
Мотивационное письмо
Я, Челбаева Екатерина, окончила бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ в июле 2025 года по направлению «Дизайн одежды». За время обучения изучала конструирование, материаловедение, работу с текстилем, основы ювелирного и предметного дизайна. Этот широкий спектр дисциплин позволил мне по-настоящему погрузиться в разные аспекты проектирования — от концептуального мышления до технической реализации.
В рамках учёбы я создала более 12 мини-коллекций, каждая из которых решала уникальные задачи — от работы с цветом, формой до создания образов на основе ДНК бренда или принципов апсайклинга. Через эти проекты я не только развивала визуальный язык, но и всё больше интересовалась функциональностью, устойчивостью и прикладным потенциалом дизайна. Именно в процессе этих исследований я поняла, что хочу двигаться в сторону более предметного, осязаемого дизайна — там, где форма встречается с функцией, а эстетика — с реальной жизнью.
Случайно попав на втором курсе на факультативный курс в Шухов Лаб, я осталась там на два года — последний из которых работала ассистентом руководителя лаборатории. Многие из моих последующих проектов рождались именно на базе лаборатории. Я работала с лазерной резкой, ЧПУ-станком, переработкой пластика, занималась шликерным литьём, а также вела исследовательскую деятельность по выращиванию биокожи из медузомицета.
Опыт в лаборатории стал для меня поворотным: он позволил соединить мой интерес к науке и технологичности с дизайнерским мышлением, сформированным в модной среде. Я поняла, что пересечение науки и дизайна — это именно то пространство, в котором мне интересно развиваться. И в этом смысле предметный дизайн стал для меня естественным продолжением, а не сменой направления.


Фотограф: Леонид Гудченко
Несмотря на то что мои прошлые проекты были связаны в первую очередь с модой, всё большее внимание я стала уделять прикладной ценности изделиям. Меня интересует проектирование вещей, которые не просто создают образ, но и становятся частью повседневности — будь то обувь, очки, сумки или другие функциональные объекты, находящиеся на стыке моды и промышленного дизайна.
Я воспринимаю поступление на магистерскую программу как следующий логичный шаг. Мне близка образовательная среда ВШЭ, в которой я уже сформировалась как дизайнер: здесь поощряются кросс-дисциплинарность, эксперименты и критическое мышление. Я уверена, что смогу объединить опыт в дизайне одежды с новыми знаниями и инструментами предметного проектирования — чтобы создавать уникальные, функциональные и устойчивые решения.
В дальнейшем я хотела бы создать собственную дизайн-лабораторию — пространство на стыке моды, науки и технологий. Мне близка идея сотрудничества с другими дизайнерами, инженерами и исследователями, чтобы разрабатывать продукты и материалы будущего — как эстетически выразительные, так и практичные.
Mutual/ Биоматериалы
Проект обращается к идее жизни как непрерывного процесса — без начала и конца, где разрушение становится формой рождения. Смерть в этом контексте перестаёт быть финальной точкой, превращаясь в переход — в часть общего цикла, связывающего всё живое.
Отталкиваясь от исследований в области био-арта, проект пересматривает границы между человеком, природой и технологией. Коллекция отвергает антропоцентричный взгляд, в котором человек выступает автономной и доминирующей фигурой. Вместо этого предлагается иная перспектива: человек — один из элементов единой системы, где органическое, синтетическое и цифровое существуют во взаимосвязи.
Фотограф: Леонид Гудченко
В рамках дипломной коллекции важной составляющей стала исследовательская деятельность, охватывающая изучение биоматериалов, саенс-арта, а также практический процесс выращивания биокожи на основе медузомицета (комбучи).
Этот этап работы дал ценный опыт взаимодействия с уникальным, нестандартным материалом, требующим индивидуального подхода. В процессе были проведены многочисленные эксперименты, включающие аэрацию, изменение цвета, тиснение, а также поиск эффективных и эстетичных способов соединения фрагментов материала.
Не менее значимой частью работы стала лазерная резка. Этот процесс включал в себя графический поиск, эксперименты с нанесением рисунков на различные материалы, а также работу с формой. Важно отметить, что лазерная резка кардинальным образом изменяла свойства ткани и её поведение, что, в свою очередь, влияло на формообразование объекта.
Коллекция демонстрирует, как современная одежда может существовать как самостоятельный объект за счёт использования инновационных материалов и производственных методов. Биокожа, лазерная резка и принты на технических тканях не только расширяют форму и фактуру изделий, но и создают новый визуальный язык, который выходит за пределы традиционной функции одежды, предлагая интерпретацию предмета как арт-объекта.


Куратор: Мария Ключевская
Connected/ Работа с металлом
Проект основан на переосмыслении научной теории квантовой запутанности — явления, при котором две частицы остаются связанными, независимо от расстояния между ними. Эта идея легла в основу художественного исследования, в котором язык физики становится метафорой для разговора о человеческих отношениях, памяти и невидимых нитях, связывающих нас друг с другом.
Работа над проектом стала для меня способом соединить научное восприятие мира с личными размышлениями о близости, разлуке и единстве. Он отражает мою заинтересованность в междисциплинарном подходе — на пересечении искусства, философии и науки, — а также стремление создавать объекты, которые не только выполняют эстетическую функцию, но и передают смысл, вызывают отклик, рассказывают историю.


Процесс работы
Фотограф: Артем Шамраев
Куратор: Слава Фомин
inseCURE/ Шликерное литье
Проект обращает внимание на чувство незащищенности и неудовлетворенности, которое переживается как застывание или окаменение. Технологический процесс становится метафорой трансформации: из мягкого, изменчивого и живого — в твердое, но хрупкое. Центральное место занимает тело, которое часто становится источником неуверенности у женщин. Это связано с давлением социальных стандартов красоты, навязанных культурой, медиа и общественным мнением. В этих условиях тело воспринимается не как живой и уникальный опыт, а как объект, который должен соответствовать внешним ожиданиям.
Процесс работы


Куратор: Антон Артемчук
Рядом/ Переработка пластика
Проект посвящён ощущению присутствия родных и близких, которое остаётся с нами независимо от расстояний и времени. Через жесты, слова, воспоминания и ежедневные мелочи они продолжают оказывать влияние, быть частью нас. Эти незримые связи — прочные и глубокие — становятся основой коллекции, отражая важность поддержки, сопричастности и взаимного влияния в личных отношениях.
Важную роль играет использование переработанных материалов — пластиковых пакетов и крышек, получивших вторую жизнь в виде нетканого полотна и ювелирных украшений. Также применяется техника лазерной резки по ткани, объединяя современные технологии с идеей бережного обращения с ресурсами и памятью.


Процесс работы
Фотограф: Елена Лапина
Фотограф: Ася Дряхлова
Куратор: Мария Ключевская
Концентратор/ Лазерная резка
Проект направлен на решение актуальной проблемы информационного шума, особенно в зрительном восприятии. Современный человек подвергается постоянной перегрузке визуальной информацией, что негативно влияет на внимание и психоэмоциональное состояние. Итогом проекта являются устройства, создающие защитный барьер от избытка зрительной информации, способствуя снижению нагрузки и повышению качества восприятия.
Совместный проект с Расходчиковой Анной в рамках выставки НИИ ФИЛАРЕТОВА в ММОМА
Фотограф: Елена Лапина
Финальная конструкция состоит из трёх частей: гибкая стальная проволока, изящный серебряный элемент, надеваемый на ухо, и ограничивающие обзор шоры из пластика.


Фотограф: Александра Гонохина
Фотограф: Валерия Агеева
Кураторы: Александр Ларцев, Борис Бернаскони
Воспоминания/ ЧПУ-станок
Проект стал личным размышлением о связях между людьми — случайных и судьбоносных, мимолётных и глубоких. Кто-то появляется в нашей жизни на секунду, кто-то остаётся навсегда, но каждый оставляет след. Центральной фигурой для меня стала бабушка — человек, с которым я связываю заботу, тепло и бесконечное терпение.
Работа была реализована с помощью чпу-станка, запрограммированного в Grasshopper. «Роборука» натягивала шерстяную нить по заданным траекториям, формируя образы. Эти образы складывались в объёмное панно-шар, где строгая структура алгоритма встречается с хрупкой непредсказуемостью материала. Машина, повторяющая жест ручного труда, превращается не просто в инструмент, а в соучастника процесса памяти и передачи ощущений.
Процесс работы


Куратор: Антон Артемчук
Проекты