Исходный размер 1140x1600

Сравнение технологий изображения симбиота Венома в кинематографе

98
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям
Исходный размер 2480x301

Логотип Венома/2018

Зарождение персонажа Венома сложно точно датировать по времени, ведь еще задолго до его первого официального появления в юбилейном выпуске комикса «The Amazing Spider-man #300» в мае 1988 года руку к созданию его концепции приложили множество разных людей: от фаната, по совместительству сценариста и художника Джона Бирна, впервые придумавшего дизайн черного костюма для Человека-паука, до Тома ДеФалко и Рональда Френца, наделившими костюм сознанием и давшие ему определение инопланетного симбиота. Тем не менее, стоит сказать, что официальное авторство принадлежит сценаристу Дэвиду Мишелини и художнику Тодду Макфарлейну. [10]

Исходный размер 2480x312

Веном/Фрагмент постера/2018

На больших экранах в кинематографе появлений этого персонажа было не так много, но дискуссии сравнений не умолкают до сих пор. В фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» зритель видит симбиота, воплощенного в CGI, впервые. О качестве этой реализации идет много споров, однако признать, что к моменту следующего появления персонажа на экране технологии успели сильно развиться, все же стоит. Гораздо больше успеха у фанатов имели именно сольные фильмы Венома 2018 и 2021 года, о чем говорят кассовые сборы, вдвое больше той суммы, которая была нужна, чтобы полностью окупиться. Радость фанатов от достойного воплощения, вероятно, одного из самых популярных персонажей была настолько велика, что уже в ближайшем времени зрители увидят продолжение истории, ведь на ноябрь 2024 года анонсирована третья часть фильма.

Веном комплексный персонаж,  интересный для изучения своей неоднородностью и податливостью (обусловленными не только физической формой, но и сознанием симбиота, способным слиться с любым другим персонажем, создав что-то принципиально новое) — каждый, кто прикасается к его созданию, имеет возможность воплотить Венома уникальным образом через призму своего видения.

В комиксах эта задача была возложена на художников, имеющих безграничные возможности на бумаге, в кино же этот процесс является более сложным в силу технических ограничений, ведь далеко не всегда то, что хорошо выглядит на бумаге, будет также хорошо смотреться в фильме, поэтому адаптация — крайне важная часть работы. Веном — это расширяющееся черное маслянистое вещество, а именно жидкость и водные субстанции всегда представляли особую сложность для компьютерной графики в реалистичности воплощения. Однако тем и обусловлен интерес визуального исследования к реализации персонажа именно в кинематографе и отличиям его разных версий в зависимости от команды, над ним работавшей, технологий и других деталей. Сравнение фильмов в исследовании будет производиться в хронологическом порядке.

ЧЕЛОВЕК-ПАУК 3: Враг в отражении (2007)

Исходный размер 2480x885

Джим Шутер и Майк Зек, Сэм Рейми/“Secret Wars», Человек-паук 3/1988, 2007

Изображение Венома в этом фильме можно условно разделить по его носителям: Питеру Паркеру, Эдди Броку, а также симбиота отдельно от хозяина. Для исследования интерес представляет именно третий вариант, но и об остальных стоит сказать несколько слов для полноценной картины.

Питер Паркер в слиянии с Веномом предстает перед зрителем в своем классическом облике. Отличие заключается лишь в расцветке — она становится полностью черной, указывая на истинную природу инопланетного существа с одной стороны и метафорично раскрывая темную сторону души главного героя с другой.

Исходный размер 2480x678

Сэм Рейми/Кадры из «Человек-паук 3: Враг в отражении»/2007

Скотт Стокдик, супервайзер визуальных эффектов, рассказывает, что у съемочной группы был выделен целый день, когда они приносили кучу разных вариантов жидкостей и липких субстанций и обливали ими костюм в попытках понять, как должно выглядеть существо, состоящее из такой материи. Более того, им нужно было выяснить, как такая субстанция будет двигаться. Задачей стало, по сути, оживить жидкую лужу грязи: придать ей характер, агрессивный и опасный. Здесь произошел стык анимации обычной и анимации персонажной.

Исходный размер 892x206

Скотт Стокдик, Джон Фрейзер/Разработка симбиота/2006

Сложность заключалась еще и в том, что человеческий мозг привык считывать информацию с формы, у Венома же определенной формы нет. Чтобы передать необходимый характер, во многом опирались на животный мир, в том числе на повадки кобр (этот момент можно заметить в кадре с рукой Питера, где черная жижа буквально набрасывается на жертву рывком). [11] В итоге существо получилось неким множеством трубок, способных растягиваться, изменяя форму, и сливающихся воедино. Изначальное моделирование велось в программе Maya, а затем было перенесено в Houdini с использованием технологии мета-шаров, позволяющих создать необходимую сцепку объектов между собой. [3]

Исходный размер 2480x587

Кадр из фильма «Человек-паук 3», фото со съемок

Исходный размер 2480x1436

Кадры со съемок «Человек-паук 3: Враг в отражении»/2006

Обретение инопланетным существом нового тела после того, как Питер решил и смог избавиться от монстра, стало одной из самых эпичных сцен фильма, потребовавшей множества усилий и уловок. К лицу и телу Тофера Грейса, сыгравшего Эдди Брока, было прикреплено множество веревок, помощники тянули их с помощью удочек, чтобы создать эффект, будто кожа растягивается, а уже сверху были наложены соответствующие эффекты. Для удобства работы общая черная масса была разделена на несколько разных цветов, чтобы более эффективно вносить изменения.

Исходный размер 2480x971

Кадры со съемок «Человек-паук 3: Враг в отражении»/2006

Исходный размер 1294x720

Создание лица Венома в компьютерной графике

Некоторые сцены были сыграны самим актером в костюме, на этот раз включающим в себя узнаваемые элементы Венома, для остальных же кадров, где человеческие возможности были уже ограничены, использовали графику. Несколько часов тело Тофера сканировали для создания его 3D модели, еще несколько понадобилось на создание тысяч точек его лица для технологии захвата движения. Для будущего анализа важно отметить, что Веном как персонаж практически везде (пока находился в слиянии с Эдди) был отыгран именно актером в костюме, лишь частично включавшем в себя графику, в последующих же фильмах персонаж полностью воссоздан в графике из-за необходимости сильно изменить габариты.

Исходный размер 2480x904

Пример органических нитей

Исходный размер 892x264

Создание сцены финальной битвы/2006-2007

Для финальной битвы и непосредственно изображения Венома в своей истинной форме без носителя создатели использовали так называемые «goo strands» — это органические волокна, из которых и сооружали некий каркас инопланетного существа. Это было наименее проблематичной частью, ведь все уже было готово для исполнения, оставалось лишь уложить нити на их место. Однако команда аниматоров постоянно была под рукой, чтобы оперативно вносить коррективы. [3]

ВЕНОМ (2018)

Loading...

О масштабах работы и ее сложности воплощения можно судить по количеству человек в команде VFX — около 1500 человек, а количество шотов с визуальными эффектами в фильме более 1100. [9]

Исходный размер 892x720

Пример движения ньютоновской жидкости и симбиота

Пол Франклин, креативный директор компании DNEG, специализирующейся на визуальных эффектах, и один из супервайзеров фильма рассказывает, что референсами для визуализации Венома в этом фильме стали различные морские существа, например, такие, как моллюски и гидры. Различия этого Венома с его первым появлением в третьем Человеке-пауке (2007) заметны уже даже на этапе ощущений и впечатлений, ведь в сольном фильме симбиот действительно выглядит гораздо более склизким, аморфным и мокрым. В этот раз также потребовались многочисленные эксперименты с различными жидкостями, в том числе ньютоновской, для того, чтобы понять пластику инопланетного существа. [2] Помимо классической истинной формы симбиота необходимо было создать его женскую версию, а также его слияние с антогонистом. Для так называемых тентаклей каждого из существ команда создала невообразимое количество очень подвижного рига, чтобы добиться реалистичного движения.

Исходный размер 2480x1314

Рубен Фляйшер (режиссер), Линда (художница)/Веном, наглядный пример текстуры Венома/2018

Важной составляющей персонажа является его текстура, отражающая окружающие поверхности. Для того, чтобы лучше визуализировать симбиота в графике позже, на съемочной площадке использовали шарики, окрашенные в глянцевый черный и матовый черный, чтобы понять освещение, блики и отражающие способности материала на будущем персонаже. [4] Изначально затея состояла в том, чтобы сделать его полностью матовым, но, так как Веном появляется преимущественно в ночных сценах, разглядеть его и считать форму при таком раскладе было бы крайне сложно, те же сложности для восприятия появились бы, если бы его поверхность была полностью отражающей, поэтому команда DNEG сделала что-то среднее, с уклоном в органическую материю.

Нередко Пол Франклин упоминает работу по слоям в создании материи персонажа. В конечном итоге была использована структура капли, из которой можно было экструдировать тентакли, на которые впоследствии был наложен риг. Такой подход принципиально отличается от технологии в третьей части Человека-паука, где были использованы преимущественно лишь переплетение органических нитей. [4]

Исходный размер 2480x2000

Кадр из фильма, фото со съемок/Веном/2017-2018

Исходный размер 2480x2000

Кадр из фильма, фото со съемок/Веном/2017-2018

Для сцен, где Веном предстает в своей истинной форме в полный рост, приглашался дублер с высоким ростом, который, более того, носил шлем со специальным шариком на самом верху, чтобы актеры могли более точно взаимодействовать с тем, что в итоге должно было стать огромным устрашающим монстром.

Исходный размер 2480x610

Andrew Lockley (супервайзер DNEG)/Работа над трансформацией/2016-2017

Исходный размер 2388x976

Arudra Jaykar (супервайзер)/Веном/2018

Для сцены, где Эдди впервые перевоплощается в Венома, была создана виртуальная трехмерная модель актера Тома Харди. Команда отслеживала движения с помощью технологии «motion capture» и анимировала сцену по слоям. [8] Так как перевоплощение происходит не сразу, и изначально мы видим на экране Эдди, снимали именно актера, а не его дублера. Для необходимого роста использовались незамысловатые дощечки. Уже после сверху накладывалась модель и производилась анимация.

Исходный размер 1162x480

Sony Pictures/Веном/2018

0

Создание лица Венома в графике

Трансформация лица Эдди Брока в лицо Венома и обратно была одной из самых сложных частей работы. Правки продолжались даже после выхода официального трейлера, до самого показа. Для сцены использовались уже знакомые нам нити «goo», технически более сложно устроенные и детализированные, они как бы впиваются прямо под кожу главного героя. Глаза симбиота создавались в программе Nuke с помощью ретопологии и анимации по слоям. Чтобы они не казались пластиковыми и мертвыми, была проведена работа с освещением с помощью HDRI карт, а также края глаз анимированы постоянно движущимися волокнами. [7]

Исходный размер 2480x2000

Разработка финальной битвы в графике

Для финальной битвы также использовалась трехмерная модель актера.

Исходный размер 1162x480

Sony Pictures/Веном/2018

Интересной деталью Венома, практически являющейся отдельным персонажем, является его длинный извивающийся язык. В отличие от комиксов, где он был высунут практически все время, для реализации на экране это стало проблемой, ведь симбиот должен был учавствовать в диалогах. Команда приняла решение использовать язык как акцент лишь в некоторых сценах, так что аниматоры смогли вложить все силы и фантазию в эти несколько кадров, чтобы сделать их действительно особыми и интересными. [8]

ВЕНОМ 2 (2021)

Loading...

К выходу второй части сольного фильма количество специальных и визуальных эффектов возросло пропорционально ожиданиям зрителей. Порой команде приходилось отрисовывать в графике целые локации. За три года производства технологии для изображения одного из самых популярных и сложных персонажей вселенной Марвел смогли шагнуть вперед не настолько же масштабно, как, например, в сравнении первого сольника с третьей частью Человека-паука, однако некоторые различия все же присутствуют. Несмотря на то, что компания для разработки эффектов осталась та же (DNEG), её новый супервайзер, Крис МакЛафлин, а также уже работавшая над проектом Шина Дуггал выразили намерение превзойти первый фильм.

0

DNEG (компания по разработке VFX)/Веном 2/2019-2021

Исходный размер 2480x1314

Крис МакЛафлин, Шина Дуггал (супервайзеры)/Веном 2/2019-2021

В интервью Крис рассказывает, что все изменения модели Венома в основном произошли «под капотом», то есть в его структуре, а не внешнем виде (который был изменен лишь слегка в некоторых объемах частей тела). Большой прогресс произошел в риге персонажа: основной риг тела был обновлен и улучшен, а вот риг лица заново создавали с нуля. Также внутри персонажа была разработана и добавлена симуляция целой системы мускулатуры, состоящей из трех слоев, таких как мышцы, жир и кожа. [6] Эти разработки как бы продолжают размышления на тему того, как могло бы двигаться такое инопланетное существо, какова его физика, вопросы, над которыми неустанно экспериментировали еще с первого появления Венома на экранах.

Исходный размер 2480x659

Крис МакЛафлин, Шина Дуггал/Веном 2/2021

Дуггал выразила намерение улучшить в сравнении с первой частью взаимодействие жидкой субстанции симбиота с тканями. Для такого эффекта халат Эдди в одной из сцен был полностью или частично (в зависимости от кадра) заменен моделью более чем с 5 млн ворсинок, что позволило контролировать воздействие щупалец Венома на ткань и сделать его более реалистичным. [6] Более того, именно в этой части сольника пришельцу было добавлено дыхание, что позволило сделать его более живым.

Исходный размер 2480x1322

Крис МакЛафлин, Шина Дуггал/Веном 2/2021

Не будет лишним отметить схему, по которой выстраивалось взаимодействие актера с пространством, в котором персонаж появится уже после съемок: команда устанавливала метку для Тома Харди по его указаниям прямо во время съемки, чтобы контролировать линию взгляда актера на будущего Венома, а также для грамотной постановки кадра. Более того, при непосредственном контакте с симбиотом использовались вспомогательные средства: так, удар Венома по лицу Эдди на самом деле был ударом дублера с помощью синей боксерской перчатки. В сцене с оттягиванием языка симбиота актер действительно тянул похожий по эластичности объект на съемочной площадке. Для имитации слюны был использован лубрикант. [1]

0

Крис МакЛафлин, Шина Дуггал/Веном 2/2021

Иногда для создания взаимодействия Эдди и Венома обходились самыми незамысловатыми инструментами: во время съемки предметы подавались актеру помощниками, а уже на этапе графики были добавлены щупальца. Важным оставалось правильно попадать в тайминги.

0

Фото с бюстом со съемок/Веном 2/2019-2020

Продолжая тему вписывания еще несуществующего персонажа в реальное пространство, хочется отметить, что во второй части фильма пошли дальше, чем просто прикрепленный к шлему шарик. Компания KM Effects сделала целый бюст Венома реалистичных объемов, благодаря чему у съемочной группы был улучшенный референс не только по свету со всеми необходимыми склизкими бликами, но и по размерам. [1] Такие приемы очень важны, чтобы по итогу персонаж не выглядел искусственно вклеенным в картинку.

Исходный размер 2101x1182

Энди Серкис (режиссер)/Веном 2/2021

Исходный размер 2480x642

DNEG (компания по разработке VFX)/Веном 2/2021

Работа над антагонистом Карнажем велась долгая и кропотливая: детализация и количество полигонов на лице было экстремальным, но позже это стало лишь плюсом для крупных планов. Были определенные сложности со всем его дизайном, включая растягивающуюся ткань между сухожилиями и мускулами, а также анимацией мимики из-за количества зубов, ведь симбиот участвовал в диалогах, а это было сложно провернуть таким образом, чтобы челюсти в таких условиях правильно стыковались между собой. [6]

Исходный размер 1290x720

Разработка текстуры и анимации трансофрмации Карнажа

С помощью Zbrush и Maya была смоделена скульптура, на которой впоследствии разработали базовый цвет кожи, мясистую текстуру и слои подкожных вен. От того, чтобы делать текстуру полностью окровавленной, в итоге отказались. [5] В поведенческих привычках, как и для остальных симбиотов, есть определенные сходства с животным миром. У Карнажа это скорпионы.

0

Крис Маклафлин и Шина Дуггал/Веном 2/2021

0

Крис Маклафлин и Шина Дуггал/Веном 2/2021

Тентакли Карнажа, способные превращаться в оружие, также создали немало проблем, так как для любого объекта, требующего множество точек артикуляции, анимация и оживление производятся довольно медленно. Однако DNEG и в этой ситуации переработала систему рига и смогла успешно выполнить задачу — щупальца имели одинаковую массу и значимость с основными отростками тела, чтобы подчеркнуть отсылку на ветрувианского человека. Аниматоры использовали процедурный метод на движке Houdini для некоторых тенткалей, объединив их в группы, что позволило чуть облегчить процесс. [6] В этой же программе были созданы змееподобные отростки (так называемые «L-sytems» для построения органических структур) Карнажа, которые он пустил в соборе, как бы прорастая в него и населяя среду вокруг собственной биомассой. Такая математическая система запрограммирована на подражание и имитацию, поэтому на экране можно увидеть, как со временем отростки Карнажа начинают повторять формы собора, где происходит действие. [5]

Исходный размер 986x480

DNEG (компания по разработке VFX)/Веном 2/2019-2021

Исходный размер 2480x627

DNEG (компания по разработке VFX)/Веном 2/2019-2021

Над сценой с трансформацией Клетуса в Карнажа работу начали практически сразу после начала проекта, ведь знали, что она будет самой долгой и трудоемкой. Для нее также, как в первой части, понадобилось отсканировать тело актера Вуди Харрельсона и сделать трехмерную модель, некого виртуального дублера, которого потом использовали в сценах с трансформацией. При чем разница с трансформацией Эдди принципиально важная: Веном как бы окутывает своего носителя, а вот Карнаж вырывается из тела антагониста. Задача была в том, чтобы показать это как отвратительный и болезненный процесс выворачивания кожи и костей наружу, поэтому прежде чем был достигнут финальный результат, было испробовано множество методов для достижения такого эффекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования приоткрылась были рассмотрены методы создания такого гигантского сложного бесформенного существа, как симбиот из вселенной Марвел. Каждый требовал совершенно индивидуального подхода в зависимости от времени создания и доступных технологий, от носителя или даже необходимого характера. Разные референсы из животного мира, разные подходы, отличающиеся или просто улучшенные технологии вносили свои коррективы в то, что в итоге удавалось визуализировать на экране. Мы также можем проследить интересную взаимосвязь: подобно тому, как творчески, совершенно по-разному, сквозь субъективную призму создавался персонаж Веном для комиксов, и получался разным у каждого автора, так и в кинематографе одна версия симбиота не похожа на другую и, хоть и имеет общие черты, но все же отражает разные грани одного целого. Именно за счет своей уникальности и абсолютной бесформенности работа с таким персонажем крайне интересна, ведь Веном — это как глыба творческого потенциала, с которым можно бесконечно экспериментировать и создавать что угодно.

Исходный размер 2480x301

Логотип Венома/2018

Библиография
1.

«Веном 2»: как соединить актеров и цифрового персонажа? // Сайт dzen.ru. 25 октября 2021. (URL: https://dzen.ru/media/id/60c7b3752f71f61b113f3133/venom-2-kak-soedinit-akterov-i-cifrovogo-personaja-61766751b5e72065df1fbf52) Просмотрено: 29.11.2023.

2.

Behind the VFX of Venom // Сайт dneg.com. 8 июня 2020. (URL: https://www.dneg.com/behind-the-vfx-of-venom/) Просмотрено: 28.11.2023.

3.

Desowitz B. ‘Spider-Man 3’: Going Deeper into Goo/Venom // Сайт awn.com. 23 мая 2007. (URL: https://www.awn.com/vfxworld/spider-man-3-going-deeper-goovenom) Просмотрено: 27.11.2023.

4.

Failes I. ‘Venom’: What Happens When The Creature You Have To Create Is So Many Different Things? // Сайт cartoonbrew.com. 10 августа 2018. (URL: https://www.cartoonbrew.com/feature-film/venom-what-happens-when-the-creature-you-have-to-create-is-so-many-different-things-165024.html) Просмотрено: 28.11.2023.

5.

Failes I. What actually goes into ‘designing’ visual effects for a major feature film? // Сайт beforesandafters.com. 22 октября 2021. (URL: https://beforesandafters.com/2021/10/22/what-actually-goes-into-designing-visual-effects-for-a-major-feature-film/) Просмотрено: 29.11.2023.

6.

Frei V. Venom — Let There Be Carnage: Chris McLaughlin — VFX Supervisor— DNEG // Сайт artofvfx.com. 18 ноября 2021. (URL: https://www.artofvfx.com/venom-let-there-be-carnage-chris-mclaughlin-vfx-supervisor-dneg/) Просмотрено: 29.11.2023.

7.

Frei V. VENOM: Paul Franklin — Overall VFX Supervisor — DNEG // Сайт artofvfx.com. 18 октября 2018. (URL: https://www.artofvfx.com/venom-paul-franklin-overall-vfx-supervisor-dneg/) Просмотрено: 28.11.2023.

8.

Hart H. VFX Artists Explain How They Made Venom Marvel’s Freakiest Character // Сайт motionpictures.org. 5 октября 2018. (URL: https://www.cartoonbrew.com/feature-film/venom-what-happens-when-the-creature-you-have-to-create-is-so-many-different-things-165024.html) Просмотрено: 28.11.2023.

9.

Hogg T. Venom: The Art of Producing Perfect Parasites // Сайт animationmagazine.net. 17 октября 2018. (URL: https://www.animationmagazine.net/2018/10/venom-the-art-of-producing-perfect-parasites/) Просмотрено: 28.11.2023.

10.

Lopresto C. Who created Venom? [любительское видео с элементами интервью] // YouTube. 10 октября 2018. (URL: https://youtu.be/7nOKdOv81Jk?si=NLFStryTwQlpyL-X) Просмотрено: 27.11.2023.

11.

Red Devil Pictures. Covered In Black Creating Venom (Spider Man 3) [интервью, официальное видео о съемках] // Youtube. 1 мая 2020. (URL: https://youtu.be/xLS0KeTKrbo?si=3vbw0ZpKANEy6PGJ) Просмотрено: 27.11.2023.

Источники изображений
1.

Обложка — https://www.artstation.com/artwork/rAbBr5 (26.11.2023)

2.

Лого Венома — https://wallpapercave.com/venom-logo-wallpapers (27.11.2023)

3.

Фрагмент постера «Веном» — https://www.goodfon.ru/films/wallpaper-fon-venom-iazyk-zlost-venom.html (27.11.2023)

4.

Обложка «Secret Wars» (1984) с Человеком-пауком в черном костюме — https://www.marvel.com/comics/issue/10590/secret_wars_1984_8 (27.11.2023)

5.

Скриншоты из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении», фото со съемок — https://www.kinopoisk.ru/film/82441/ (27.11.2023)

6.

Создания симбоита в графике — https://youtu.be/xLS0KeTKrbo?si=3vbw0ZpKANEy6PGJ (27.11.2023)

7.

Пример органических нитей «goo strands» — https://borisfx.com/documentation/continuum/bcc-organic-strands/ (27.11.2023)

8.

Кадры со съемок «Веном» — https://youtu.be/qb1h-nu4zNA?si=MP1ARt409Yyd6ncu (28.11.2023)

9.

VFX breakdown «Веном» — https://youtu.be/czIl9EfzU8E?si=HkNqNcaIEzO7FfGW

10.

Кадры из фильма «Веном», постеры — https://www.kinopoisk.ru/film/463634/ (28.11.2023)

11.

Ньютоновая жидкость — https://www.kinopoisk.ru/film/463634/ (28.11.2023)

12.

Текстура венома — https://www.artstation.com/artwork/dOJBLK (28.11.2023)

13.

Кадры из фильма «Веном 2» — https://www.kinopoisk.ru/film/1227967/ (29.11.2023)

14.

Vfx breakdown «Веном 2» — https://www.dneg.com/show/venom-let-there-be-carnage/ (29.11.2023)

15.16.
Сравнение технологий изображения симбиота Венома в кинематографе
98
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше