Original size 660x900

Алиса Порет, не только ученица П.Филонова

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big

Концепция исследования

Алиса Ивановна Порет (1902-1984) видный деятель художественной авангардной жизни 1920 — 1930 х гг. Она известна нам как безответная любовь Д. И. Хармса или как ученица П. Н. Филонова, входящая в состав Мастеров Аналитического искусства. Но так ли велико влияние Павла Филонова на художественные методы художницы? В последнее время все интенсивнее ведутся исследования, выявляющие более значимую активную роль женщин в художественном процессе.

(Все чаще стали вскрываться ошибки атрибуции авторства. Например, долгое время картины А.Порет «Люмпен-Пролетарий» и Т. И. Глебовой «Тюрьма», составляющие одну работу считалась работой главного мастера аналитического искусства — Павла Филонова.)

Критика современников гласила: «Личность самого Филонова, его авторитет, его личные приемы живописи настолько подавляют участников группы, что почти невозможно бывает провести какую-либо грань между творчеством главы и его последователей» [4] Сумела ли выжить самостоятельная творческая единица в лице А.Порет в тени мастера?

Для отбора визуального и текстового материала автором использовались каталоги Русского музея, личные кадры с выставки художников МАИ в 2023 г. в Русском музее и иллюстрации книжных изданий. Туда же добавились альбомы и монографии М. Н. Соколова, Г.Ершова о творчестве Филонова и о его преподавательском методе. Также была использована книга И. И. Галеева об индивидуальном творчестве А. И. Порет. Цель данного визуального исследования проследить степень влияния главного мастера аналитического искусства, П.Филонова на творческие методы А.Порет в графике.

Рубрикация: Теоритическое обоснование творческого метода Филонова Формирование Алисы Порет в рядах МАИ Творческий метод Алисы Порет Заключение

big

Теоретическое обоснование творческого метода Филонова

«Проблемы включения феномена Филонова в ту или иную стилистическую, временную область искусства — авангард, советское искусство 1920-1930-х гг., в неофициальное искусство 1960-1970-х, наконец, в поставангард — по-прежнему сохраняют свою злободневность. Филонов оказывается вовлечен, скорее, в литературный дискурс XX в.: Хлебников, Заболоцкий, обэриуты, в фило-софский: от Шопенгауэра и Гуссерля до Федорова и Шпенглера, в естественно-научный: Дарвин, Богданов, Вернадский.”[3]

Глядя на его фигуративные работы возникают ассоциации с северным ренессансом в плане проработки деталей и натурализма анатомии. Его обвиняли в натуралистичной монструознасти и гипертрофированностии человеческих частей тела. «Согласно вполне правдоподобной легенде, Филонова изгнали из училища при Академии художеств за попытку изобразить во время занятий в натурном классе внутреннюю физиологию натурщика. „Икс-лучи ткнули нетленно/в девью кость рыбья зуба“, — пишет он в своей „заумной“ поэме „Пропевень о проросли мирвой“ (1914-1915), весьма точно, несмотря на внешнюю абсурдность, изъясняя свою „рентгеноскопическую“ манеру.”[5]

post

Филоновская цветовая гамма: синий, голубой, розовый, белый, коричневый, бордовый, охристый — плавно то затухает, уходя в темные тона, поглощающие все насыщенные краски, то возгорает с более яркой и насыщенной силой, очищая пространство от всех затемнений.

П. Н. Филонов «Маги» (Мудрецы) Бумага, Акварель, Тушь, Перо. 1914

Зачастую на репродукции почти невозможно отличить графику П.Филонова от его живописи. И если на ранних этапах творчества есть еще разграничивающие приемы, то далее они размываются. Например, на раннем этапе в работе «Пир короля» живопись работает плоскостями цвета. Графическое решение того же сюжета напоминает витраж.

П. Н. Филонов «Пир королей» Холст, масло 1912–1913. «Пир королей» Бумага, акварель, тушь, чернила, карандаш. 1911-1912

Примечателен подход мастера к выбору материалов: вне зависимости от того, чем он работает, все выглядит одинаково: и масло, и акварель с карандашами на бумаге или холсте. Мастер добивается одного и того же эффекта и в графике, и в живописи ближе к 1920 м гг. Филонов может смешивать на одной поверхности масло, темперу и гуашь.Как в работе с маслом, так и в работе с акварелью и карандашами мастер остается верен своим характерным стилистическим приемам: осколочность образов, геометричность форм, мелкие мазки, дробность изображения.

П. Н. Филонов «Налетчик» Бумага, Акварель, Тушь, Карандаш, Перо, Графит. 1926-1927. «После налета» Масло, бумага. 1938.

При всем этом сложно делить творчество Филонова на периоды, потому как он сам не датировал свои работы, полагая, что одна работа перетекает в другую. Из-за этого работы разнятся нюансами, а не подходами. [5]

Одновременно в работе Филонова сталкиваются два противоположных метода. С одной стороны традиционные многофигурные композиции с антуражем и эпическим сюжетом, а с другой — биоморфные абстракции. [5]

Original size 1032x1200

П. Н. Филонов «Ударники».Холст, масло. 1935.

Работы Павла Филонова напоминают поломанное изображение калейдоскопа, фольгированную обертку от шоколадной конфеты. «Произведение создается из множества таких микрособытий, своего рода ячеек, или сот, находящихся в сложной системе отношений друг к другу и, как правило, к центральному образу, подобно тому, как иерархически соотносятся в житийной иконе средник и поля.» (ершов) Дома, троны, призматические фигуры и жесты в его работах отсылают к древнерусской иконописи. Филонов выступает резко против иконы как объекта поклонения, однако ценит ее как уникальную форму народного икусства. [3]

В своем эссе 1912 г. «Канон и закон» П.Филонов резко выступал против бесчеловечного механического кубизма и кубофутуризма, с которыми можно ошибочно спутать его творческий метод. Мастер противопоставлял свое органическое понимание мира «насильственной геометризации» западных течений. [5] О принципе сделанности Филонов впервые написал в 1914 г. в манифесте «Сделанные картины», который был подкреплен теорией в «Декларации мирового расцвета» в 1923 г. [2]

«Сделанность» картины или рисунка определялась как в пластическом, так и в символическом понимании равнозначности каждого элемента изображения. «Каждый атом» художественного произведения должен был передаваться автором в его максимальном напряжении. Эта установка и легла в основу его преподавательского метода. [5]

«Глаз видящий» и «глаз знающий» должны объединиться в едином порыве и сделать «формулу» явления. («Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», «Формула революции», «Формула расцвета.) Эти принципы и легли в основу не только его собственного творческого метода, но и в основу его преподавательской деятельности.

0

П. Н. Филонов «Формула петроградского пролетариата». Холст, масло. 1920–1921 «Формула периода 1904 по июль 1922». Холст, масло. 1920–1922 «Формула весны». Холст, масло. 1927–1929

Формирование Алисы Порет в рядах МАИ

0

Алиса Порет на фоне полотна «Люмпен-пролетариат». 1926–1927. (автор фотографии неизвестен)

В 1921 г после занятий в рисовальной школе Общества Поощрения художеств Алиса Порет поступает в Академию художеств, в мастерскую живописи К. С. Петрова-Водкина.

К. С. Петров-Водкин «Розовый натюрморт. Ветка яблони» Холст, масло.1918. А. И. Порет «Натюрморт. Стакан и яблоко». Картон, масло. 1922. (Авторское повторение 1970 г)

«Я совершенно не помню П „етрова>В „одкина>, изрекающего какие-то истины, дающего рецепты. Он учил своим примером, своими мечтами: про розовую линию между синим и красным, про три цвета. „Пишите так, как Анна Каренина любила“, — говорил он нам часто.» А.Порет

В 1920е в Ленинграде параллельно развивалось 3 самостоятельных школы, которыми руководили М. Матюшин, К. Малевич и П. Филонов. В след за своей подругой Т.Глебовой к концу 1926 художница примыкает к школе П. Н. Филонова — «Мастера аналитического искусства». В общей сложности за все время существования школы через нее прошло около 70 художников. [2]

Творчество Филонова было неразрывно связано с его образом жизни, основанным на строгой дисциплине и самоотверженности. Он был примером полного погружения в работу, где не было места удовольствиям. От своих учеников он требовал полной преданности и контроля, что создавало мощный коллективный дух. Это единство чувствовалось и на выставке 1927 года, где работы производили впечатление целостного ансамбля, объединённого общей творческой и идеологической волей.

«Новым ученикам Филонов сразу говорил, что никого не учит, и советовал работать самостоятельно, объясняя разницу между „сделанной“ линией, в каждой точке проработанной формой и „сделанным“ цветом, напряженно проработанным по границам.» Остальное между ними должно было строиться в свободной импровизации. Филоновский метод подразумевал необходимость работы от частного к общему: своим ученикам он говорил, что начинать нужно «с глаза или с пальца ноги». [3]

Панно вертикально разделённое надвое: «Нищие» (Люмпен-пролетариат) А. И. Порет и «Тюрьма», Т. Н. Глебова. 1926-1927. В первоначальном размере не сохранилось. Фотография оригинала, 1927.

В 1927 прошла первая выставка филоновцев в Доме печати. А. И. Порет участвовала в ней с картиной «Люмпен-пролетариат. Тюрьма», созданной совместно с Т. Н. Глебовой. [2] «У нас было безумное содружество, как играют в четыре руки. …Мы очень дружили, писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон, и всегда все сходилось». А.Порет

Original size 936x710

А. И. Порет «Пропагандист». Кисть, перо и чернила.1920-е.

А. И. Порет «безназвания"(Забытое лицо).Бумага, акварель, тушь, белила, аппликация. 1926. «Семья».Бумага, карандаш. 1926.

По словам самой художницы П. Н. Филонов оказал значительное влияние на ее творческий путь. (галеев) Несмотря на то, что сам учитель работал с глобальными темами и образами, своим ученикам он позволял рисовать все, что им угодно. Так А.Порет с ее подругой по мастерской Т.Глебовой избрали для себя житейские сцены. Сейчас мы отнесли бы избранные ими темы к скетчам и карикатурам. А.Порет изображала домашние сценки, анекдотичные ситуации, происходящие с ее друзьями, используя метод «сделанности».

Original size 1107x1086

А. И. Порет «Хокусай и испанские замки» Бумага, акварель. 1928.

«Рисую свою милую собаку — за спиной Филонов-громовержец кричит на весь класс: „Тов. Порет! Опять Вы за свое — то портрет друга, то знакомых, то собачки! — Неужели нет темы пошире? Объясните мне, в чем дело?“. Я робко лепечу, что у моей собаки разные глаза — утром совсем светлые, потом ярко-голубые, а вечером фосфоресцируют и кажутся ярко-красными — и что прежде художники не могли себе этого позволить, и что мне казалось, что вы не будете протестовать… Помолчав, уже другим голосом: „Ну ладно, тов. Порет, рисуйте все три глаза!“. Потом, уже дома я дорисовала своего милого, только что погибшего мужа Arcade-Martin, и еще прибавила трех претендентов на престол — П. Соколова и пр.» А. И. Порет [2]

Original size 699x531

Дом в разрезе (Разрез нашего дома.). Т. Н. Глебова, А. И. Порет. Холст, масло. 1931.

В совместной работе «Дом в разрезе»(1931) Порет и Глебова препарировали многоквартирное строение в филоновском духе, отобразив жизнь его жильцов в малейших деталях. Филонов подшучивал на художницей по поводу несерьезности тем, что она избирает для фиксирования реальности. «Мы все понимали, что Филонов для контраста, за отсутствием врагов народа, делает из нас с Глебовой вредителей и буржуев». [1]

П. Н. Филонов «Семейный портрет». Бумага, акварель. 1924. А. И. Порет «Семья». Бумага, акварель. Точная дата неизвестна.

В своих «тетрадях» (блокнотах для рисования за 1928-29 гг. и 1934-35 гг.) художница отображала окружающую действительность, словно ведя репортаж. «С. М. Алянский подарил мне эту тетрадку, чтобы на досуге рисовать, что придет в голову. Легко сказать — я несколько дней совсем не могла ничего придумать, и когда пришел О. М. Бескин', он меня выручил: „Да делайте иллюстрации. Что вы сейчас читаете?“ -„Стендаля“ - „Ну, вот и тема. Три рисунка сразу — любовь-тщеславие, любовь физическая и любовь-страсть. Позвоните, когда нарисуете“. Первый рисунок я сделала тут же. Третий тоже. Стендаль так много, долго и подробно об этом писал, что всё было просто. А со вторым мне повезло — на улице я увидела старика с матрацем на спине и двух влюбленных. По вечерам я рисовала всё, что мне хотелось, и так заполнила три такие тетрадки и одну толстую в 80 страниц, но ту уже акварелью.» Во второй тетради содержится множество пейзажных скетчей цветными карандашами, а также продолжается тема зарисовок смешных ситуаций. [1]

0

А. И. Порет «любовь-тщеславие», «любовь физическая», «любовь-страсть». Бумага, цветные карандаши. Конец 1920х.

Original size 1162x1568

А. И. Порет «Кутила». Бумага, цветные карандаши. 1930е.

«Рассказ подруги: „Он пришел домой на бровях!"[1]

Original size 3535x5200

А, И.Порет «Итальянское семейство».Бумага, акварель. 1927.

«Действительно существовало, было много детей, часть чужеземных — старшая дочь работала (если это можно так назвать) в цирке (ходила по канату). Я дружила с мальчиком Антонио и его милой собакой. Вторая дочь сильно расплодилась, выйдя замуж. Один был горбун.» А. И. Порет [1]

Original size 3700x4216

А. И. Порет «Туалет». Бумага, акварель, карандаш, белила. 1927.

«Про подругу, которая, бросив дитя, рядилась и завивала волосы каленым железом к ужасу кормилицы. Никакого одобрения у Фило-нова. Мне было сухо предложено немного подумать, прежде чем портить бумагу. Так и остался неоконченным.» А. И. Порет [1]

Многие из ее работ 1920х гг, созданных под влиянием аналитического искусства не уцелели в блокадном Ленинграде.

А. И. Порет «Калевала» Форзацы (не издано). 1932.

В 1932 г. ученики Филонова совместно оформляли финский народный эпос «Калевала», так как сам мастер отказался от заказа издательства академия. И даже здесь, несмотря на заметное влияние мастера, художнице удается сохранить элементы собственного стиля. В ее работах всегда есть место, где глаз может отдохнуть: уйти с испещренной мелкими мазками поверхности, обнимающей фигуры людей и зверей, к белому «ничего», пустоте. Сам филонов очень гордился своей ученицей и считал ее иллюстрации одними из лучших в сборнике.

0

А. И. Порет «Калевала» 1933.

Original size 528x730

А. И. Порет «Янгал-Маа» 1933.

В графике Алисы Порет чувствуется влияние Фаворского. По специфике обращения с окружающим пространством, по количеству мест «небытия» по сравнению со сделанными рисунками в стиле Филонова можно сказать, что А.Порет впитала в себя знания не только от одного мастера, а вдохновлялась явлениями художественной жизни, происходящей вокруг.

Original size 5142x3467

А. И. Порет «Охотники» Бумага, акварель, карандаш. 1933.

В начале 1930-х годов аналитическая живопись Павла Филонова была окончательно охарактеризована советскими критиками как формалистическая, буржуазная, упадническая и экспрессионистическая. После 1932 года произведения художника практически не выставлялись, а его имя упоминалось лишь в обсуждениях как яркий пример закоренелого и неисправимого формализма.[3] «Тем не менее с Филоновым она осталась во время драматичного раскола МАИ (1930), когда школу покинула основная группа учеников, и сохраняла с ним добрые отношения по крайней мере до 1937 года, о чем свидетельствуют дневники ее учителя.» Официально МАИ существовали до весны 1932 г. Однако ученики продолжали поддерживать связь с мастером до его смерти в 1941 г.

Творческий метод Алисы Порет

Еще когда художница находилась под влиянием Филонова, черты ее работ возможно не слились воедино со стилем мастера. В ее работах все же преобладала округлость, мягкость. После выхода из МАИ в работах А.Порет филоновский метод выполняет скорее уже не конструктивную, а декоративную функцию.

0

А. И. Порет «Как победила революция» текст Н. А. Заболоцкого. 1930.

«В 1928–1930 гг. начинает активно работать с книжной графикой. Оформляет в „Деттизе“ книги с текстами А. И. Введенского („Железная дорога“, „Летняя книжка“), Н. А. Заболоцкого („Как победила революция“, „Гражданская война“), Э. Паперной („Чьи это игрушки?“, „Выставка богов“) и др.» [1]

0

А. И. Порет «Чьи это игрушки?» текст Э.Паперной и И.Карнауховой. 1930.

В. В. Лебедев. Иллюстрация к книге «Охота». 1925. А. И. Порет «Чьи это игрушки?» текст Э.Паперной и И.Карнауховой. 1930.

В ее первых иллюстраторских работах 1930х гг. ощущается опора на иллюстрации В.Лебедева или его школу: плоские заливки ярких цветов с текстурными, проработанными точечками участвами на белом фоне в свободном полете без перспективы и окружения.

В. В. Лебедев «Усатый полосатый» текст С. Я. Маршак.1930. А. И. Порет " Котенок» текст С. В. Михалков. 1948.

С конца 1930х гг. Порет заостряет свое внимание на живописных портретах, перенося мягкий, но реалистичный наив на холст. А.Порет не тяготела к мертвенному натурализму, как ее учитель, ее больше привлекала кукольность, игрушечность окружающей действительности.

В. В. Лебедев"Девушка с букетом». Бумага, акварель, гуашь. 1933. «А. И. Порет „Опять двойка“. (Саша Поляков).Холст, масло. 1952 г.

Это, безусловно отражается и на графике, например, в иллюстрациях к «Пошехонским рассказам» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации похожи на купеческие портреты XVIII в.

А. И. Порет «Пошехонские рассказы» М. Е. Салтыков-Щедрин.Бумага, акварель, гуашь. 1939. Неизвестный художник «Портрет Ямщиковой, жены ржевского купца». Холст, масло. 1-й пол. XIX в.

Алиса Порет стала первым иллюстратором «Винни-Пуха» в России. [1] В этих иллюстрациях она прибегла к балансу детализированной проработки текстуры (шерсти животных) и тихими пространствами.

А. И. Порет «Винни-пух» текст А.Милна в пересказе Б.Заходера. 1960.

Относительно своих иллюстраций в детских книгах она говорила: «Зарабатываю собычьими и кошачьими хвостами, благодаря им я и написала все мои картины». (галеев)

А. И. Порет «Сказка звездной карты» текст Г. В. Сапгир 1963.

Иллюстрации к «Сказкам звездной ночи» и вовсе превратились в живописные пятна с едва уловимой графической проработкой.

В заключении, можно сделать вывод, что выпорхнув из гнезда-мастерской Филонова, А.Порет преобразовала свой стиль. В аналитическом ключе она вела свою работу с момента вступления в мастерскую и до 1930х гг. Тема ее творчества существенно отличалась от попыток П. Н. Филонова объективно взглянуть на мир, передав каждый атом бытия. Алиса Порет концентрировалась на «мирских» сюжетах, передавая игрушечность и мягкость каждого существа и события. Для иллюстраций она избирала графический язык, который наилучшим образом подходил теме и тексту. Так можно было проследить влияние В. А. Фаворского в распоряжении пустотами и В. В. Лебедева в графике и даже живописи. Таким образом, можно сказать, что художница впитала в себя знания не только от одного мастера, находясь в составе МАИ. Она также была внимательна к окружающим ее событиям и вдохновлялась графикой и живописью других современных ей художников.

Original size 4094x1817

А. И. Порет «Винни-пух» текст А.Милна в пересказе Б.Заходера. 1960.

Bibliography
Show
1.

Галеев И. И. Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания. М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403

2.

Дьяконова Ю. Б. Татьяна Глебова и Алиса Порет: работа рядом с Филоновым и без него // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 12. С. 67-71.

3.

Ершов Г. Ю. Художник мирового расцвета. Павел Филонов. СПб.: Издательство Европейского университета. 2023, 316 с.

4.

Ковтун Е. Ф. Павел Филонов и его дневник. СПб.: Азбука. 2000, С. 53.

5.

Соколов М. Н. Павел Филонов. 1893-1941. М.: Арт-родник. 2008, 95 с.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

21.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

22.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

23.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

24.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

25.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

26.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

27.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

28.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

29.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

30.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

31.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

32.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

33.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

34.35.36.37.38.39.40.41.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

42.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

43.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

44.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

45.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

46.47.48.49.50.51.52.53.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

54.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

55.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

56.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

57.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

58.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

59.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

60.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сост.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Галеев-Галерея. 2014, 284 с., ил. 403.ISBN 978-5-905368-05-9

Алиса Порет, не только ученица П.Филонова
6
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more