Original size 1044x1334

Проект книги «Иконография Русского стиля»

47
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Книга создана на основе исследования ключевых образов, наиболее характерных для русской традиции и формирующих русский стиль, а также анализа влияния этих образов на современную визуальную культуру.

Название книги — «Иконография Русского стиля», содержит в себе скрытый вызов. Термин «иконография» имеет множество значений в истории искусства, политологии и религии, но для этой книги самой главной характеристикой иконографии является то, что она позволяет собирать, классифицировать и описывать визуальные образы, бытующие в той или иной культуре и традиции.

Русский стиль — направление модерна в России рубежа XIX–XX веков, которое характеризовалось обращением к допетровскому визуальному языку. Этот стиль возник благодаря русской интеллигенции, которая в поисках национальной идеи и самобытности обратилось к своим «корням». Русские мотивы набирали популярность в различных сферах искусства, включая интерьер, ювелирное искусство и балет.

В книге проведено исследование визуальных образов, ассоциирующихся с термином «Русский стиль», изучено их влияние на явления из мира современного искусства и моды.

big
Original size 1908x1336

Структура книги

Книга «Иконография Русского стиля» имеет следующую структуру: она состоит из трех частей, каждая из которых в свою очередь содержит несколько глав и подглавок.

Часть 1. Бестиарий Глава 1. Львы • Крылатый лев Глава 2. Грифон Глава 3. Крылатые • Жар птица • Сирин, алконост и гамаюн Глава 4. Обитатели подводного царства

Часть 2. Образы из былин и сказок Глава 1. Герои (Богатыри) • Илья Муромец • Микула и Вольга • Садко Глава 2. Героини • Кокошник • Снегурочка • Царевна-Лебедь

Часть 3. Избранные народные святые Глава 1. Серафим Саровский Глава 2. Николай Чудотворец Глава 3. Илия Пророк

Первая часть книги носит название «Бестиарий» и включает в себя четыре главы. В них представлены популярные для русской визуальной традиции животные: львы, грифоны, сирин, алконост, гамаюн, жар-птица и др.

Бестиарий — своего рода иллюстрированная средневековая энциклопедия, в которой можно встретить реальных и фантастических существ. В средневековье каждый элемент мира воспринимался как проявление Бога, книга в основном сосредоточилась на религиозном значении каждого животного. Бестиарий оживлял перед глазами читателя как реальных, так и фантастических существ, предлагая как религиозное вдохновение, так и развлечение для ума.

Звери и их символика стали настолько привычными, что они часто сбегали со страниц бестриария, чтобы обитать во множестве произведений искусства, от изделий из керамики и металла до домашней утвари. Бестиарий также послужил основой для зарождающейся области естественной истории в позднем средневековье и стал фундаментом для культурного наследия, которое до сих пор влияет на изобразительное искусство. В этой части можно ознакомиться с некоторыми существами из бестриария русского средневековья и трансформацией их визуальных образов с течением времени.

Original size 1754x1239

Вторая часть — «Образы из былин и сказок». В ней представлены богатыри, царевны и другие персонажи, история их бытования в фольклорной традиции и визуальной культуре

На протяжении столетий фольклор, особенно былины и сказки, составляли неотъемлемую часть русской жизни. Эти истории, зародившиеся в дохристианской Руси, систематизированные в XIX веке и использованные в политических целях в Советском Союзе, — один из способов проследить социальную историю России и ее традиции.

Кодификация и изучение русского фольклора начались в начале XIX века, когда развитие романтического движения привело к желанию записывать и сохранять устные традиции. Именно в это время фольклор стал подразделяться на различные подразделы, наиболее популярными из которых были бытовые сказки, сказки о животных и богатырские народные сказания. Во второй части книги я предлагаю ознакомится с мужскими и женскими персонажами, уделив внимание их многообразию, символике и прообразам.

Original size 1720x1116

Третья часть — «Избранные народные святые». Она посвящена святым, жития которых вольно перерабатывались «в народе», иногда уходя в крайности, дополнялись новыми подробностями, далекими от канона

В антропологии и фольклористике уже стало нормой говорить о народной религии или религиозном фольклоре. Исследователи всегда подразумевают некоторое противопоставление между официальной и народной религией. Тем не менее, фольклорные религиозные тексты, включая пословицы и поверья, нередко базируются на историях из священного писания, адаптированных и трансформированных под локальный контекст. Ко всему прочему, поскольку религия по своей сути предполагает интерпретацию, религия человека не может не быть народной. Эта часть позволит вам убедиться в этом, изучив трех почитаемых в народе святых — Серафима Саровского, Николая Чудотворца и Илию Пророка.

Original size 1731x1144

Несмотря на значимость искусства русского модерна для настоящей книги как периода кристаллизации Русского стиля, в ней встречаются и предметы, созданные задолго до него. Это связано с задачей поиска образов, на которые опирались художники и деятели культуры серебряного века.

Проблемным является вопрос о происхождении визуальных образов, которые принято считать типичными для «русского стиля». Миграция образов из одной культуры в другую, общехристианские образы — это те неоднозначные моменты, которых невозможно избежать по причине взаимодействия различных культур, а также сильного влияния искусства Византии на становление «русского» искусства и зодчества.

Original size 1754x1239

Визуальный образ «Царевна-лебедь»

Планируя структуру этого издания, я ставила перед собой цель не только создать словарь визуальных образов русского стиля, но и понять, какие из них оказались наиболее жизнеспособными и используются и в наши дни. Такой подход оказался плодотворным, но и создал ряд ограничений — оказалось, некоторые визуальные образы близки к «вымиранию», и не имеют современной визуальной традиции. Не менее проблемна и эксплуатация визуальных образов русского стиля теми современными художниками и брендами, которые используют тематику русского стиля, фольклора как основополагающий принцип своего творчества, как его ДНК.

Яркие цвета, ажурные орнаменты, примитивистские, анималистические и цветочные мотивы — все это черты самобытного русского стиля. Тем не менее, этим он не исчерпывается, и я предлагаю вам взглянуть на все многообразие русской визуальной традиции с помощью этого издания.

Цель исследования — показать архитипические русские образы, составить представление об их символике и современной визуализации

Original size 2238x1168

Итоговая версия книги

Собранные материалы были сверстаны в формате журнала студенткой Дарьей Ивановой в рамках курса «Специальные технологии» (Технологии дизайна), 4 модуль, 2023 год

Проект доступен по ссылке на  Calameo

Loading...
Original size 1800x1275
Original size 1800x1275
Original size 1800x1123
Original size 1800x1123
Original size 1800x668

Книга «Иконография русского стиля. Исследование визуальных образов» представляет собой исследовательскую часть дипломного проекта Никифоровой Вероники Ильиничны.

Руководитель проекта: Михаил Нисенбаум

Обложка на mediiia: Koss koss. Кокошник. 2022

Проект книги «Иконография Русского стиля»
47
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more