Original size 2480x3500

Бесполая мода в авангарде

114
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Одежда — это неотъемлемая часть в жизни человека как и 10000 лет назад, так и сейчас. Изначально, у нее была строго утилитарная цель — защитить и согреть. Но чем дальше шло время, тем больше появлялось значений у такого, на первый взгляд простого приспособления для человека, как несколько кусков ткани, сшитых вместе. У ткани нет пола. Но вместе с развитием общества, те или иные вещи, приобретали значение статуса, были присущи определённому полу, возрасту или профессии. И вместе с этим статусом, создавалась стигма, через которую не могли перешагнуть те, чьему статусу или другой характеристике не полагался данный костюм.

«Все мы рождены голыми» -RuPaul

Юбка, от самой простой и удобной одежды, стала присуща только одному полу — женскому. Тогда как штаны — мужчинам, и тем, кто перестал считаться в обществе «женщиной». Но все изменилось с началом индустриализации и новейшего времени. С появлением заводов, разрушением традиционного общества и его патриархальной ячейки, стали изменяться и обстоятельства. Появление движения суфражисток, мировые войны, смерти миллионов людей, глобализация, индустриализация, пандемии, миграция, электронизация. Эти, и многие другие причины, кардинально изменили равномерное течение истории, перевернув и ускорив его. Во всем этом, женщина, теперь уже не была на заднем фоне, а играла на равных с мужчиной. Уже не было возможности существовать в патриархальной парадигме.

С проявляем у женщин прав и возможностей, стал меняться и ее костюм. Но не только ее, но и мужской тоже. В новом обществе, где больше нет устойчивых правил, человек волей не волей, может легко потеряться. Но не только потеряться, но и найти то, что ему по душе, не рискуя стать стигматизированным. Женщина, больше не может оставаться послушной домохозяйкой, всегда красивой и сексуальной, но при этом кроткой и скромной. Мужчина, добытчиком и защитником, всегда серьезным и скупым не эмоции, тем, кто всегда будет непоколебим и мужественным. Новый мир, такой сложный и запутанный, стер все понятные ранее пути жизни, которым следовали люди. И параллельно с этим, меняется все вокруг, и в том числе костюм. Это исследование посвящено одежде без пола и тому, как авангардные дизайнеры радикально меняли взгляд людей на одежду, убирая традиционное представление о «фемининном» и «маскулинном».

Это тема важна по сей день, так как описанные мной процесс продолжаются, и теперь уже стирается грань не только в материальном мире и гардеробе человека, но в гендере и представлении о реальности. Создание бесполого гардероба стала возможностью для женщин всего мира быть собой, уйти от общего сексуального и фемминного стандарта вне зависимости от причин.

[1] история

Гендерная некомфорность 50-х Популярность феминности 60-х Небинарные 70-е

После Второй Мировой войны, общество стало радикально меняться. Молодежь, не имя стабильного фундамента стала бунтовать и идти против своих родителей. Именно в 50-е и начали появляться знакомые нам субкультуры, в которых молодежь могла быть свободна в самовыражении, и не считаться с традиционными представлениями о вещах.

Original size 4598x2246

Одним из ярким примеров является течение «teddy girls», девушек, которые имитировали костюм своих парней, и просто мужик тех времен. Пиджаки, брюки, рубашки, галстуки, небрежные прически, и а целом неряшливый внешний вид являлся эталоном. Они не были прилежными девочками, они трудились на заводах, ходили в танцевальные клубы, проводили множество времени с мужчинами. В общем все то, что осуждали британские старцы.

Original size 3799x2400

1960-е пошло модное изобилие, которое стало увеличиваться с годами и десятилетиями. Молодежь с появлением Битлз, рок-н-ролла, Буги, битников, рока, Энди Уорхола, стала еще больше преображаться. Теперь это не был просто бунт, это стало новым образом жизни. Эти люди, будто были из будущего, или даже с другой планеты. Они одевались в мужские костюмы, носили мини юбки, надевали яркие цветные и эпические костюмы.

Original size 4371x1998

В 1970-е появился пост-панк и глэм рок. Изменив не только мир музыки, но и общество, основными законодателями новой жизненной философии стали музыканты и их модельеры. Теперь костюм не был мужским или женским, он стал неким средним, уравнителен между женским и мужским.

Параллельно с этим, появляются новые модные дизайнеры, которые не желают вписываться в традиционные рамки одежды по тем или иным причинам. В последующие годы, они произведут революцию в мире одежды, и миллионы людей станут покупать их создания, и подражать им. Эти люди желали видеть мир иначе, им не было близко то, что диктует традиция или мнение общества. Их всех объединяет то, что они были и остаются одиночками даже по сей день.

[2] Рей Кавакубо

Original size 4793x2781

Фотография Рей Кавакубо

Рэй Кавакубо родилась 11 октября 1942 года в Японии. Живя в послевоенной Японии, было сложно абстрагироваться от бедности, несчастья, общей травмы, которую переживали японцы. Её виденье отличалось от того, которое существовало в традиционном мире текстиля. Япония погружалось во влияние запада, от которой шла мода, и поощрение сексуальности и феминности. Она не могла видеть в таком образе женщин. Свои ощущения и видения она передает через одежду и образы, которые сама создает. В них смешивается темное и бесформенное, нечеловеческое и бесполое. Её одежда не похожа на типичные наряды. Все они, будто овеяны скорбью и чувством отчужденности.

Original size 4294x2579

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1991

Original size 3393x2189

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1991

В ранних коллекциях, Рэй добивалась это с помощью простых силуэтов и незавершенности изделий, выражавшихся в необработанных краях, несимметричных сторонах, и тд. Это, и прибегание к свободным силуэтам, создает ощущения того, будто модели находятся в другом времени, не подвергнутому нынешним заботам и стеснениям.

Original size 5198x2182

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1991

Original size 5262x1857

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1992

Original size 5255x2853

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1992

Original size 5070x2957

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1992

В своей коллекции осень-весна 1994 года, Рэй и вовсе создала образы основанные на милитаристской тематике, где модели выходят на подиум под марш, а сама одежда создана и военной формы, или ткани использовавшейся для создания оной.

Original size 5208x2550

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1994

Original size 5217x1415

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1994

Original size 4987x3048

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1994

Original size 4544x3013

Фотографии Vogue, с показа FW Ready-to-Wear 1994

В друго своей коллекции, весна-лето 1995, Кавакубо создает образы выглядящие как типично мужские костюмы, которые носят мужи на работу в офис, на деловые встречи и тд. Создана эта коллекция была под слова о бесполой одежде, которая бы размывала границу между полами.

Original size 5212x1654

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1995

Original size 5212x2562

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1995

Original size 5262x2315

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1995

Original size 5212x2348

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1995

Но одной из самых значительных стал показ коллекции Весна-Лето 1997 года, где Платья вовсе перестали принимать человеческий вид. Теперь на моделях красуются отростки, сами они больше похожи на коконы, чем на сексуальные силуэты принятые в модном обществе. Эти отростки были революцией и заявлением. Они вызывали волнение и непонимание.

Original size 4696x2742

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1997

Original size 5212x2500

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1997

Original size 2840x2408

Фотографии Vogue, с показа SS Ready-to-Wear 1997

[3] Йоджи Ямомото

Original size 5262x2973

Йоджи Ямомото

Йоджи Ямамото родился 3 октября 1943 года в Японии. Также как, как Рэй Кавакубо, он стал свидетелем общественного упадка тех времен. Однако, в отличии от Кавакубо, его путь не был так понятен, и то, что он стал модельером, было заслугой частично именно его матери. Сущность его одежды, составляет уход от традиционной женскости в одежде, которая была так популярна. По его собственным словам, ему не нравилось, насколько все похоже одеваются и просят создавать одинаково западные вещи гардероба.

Original size 5101x1830

архивное видео показа Yohji Yamamoto, SS 1994 READY-TO-WEAR

В своих показах, он делает отсылки на рабочую форму, халаты врачей, традиционную японскую одежду, в которой нет четкой привязанности к полу.

Original size 5262x1475

архивное видео показа Yohji Yamamoto, SS 1994 READY-TO-WEAR

Original size 5262x2379

архивное видео показа Yohji Yamamoto, SS 1994 READY-TO-WEAR

Original size 5011x2248

Фото с показа Yohji Yamamoto, SS 1994 READY-TO-WEAR

Подобная объемная одежда, как бы смещает фокус с фигуры женщины, на саму одежду, или личность того, кто ее носит. И не только объемную одежду делает модельер. Также он создавал образы прямую скопированные с мужских, что также размывало это понимание разделенное на четко мужскую и женскую одежду.

Original size 5118x3563

Фото с показа Yohji Yamamoto, SS 1994 READY-TO-WEAR

Original size 5131x1434

Фото с показа Vogue Yohji Yamamoto, FW 1995 READY-TO-WEAR

Original size 5211x2521

Фото с показа Vogue Yohji Yamamoto, FW 1995 READY-TO-WEAR

Original size 5211x2005

Фото с показа Vogue Yohji Yamamoto, FW 1995 READY-TO-WEAR

[4] Мартан Маржела

Original size 5262x1661

Мартан Маржела

Мартан Маржела родился 9 апреля 1957 года в Бельгии. Он стал настоящим звездой моды, создав популярность вокруг своих произведений, которые он создавал с помощью реконструкции, внося в них самые необычные смыслы. Свой путь Мартан начинал постепенно, и во время его начинаний, Кавакубо и Ямамото уже проводили показы в Париже, и их имена были связаны с миром моды тесно. Однако, при всем его уважение и любви к ним, он смог создать свой уникальный бренд и видение, в которых перестраивает привычное представление о высокой моде и том, как она должна выглядеть.

Original size 4130x3015

Жилет из разбитой посуды, Martin Margiela, 1989 // Жилет из папье-маше, Martin Margiela, 1990

Original size 5095x3184

показ Martin Margiela, SS 1989

Начиная с самых ранних показов, Маржела уже отказывается от привычных элементов гардероба, выводя моделей то в одной юбке, то просто в куске ткани, то и вовсе в предметах созданных из найденых объектов, вроде носков или пакета. Но одним из самых знаковых и главных его элементов стала маска. Маска анонимности и скрытности, которая закрывает лицо модели, смещая фокус на произведения дизайнерской мысли. Модели, зачастую выглядящие невероятно андрогин, теряет всякие отличительные признаки, становясь манекеном и размываю то представление, кому же все-таки нужно носить подобную одежду.

Original size 5016x1735

показ Martin Margiela, SS 1989

Original size 5262x1752

архивное видео показа Martin Margiela, SS 1989

Original size 4348x2135

показ Martin Margiela, SS 1990

Original size 5095x2576

показ Martin Margiela, FW 1995

В последующих коллекция, Маржела комбинирует свой прием маски с самим нейтральными костюмами, выведенным в различных поля презентации. В них уже нет даже места для вторичных половых признаков, или вещах, исконно носимых женщинами. И порой, даже окрашенные в розовый юбки и свитера, становятся нейтральными объектами для носки, не сигнализирующими свою исконную принадлежность к определенному полу.

Original size 5095x1732

показ Martin Margiela, FW 1995

Original size 5262x2173

показ Martin Margiela, FW 1995

Original size 3118x3042

показ Martin Margiela, SS 1998

Original size 4150x2526

Martin Margiela, FW 1998

Original size 4853x2984

показ Martin Margiela, FW 1998

Original size 4654x1744

Martin Margiela, FW 1998

[5] Анн Демельмейстер

Original size 5262x2202

Анн Демельмейстер

Анн Демельмейстер родилась 29 декабря 1959 года в Бельгии. Как и другие персоны, о которых было рассказано ранее, она также отличалась с самого начала от своих сверстников. Будучи ещё студенткой в университете, для нее были чужды те каноны, которыми пытались обучить их преподаватели, и даже позже, она всегда выбирала свое индивидуальное самовыражение. Так и потом, при открытие собственного бренда, она продвигала именно свое виденье, мистическое и поэтичное, сексуальное, но не в распространенном смысле, а будто эта энергия, идущая из самой натуры человека. Вот на что, была похожа одежда создаваемая Анн.

Original size 3333x2576

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, FW 1995 / FW 1993

Original size 4866x2433

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, SS 1997

Original size 4866x2419

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, SS 1997

Original size 4541x1732

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, FW 1997

Брючные костюмы, пиджаки, галстуки, рубашки, прямо крой, и тайна. Вот в чем заключается основа творений Анн. По истине авангардная, она редко изменяет черному цвету. Ее модели больше смахивают на призрачных сущностей, или неких нейтральных личностей, чем на кого-то определенного.

Original size 5262x2656

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, FW 1997

Original size 4638x2100

Фотографии с показа Ann Demeulemeester, SS 1998 / FW 2000

Original size 3044x1393

Ann Demeulemeester the book, 2014

Original size 2657x2156

Ann Demeulemeester the book, 2014

Original size 4338x2013

Ann Demeulemeester the book, 2014

[6] заключение

Несмотря на то, что модельеры авангарда не были первыми, кто создал бесполый костюм, можно смело сказать, что они сделали популярным и модным, отстроившись от общепринятого и понятного. Следуя за собственным видением, они создали собственное представление о том, как хотели бы видеть человека в одежде. Не сексуальный объект, а отдельную личность, со своими желаниями и чаяниями. Их одежда, сыскала много сторонников, которые по сей день продолжают вдохновляться ими и разрушать устаревшие представления о должном. Есть еще много того, о чем они рассказывают через свою одежды, и модельеры авангарда, которые внесли важный вклад в это течение, но именно эти личности положили начало и интерес к реконструкции и преследованию собственных личностных стремлений.

Image sources
Show
1.

https://ru.pinterest.com/pin/8303580552200308/ (дата обращения: 29.11.2023)

2.

https://ru.pinterest.com/pin/114841859239625679/ (дата обращения: 29.11.2023)

3.

https://ru.pinterest.com/pin/25684660365315678/ (дата обращения: 29.11.2023)

4.

https://ru.pinterest.com/pin/534169205813653590/ (дата обращения: 29.11.2023)

5.

https://ru.pinterest.com/pin/563018695977585/ (дата обращения: 29.11.2023)

6.

https://ru.pinterest.com/pin/17732992275750188/ (дата обращения: 29.11.2023)

7.

https://ru.pinterest.com/pin/489836896983751332/ (дата обращения: 29.11.2023)

8.

https://ru.pinterest.com/pin/583779170446184682/ (дата обращения: 29.11.2023)

9.10.11.12.13.14.15.

https://ru.pinterest.com/pin/474918723183018636/ (дата обращения: 29.11.2023)

16.

https://www.youtube.com/watch?v=hQ2B1NWCIXQ (дата обращения: 27.11.2023)

17.18.19.20.21.22.

https://archived.co/Martin-Margiela-Library (дата обращения: 27.11.2023)

23.24.25.26.27.

https://archived.co/Ann-Demeulemeester-Book (дата обращения: 27.11.2023)

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more