
Концепция
В истории театра Леди Макбет занимает особое место как образ, сочетающий в себе силу и разрушение, страх и притяжение, волю и безумие. Этот персонаж стал зеркалом эпох, школ, режиссёрских и актёрских трактовок, и в особенности — визуальных интерпретаций. На протяжении десятилетий сценическая и кинематографическая Леди Макбет постоянно переосмыслялась, отражая не только взгляды постановщиков, но и эстетические, политические, гендерные установки своего времени. Именно пластичность этого образа и его устойчивое присутствие в мировой сценической практике определили выбор темы.

«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Объектом исследования стали визуальные трактовки Леди Макбет в театре и кино второй половины XX и начала XXI века. Исследование основывается на том, как внешний облик персонажа — в первую очередь костюм, силуэт, фактура, цвет и пластика тела — влияет на восприятие её характера, мотивации и статуса. Через визуальный анализ можно проследить, как один и тот же персонаж приобретает противоположные смысловые акценты: становится чудовищем, жертвой, королевой или ведьмой, и как именно эти значения конструируются средствами сценической визуальности.

«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
Таким образом, выбранная тема позволяет глубоко раскрыть вопрос средствами изображения, минимизируя количество текста и опираясь на визуальные сопоставления. Это делает исследование адекватным по формату визуального портфолио и эффективным для анализа без утраты смысла.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
Визуальные материалы для исследования отбирались по принципу стилистического и географического разнообразия. В выбор вошли постановки, охватывающие различные культурные традиции. Хронологически анализируемые образы охватывают период с 1950-х годов по 2020-е, включая как классические академические подходы, так и современные радикальные формы. Приоритет отдавался постановкам, в которых образ Леди Макбет выступает как самостоятельный выразительный элемент, обладающий нарративной функцией.
Текстовые источники использовались вспомогательно и точечно — как аналитический контекст, а не как основа. Критические статьи, программки спектаклей, интервью с режиссёрами и художниками по костюмам, а также академическая театроведческая литература помогали корректно интерпретировать визуальные материалы. Однако приоритет исследования был смещён именно в сторону зрительного анализа, где изображение читается как основной носитель информации и смысла.
«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Структура исследования выстроена линейно и последовательно: каждый образ рассматривается в отдельности, в единой визуально-аналитической системе. Для каждого случая анализируется общая сцена, силуэт и костюм в пространстве, детали образа, а также акцент на той черте характера, которую поддерживает визуальная стилистика. Важной частью каждого раздела становится сопоставление с визуальными архетипами, позволяющее избежать субъективности восприятия и усилить считываемость смысла через форму.


Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
Гипотеза исследования заключается том, что визуальный образ Леди Макбет оказывает прямое влияние на интерпретацию характера персонажа и способен изменить его восприятие зрителем.
«Sleep No More», Punchdrunk — Леди Макбет как безмолвный ритуал
Sleep No More — это не спектакль в классическом понимании, а театральный лабиринт, в котором зритель свободно передвигается, наблюдая фрагменты действия. Леди Макбет здесь — не рассказчица, а физическое присутствие тревоги, страсти и безмолвной власти.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
Пространство спектакля воссоздаёт отель 1930-х годов, превращённый в многоэтажный лабиринт. Комнаты — это не просто декорации, а метафоры фрагментированного сознания героини. Зритель как будто перемещается внутри её памяти. Поскольку все зрители ходят в масках, лицо Леди Макбет становится фокусом — оно «говорит» за весь зал. Она — единственная, кто видит и знает, остальные остаются тенями.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
Леди Макбет не произносит ни слова. Её тело — основной язык. Пластика движений выстроена на ритуальной основе: жесты повторяются, как заклинания. Это не столько актёрская игра, сколько хореография подавленного ужаса.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
Наряд Леди Макбет в Sleep No More — не просто платье, а код персонажа. Костюм Леди Макбет в Sleep No More минималистичен, но концептуален. Тёмное шёлковое платье свободного кроя подчеркивает её текучесть и призрачность. Обнажённые руки и плечи усиливают телесность образа, делая его уязвимым и властным одновременно.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
В этой версии Леди Макбет соблазняет не словами, а близостью. В хореографических дуэтах с Макбетом её тело — это одновременно страсть и приговор. Через символику, движения и пространство Леди Макбет сближается с образами жрицы и ведьмы. Её роль — не бытовая, а сакральная. Она — та, кто управляет ритуалом, призывает силы и обрушивает проклятие на дом.
Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011


Верховая Жрица, Таро Уэйта / Sleep No More, Punchdrunk, Нью-Йорк, 2011
«Harriet Walter», Royal National Theatre — тишина, разъедающая изнутри
Постановка Макбета в Национальном театре 1999 года создаёт ощущение внутреннего надлома и личной трагедии. В трактовке режиссёра Говарда Дейвиса история превращается в изучение психологических срывов, вины и отчуждённости. В этой версии Леди Макбет почти не демонстрирует силу — наоборот, она тонет в собственной сдержанности, контроле и беспокойстве.
«Harriet Walter», Royal National Theatre (Лондон), 1999
Образ Леди Макбет здесь лишён традиционного демонизма. Она не доминирует, не подавляет — скорее, разрушает себя изнутри. Взаимоотношения с Макбетом лишены страсти — их заменяет тревожное молчание. Она словно уже знает, к чему всё приведёт, и действует вопреки собственной воле.
«Harriet Walter», Royal National Theatre (Лондон), 1999
«Harriet Walter», Royal National Theatre (Лондон), 1999
В отличие от классических трактовок, где костюм усиливает власть Леди Макбет, здесь он, напротив, отнимает у неё статус. Образ выглядит случайным, почти неуместным — как будто она не готова ни к роли жены убийцы, ни к роли королевы. Этот визуальный разрыв между событием и его «внешней упаковкой» создаёт ощущение тревоги и растерянности.
«Harriet Walter», Royal National Theatre (Лондон), 1999
Образ Леди Макбет у Harriet Walter отсылает не к ведьме и не к царице, а к древнему архетипу — женщины, оплакивающей неизбежное. В её позе, взгляде и костюме скрыта внутренняя смерть, предшествующая трагедии. Это не властная инициаторка, а свидетелица падения, которая не может и не хочет его остановить.


«Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли, 1490–1492 / «Harriet Walter», Royal National Theatre (Лондон), 1999
«Макбет», Berliner Ensemble — индустриальный ангар
«Макбет», Berliner Ensemble, 2004
Остермайер помещает «Макбета» в индустриальный ангар, лишённый декора и символизма. Пол покрыт грязью, сцена напоминает зону боевых действий. Власть здесь не сакральна, а животная и грязная. Пространство работает не как фон, а как равноправный участник действия — гасит героев, втягивает в себя.
«Макбет», Berliner Ensemble, 2004
Ангела Винклер играет Леди Макбет как разрушенную фигуру. Её тело напряжено, движения сбивчивы, голос неуверен. Это не властная женщина, а героиня на грани срыва. Она больше страдает, чем управляет.
«Макбет», Berliner Ensemble, 2004
Леди Макбет в этой версии не имеет одного канонического образа — её костюм меняется, как и состояние персонажа. Все они подчеркнуто несценичные, бытовые — не возвышают фигуру, а втягивают её в реальность. Это одежда женщины, а не царицы. Через неё раскрывается ломкость власти и личная хрупкость героини. Она легко пачкается, цепляется, рвётся, становясь метафорой психического истирания.
«Макбет», Berliner Ensemble, 2004
Леди Макбет здесь говорит телом. Её язык — нервные движения, дрожь, потерянный взгляд. Это не пластическая выразительность, а распад. Тело отказывается держать форму. Она не управляет сценой — она в ней тонет.
«Макбет», Berliner Ensemble, 2004
Архетип, с которым резонирует этот образ — не демоническая царица, а Медея. Не мифическая героиня, а женщина, доведённая до предела. Её злодейство — не жест, а последствие. Она не зовёт силы тьмы — она сломана реальностью.Архетип, с которым резонирует этот образ — не демоническая царица, а Медея. Не мифическая героиня, а женщина, доведённая до предела. Её злодейство — не жест, а последствие. Она не зовёт силы тьмы — она сломана реальностью.


«Медея», Эжен Делакруа, 1862 / «Макбет», Berliner Ensemble, 2004
«Macbeth», Cheek by Jowl — психологическая отчуждённость
Постановка оформлена минималистично: практически пустая сцена, белые стены, нейтральный свет, подчёркивающий монохромность. Визуальная сдержанность делает любые движения персонажей особенно напряжёнными, почти болезненными. Пространство напоминает не замок, а лабораторию, где чувства подлежат вскрытию. Это подчёркивает психологическую природу действия: здесь царят не страсти, а внутренняя тревога и отчуждённость.
«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
Анастасия Хилл играет Леди Макбет как женщину, раздираемую внутренним конфликтом. Это не агрессивная фигура, а скорее — хрупкая и отстранённая. Она словно заранее знает, к чему приведёт всё происходящее, и в каждом её жесте чувствуется надлом. Её энергия — это не власть, а болезненное усилие удержать происходящее от распада.


«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
Костюм Леди Макбет почти лишён выразительности. Это простой тёмный наряд, ближе к повседневному, чем к театральному. Он растворяет героиню в нейтральной среде сцены, не давая ей никаких «внешних» признаков статуса. Этот приём подчёркивает отчуждённость: одежда не защищает, а обезоруживает, делает уязвимой. Леди Макбет почти не отличается от стен вокруг неё.


«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
Леди Макбет почти не делает резких движений. Её тело — зажатое, напряжённое, словно под внутренним давлением. Жесты короткие, минимальные, мимика сдержанная. Даже в момент подстрекательства к убийству голос звучит не агрессивно, а скорее отстранённо. В этом трактовании опасность кроется не в ярости, а в молчаливом бездействии и отрешённости.


«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
Если в других постановках Леди Макбет — активная фигура, то здесь она скорее зеркало, в которое смотрится сам Макбет. Она не задаёт импульс, а принимает отражение. Такое трактование делает её одновременно сильной и прозрачной: её влияние — не в действии, а в присутствии, как невыносимый взгляд или неотвратимая мысль.
«Macbeth», Cheek by Jowl (реж. Деклан Доннеллан), 1999
«Макбет», театр имени Вахтангова — психофизическая воронка
Бутусов создаёт на сцене психофизическую воронку. Пространство спектакля — это не замок, не ландшафт, а поле внутренней турбулентности, где персонажи разрываются между желанием, страхом и самоуничтожением. Визуальный язык — контрастный, хаотичный: чёрное и красное, тени, экспрессивные проекции, постоянное движение. Макбет и Леди Макбет здесь как два вихря, сталкивающихся и уничтожающих друг друга.
«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Лаура Пицхелаури выстраивает Леди Макбет как разрываемую противоречиями фигуру. Она одновременно активна и разрушена, кричит и замолкает. Её речь — не логика, а поток. Она похожа на женщину, которая уже побывала в аду и теперь говорит из него. Это не политический игрок, а носитель внутренней, почти нечеловеческой силы. Её лицо, голос, тело работают на пределе допустимого — не в плане пафоса, а как акт отчаянной правды.
«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Костюм Леди Макбет эволюционирует: в начале — визуально подчёркнутый, женственный, элегантный, с глубокими цветами, ближе к финалу — словно растворяется в сценическом свете. Форма становится шире, цвета тускнеют, она уже не так выделяется, а сливается с пространством. Это костюм как маркер внутреннего горения — от выразительного пламени до пепла.


«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Леди Макбет у Пицхелаури — персонаж, у которого каждое движение — выплеск эмоции. Её тело сотрясается, голос срывается, пластика — непредсказуемая. Она может изогнуться в полуспине или упасть в истерике — это не «игра безумия», а жест настоящего слома. Психофизика не иллюстрирует чувства — она ими становится.
«Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Эта Леди Макбет ближе к древнегреческим Эриниям — богиням мщения. Она не человеческий характер, а персонифицированное последствие желания власти. Её голос звучит как судьба, её жест — как кара. Архетип не жены, не женщины, а силы, которую невозможно обуздать.


«Орест, преследуемый эриниями», Уильям-Адольф Бугро, 1862 / «Макбет», театр имени Вахтангова, 2021
Заключение
Визуальное исследование театральных трактовок Леди Макбет показало, насколько гибким и многослойным может быть сценический образ одного персонажа. От монументальной классики до авангардных интерпретаций, Леди Макбет неизменно оказывается проекцией эпохи, режиссёрского взгляда и актёрской природы — и в каждом случае костюм становится важнейшим элементом, задающим тон восприятию и раскрывающим психологическую суть героини.
Таким образом, можно утверждать, что театральный костюм играет ключевую роль в формировании образа персонажа и способен кардинально изменить его восприятие, даже при сохранении текста и сюжета — гипотеза исследования полностью подтверждена.
https://newyorktheater.me/2016/02/06/sleep-no-more-review-photographs-video/ (дата обращения: 12.05.2025)
https://www.newyorktheatreguide.com/theatre-news/news/sleep-no-more-sets-final-new-york-performance (дата обращения: 13.05.2025)
https://www.theguardian.com/stage/2015/mar/31/sleep-no-more-avant-garde-theatre-new-york (дата обращения: 14.05.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.4534af73-682c7d6d-216eaa79-74722d776562/https/slate.com/culture/2024/06/sleep-no-more-new-york-play-closing-macbeth-punchdrunk-immersive-theater.html (дата обращения: 14.05.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.273f185a-682c7d1c-a5dbf107-74722d776562/https/www.nytimes.com/2011/04/14/theater/reviews/sleep-no-more-is-a-macbeth-in-a-hotel-review.html (дата обращения: 15.05.2025)
https://t24.com.tr/yazarlar/sefik-onat/macbeth-5-buyuk-final-sleep-no-more,32677 (дата обращения: 15.05.2025)
https://blogs.nottingham.ac.uk/bardathon/2019/01/23/macbeth-national-theatre-nottingham-theatre-royal/ (дата обращения: 16.05.2025)
https://www.timeout.com/london/theatre/macbeth-review (дата обращения: 16.05.2025)
https://www.whatsonstage.com/london-theatre/news/macbeth-national-theatre-anne-marie-duff_45965.html/ (дата обращения: 17.05.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.eb710c8b-682d0715-3e363a5d-74722d776562/https/www.independent.co.uk/arts-entertainment/theatre-dance/reviews/macbeth-national-theatre-review-rory-kinnear-annemarie-duff-a8244476.html (дата обращения: 17.05.2025)
https://farbensymphonie.livejournal.com/47099.html (дата обращения: 18.05.2025)
https://oteatre.info/be-talheimer-online/ (дата обращения: 18.05.2025)
https://yourszene.com/shows/cheek-by-jowl/macbeth (дата обращения: 19.05.2025)
https://www.theguardian.com/stage/2010/mar/25/macbeth-review (дата обращения: 19.05.2025)
https://www.gazeta.ru/culture/2014/04/05/a_5981489.shtml?updated (дата обращения: 20.05.2025)
https://lensov-theatre.spb.ru/pressa/makbet-kino-ispytanie-vlastyu-pod-majkla-dzheksona/ (дата обращения: 21.05.2025)
https://ptj.spb.ru/pressa/makbet-kino-ispytanievlastyu-podmajkladzheksona/ (дата обращения: 21.05.2025)
https://newyorktheater.me/2016/02/06/sleep-no-more-review-photographs-video/ (дата обращения: 12.05.2025)
https://i.pinimg.com/originals/82/6f/e3/826fe3220f3b04c1d8ee65ece8c8a9b1.png (дата обращения: 13.05.2025)
https://t24.com.tr/yazarlar/sefik-onat/macbeth-5-buyuk-final-sleep-no-more,32677 (дата обращения: 13.05.2025)
https://www.punchdrunk.com/?ref=xranks (дата обращения: 14.05.2025)
https://stanforddaily.com/2014/07/10/SPOTLIGHT-ON-NYC-THEATER-THE-IMMERSIVE-SLEEP-NO-MORE-HAS-YOU-FOLLOW-THE-ACTORS-THROUGH-THE-MCKITTRICK-HOTEL/ (дата обращения: 14.05.2025)
https://stageandcinema.com/2013/05/22/sleep-no-more-punchdrunk-theatre-company/ (дата обращения: 15.05.2025)
https://archive.nytimes.com/runway.blogs.nytimes.com/2011/05/20/sleep-no-more-for-style-fanatics/?_r=0 (дата обращения: 15.05.2025)
https://www.timeout.com/newyork/things-to-do/sleep-no-more-and-inferno (дата обращения: 16.05.2025)
https://artchive.ru/sandrobotticelli/works/16999~Oplakivanie_Khrista (дата обращения: 16.05.2025)
https://www.londontheatre1.com/theatre-news/production-images-released-macbeth-national-theatre/ (дата обращения: 17.05.2025)
https://www.theguardian.com/stage/gallery/2018/mar/05/macbeth-at-the-national-theatre-anne-marie-duff-and-rory-kinnear-in-pictures (дата обращения: 17.05.2025)
https://kinoteatr.ru/theatre-hd/theatrehd-makbet-rori-kinnir/ (дата обращения: 18.05.2025)
https://inkakris.livejournal.com/1759846.html (дата обращения: 18.05.2025)
https://www.berliner-ensemble.de/index.php/en/production/macbeth (дата обращения: 19.05.2025)
https://www.cheekbyjowl.com/productions/macbeth/#images-43-8 (дата обращения: 19.05.2025)
https://seymmen.livejournal.com/29382.html (дата обращения: 20.05.2025)
http://www.actors.spb.ru/PITSKHELAURY/PHOTO/theater/Macbeth/album.htm (дата обращения: 20.05.2025)
https://nashahistory.ru/node/3351 (дата обращения: 21.05.2025)
https://fotoblur.ru/lensov/theatre/ (дата обращения: 21.05.2025)
https://rg.ru/2018/06/15/reg-cfo/ledi-makbet-stancevala-v-voronezhe-pod-majkla-dzheksona.html (дата обращения: 21.05.2025)