Original size 1140x1600

Анализ визуального нарратива фильма «А теперь не смотри»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Цвет как форма повествования 3. Построение кадра 4. Отражения 5. Заключение 6. Библиография

Концепция

big
Original size 1920x1080

«А теперь не смотри» 1973

Данное исследование ставит целью визуальный анализ, художественного нарратива как основного инструмента художественного высказывания в фильме Николасa Роуга «А теперь не смотри» (1973). Исходный тезис заключается в том, что режиссер создает не линейную детективную историю и драму, а сложноорганизованную поэтическую систему, где смыслы рождаются из свойств киноязыка — пластики кадра, цветов и монтажных ритмов.

Исследование будет проводиться на трех взаимосвязанных уровнях. На уровне визуальной семиотики будет проанализирована цветовая драматургия, где красный цвет функционирует как красная нить роковой предопределенности, эволюционируя от детали костюма до символа смертельной угрозы для главного героя. Одновременно будет рассмотрена композиционная организация кадра, превращающая Венецию в клаустрофобичный лабиринт, где архитектурные элементы (арки, каналы, зеркала) визуализируют тему фатальной замкнутости и безысходности. А так же мотив отражений.

Цвет как форма повествования

Original size 3020x1612
Original size 3024x1610

Цвет в фильме «А теперь не смотри» — это не декорация, а полноценный персонаж и главный инструмент предупреждения. Николас Роуг выстраивает строгую систему, где каждый оттенок несет нарративную нагрузку.

Original size 3024x1578

Красный как лейтмотив рока и запретного знания Это центральный цвет фильма, визуальный спойлер, который герои игнорируют. Его эволюция прослеживается по нарастающей. Уже с первых кадров мы видим девочку в красном, фотографию с красной фигурой в заборе.

Original size 3008x1608
Original size 3024x1612

Красный цвет становится именно маркером соприкосновения с потусторонним миром. Он появляется в самые ключевые моменты.

Original size 3016x1622

Красный цвет материализуется в фигуре убийцы в багровом плаще. Именно этот образ мы увидели в самом начале на фотографии. Предупреждение становится реальностью. Ирония в том, что Джон, увидев этот цвет, наконец понимает все предзнаменования, но уже слишком поздно.

Original size 3024x1602

Эта красная нить проходить через весь фильм, хотя герои и зрители, понимают к чему всё идет, но все продолжает двигаться к ужасному концу.

Original size 3020x1614
Original size 3024x1614

С другой же стороны, другие цвета очень приглушенные. В противовес тревожному красному, основная палитра Венеции выдержана в серых, коричневых, выцветших зеленых и болотных тонах. Наоборот из романтичного города его делают ужасающим.

Это всё: 1. Визуализирует состояние горя и отчуждения 2. Создает ощущение сырости, холода и безысходности. 3. Делает пятна красного еще более яркими, насыщенными и угрожающими, вырывая их из общего фона.

Original size 3006x1588

Отдельно можно отметить синий цвет. У главного героя синее пальто, ближе к концу фильма мы всё больше наблюдаем переход от серых оттенков Венеции, к синим глубоким тонам.

Original size 3020x1620
Original size 5222x369

График акцентных цветов

Я останавливал кадр почти каждые 10 минут, после так собрал цвета. Мы можем по цветам понять развитие сюжета и его финал.

Построение кадра

Original size 3024x1614

Николас Роуг и оператор Энтони Ричмонд выстраивают каждый кадр так, чтобы зритель физически ощущал на себе тревогу и ограниченность пространства.

Original size 3024x1604

Дверные проемы и арки: Николас Роуг очень часто снимает персонажей в дверных проемах, окнах или арках, создавая ощущение клетки. Кадр становится визуальной решеткой, из которой нет выхода.

Original size 3024x1622
Original size 3006x1600

Узкие улицы и каналы: В этом плане Венеция отлично подошла. Она показана не как открытое пространство, а как серия тесных, запутанных коридоров. Композиция подчеркивает, что герои не могут свернуть с рокового пути, хотя развилок множество, хотя даже те ведут в один конец.

Original size 3024x1598

Глубина резкости: Часто фон намеренно размыт, как визуальное решение это довольно красиво, но вот с точки зрения наполнения кадра это фокусирует внимание на внутреннем состоянии героя, но при этом лишает его ориентации в пространстве. Он в ловушке собственного восприятия.

Original size 3024x1620

Отражения

Original size 3020x1598

Отражения в воде: В фильме очень много различных отражений. Искаженные, нестабильные образы в каналах символизируют шаткость границы и внутреннем состоянии героя.

Original size 3024x1594

Отражения в стекле: Витрины и окна создают эффект двойной экспозиции, накладывая лицо героя на городской пейзаж или другие объекты. Это визуализация их раздвоенного сознания, попытки «увидеть» другую реальность.

Original size 3024x1612
Original size 3024x1592

Отражения всегда приводят героя к воспоминаниям о его дочери. Даже без краского цвета это всё равно постоянно очень выделяется во время просмотра.

Original size 3022x1604

Заключение

Проведенное исследование визуального нарратива в фильме Николасa Роуга «А теперь не смотри» 1973 позволяет сказать, что режиссер создал произведение, где форма играет важную роль, становясь содержанием, а киноязык — главным средством художественного высказывания. Визуальные средства — цвет, композиция кадра, монтаж и звук — выступают не просто элементами стиля, а полноценными «персонажами» фильма, формирующими сложную структуру смыслов.

Image sources
1.

«А теперь не смотри» 1973 https://yandex.ru/video/preview/2844325072480214260

Анализ визуального нарратива фильма «А теперь не смотри»
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more