон в парке «Патриот», 2023 г.

9 мая 2023 года в военно-патриотическом парке «Патриот» был открыт самый большой карильон в мире. Эта монументальная арка-звонница выполнена в общей с другими строениями парка стилистике — в отделке фасадов используются сложные орнаменты варяжской плетенки, а зеленая с бронзой цветовая гамма имитирует броню.

Original size 2477x240

В последующих разделах визуального исследования на примере Триумфальной Арки Тита будут рассмотрены наиболее характерные для этого типа римских построек архитектурные элементы, скопированные или переосмысленные в мировой архитектуре различных эпох.

АРХИВОЛЬТ

Original size 3585x2704

Триумфальная арка, как известно, несла не только церемониальную функцию, но и сакральную. Несмотря на воинственность Древнего Рима, убийство и там считалось грехом. Прохождение воинов-победителей через Триумфальную арку символически оставляло ужасы войны позади и открывало путь в иную, более радостную действительность. Безусловно, эта идея хорошо ложилась на христианские понятия искупления и границы между Земным и Небесным царствами.

Original size 1290x860

Церковь Покрова на Нерли, 1165 г.

Архитектура всегда отражает духовный настрой общества. Традиция возводить православные храмы во славу побед русского воинства зародилась еще в Средневековье. Андрей Боголюбский одним из первых построил Церковь Покрова на Нерли, посвященную победе над волжскими булгарами и в память погибшего сына Изяслава.

Original size 3585x2704

М. М. Посохин, Зураб Церетели. Храм Христа Спасителя, 2000 г.

Идея строительства храма в честь победы в Отечественной войне впервые была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным. Закладка состоялась 24(12) октября 1817 года, но первого архитектора отстранили за финансовые нарушения. Новым архитектором был назначен Константин Тон и вторая торжественная закладка состоялась 10 (22) сентября 1839 года, в это же время в архитектуре наступил период историзма. Константин Андреевич, как известно, тяготел к русско-византийскому стилю, корнями уходящему в античность и несущему в себе архитектурные элементы свойственные римскому стилю.

Original size 1440x816

М. М. Посохин, Зураб Церетели. Главный вход в Храм Христа Спасителя, 2000 г.

Время проектирования храма Христа Спасителя совпало с борьбой балканских христианских народов с турецким владычеством. Основной задачей российской политики считалось освобождение Константинополя и его главной святыни- собора Св. Софии. Поэтому, скорее всего, К. А. Тон положил в основу проекта символическую связь размеров Св. Софии с пропорционально-метрическим строем храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании ЦИК СССР было принято решение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов, но этим планам не суждено было состоятся и вместо грандиозного сооружения был построен открытый бассейн. В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей за восстановление храма и 1989 г. было принято соответствующее решение. Восстановленный и освященный в 2000 г. храм Христа Спасителя является условной копией первоначального храма, однако скульптор Зураб Церетели решил использовать бронзовые копии горельефов, как более долговечные.

Original size 3585x2704

В.Косяков. Морской Никольский собор, 1913 г.

19 век был также веком больших успехов Российского флота, как военных, так и научных. Однако много достойных сынов Отечества пожертвовали жизнями во время дальних экспедиций. Вопрос о строительстве главного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, но лишь ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa в 1897 г. повлияло на решение открыть сбор пожертвований на постройку храма.

Original size 3585x2704

В.Косяков. Морской Никольский собор, 1913 г.

Архитектором собора стал зодчий Василий Антонович Косяков, который был новатором храмостроения, развил и популяризировал конструкцию свода на перекрещивающихся бетонных арках. При этом внешний облик строения оставался традиционным и сохранял узнаваемый «древнерусский» силуэт. В храме установлены памятные доски, увековечивающие имена военных моряков, погибших при исполнении воинского долга.

Original size 1866x1171

В.Косяков. Морской Никольский собор, 1913 г. Внутреннее убранство.

Прототипом Кронштадского Морского собора, так же, как и в случае храма Христа Спасителя, послужил храм Св. Софии в Константинополе. Но, вглядываясь в особенности архитектурных элементов, поражаясь смелому использованию новейших для того времени материалов, любуясь изящной стилизацией под морскую тематику, мы понимаем, что перед нами удачный синтез романо-византийского стиля и стиля модерн.

Original size 2000x1042

Д. Е. Селиванов. Проект верхнего иконостаса, 2012 г.

Элементы триумфальной арки здесь также, как и в предыдущем примере, просматриваются в очертаниях порталов главного и северного входов. Причем изгиб северного портала как бы задает дугу огромного витражного окна в виде корабельного люнета, что усиливает эффект торжественности и масштабности. Арочные формы присутствуют также и в оформлении царских врат иконостаса.

БАРЕЛЬЕФ

Original size 3585x2704
Original size 2048x1365

Огюст Монферран. Александровская колонна, 1834 г.

Александровская колонна была возведена на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в 1834 г. под руководством архитектора Огюста Монферрана в честь победы российской армии и императора Александра I над армией Наполеона. Барельефы, украшающие пьедестал колонны, развивают общую идею монумента и выполнены в стиле ампир.

Original size 3107x1659

Огюст Монферран. Александровская колонна, 1834 г.

В иносказательной форме прославляются победы российской армии, каждый барельеф имеет собственное название. В качестве центральной фигуры используются доспехи различных эпох, отсылающие к известным событиям становления российского государства, при этом в качестве декора «поверженной» стороны использовано вооружение общего характера, на момент создания памятника не имеющее принадлежности к какому-либо государству.

Original size 2000x995

М. Микешин, И. Шредер, В. Гартман. Памятник «Тысячелетию России», 1862 г.

Памятник «Тысячелетию России» был воздвигнут в центральной части кремля в Великом Новгороде в 1862 г., авторами проекта выступили художник и скульптор Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Монумент посвящен тысячелетней годовщине основания российского государства. Фриз памятника выполнен в виде замкнутого горельефа в неовизантийском стиле, разделенного на четыре раздела или мизансцены, каждая из которых определена направлением сферы деятельности представленных личностей.

Original size 2560x1131

М. Микешин, И. Шредер, В. Гартман. Памятник «Тысячелетию России», 1862 г.

В данном случае идея триумфального памятника простирается шире военных побед и подразумевает создание грандиозного монумента достижениям во всех сферах деятельности государства через призму успехов виднейших его представителей.

Original size 4000x3000

Г.В Заборский, В. А. Король. Монумент Победы, 1954 г.

Монумент Победы — обелиск, установленный в центре одноименной площади в Минске, посвящен десятой годовщине освобождения Белоруссии от немецкой оккупации. Авторы монумента Георгий Владимирович Заборский и Владимир Адамович Король. На четырех гранях обелиска располагаются бронзовые горельефы в стиле соцреализм, повествующие о различных этапах войны в жизни страны. Авторы передают динамику событий как в отдельных сценах, так и в рамках общей композиции — характерное использование барельефа для триумфальных памятников послевоенного времени.

Original size 2048x1090

А. П. Великанов, Вучетича Е. В. Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», 1954 г.

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» был создан в 1954 г. группой художников Фридманом П.З., Муравиным Л.Д., Белугиным Н.П., Никитиным Д. И.,  Постниковым Г.Н., архитектором А. П. Великановым под руководством  Вучетича Е.В. для постоянной экспозиции в Главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в комплексе ВДНХ.

Масштабная композиция в стиле соцреализм в буквальном смысле «встречает» посетителей: благодаря большому количеству отдельных фигур в динамичных позах и с открытыми улыбающимися лицами создаётся впечатление встречи с многотысячным и организованным шествием людей различных возрастов и профессий. При этом встреча не пугает наблюдателя, не заставляет почувствовать себя «маленьким», но дает ощущение торжественной и величественной мощи народа-созидателя.

Original size 1200x521

Автор проекта Смирнов Д. М. Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации, 2020 г.

Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации был возведен в 2020 г. в честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне, также храм выступает первым в своем роде сооружением с изначально обозначенной принадлежностью Вооруженным силам, таким образом посвящен увековечиванию подвигов армии России в разные времена.

Идея посвящения выбранному событию продолжается даже в габаритных размерах основных частей сооружения: используются цифры, одинаковые с цифрами дат основных событий Великой Отечественной Войны. Барельефы, выполненные в русско-византийском стиле, который является основным для новых и реставрируемых храмов в современной России, демонстрируют сюжеты наиболее известных битв разных лет.

КОЛОННА

Original size 3585x2704
Original size 1727x969

Дом Пашкова, 1784 г. Предполагаемый архитектор: В. И. Баженов

Одной из особенностей архитектуры русского классицизма является его эклектичность и отход от строго регламентированных норм данной стилистики.

Дом Пашкова представляет редкий пример композиции фасада, где на трех портиках, идентичных по своему размеру и количеству колонн используются различные ордерные системы: композитный ордер капителей центрального корпуса и сложный ионический рисунок в колоннах и пилястрах флигелей.

Original size 1223x527

Детали фасада Дома Пашкова — композитные капители центрального корпуса

Original size 2271x1267

А. Н. Воронихин. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, 1811 г.

Основным требованием императора Павла I к облику Казанского собора было сделать его максимально похожим на римский собор Святого Петра. И хотя итоговый результат довольно сильно отличается от прототипа, в нем нельзя не отметить множество характерных признаков античной архитектуры. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал символом победы над армией Наполеона и воспринимался современниками, как памятник воинской славы.

Original size 4096x2304

А. Н. Воронихин. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, 1811 г. Внутреннее убранство.

В отличие от каноничной коринфской колоннады собора, во внутреннем убранстве преобладает очень нестандартная композитная капитель.

Original size 5047x2576

К. М. Быковский, Б. М. Нилус. Здание Центрального Банка Российской Федерации, 1894 г.

Здание Московской конторы Российского Государственного банка на Неглинной стало первым в Москве особняком, построенным специально для отделения банка. Фасады Московской конторы Государственного банка выполнены в стиле ренессанс, центральный ризалит со стороны улицы оформлен тремя арочными окнами и колоннами композитного ордера.

Original size 3200x1692

К.С Бобровский, Б. Я. Боткин. Здание кинотеатра «Родина», 1914–1916 гг.

Здание кинотеатра «Родина» изначально было спроектировано для Петроградского губернского кредитного общества и также включало в себя концертный зал и коммерческие помещения. С архитектурной точки зрения, здание построено в стиле неоренессанс, в духе позднего палладианства.

Original size 5184x2550

Вход в здание выполнен в форме трех равнозначных арок, окруженных коринфскими колоннами с позолоченными капителями.

Original size 2100x1150

К. Вокс, Д. Моул. Музей Метрополитен, 1870 г.

Одним из архитектурных стилей — преемников ордерной системы является бозар, возникший в парижской Школе изящных искусств.

Метрополитен-Музей, расположенный в Нью-Йорке, соответствует этому стилистическому течению благодаря таким характерным признакам, как арочные формы, сдвоенные колонны и богатая декорация.

Original size 1381x1099

Э. Купер. Офисы Администрации Лондонского порта, 1922 г.

В этом же стиле выполнено здание по адресу Тринити-сквер, 10 — памятник архитектуры, наиболее известный как бывшая штаб-квартира Управления лондонского порта. Интересно, что холм, на котором расположена данная площадь, около 2000 лет назад заселяли римляне и тем более очевидным становится осознанный выбор архитектора, украсившего здание фигурой «гения места» — Отца Темзы.

Original size 3000x2000

Колонны и пилястры здания выполнены по всем канонам коринфского ордера

Стиль бозар чаще всего встречается в архитектуре общественных зданий и использует характерный для них колоссальный ордер. Чаще всего из-за своей грандиозности подобная архитектура не подходит для проживания, однако не в случае с Тринити-сквер, 10 — на данный момент здесь расположен отель класса люкс

АНТАБЛЕМЕНТ

Original size 3585x2704
Original size 3585x2704

Захаров А. Д. Здание Главного адмиралтейства, 1823 г.

Трижды построенное практически с нуля здание Главного адмиралтейства свой современный вид обрело под руководством архитектора Андреяна Дмитриевича Захаров в 1823 г. Проект здания получился интересным: в основе были заложены идеи преемственности назначения и отчасти сохранения внешнего вида здания, но фактически это созданное заново здание с точки зрения стиля, архитектуры, технологии и даже назначения.

Фриз на центральном фасаде соответствует концепции здания: многослойная в деталях и смыслах скульптурная композиция, имеющая собственное название «Заведение флота в России» и выполненная в античной манере, в аллегорическом виде представляет саму Россию, по мнению некоторых исследователей, Петра I и богов древнегреческой мифологии, приносящих дары — такое нестандартное произведение органично вписывается в общую композицию фасада.

Original size 1200x564

Егоров П. Е. Служебный корпус Мраморного дворца, 1788 г.

Хотя изначально Служебный корпус Мраморного дворца был построен вместе с основным зданием под руководством архитектора Петра Егоровича Егорова, окончательный внешний вид он приобрел в 1849 г. после реставрации и перестройки за авторством Александра Павловича Брюллова. Служебное по назначению (каретник, конюшни, мастерские и т. д.) здание было решено выполнить как продолжение Мраморного дворца, в итоге был сформирован единый ансамбль.

После перестройки служебный корпус обрел на внутреннем фасаде фриз, выполненный Петром Карловичем Клодтом, известным анималистом и специалистом по лошадям, его работы отличаются степенью проработки деталей и динамикой. Данная работа имеет собственное название «Служение лошади человеку» и сюжет, посвященный участию лошади в деятельности человека, как созидательной в труде, так и разрушительной на войне. Данный элемент избавляет внутренний фасад здания от монотонности и избыточной простоты, напоминает о его назначении и в понятной форме передает идею автора.

0

Троцкий Н.А., Лукин Н.Я., Шепилевский М. А. Дом советов, 1941 г.

Строительство Дома советов было закончено в 1941 г., автором проекта выступил Ной Абрамович Троцкий, архитекторы под его началом: Яков Николаевич Лукин, Модест Анатольевич Шепилевский и другие. Значительное по своим масштабам здание должно было стать основой нового административного центра Ленинграда, но перенос в итоге не состоялся.

Фриз работы скульптора Николая Васильевича Томского выполнен в стиле соцреализм, монументальная скульптурная композиция, продолжающая общую концепцию здания, растянулась по длине на 100 м. Сюжет ее посвящен достижениям класса рабочих, само расположение определяет концепцию применения, так как выше этой композиции расположен только герб страны.

НАДПИСЬ

Original size 3585x2704

Интересным сходством обладает расположение посвятительной надписи триумфальной арки и названия некоторых станций метрополитена на павильонах советской эпохи.

Original size 3585x2704

И. Е. Рожин, Г. К. Яковлев. Станция метро «Смоленская», 1953 г.

Время открытия стации «Смоленская» пришлось на период расцвета сталинской архитектуры, посвященной Победе в Великой Отечественной Войне. Помимо наземного павильона в архитектурный ансамбль станции входит арка, во многом напоминающая триумфальную.

Original size 3585x2704

О. А. Великорецкий, А. Ф. Стрелков. Вестибюль станции метро «Смоленская»

Станционный зал также оформлен в духе имперского величия: углы пилонов украшены полуколоннами и бронзовыми канделябрами, пол выполнен с использованием античного орнамента, а торцевая стена украшена барельефом, посвященным защитникам Родины.

Original size 2400x1810

Г. А. Захаров, З. С. Чернышева. Станция метро «Курская», 1950 г.

Еще одна станция, посвященная Победе, — «Курская» Кольцевой линии. Входная часть павильона оформлена арочными проемами, а вестибюль выполнен с использованием множества символов триумфа советского народа-победителя.

Original size 1200x717

Вестибюль станции метро «Курская» после реставрации, 2009 г.

Original size 3585x2704

В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин. Станция метро «Площадь Восстания», 1995 г.

Станция «Площадь Восстания» была открыта в составе первой очереди Ленинградского метрополитена и получила своё нынешнее название вслед за местом расположения, увековечивая память о революции 1917 года.

0

Вестибюль станции метро «Площадь Восстания»

Художественное оформление станции также посвящено становлению советской власти. Пилоны главного зала украшены литыми медальонами с изображениями революционных событий, а потолок декорирован гирляндами из листьев аканта.

Original size 3585x2704

А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский. Станция метро «Нарвская», 1955 г.

Так же, как и «Площадь Восстания», станция метро «Нарвская» была открыта в составе первой очереди и имеет с ней явное стилистическое сходство. Декоративное оформление павильона станции поддерживает общее стилистическое решение площади Стачек.

Original size 1680x1120

Вестибюль станции метро «Нарвская»

Свое актуальное название «Нарвская» обрела только после смерти Сталина и была переименована в честь Нарвских триумфальных ворот, расположенных напротив ее входа. Но, несмотря на эту формальность, декоративное оформление вестибюля осталось неизменным и отсылающим к триумфальным победам своего времени.

Заключение

Мотив римской триумфальной арки прочно закрепился в историческом и культурном облике последующих эпох. Элементы этого монументального сооружения можно увидеть в первоначальной и переосмысленной форме во множестве общественных, религиозных и даже жилых зданий. Это объясняется их символизмом и историческим подтекстом, передающим триумфальный образ античной культуры.

Человечество всегда стремилось увековечить свои достижения, поэтому мемориальная функция памятника никогда не потеряет своей актуальности. Немаловажным также является духовная подоплека и желание человека приблизится к Богу, а также его стремление к эстетике и гармонии. Триумфальная арка является собирательным образом победы, сакральности, памяти и красоты, и поэтому ее мотивы многократно воспроизводились в архитектуре различных эпох.

Bibliography
Show
1.

1. Баторевич Н. И. Малая архитектурная энциклопедия / Н. И. Баторевич, Кожицева Т. Д., Т. Д. Кожицева — Москва, Изд-во Дмитрий Буланин, .2010 г.- 704 с.-ISBN: 978-5-86007-604-4

2.

2. Герасимов Ю. Н. История архитектуры: В 2-х тт /Ю.Н. Герасимов, Н. Н. Годлевский, М. В. Зубова. — Москва, Изд-во: Архитектура-С, 2016 г.- 464 с.- ISBN 978-5-9647-0271-9

3.

3. Кавтарадзе С. Ю. «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле»/ С. Ю. Кавтарадзе — Москва, Издательский Дом ВШЭ, 2023 — 472 с.- ISBN: 978-5-7598-2562-3

4.

4. Лисовский, В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России; /В.Г. Лисовский; — Москва, Изд-во: Совпадение, 2000 г-416 с.- ISBN: 5-85302-198-2

5.

5. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х — начало ХХ века.: альбом/ Ю. Р. Савельев — СПб., Изд-во Лики России Проект 2003, 2005 г.- 271 с.-. ISBN 5-87417-207-6

6.

6. Шуази О. Мировая архитектура. История. Стили. Направления/ О. Шуази –Москва. Изд-во: Эксмо. 2010 г. 556 с. — ISBN: 978-5-699-40449-0

7.8.9.10.
Image sources
Show
1.2.3.4.

http://omeka.wellesley.edu/piranesi-rome/items/show/23 (дата обращения: 06.12.2023)

5.

https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Ac_titus_face_est.jpg (дата обращения: 06.12.2023)

6.7.

https://www.artfile.ru/i.php?i=1127754 (дата обращения: 06.12.2023)

8.9.10.

https://a.d-cd.net/T2whpwafzP4jW3F8MeS50_tFL2Y-1920.jpg (дата обращения: 06.12.2023)

11.

https://nne.nagorn.ru/1383-palomnicheskaya-poezdka-8.html (дата обращения: 06.12.2023)

12.

https://www.artfile.ru/i.php?i=325786 (дата обращения: 06.12.2023)

13.

https://f.otzyv.ru/f/08/01/14835/23947/22111318472319.jpg (дата обращения: 06.12.2023)

14.15.16.17.18.19.20.21.22.

https://rolldev.files.wordpress.com/2010/05/dscn0599.jpg (дата обращения: 06.12.2023)

23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.

https://photo.gradpetra.net/views/56314.html (дата обращения: 06.12.2023)

36.

https://p1.citywalls.ru/photo_337-345685.jpg?mt=1524944768 (дата обращения: 06.12.2023)

37.38.

https://photo.gradpetra.net/photo_spb/prospekt/full/7/38021.jpg (дата обращения: 06.12.2023)

39.40.41.

https://fotoload.ru/foto/776276/1920x1080/ (дата обращения: 06.12.2023)

42.43.44.45.46.
Мотив римской триумфальной арки в архитектуре последующих эпох
225
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more