
XX век стал эпохой катастрофических войн, бурной модернизации и социальных перемен, радикально изменивших общество и мир вокруг. Искусство стало, с одной стороны, зеркалом этих потрясений, с другой, способом их пережить. Травма, вызванная бесчисленными войнами, отразилась в живописи — от скрытых намёков и откровенного шока до иронического переосмысления. Исследование через метафору «вируса» позволяет проследить, как война «заражала» искусство, мутировала и становилась частью культурного кода. Этот подход даёт новый взгляд на привычные образы, раскрывая их как симптомы коллективной болезни, последствия которой проявляются и в современном обществе. Прямая связь с сегодняшним днем делает изучение влияния войн и социальных потрясений прошлого века на живопись и процесс ее трансформации таким интересным и важным для понимания механизмов культурной памяти
Гипотеза: война действует на живопись как вирус, постепенно меняя художественные методы, значение цвета, отношение к человеческому телу и форме в целом. С течением времени трансформируется отношение и к самому феномену войны
1. Вначале «вирус» скрыт, появляются первые симптомы тревоги и предчувствия катастрофы 2. Затем «вирус» разрушает форму, искусство открыто кричит и источает боль — это острая фаза 3. Наконец, травма перестает быть шоком и встраивается в ДНК культуры — хроническая стадия
Ответ на ключевой вопрос исследования поможет понять, как искусство перерабатывает травму, и осознать глубину психологического воздействия катастроф на коллективное сознание:
Как войны трансформировали значение цвета, отношение к человеческому телу и художественные методы в живописи XX века?
Для исследования было выбраны живописные произведения знаковых художников периода 1900–1990-х годов на разные темы, повлиявшие на последующие поколения творцов. Исходя из гипотезы исследования, работы были проанализированы по трем направлениям: роль цвета, трансляция человеческого тела и форма художественного метода
Для теоретического анализа были выбраны три категории текстов: первичные источники (манифесты и дневники художников переписки, интервью), критическая теория (классические и современные интерпретации, научные статьи) и контекстуальные материалы (рецензии на выставки)
РУБРИКАТОР Структура следует метафоре болезни:
I Стадия: инкубационный период Тревога ещё скрыта в абстракции и символах
II Стадия: острая фаза Открытая боль, кровь и крик
III Стадия: хроническая Травма как культура: шок тиражируется, становится частью языка поп-культуры
I стадия
Начало XX века — время бурных социальных перемен, урбанизации и ускорения темпа жизни. Общество напряженo, а мир находится на грани Первой мировой. Искусство трансформируется. Абстрактные формы, хаотичные линии и пятна в живописи передают ощущение надвигающегося кризиса, отражая смятение и попытки обрести опору в реальности, где гуманистические идеалы теряют силу
Композиция VII. Василий Кандинский. 1913
Кошки. Наталья Гончарова. 1913 Композиция. Михаилов Ларионов. 1917
Сюжет 30. Умберто Боччони
Разложение предметов на геометрию как символ мира, который нельзя собрать обратно
Авиньонские девицы. Пабло Пикассо. 1907
Конюшни. Франц Марк. 1913
Состояние души I. Прощания. Умбретто Боччони. 1911 Германия — зимняя сказка (фрагмент). Георг Гросс. 1919
Под влиянием социальных потрясений цвет эволюционировал от условного символизма к прямому визуальному насилию. Он перестает быть декоративным, он кричит, предупреждает и разрушает
Эрнст Кирхнер: Пять женщин на улиц. 1913; Красная башня. 1915
Лучи. Джакомо Балла. 1919 Похороны. Георг Гросс. 1917
Мадонна. Эдвард Мунк. 1902 Любовники. Эгон Шиле. 1914
С началом глобальных войн с применением оружия массового поражения теряется ценность человеческой жизни. Тело больше не может быть целостным, оно слабое и легко деформируется
Густав Климт: Юриспруденция. Роспись потолка для Венского Университета. 1907; Бетховен Фриз: Слабое страдающее человечество (фрагмент). 1902 Эгон Шиле: Мертвая мать. 1910; Автопортрет 1912
Любовницы (фрагмент). Эгон Шиле. 1915
Пустота и неопределенность в ожидании катастрофы
Черный квадрат. Каземир Малевич. 1915
II стадия
Раненый. Осень 1916 года, Бапом (Серия «Война»). Отто Дикс. 1916
Художники, столкнувшись с невозможностью адекватно изобразить ужасы войны через фигуративность, деформировали и ломали формы, чтобы передать эмоции, выходящие за рамки слов и образов
Ге́рника. Пабло Пикассо. 1937
Тело становится не формой, а процессом: оно болеет, распадается и восстанавливается вместе с обществом
Войны, геноциды и технологические катастрофы превратили тело в носитель травмы. Оно больше не прекрасно — оно кричит, ломается и теряет целостность
Хаос на улице. Отто Дикс. 1920 Ночь. Макс Бэкман. 1919
Птичий ад. Макс Бекман. 1938
Инвалиды войны играют в карты. Отто Дикс. 1920 Автопортрет в образе солдата .Эрнст Кирхнер. 1915
Серия «Война» Отто Дикса: Мертвецы у позиции вблизи Таюра. Обед в окопе (высоты Лоретто). Танец смерти. 1924
Цвет становится физиологическим. Он не изображает страдание, а вызывает тошноту, головокружение, шок
Эрнст Кирхнер: Портрет поэта Леонардо Франка. 1917; Купальщицы в Визе. 1926
Окопная война. Отто Дикс. 1932
Оскар Кокошка: Красное яйцо. 1941; Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942.
Сальвадор Дали: Мягкая конструкция с вареными бобами. 1936; Лицо войны. 1940; Загадка Гитлера. 1939 Бедствия мистицизма. Роберто Матта. 1942
Три этюда к фигурам у подножия распятия. Фрэнсис Бэкон. 1944
III стадия
Андре Массон: Убийство. 1944; Путаница. 1941
В работах абстрактных экспрессионистов выразилось настроение послевоенного общества, когда раны потрясений еще свежи и кровоточат. «… Слов больше не осталось, сказать нечего, человек не может и не хочет формулировать какой-то содержательный тезис, потому что не видит смысла в очередной раз проговаривать набившие всем оскомину истины» [2]
Мурал. Джексон Поллок. 1943
Виллем де Кунинг: Гансворт-стрит. 1949. Женщина. 1949 Женщина I. 1950-52
Свободная форма. Джексон Поллок. 1946 Клубок. Андре Масон. 1941
Цвет окончательно освобождается от формы, берет на себя главную роль, живет по своим законам, вызывая у зрителя то тепло, то пульсирующую боль и даже религиозный катарсис
Марк Ротко Без названия (Желтый, оранжевый, золотой). 1968; Без названия. 1962; Без названия. 1954; Без названия. 1960; Композиция. 1958; Без названия. Марк Ротко. 1949
Великий герой. Барнетт Ньюман. 1950-51
Изображение человеческих тел, по словам Ротко, не способно выразить страх самих же людей перед фактом смертности [3]. Это объясняет почему многие художники отошли от фигуративности после событий Второй мировой и Холокоста
Прохладное лето. Элен Франкенталер. 1962
Клиффорд Стилл: 1957-J No. 1 (PH-142). 1957; Октябрь 1950. 1950
Со временем травма тиражируется и становится частью культуры. Она постепенно перестает быть шоком, художники иронизируют или архивируют боль, превращая ее в товар, мем или исторический артефакт
Без названия (Череп). Жан-Мишель Баския. 1982 Серия «Война»: Череп. Отто Дикс. 1924
Апокалипсис 1. Кит Харинг. 1988
Электрический стул (Серия «Смерть и катастрофа»). Энди Уорхол. 1963
«Когда видишь ужасные картинки снова и снова, они перестают на тебя влиять», — Энди Уорхол [7]
Художник говорит о смерти и насилии как об обыденности. Они, как Кока-кола или суповые банки, стали частью массовой культуры. Растиражированное с помощью шелкографии изображение — механическое копирование ужаса
Электрический стул (Серия «Смерть и катастрофа»). Энди Уорхол. 1963
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XX веке искусство превратилось в коллективную карту болезни. Через метафору вируса удалось проследить, как травма проникала в живопись, мутировала и встроилась в код массовой культуры. След войны не исчезает, но трансформируется, требуя новых форм осмысления. Современные художники продолжают вести этот диалог, доказывая, что вирус все еще циркулирует в искусстве
Анисимова Е. Н. Человеческое тело в художественной культуре XX столетия: дис. канд. культурол. наук наук: 24.00.01. — 2001. — 249 с.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.: Медиум, 1936. — 240 с.
Джексон Поллок и танцы на холсте // HSE UNIVERSITY ART AND DESIGN URL: https://design.hse.ru/news/2375#: ~:text=«коллективное%20бессознательное»%20%28термин%20принадлежит%20Юнгу%2C%20ученику%20Фрейда%2C%20который%20развивал%20его%20учение%20о%20бессознательном%29%2C%20коллективные%20переживания. (дата обращения: 15.052025).
Как смотреть картины Марка Ротко // ARZAMAS URL: https://arzamas.academy/materials/2194 (дата обращения: 15.05.2025).
Кандинский В.В. О духовном в искусстве. — Нью-Йорк: Русская книга, 1967. — 162 с.
Сакурин Александр Вячеславович Сюрреализм как реакция на кризис культуры в начале XX века // Философская мысль. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syurrealizm-kak-reaktsiya-na-krizis-kultury-v-nachale-xx-veka (дата обращения: 15.05.2025).
Электрический стул // Artchive URL: https://artchive.ru/andywarhol/works/267892~Elektricheskij_stul (дата обращения: 15.05.2025).
Энди Уорхол Философия Энди Уорхола: от А до Б и обратно. — 1 изд. — Нью-Йорк: New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1975. — С. 148.
https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-3.nsf/O/A-8YDEBZ/$FILE/Egon_schiele-lovers_man_and_woman_i.Jpg
Эгон шиле
https://imgadc.mus3ums.com/ADC/Art-ImgScreen-1.nsf/O/A-8XYVD8/$FILE/Salvador_dali-the_enigma_of_hitler.Jpg -загадка Гитлера