Original size 1140x1600

«Эльтон 24: Экспозиция». Опыты сосуществования

12
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Эльтон 24: Экспозиция».

Агентство.ArtRu, 05.03.25–10.04.25 Куратор: Дима Филиппов

Художники: Михаил Блосяк, Анна Комарова, Анна Кондрашова, Александр Лемиш, Татьяна Миронова, Николай Онищенко, Илья Романов, Ярослава Трояновская и Суржана Ширабдоржиева

0

Виды экспозиции

[1–2]: ©Дима Филиппов / [3]: ©Майкл Арутюнян

Групповые поездки в изведанные и неизведанные края часто порождают что-то еще, помимо товаров экономики впечатлений: опыт общения и коллективности.

Выставка «Эльтон 24: Экспозиция» — результат совместного пребывания на далекой от дома территории, поселке Эльтон близ одноимённого солёного озера в Волгоградской области. Идеолог проекта, художник и куратор Дима Филиппов, уже организовывал подобную экспедицию в 2018-м; основным ядром тогда было не только исследование географии, но изучение форм межличностных и «межхудожественных» [термин автора настоящего текста] коммуникаций. Процессуальность — объект исследования новой экспедиции на озеро, состоявшейся в 2024 году. Как в сегодняшних условиях могут существовать и развиваться разнообразные модели сообществ, равно как и способы художественной практики? Решением стали in-situ ритуалы, объединившие искусство и жизнь.

Original size 1920x1355

Докумментация экспедиции

©Дима Филиппов

Посёлок и озеро становятся местом формирования уникальной социальной скульптуры, проблематизируемой Филипповым и его 9 коллегами-художниками, кураторами и исследователями: Михаилом Блосяком, Анной Комаровой, Анной Кондрашовой, Александром Лемишем, Татьяной Мироновой, Николаем Онищенко, Ильёй Романовым, Ярославой Трояновской и Суржаной Ширабдоржиевой.

0

Элементы экспозиции

[1]: ©Дима Филиппов / [2–3]: Майкл Арутюнян

Авторы осмысляют сосуществование, акцентируя момент общения и сожительства. Коммуникация становится самобытным произведением. Дима Филиппов отмечает, что получившиеся в итоге формы не следует называть «произведениями». Это, по его словам, артефакты связи.

Местом объединения в экспедиции часто служил общий стол, за которым авторы принимали пищу, работали и общались. На выставке стол, расположившийся в центральном большом зале, увеличивается в размерах, становясь тотальным коллажом взаимодействий. Коллаж этот включает артефакты, эскизы, наработки проектов художников, а также бытовые предметы, окружавшие участников во время пребывания в Эльтоне.

0

Виды стола

©Майкл Арутюнян

Что-то отсылает к топографии местности (соль, камни), что-то символизирует взаимоотношения (коробок спичек, фонарик). Разложенные на поверхности стола фотографии и карты демонстрируют искомые паттерны взаимодействия в иных условиях. Таким образом, фактура экспедиции представляется через документальный взгляд.

Original size 3444x2431

Элементы стола

©Майкл Арутюнян

Стол окружают проекты художников, которые можно разделить на несколько нарративов.

О взаимодействии человека с местной природой повествуют Анна Комарова («49.137095, 46.791815», объекты) и Александр Лемиш («Релакс 24», видео). Тема засвечивания и присутствия человека в ландшафте рассматривается у Анны Кондрашовой («Соларография 17.05.24–05.09.24, Эльтон», фотография), Ярославы Трояновской («Прерывистая линия», фото-документация ленд-арта) и Николая Онищенко («Лакуна», видео).

0

Анна Комарова. «49.137095, 46.791815», 2024. Инсталляция, ветка, железные листья, связанные верёвки, видео (04'00'') / Александр Лемиш. «Релакс 24», 2024. Цифровая печать, лайтбокс

©Дима Филиппов

0

Анна Кондрашова. «Соларография 17.05.24–05.09.24, Эльтон». Фотография / Ярослава Трояновская. «Прерывистая линия». Цифровая печать Николай Онищенко. «Лакуна». Видео, 03'13''

©Дима Филиппов

Об идее образа и ощущении материальности в местной соли размышляет Михаил Блосяк («Соль», объекты). Материальность сиюминутных объектов, созданных в ходе ежедневных практик, репрезентирована у Димы Филиппова («Время земли», объекты) и Ильи Романова («Сидушка из верблюжьей шерсти», объект).

0

Михаил Блосяк. «Соль». Соль с озера Эльтон, лак / Дима Филиппов. «Время земли», деревянные рейки / Илья Романов. Сидушка из верблюжьей шерсти

©Дима Филиппов

Взгляд вперёд: фокус и расфокусировки свойственны Суржане Ширабдоржиевой («что-то, кто-то, где-то, куда-то», видео, серия фотографий). Татьяна Миронова фиксирует поездки на Эльтон в 2018 и 2024 годах («Эльтон ’24 ‘18», книга художника).

Original size 1920x1355

Суржана Ширабдоржиева. «что-то, кто-то, где-то, куда-то». Видео, 2'52''

©Майкл Арутюнян

В пространстве выставки эстетическое переживание места связано с личным проживанием опыта взаимодействия со средой и с людьми. «Эльтон 24: Экспозиция» тонко демонстрирует то, что порой игнорируется — момент встречи и непосредственного общения, а также ожидание неминуемого расставания. Всё это — этапы совместной жизни.

0

Татьяна Миронова. «Эльтон ’24 ‘18». Книга художника, бумага, печать

©Дима Филиппов

Original size 3444x2431

Элементы экспозиции

©Майкл Арутюнян

Организация опыта сожительства в особом контексте, подчёркивание производства идей и форм — одни из важных смысловых блоков. Что останется после ухода и до возвращения? Горки соли, собранные и не увезённые камни и листья, протоптанные дорожки или исчезающие воспоминания. Кроме искусства останутся ощутимые отношения.


Ряд изображений предоставлен Димой Филипповым.

Автор текста: Майкл Арутюнян

«Эльтон 24: Экспозиция». Опыты сосуществования
12
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more