
Исторический контекст

В основе концепции лежит традиция, пришедшая из Франции. В 17 веке в эпоху Людовика XIV дамы стали украшать платья и прически живыми цветами, которые вставляли в портбукеты.
Портбукет это аксессуар в виде небольшого футляра для цветов, который крепится к платью или носится в руках.
Конструкция портбукета позволяла защитить ткань платья или перчатки от пятен, которые могут оставить растения. В нижней части аксессуара размещался флакончик с водой, чтобы сохранить свежесть цветов как можно дольше.
На фото: Дама с портбукетом.

Фрагмент портбукета; работа Иеремии Позье; Россия, о. 1770 г.; золото, эмаль, бриллианты; хранится в Алмазном фонде.

Сложные конструкции имели крохотную подставочку — портбукет мог превращаться в миниатюрную вазу.
Кстати, тогда же считалось, что запах цветов способен оградить от болезней, например от чумы.
На фото продемонстрировано, как конструкция портбукета превращается в вазочку, а из-под ножек виднеется стеклянная колба, куда помещались растения.
Традиция ношения протбукетов пришла в Россию и приобрела новый виток в ювилирном искусстве.
Говорят, что Российские императрицы настолько любили украшения, что предпочитали живым цветам букетики из драгоценных камней.

«Драгоценные букеты» — модное украшение эпохи Елизаветы Петровны. С обратной стороны букет представлял собой достаточно массивную золотую пластину, а на лицевой стороне красовалась настоящая минералогическая коллекция.
На фото большой букет Елизаветы Петровны работы Иеремии Позье.
Букеты Иеремии Позье представляют собой отдельные каменные цветочки прикрученные проволокой к стеблю-черешку, вырезанному из простого дерева.
Каждый камень имитирует отдельный лепесток или листик, а то и целый цветок. Ради получения требуемого эффекта применялись разнообразные типы огранки в зависимости от породы камня: например, «бриллиантовая» или «розой», при которой грани наверху сходятся в одну точку, подобно лепесткам бутона розы.
В середине XIX века драгоценные букеты поместили в вазочки-подставки, выточенные из горного хрусталя или стекла. Вазочки выполнены столь искусно, что создавалась полная иллюзия налитой в изящный сосуд кристально чистой воды.
Спустя 150 лет идею таких минералогических букетов в вазочках «с водой» использовали К. Фаберже и Тиффани.
Букеты из драгоценных камней в хрустальных вазочках, Иеремия Позье, Россия, хранятся в Эрмитаже.
Концепция современного портбукета


Металлическая оправа портбукета начинает обвиваться вокруг хрустальной колбы предназначенной для маленькой композиции из живых цветов.
Классикой русской ювелирной декоративно-прикладной школы считается сочетание хрусталя с серебром.
В связи с этим именно этот материал выбран основным для производства современного портбукета.


Производство

«Летом 1756 года орловский купец Аким Мальцов основал во „Володимерском уезде“ Московской губернии при речке Гусь, в имении Никулино, в урочище Шиворово хрустальный завод. Первоначально здесь работали 59 человек при 4-х стекловаренных печах „о шести дойницах для материи на хрустальную посуду“ и „о четырех дойницах для простой материи“. При заводе помимо двух деревянных гут были печи для закалки изготовленной посуды, сушильня для дров, специальные чуланы для хранения посуды и стекла.»
В настоящее время имя Мальцова относится к трем производствам: — Гусевский хрусальный завод им. Мальцова — Дятьковский хрустальный завод — Мальцовский завод или Русский хрусталь
Именно на Мальцовском заводе производится декоративные наборы из хрусталя.
В основу деятельности Мальцовского завода лежит идея возрождения утраченных традиций производства изделий царской России, сочетающих в едином художественном произведении хрусталь и металлический декор (бронза, латунь посеребренная, с последующим чернением металлами платиновой группы).
Сервиз № 1 из оригинально прейскуранта Мальцовского завода, Село Дятьково, Брянского уезда, Орловской губернии, 1800 х годов.
В изделиях царской России часто можно встретить композиции в сочетании хрусталя с серебром, это как правило вазы-конфетницы или фруктовницы, штофы с серебряным горлышком, чернильницы.
Стоимость изделия
Оба элемента портбукета можно изготовить на Мальцовском хрустальном заводе.
Основные материалы: Шар — хрусталь Лента — латунь покрытая серебром
Стоимость изготовление образца перед производством партии: Изготовление формы для шара — 20 000 руб. Подгон огранки — 50 000 руб. Подбор изгиба ленты из латуни — 50 000 руб.
Стоимость запуска производства — 120 000 руб.
Производство по образцу: Хрустальный шар — 8 000 руб. Посеребренная лента — 15 000 руб.
Стоимость одного изделия при партии в 50 штук с учетом запуска производства — 25 400 руб.
Упаковка не включена в стоимость производства.