
Рецензия на выставку «Эльтон 24: Экспозиция».
Агентство.ArtRu, 05.03.25–10.04.25 Куратор: Дима Филиппов
Художники: Михаил Блосяк, Анна Комарова, Анна Кондрашова, Александр Лемиш, Татьяна Миронова, Николай Онищенко, Илья Романов, Ярослава Трояновская и Суржана Ширабдоржиева
Виды экспозиции
[1–2]: ©Дима Филиппов / [3]: ©Майкл Арутюнян
Групповые поездки в изведанные и неизведанные края часто порождают что-то еще, помимо товаров экономики впечатлений: опыт общения и коллективности.
Выставка «Эльтон 24: Экспозиция» — результат совместного пребывания на далекой от дома территории, поселке Эльтон близ одноимённого солёного озера в Волгоградской области. Идеолог проекта, художник и куратор Дима Филиппов, уже организовывал подобную экспедицию в 2018-м; основным ядром тогда было не только исследование географии, но изучение форм межличностных и «межхудожественных» [термин автора настоящего текста] коммуникаций. Процессуальность — объект исследования новой экспедиции на озеро, состоявшейся в 2024 году. Как в сегодняшних условиях могут существовать и развиваться разнообразные модели сообществ, равно как и способы художественной практики? Решением стали in-situ ритуалы, объединившие искусство и жизнь.
Докумментация экспедиции
©Дима Филиппов
Посёлок и озеро становятся местом формирования уникальной социальной скульптуры, проблематизируемой Филипповым и его 9 коллегами-художниками, кураторами и исследователями: Михаилом Блосяком, Анной Комаровой, Анной Кондрашовой, Александром Лемишем, Татьяной Мироновой, Николаем Онищенко, Ильёй Романовым, Ярославой Трояновской и Суржаной Ширабдоржиевой.
Элементы экспозиции
[1]: ©Дима Филиппов / [2–3]: Майкл Арутюнян
Авторы осмысляют сосуществование, акцентируя момент общения и сожительства. Коммуникация становится самобытным произведением. Дима Филиппов отмечает, что получившиеся в итоге формы не следует называть «произведениями». Это, по его словам, артефакты связи.
Местом объединения в экспедиции часто служил общий стол, за которым авторы принимали пищу, работали и общались. На выставке стол, расположившийся в центральном большом зале, увеличивается в размерах, становясь тотальным коллажом взаимодействий. Коллаж этот включает артефакты, эскизы, наработки проектов художников, а также бытовые предметы, окружавшие участников во время пребывания в Эльтоне.
Виды стола
©Майкл Арутюнян
Что-то отсылает к топографии местности (соль, камни), что-то символизирует взаимоотношения (коробок спичек, фонарик). Разложенные на поверхности стола фотографии и карты демонстрируют искомые паттерны взаимодействия в иных условиях. Таким образом, фактура экспедиции представляется через документальный взгляд.
Элементы стола
©Майкл Арутюнян
Стол окружают проекты художников, которые можно разделить на несколько нарративов.
О взаимодействии человека с местной природой повествуют Анна Комарова («49.137095, 46.791815», объекты) и Александр Лемиш («Релакс 24», видео). Тема засвечивания и присутствия человека в ландшафте рассматривается у Анны Кондрашовой («Соларография 17.05.24–05.09.24, Эльтон», фотография), Ярославы Трояновской («Прерывистая линия», фото-документация ленд-арта) и Николая Онищенко («Лакуна», видео).
Анна Комарова. «49.137095, 46.791815», 2024. Инсталляция, ветка, железные листья, связанные верёвки, видео (04'00'') / Александр Лемиш. «Релакс 24», 2024. Цифровая печать, лайтбокс
©Дима Филиппов
Анна Кондрашова. «Соларография 17.05.24–05.09.24, Эльтон». Фотография / Ярослава Трояновская. «Прерывистая линия». Цифровая печать Николай Онищенко. «Лакуна». Видео, 03'13''
©Дима Филиппов
Об идее образа и ощущении материальности в местной соли размышляет Михаил Блосяк («Соль», объекты). Материальность сиюминутных объектов, созданных в ходе ежедневных практик, репрезентирована у Димы Филиппова («Время земли», объекты) и Ильи Романова («Сидушка из верблюжьей шерсти», объект).
Михаил Блосяк. «Соль». Соль с озера Эльтон, лак / Дима Филиппов. «Время земли», деревянные рейки / Илья Романов. Сидушка из верблюжьей шерсти
©Дима Филиппов
Взгляд вперёд: фокус и расфокусировки свойственны Суржане Ширабдоржиевой («что-то, кто-то, где-то, куда-то», видео, серия фотографий). Татьяна Миронова фиксирует поездки на Эльтон в 2018 и 2024 годах («Эльтон ’24 ‘18», книга художника).
Суржана Ширабдоржиева. «что-то, кто-то, где-то, куда-то». Видео, 2'52''
©Майкл Арутюнян
В пространстве выставки эстетическое переживание места связано с личным проживанием опыта взаимодействия со средой и с людьми. «Эльтон 24: Экспозиция» тонко демонстрирует то, что порой игнорируется — момент встречи и непосредственного общения, а также ожидание неминуемого расставания. Всё это — этапы совместной жизни.
Татьяна Миронова. «Эльтон ’24 ‘18». Книга художника, бумага, печать
©Дима Филиппов
Элементы экспозиции
©Майкл Арутюнян
Организация опыта сожительства в особом контексте, подчёркивание производства идей и форм — одни из важных смысловых блоков. Что останется после ухода и до возвращения? Горки соли, собранные и не увезённые камни и листья, протоптанные дорожки или исчезающие воспоминания. Кроме искусства останутся ощутимые отношения.
Ряд изображений предоставлен Димой Филипповым.
Автор текста: Майкл Арутюнян