
СОДЕРЖАНИЕ
- КОНЦЕПЦИЯ - ЖИВОПИСЬ Жан Дервиль Джон Сарджент Михаил Ларионов Пабло Пикассо Сальвадор Дали Томас Харт Бентон - АРТ-ОБЪЕКТЫ И ПЕРФОРМАНС Марк Куинн Луиза Боржуа Нэнси Сперо Роджер Хайронс - ИСТОЧНИКИ
КОНЦЕПЦИЯ
Мифология возникла среди многих народов мира. Она являла собой попытку человечества объяснить вопросы мироздания, природных явлений и многих других феноменов. По мере развития цивилизаций мифология, возможно, утратила свое прежнее влияние на сознание людей, но никуда не исчезла. Став одним из первых шагов к созданию творчества, мифология укоренилась в литературе, живописи, театре, кинематографе и т. д. Конечно, речь идет в большей степени о древнегреческой мифологии, которая, как и Древняя Греция в целом, стала некой культурной базой для всех последующих столетий. Великие древнегреческие поэты-драматурги строили свои трагедии на материале древних мифов о богах и героях. То же самое происходило в мире скульптуры и живописи. Эти сюжеты стали классическими, а к классике обращаются вечно. В эпоху Ренессанса, когда в Европе резко возрос интерес к античности, многие великие полотна были посвящены именно тем мифологическим сюжетам. Однако наиболее интересно рассмотреть период, начиная с XX века, когда форма и идея искусства начали стремительно меняться в совершенно новую сторону. Мир узнал о том, что такое абстрактное искусство, что такое авангард в самых разных его проявлениях.
Тем не менее, в новом искусстве нашлось место мифологии. Обращение к классическим мифологическим сюжетам и героям не только сохранилось, но и приобрело новые формы. Это уже не просто изображение сюжета, это миф в контексте реальности и современности. Так, многие художники выбрали что-то наиболее близкое и понятное для себя. Если, например, Пикассо выбирает для себя в качестве альтер-эго Минотвра, то Дали использует для этого образ Нарцисса. При этом Нарцисс Дали будет кардинально отличаться от Нарцисса Мэта Коллишоу. Чем дальше, тем меньше рамок остается у художников для того, чтобы как-то изобразить тот или иной миф. Так, стало возможным обернуть мифологию в контекст феминизма, миграционного кризиса или же ядерной войны. В этом визуальном исследовании рассматриваются мифологические образы Древней Греции (и не только) в искусстве XX и XXI веков. Помимо живописных работ в анализ включены примеры искусства фотографии, инсталляций и перформанса, что наиболее актуально уже в наши дни. В исследовании также сопоставляются взятые за основу общие темы, чтобы проследить, как тот или иной автор интерпретирует классические мифологические сюжеты.
В этом визуальном исследовании рассматриваются мифологические образы Древней Греции (и не только) в искусстве XX и XXI веков. Помимо живописных работ в анализ включены примеры искусства фотографии, инсталляций и перформанса, что наиболее актуально уже в наши дни. В исследовании также сопоставляются взятые за основу общие темы, чтобы проследить, как тот или иной автор интерпретирует классические мифологические сюжеты.
ЖИВОПИСЬ
Живопись XX века, как и искусство в целом, претерпела ряд довольно существенных изменений в своем визуальном плане. Авангард проникает практически во все страны Европы и кардинально меняет даже образы самых классических сюжетов, к которым обращаются художники. При этом в начале двадцатого столетия в живописи всё ещё остаются отголоски некогда таких наиболее распространенных стилей как символизм, импрессионизм или экспрессионизм.
Жан Дельвиль
Слева направо: 1. «Пегас», Жан Дельвиль, 1938 год // 2. «Прометей», Жан Дельвиль, 1907 год
Так, Жан Дельвиль, один из представителей классического символизма, сам остается неким символом уходящего столетия. Можно заметить, что он остается верен своему стилю как в самом начале века, так и 30 лет спустя. Он продолжает символически затрагивать темы недосягаемости людей к божественному и титаническому, как в картине «Прометей». Окрыленного искусством человека Дельвиль изображает в виде музыканта верхом на Пегасе — мифическом любимце муз.
Джон Сарджент
«Персей на Пегасе убивает Медузу». Джон Сарджен. 1925 год.
Данная работа Джона Сарджента возвращает больше к импрессионизму. Миф о победе Персея над Медузой художник изображает так, чтобы зритель запечатлел это ускользающее мгновение и настроение главного героя в данный момент.
Михаил Ларионов
«Венера и Михаил». Михаил Ларионов. 1912 г.
Интерпретация образа Венеры довольно сильно отличается от классических чувственных образов богини любви и красоты. Здесь наблюдается переход Ларионова от неопримитивизма к абстракционизму.
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо в маске коровы, на пляже. Гольф-Жуан, 1949 год.
Более подробно стоит разобрать работы Пабло Пикассо, которые если и можно связать с древнегреческой мифологией, то в основном через образы Минотавра. Эта тема была очень близка Пикассо. Более того, считается, что он олицетворял себя с этим существом, с его человеческо-животным началом, запертым в лабиринте, скрытым от солнечного света. Испанец Пикассо довольно часто использовал в своих работах образ быка, который воплощал и силу, и мощь, и риск. В этом он отчасти заимствовал традиции другого испанского художника — Франсиско Гойи. Так, у Гойи была серия гравюрных офортов «Тавромахия», Пикассо же создает «Минотавромахию».
Слева направо: «Слепой Минотавр, ведомый девочкой», Пабло Пикассо. 1934 год // 2. Мария Тереза Вальтер. 1930-е годы.
Таким образом, сюжеты с Минотавром у Пикассо тесно связаны с его личностью и жизнью. В картине «Слепой Минотавр, ведомый девочкой» можно распознать в лице девочки Марию-Терезу Вальтер, музу, натурщицу и любовницу Пикассо. Она как бы выводить слепого Минотавра-Пикассо, согласно его представлениям.
«Дора и Минотавр». Пабло Пикассо. 1936 год.
А в этой работе Пикассо запечатлел другой этап своей личной жизни, связанный со с Дорой Маар, французской художницей и фотографом. При этом все эти картины композиционно отсылают к классическим изображениям похищений в древнегреческой мифологии.
«Минотавр с мертвой лошадью перед пещерой», Пабло Пикассо, 1953 год.
Эта трагичная сцена снова связана с личной жизнью Пикассо. От него ушла жена Ольга, не вытерпевшая измен, а любовница сообщает, что ждет ребенка. Пикассо-Минотавр здесь держит убитую собственными руками лошадь, но при этом тянет руку к девушке. Картина написана во время гражданской войны в Испании, которая тоже отразилась на состоянии художника весьма тревожно.
Падение Икара. Пабло Пикассо. 1958 г.
В 1957 году Пабло Пикассо расписывает огромную стену в штаб-квартире в Юнеско в Париже. На росписи изображены вода и человеческие фигуры, в эксцентричных деформированных позах, одна из которых напоминает падение. Интересно, что изначально роспись имела название «Силы Жизни и Духа, торжествующих над Злом», однако позже стала «Падением Икара». Вероятно, это случилось из-за желания зрителей искать в творчестве Пикассо скрытые смыслы.
Сальвадор Дали
«Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа». Сальвадор Дали. 1981 год.
Сюрреалист Садьвадор Дали не раз напрямую обращался к мифологическим сюжетам и образам в своих работах. «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» — не самая известная его работа. На фоне мира и схематичных изображений природы всплывает расколотое лицо богини любви и красоты Афродиты. Своеобразная штампованность озер намекает на то, что мир скучен и однообразен, а трещины и крылья — что рано или поздно он разлетится на куски и уступит место новому миру, который будет нести что-то более новое и прекрасное.
«Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс — это я.»
Метаморфозы нарцисса. Сальвадор Дали.
Строки выше принадлежат самому Дали, который написал поэму о Нарциссе. Один из наиболее известных мифов о самовлюбленном прекрасном юноше художник примеряет на себя и искренне признается в этом. Нарцисс изображен сидящим у воды, а рядом с ним стоит разрушающийся камень, который композиционно дублирует фигуру Нарцисса. Но это всё же еще и рука, держащая яйцо с растущим из него одноименным цветком. Суть метаморфозы заключается в том, что Нарцисс как бы превращается в каменную фигуру с яйцом и цветком. Согласно мифу, Нарцисс не мог оторваться от своего отражения в воде, в результате чего упал, утонул, но Боги превратили его в цветок.
Аргус. Сальвадор Дали, 1981 г.
Любая мифология сама по себе богата сюрреалистичными сюжетами, поэтому интерес Дали к мифам был довольно высок. Привлек его и миф об Аргусе, согласно которому глаза убитого стража Гера поместила на перья павлина. Если у Пикассо неким альтер-эго был Минотавр, то у Дали это был именно Павлин. Павлин как символ красоты и нарциссизма, чего сам художник никогда не скрывал, особенно если вспомнить его обращения к Нарциссу. В такой свойственной сюрреалистичной манере Дали изображает миф об Аргусе в виде павлина с хвостом и глазами на нем.
Слева направо: 1. «Меркурий и Аргус», Веласкес. 1659 г. // 2. «Меркурий и Аргус», Сальвадор Дали. 1981 год.
В 1981 году Дали еще раз обращается к мифу об Аргусе, но на этот раз подражает картине Веласкеса «Меркурий и Аргус». Он практически копирует положения двух героев, но меняет фон, добавляя ему загадочности и сюрреализма. Возможно, эта тема Апокалипсиса, навеянная разговорами о ядерной войне в те времена.
«Атомная Леда». Сальвадор Дали. 1949 г.
К слову о ядерной войне, стоит упомянуть о картине Дали «Атомная Леда», которую художник написал вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Дали вдохновился структурой атома, суть которой в том, что его частицы никогда не соприкасаются между собой, и их вечно разделяет пустота. В работе «Атомная Леда» предметы тоже разделены между собой и висят в пустоте. В древнегреческой мифологии Леда, спартанская царица, была соблазнена Зевсом в образе Лебедя. В образе Леды художник изобразил свою супругу Галу.
Томас Харт Бентон
«Ахелой и Геркулес». Гарт Бентон 1947 год
Не самая обычная интерпретация сюжета о Геркулесе была сделана Томасом Бентоном в виде монументальной работе. Это аллегорическая настенная роспись была символом сельскохозяйственного изобилия. Бентон изображает сцены во время сбора урожая на Среднем Западе США, которые были достигнуты после укрощения рек. Геркулес в джинсах по центру сражается с быком, символизирующим Ахелоя — бога рек, что является отсылкой к критскому быку.
Джорджо де Кирико
«Орфей — уставший трубадур». Джорджо де Кирико. 1970 год.
Джорджо де Кирико, мастер метафизической живописи, тоже не раз обращался к мифологическим сюжетам. Одной из таких работ стала картина «Орфей— уставший трубадур», где главный герой снова предстает в виде так называемого манекена. Такой Орфей, несмотря на свою механизированность, изображен уставшим. Отложив свою арфу, он утомленно сидит на кубе, склонив голову. В небо можно разглядеть силуэт сказочного замка, волшебный мираж. Возможно, это мираж, а может и сон.
Слева направо: 1. «Гектор и Андромаха», Джорджо де Кирико. 1917 г. // 2. «Прощание Гектора с Андромахой», С. П. Постников. 1963 г.
Ещё одна работа де Кирико «Гектор и Андромаха», возвращающая к сцене прощания из «Илиады» Гомера. Эту сцену не раз изображали художники прошлого, не раз к ней прибегал и сам де Кирико. В данном случае снова в виде механизированных манекенов Гектор и Андромаха становится на мгновение будто бы единым механизмом, который вот-вот будет поделен на две части в связи с разлукой.
«Разрушение муз» («Встревоженные музы»), Джорджо де Кирико. 1925 г.
Одна из самых знаменитых работ художника тоже имеет вполне узнаваемые античные мотивы. Здесь не получится найти какой-либо конкретный сюжетный миф, однако в изображаемых фигурах можно узнать мраморную статую из святилища Геры на Самосе или же бронзового Аполлона из Дельф.
црсуисзйушиг
ФОТОГРАФИЯ
Андреа Мэри Маршалл
«Автопортрет в образе Ахилла», Андреа Мэри Маршалл, 2015 год.
Современные фотографы тоже порой обращаются к известным мифологическим сюжетам. Так, Андреа Маршалл фотографирует себя обнаженной с отсылкой на Ахилла. По ее мнению, каждый мифический образ — это альтер-эго современного человека, и его важно изучить, чтобы принять себя.
Мэт Коллишоу
«Нарцисс». Мэт Коллишоу. 1990 год
Интересную фотографию сделал когда-то Мэт Коллишоу, обратившись снова к мифу о Нарциссе. Современный Нарцисс помещен не самую приятную городскую среду, тем самым автор ставит под сомнение сам концепт красоты. Нарцисс смотрит на свое отражение не в прекрасном лесном озере, а в обычной грязной луже. При этом мы не видим даже лицо самого Нарцисса. А так ли он прекрасен на самом деле. Ответа нет и не будет, зрителя попросту выталкивают из кадра.
АРТ-ОБЪЕКТЫ И ПЕРФОРМАНС
Марк Куинн
«Миф о Венере». Марк Куинн. 2006 год.
В числе прочих работ британского художника и скульптора Марка Куинна есть необычная скульптура Кейт Мосс, которая застыла в причудливой позе, похожей на элемент из йоги. Впрочем, это не единственное монументальное изображение модели, однако, по мнению, Куинна, именно это имеет что-то общее с Венерой.
«Self». Марк Куинн. 1991 г.
В 2018 год Марк Куинн начал проект «Одиссея», посвященный теме миграционного кризиса. Для этого он планировал собирать кровь знаменитостей и беженцев, а затем представить это виде двух замороженных кубов. Так он хотел показать, что все люди между собой равны. При этом сам Куинн также собирал свою же кровь, из которой делал инсталляции в виде собственной головы.
Луиза Буржуа
Настольная модель, посвященная мифу о царе Эдипе. Луиза Буржуа.
Творчество Луизы Буржуа довольно часто затрагивает непростые темы семейных и личных взаимоотношений. Детские травмы, пережитые в раннем возрасте, переосмыслялись Луизой именно в ее работах. Так, она работает в том числе с мифом про царя Эдипа, воссоздает эту истории о непростых и нездоровых отношениях матери и сына.
Нэнси Сперо
О феминизме и женской истории много говорит в своих работах американская художница Нэнси Сперо. При этом она часто использует мифологические образы, будь то мифы Древней Греции, Египта или Месопотамии. Сперо отказывается от привычного холста и работает с чем-то похожим на огромные свитки, на которые помещает изображения.
The Goddess Nut II, Нэнси Сперо. 1990 г.
Многопанельная композиция «Богиня Нут II» посвящена женщинам древних культур, таким как египетская богиня неба Нут, египетские музыканты, фригийская богиня-мать Кибела и так далее. Одной из работ Нэнси Сперо был так называемой свиток, в которым она изобразила историю человечества, где мужчины заменены женщинами.
«Артемида, Богиня и Кентавр». Нэнси Сперо. 1983 г.
Роджер Хайронс
Роджер Хайрнс. Инсценировка на тему мифа о Прометее». Лондон, 2011 год.
Британский художник Роджера Хиорнса представил некую инсценировку мифа о сотворении мира. Выглядит это как сцена, которая состоит из металлической скамьи, небольшого костра и живой последовательности простых действий, выполняемых юношей без одежды. Хотя в этом перформансе напрямую не воспроизводится история о Прометее, это вполне читаемо. Сочетание наготы и огня наводит на мысль о возвращении к чему–то древнему или первобытному, в то время как скамейка выглядит современно и привычно.
ВЫВОД
Художники XX века и в наше время обращались и всё еще обращаются к античной мифологии. При этом можно заметить, что с каждым разом высказывание всё больше и больше отходит от классической интерпретации. В большей степени оно является личным или же в каком-то плане агитационном. Черпая вдохновение в мифах, авторы хотят актуализировать с помощью классики современные проблемы и обратиться к современному зрителю.
ИСТОЧНИКИ