Original size 1140x1600

Object design portfolio

PROTECT STATUS: not protected
123
Finalist of the competition

Мотивационное письмо

Я, Челбаева Екатерина, окончила бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ в июле 2025 года по направлению «Дизайн одежды». За время обучения изучала конструирование, материаловедение, работу с текстилем, основы ювелирного и предметного дизайна. Этот широкий спектр дисциплин позволил мне по-настоящему погрузиться в разные аспекты проектирования — от концептуального мышления до технической реализации.

В рамках учёбы я создала более 12 мини-коллекций, каждая из которых решала уникальные задачи — от работы с цветом, формой до создания образов на основе ДНК бренда или принципов апсайклинга. Через эти проекты я не только развивала визуальный язык, но и всё больше интересовалась функциональностью, устойчивостью и прикладным потенциалом дизайна. Именно в процессе этих исследований я поняла, что хочу двигаться в сторону более предметного, осязаемого дизайна — там, где форма встречается с функцией, а эстетика — с реальной жизнью.

Случайно попав на втором курсе на факультативный курс в Шухов Лаб, я осталась там на два года — последний из которых работала ассистентом руководителя лаборатории. Многие из моих последующих проектов рождались именно на базе лаборатории. Я работала с лазерной резкой, ЧПУ-станком, переработкой пластика, занималась шликерным литьём, а также вела исследовательскую деятельность по выращиванию биокожи из медузомицета.

Опыт в лаборатории стал для меня поворотным: он позволил соединить мой интерес к науке и технологичности с дизайнерским мышлением, сформированным в модной среде. Я поняла, что пересечение науки и дизайна — это именно то пространство, в котором мне интересно развиваться. И в этом смысле предметный дизайн стал для меня естественным продолжением, а не сменой направления.

Фотограф: Леонид Гудченко

Несмотря на то что мои прошлые проекты были связаны в первую очередь с модой, всё большее внимание я стала уделять прикладной ценности изделиям. Меня интересует проектирование вещей, которые не просто создают образ, но и становятся частью повседневности — будь то обувь, очки, сумки или другие функциональные объекты, находящиеся на стыке моды и промышленного дизайна.

Я воспринимаю поступление на магистерскую программу как следующий логичный шаг. Мне близка образовательная среда ВШЭ, в которой я уже сформировалась как дизайнер: здесь поощряются кросс-дисциплинарность, эксперименты и критическое мышление. Я уверена, что смогу объединить опыт в дизайне одежды с новыми знаниями и инструментами предметного проектирования — чтобы создавать уникальные, функциональные и устойчивые решения.

В дальнейшем я хотела бы создать собственную дизайн-лабораторию — пространство на стыке моды, науки и технологий. Мне близка идея сотрудничества с другими дизайнерами, инженерами и исследователями, чтобы разрабатывать продукты и материалы будущего — как эстетически выразительные, так и практичные.

Mutual/ Биоматериалы

Original size 3947x1000

Проект обращается к идее жизни как непрерывного процесса — без начала и конца, где разрушение становится формой рождения. Смерть в этом контексте перестаёт быть финальной точкой, превращаясь в переход — в часть общего цикла, связывающего всё живое.

Отталкиваясь от исследований в области био-арта, проект пересматривает границы между человеком, природой и технологией. Коллекция отвергает антропоцентричный взгляд, в котором человек выступает автономной и доминирующей фигурой. Вместо этого предлагается иная перспектива: человек — один из элементов единой системы, где органическое, синтетическое и цифровое существуют во взаимосвязи.

0

Фотограф: Леонид Гудченко

В рамках дипломной коллекции важной составляющей стала исследовательская деятельность, охватывающая изучение биоматериалов, саенс-арта, а также практический процесс выращивания биокожи на основе медузомицета (комбучи).

Этот этап работы дал ценный опыт взаимодействия с уникальным, нестандартным материалом, требующим индивидуального подхода. В процессе были проведены многочисленные эксперименты, включающие аэрацию, изменение цвета, тиснение, а также поиск эффективных и эстетичных способов соединения фрагментов материала.

0
Original size 1827x1218

Не менее значимой частью работы стала лазерная резка. Этот процесс включал в себя графический поиск, эксперименты с нанесением рисунков на различные материалы, а также работу с формой. Важно отметить, что лазерная резка кардинальным образом изменяла свойства ткани и её поведение, что, в свою очередь, влияло на формообразование объекта.

Original size 1827x1218

Коллекция демонстрирует, как современная одежда может существовать как самостоятельный объект за счёт использования инновационных материалов и производственных методов. Биокожа, лазерная резка и принты на технических тканях не только расширяют форму и фактуру изделий, но и создают новый визуальный язык, который выходит за пределы традиционной функции одежды, предлагая интерпретацию предмета как арт-объекта.

Куратор: Мария Ключевская

Connected/ Работа с металлом

Проект основан на переосмыслении научной теории квантовой запутанности — явления, при котором две частицы остаются связанными, независимо от расстояния между ними. Эта идея легла в основу художественного исследования, в котором язык физики становится метафорой для разговора о человеческих отношениях, памяти и невидимых нитях, связывающих нас друг с другом.

Работа над проектом стала для меня способом соединить научное восприятие мира с личными размышлениями о близости, разлуке и единстве. Он отражает мою заинтересованность в междисциплинарном подходе — на пересечении искусства, философии и науки, — а также стремление создавать объекты, которые не только выполняют эстетическую функцию, но и передают смысл, вызывают отклик, рассказывают историю.

Original size 3478x1443

Процесс работы

0
0

Фотограф: Артем Шамраев

Куратор: Слава Фомин

inseCURE/ Шликерное литье

Проект обращает внимание на чувство незащищенности и неудовлетворенности, которое переживается как застывание или окаменение. Технологический процесс становится метафорой трансформации: из мягкого, изменчивого и живого — в твердое, но хрупкое. Центральное место занимает тело, которое часто становится источником неуверенности у женщин. Это связано с давлением социальных стандартов красоты, навязанных культурой, медиа и общественным мнением. В этих условиях тело воспринимается не как живой и уникальный опыт, а как объект, который должен соответствовать внешним ожиданиям.

Original size 2554x1041

Процесс работы

0

Куратор: Антон Артемчук

Рядом/ Переработка пластика

Проект посвящён ощущению присутствия родных и близких, которое остаётся с нами независимо от расстояний и времени. Через жесты, слова, воспоминания и ежедневные мелочи они продолжают оказывать влияние, быть частью нас. Эти незримые связи — прочные и глубокие — становятся основой коллекции, отражая важность поддержки, сопричастности и взаимного влияния в личных отношениях.

Важную роль играет использование переработанных материалов — пластиковых пакетов и крышек, получивших вторую жизнь в виде нетканого полотна и ювелирных украшений. Также применяется техника лазерной резки по ткани, объединяя современные технологии с идеей бережного обращения с ресурсами и памятью.

Процесс работы

0

Фотограф: Елена Лапина

0

Фотограф: Ася Дряхлова

Куратор: Мария Ключевская

Концентратор/ Лазерная резка

Проект направлен на решение актуальной проблемы информационного шума, особенно в зрительном восприятии. Современный человек подвергается постоянной перегрузке визуальной информацией, что негативно влияет на внимание и психоэмоциональное состояние. Итогом проекта являются устройства, создающие защитный барьер от избытка зрительной информации, способствуя снижению нагрузки и повышению качества восприятия.

Совместный проект с Расходчиковой Анной в рамках выставки НИИ ФИЛАРЕТОВА в ММОМА

0

Фотограф: Елена Лапина

Финальная конструкция состоит из трёх частей: гибкая стальная проволока, изящный серебряный элемент, надеваемый на ухо, и ограничивающие обзор шоры из пластика.

Фотограф: Александра Гонохина

0

Фотограф: Валерия Агеева

Кураторы: Александр Ларцев, Борис Бернаскони

Воспоминания/ ЧПУ-станок

Проект стал личным размышлением о связях между людьми — случайных и судьбоносных, мимолётных и глубоких. Кто-то появляется в нашей жизни на секунду, кто-то остаётся навсегда, но каждый оставляет след. Центральной фигурой для меня стала бабушка — человек, с которым я связываю заботу, тепло и бесконечное терпение.

Работа была реализована с помощью чпу-станка, запрограммированного в Grasshopper. «Роборука» натягивала шерстяную нить по заданным траекториям, формируя образы. Эти образы складывались в объёмное панно-шар, где строгая структура алгоритма встречается с хрупкой непредсказуемостью материала. Машина, повторяющая жест ручного труда, превращается не просто в инструмент, а в соучастника процесса памяти и передачи ощущений.

Original size 1854x435

Процесс работы

0
0

Куратор: Антон Артемчук

Проекты

Object design portfolio
123
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more