Original size 654x860

Визуальные миры Виктории Семыкиной

PROTECT STATUS: not protected
39

В этом исследовании я анализирую работы и авторские приемы иллюстраторки Виктории Семыкиной. Я выбрала эту тему, потому что иллюстрации Виктории кажутся мне очень живыми, выразительными и уникальными. Стиль Виктории настолько самобытен, что оказал и продолжает оказывать влияние на новое поколение иллюстраторов и художников как в России, так и за рубежом. В своих иллюстрациях она сочетает совершенно разные техники и материалы: цветные карандаши, темперу, гуашь, пастель, аппликацию, ассамбляж и другие. Книги с ее рисунками выходят по всему миру и побеждают на международных книжным ярмарках. Поэтому мне кажется важным рассказать о тех приемах, которые она использует в своих работах, и понять, что именно делает их яркими и узнаваемыми.

Как рассказывает сама Виктория в своих интервью, она получила классическое художественное образование. Это дало ей необходимую базу, которая позволяет точно изображать то, что она задумала. При этом европейское образование в Италии дало ей свободу в творчестве, которая тоже очень важна для любого художника. Сочетая и то, и другое, она добивается в своих работах, с одной стороны, ощущения живописности и точности, с другой — легкости и свободы.

Вот что говорит Виктория о своем подходе: «Обожаю экспериментировать, пробовать новые техники, новые материалы. Стараюсь рисовать с отключенной головой, чтобы не использовать свои наработанные приемы, и чтобы руки рисовали сами. Интуитивно и без моего участия».

Для исследования я взяла несколько работ, в которых, как мне кажется, наиболее ярко проявляется стиль Виктории. Это, в первую очередь, иллюстрации к книгам Марины Аромштам «Настоящий кораблик», Артура Гиваргизова «Переход» и Луки Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино» о детстве режиссера Франсуа Трюффо. Также я рассмотрела некоторые отдельные иллюстрации Виктории и ее зарисовки из скетчбука. Еще я включила в исследование работы Виктории в техниках ассамбляжа и аппликации, чтобы показать разнообразие ее техник.

Исследование разделено на несколько частей: разбор визуальных приемов, организации пространства в работах Виктории и ее персонажам. Я выделила эти темы, так как они кажутся мне самыми важными и интересными в творчестве этой иллюстраторки.

В качестве источников информации для своего исследования я использовала в основном интервью Виктории: например, ее беседу с иллюстраторкой Ксенией Копаловой для сайта «Слон в боа» и разговоры с художником и преподавателем «Простой школы» Дмитрием Горелышевым. В этих интервью она рассказывает о своих методах работы, техниках, творческих находках и трудностях.

Немного о Виктории Семыкиной

Виктория Семыкина — современная российская иллюстраторка. Она окончила МГАХИ им. Сурикова и Болонскую академию художеств. Сейчас живет и работает в Италии.

В своих работах Виктория сочетает самые разнообразные материалы: акварель, темперу, гуашь, карандаши, акрил, масляную пастель и другие. Также рисует в цифре.

Визуальные приемы

Как уже говорилось, Виктория пользуется богатым арсеналом творческих приемов и методов. В этом блоке мы рассмотрим некоторые из них.

Original size 900x818

Виктория Семыкина, иллюстрация для журнала «Баку» 2015-2016

Одна из работ Виктории — это иллюстрация, где изображен двор. Стоит летний день, и дети играют в мяч. Эта работа довольно контрастная: на ней глубокие синие тени и яркий свет. Этот контраст точно передает ощущение летнего полдня в южном городке.

Original size 900x590

Виктория Семыкина, иллюстрация для журнала «Баку» 2015-2016

Это и следующее изображение — части одной работы. В них Виктория также использует яркий цветовой контраст синего и желтого.

Original size 900x545

Виктория Семыкина, иллюстрация для журнала «Баку» 2015-2016

Original size 900x636

Виктория Семыкина, иллюстрация для журнала «Баку» 2015-2016

Вот еще одна иллюстрация Виктории. Эта работа интересна тем, что Виктории удается придать каждому стулу характерность. Казалось бы, стул — это довольно обычный предмет интерьера. Но за счет разнообразия форм, линий и оттенков Виктория превращает стулья в главных персонажей иллюстрации. Разглядывая их, мы можем представить, какой человек мог бы сидеть на каждом из стульев.

Original size 750x750

Виктория Семыкина, иллюстрация для литературного календаря, 2015

Здесь Виктория также прибегает к интересному решению. Светлое пятно платья героини — это не просто платье, но еще и отдельное пространство, в котором разворачивается отдельная история.

Пространство листа

Организация пространства листа — довольно сложная задача для иллюстратора. С ней Виктория справляется при помощи разных методов: это может быть соседство разных по крупности элементов, сочетания живописи и графики, цветовые решения, а также множество других приемов.

Original size 1080x1349

Виктория Семыкина, иллюстрация, год неизвестен

На этой иллюстрации сочетания живописных крупных форм и свободных штрихов позволяет точно передать ощущение от дождливого дня в итальянском городе.

Original size 1920x1002

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге Артура Гиваргизова «Переход», 2017

А вот иллюстрация к книге Артура Гиваргизова «Переход». С одной стороны, она вся как будто состоит из точек, тонких линий и пятен. Но при этом изображение не разваливается. Собрать картинку помогает четкая геометрия (белое пространство в форме трапеции в центре) и большие заливки голубым цветом.

Original size 1300x1080

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге М. Аромштам «Настоящий кораблик», 2019

Такое же ощущение складывается от иллюстраций Виктории к книге Марины Аромштам «Настоящий кораблик». Здесь тоже есть много мелких деталей, но при этом тоновые решения, геометрические формы и четкость палитры собирают иллюстрацию, и она не выглядит хаотичной.

Original size 1564x1080

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге Л. Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино», 2022

Возьмем еще иллюстрацию к книге Луки Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино», посвященной детству Франсуа Трюффо. Здесь Виктория создает общую композицию большими цветными пятнами. Но довершают работу очень свободные, даже небрежные линии цветным карандашом и пастелью. Они выглядят так, как будто книжку взял ребенок и дорисовал ее. Виктория словно бы намеренно и очень смело разрушает идеальность и гладкость своей иллюстрации, и это работает.

Original size 1564x1080

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге Л. Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино», 2022

В другой иллюстрации к этой же книге Виктория пользуется похожим приемом. Она закладывает общий пейзаж вечернего города при помощи краски. Это задает атмосферу вечернего города, потеки краски в верхней части работы точно воссоздают образ грозовых туч. А для уточнения форм и деталей Виктория пользуется синим карандашом. При этом ритм задают еще и красные пятна разных размеров и форм. Они как бы направляют взгляд зрителя и уводят его вглубь города, заставляют рассматривать детали.

Original size 1564x1080

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге Л. Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино», 2022

На этой и следующей иллюстрации Виктория добавляет в композицию крупные пятна белого и сиреневого причудливой формы. На первой иллюстрации пятно повторяет направление взгляда мальчика, ведет наш взгляд из левого нижнего угла в правый верхний. На второй иллюстрации эти формы приобретают очертания людей и становятся самостоятельными персонажами. Они тоже заставляют нас рассматривать пространство иллюстрации. А также, в обоих случаях, эти элементы добавляют работам воздуха, пространства.

Original size 756x1080

Виктория Семыкина, иллюстрация к книге Л. Тортолини «Франсуа Трюффо. Мальчик из кино», 2022

Персонажи

Отдельного внимания заслуживает работа Виктории с персонажами. У нее они всегда очень характерные, в них точно улавливаются личные особенности, пластика. В этой части исследования мы поближе рассмотрим некоторых персонажей Виктории.

Original size 900x900

Виктория Семыкина, иллюстрация для журнала «Баку» 2015-2016

На этой иллюстрации для журнала «Баку» Виктория изображает группу персонажей, играющих в нарды. Несмотря на довольно условную анатомию и мимику персонажей, мы все равно считываем их характерные жесты, понимаем настроения за игрой, кто чем занят. Здесь Виктория очень точно уловила и передала какие-то отличительные особенности этой сцены, очевидно, увиденной на улице. Каждый персонаж уникален своими жестами или выражением лица, и, вглядываясь в иллюстрацию, мы можем додумать их историю, жизненные обстоятельства.

Original size 719x900

Виктория Семыкина, серия иллюстраций «Матросы» (личный проект)

Интересны персонажи Виктории из серии «Матросы». Они сочетают в себе, с одной стороны, суровость и маскулинность, которая у нас и ассоциируется с представителями этой профессии. С другой стороны, персонажи выглядят мягкими, романтичными. Такого контраста Виктория добивается отчасти, противопоставляя внешний облик героев и их позы. Например, персонаж верхней иллюстрации задумчиво и грустно курит, глядя куда-то вдаль. Создать контраст помогают и детали: например, сигаретный дым сделан из какой-то оборки, а волосы на руке героя выведены красивыми завитками.

Original size 680x900

Виктория Семыкина, серия иллюстраций «Матросы» (личный проект)

На этой иллюстрации Виктория еще усиливает контраст формы и позы героя. Это очень мускулистый мужчина, весь покрытый татуировками. Он стоит, прикрыв глаза и то ли задумчиво, то ли печально склонил голову, слушая шум моря в ракушке. Характерности персонажу добавляют и его татуировки. Их содержимое настолько разнообразно и хаотично, что по ним мы можем сделать вывод о какой-то ветрености героя, его впечатлительности.

Original size 900x632

Виктория Семыкина, серия иллюстраций «Матросы» (личный проект)

Экспериментальные проекты

Виктория постоянно ищет новые художественные методы и экспериментирует с техниками. По ее словам, ей «нравится делать трехмерные скульптуры из дерева, картона и всякого старинного хлама». В этой части я собрала некоторые из таких работ.

Original size 1000x824

Виктория Семыкина, серия «Корабли», год неизвестен

Original size 667x1000

Виктория Семыкина, серия «Корабли», год неизвестен

Original size 1000x667

Виктория Семыкина, личный проект, 2013

Заключение

Виктория Семыкина — один из самых интересных российских иллюстраторов. У нее живой, самобытный и постоянно эволюционирующий стиль. В своих работах она не боится экспериментировать и сочетать разные техники и подходы. Ее постоянные творческие поиски в сочетании с живописной точностью делают ее работы уникальными и ценными.

Bibliography
Show
1.

Виктория Семыкина — о современной иллюстрации, экспериментах, учебе и творческой свободе (2018) // Сайт https://illustrator-uroki.com. 18 июля (https://illustrator-uroki.com/viktoriya-semykina/) Просмотрено: 29.11.2023

2.

— Копалова К. Беседа с Викой Семыкиной. Говорим об иллюстрации в России и за рубежом, о рынке графики и об образовании // Сайт http://slonvboa.ru (http://slonvboa.ru/vikasemykina) Просмотрено: 29.11.2023

3.

Беседа с Викой Семыкиной. Слово художнику. Виктория Семыкина: ночные пейзажи, Abbey Road и бабушки на самокатах // https://www.labirint.ru.

4.

(https://www.labirint.ru/child-now/perehod/) Просмотрено: 29.11.2023

5.

Простая школа. (2020) Беседа с иллюстратором Викторией Семыкиной [интервью] // YouTube. 4 мая (https://youtu.be/a9dZFMpP6Zo?si=v-Vsv1QSF2tWdwoS) Просмотрено: 29.11.2023.

6.

Простая школа. (2019) Интервью с иллюстратором Викторией Семыкиной [интервью] // YouTube. 28 сентября (https://youtu.be/pz6dkfgQsW4?si=1393eONN0HjIsQuu) Просмотрено: 29.11.2023.

7.

Издательский проект А+А. (2022) ABCDbooks 2022: Вика Семыкина о том, как художник собирает персонажа, и как персонаж собирает книгу [интервью] // YouTube. 18 апреля (https://youtu.be/rP9P8M9-Y2E?si=1SCo-d6-GXqq5bHA) Просмотрено: 29.11.2023.

8.

Семыкина В. Victoria Semykina on illustrating children’s books // www.brushupmag.com/ (https://www.brushupmag.com/articles/interview-victoria) Просмотрено: 29.11.2023

Визуальные миры Виктории Семыкиной
39
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more