
РУБРИКАТОР:
1. Вестибюль. КОНЦЕПЦИЯ 2. Сцена. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 2.2. Первый контакт медиа и театра 2.3. Театр на Таганке 2.4. МХТ им. А. П. Чехова 2.5. Электротеатр Станиславский 2.6. Новая сцена Александринского театра 2.7. БДТ им. Г. А. Товстоногова 3. Занавес. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4. Закулисье. ИСТОЧНИКИ
КОНЦЕПЦИЯ
Новые медиа стали активно развиваться во второй половине 20 века, после того, как в мире произошли серьезные потрясения и осознания. Театр — как одно из самых главных отражений действительности — начал стремительно меняться и искать альтернативные способы выражения. Появлялись и повсеместно применялись современные технологии, а медиа-арт совершил рывок вперед и затронул некогда «традиционную» сцену. Режиссеры искали новые и свежие решения, чтобы интерпретировать классику на современный лад и быть ближе к реальности (а в некоторых случаях наоборот —максимально отдалиться от нее и уйти в постмодернизм), на замену сложным механизмам внутри сцены, детальным костюмам, профессиональным актерам пришли экраны, видео, «театр без актера», а также взаимодействие со зрителем, сотрудничество с медиа-художниками и внедрение их технологий в среду театра.
«Спектакль все чаще становится произведением „в себе“ и все меньше опирается на литературный текст. Его главная цель — взволновать зрителя и построить с ним диалог» [1]
Теперь диалог со зрителем режиссеры строят разными способами — звуками, светом, движениями, проекцией, но все реже используют для этого прямой текст. Большую популярность приобрели иммерсивные спектакли — в них зритель становиться частью действия, может влиять на исход сюжета, а самое главное — прожить ситуацию, нетипичную для его жизни, и тем самым приобрести новый опыт и эмоциональные ощущения. Появились и другие жанры, такие как документальный театр, моноспектакль, пластический (или перформативный) театр. Везде режиссеры по-новому взаимодействуют со сценой и декорациями, переосмысляя и расширяя это пространство за счет технологий — внедрение нового в традиционное стало главной задачей. Например, на сцене стали активно использоваться экраны с видео. Одним из первых к этому пришел немецкий режиссер Франк Касторф. Его спектакли по истине можно назвать «реалити-шоу», так как изображение транслировало все, что происходит с героями спектакля, в том числе за кулисами, позволяя зрителям увидеть обратную, «настоящую» сторону. Подобный спектакль, «Мастер и Маргарита», включал в себя как и видео, записанные ранее, так и прямые трансляции с закулисья. [2]
«Мастер и Маргарита», реж. Франк Касторф
В Европе и США интеграция медиа в театр происходила активнее, чем в России. Наши соотечественники цепляли приемы из нового кинематографа, обращали внимание на монтаж и кадрирование, старались перекладывать эти приемы на сцену. Медиа-арту в театрах России дали начало режиссеры, которые благодаря своей смелости и новому подходу открыли для нашего зрителя не только современный кинематограф, но и современный театр. Основоположниками мы можем назвать Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна — именно они являлись новаторами своего времени в области кино и театра и создавали невероятные авангардистские постановки. [3]
В визуальном исследовании я хочу изучить, как шел процесс становления медиа на российскую сцену. Какие технологии и образы применяются, как современное сталкивается с традиционным в реалиях нашей страны? Как интерпретируют классику современные режиссеры в России и что нового создают? И как же взаимодействует со всем этим наш зритель? Давайте рассмотрим спектакли в нескольких самых популярных театрах России и найдем ответы на данные вопросы вместе.
ПЕРВЫЙ КОНТАКТ МЕДИА И ТЕАТРА
1 и 3 — Сергей Эйзенштейн; 2 — Фрагмент спектакля «Мудрец» (1923 г.), реж. С. Эйзенштейн
Сергея Эйзенштейна называют режиссером-новатором, так как он не боялся использовать самые смелые эксперименты в своих работах. Именно благодаря нему в театре СССР впервые произошел контакт с технологиями.
Эйзенштейн снял короткометражный фильм «Дневник Глумова» (1923 г.), который изначально задумывался как часть театральной постановки и был показан в спектакле «Мудрец» (по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). И в фильме, и в постановке режиссер использовал метод «монтажа аттракционов» — способ удивлять зрителя с помощью неожиданных поворотов в сюжете и динамичных монтажных склеек. Спектакль состоял из небольших сценок, в которых актеры пели, танцевали и выполняли трюки, одним из «аттракционов» была киновставка «Дневник Глумова». [4]
Таким образом, в отечественном театре впервые произошло смешение жанров и попытка использовать современные технологии для расширения сцены и действия. Конечно, это находится далеко от привычного нам медиа-арта, но несомненно является важным историческим пунктом в использовании видео в театре России.
Театр на Таганке
Фрагменты спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» (1965 г.), реж. Ю. Любимов
Театр на Таганке можно назвать одним из самых авангардных в стране. В 1964 году руководителем стал Юрий Любимов, который перевернул представление о традиционном театре. Все его постановки начинали взаимодействовать со зрителем до начала спектакля и за пределами сцены — на самом входе в театр, в вестибюле, во время антракта. Подобно Эйзенштейну, Любимов называл это «набором аттракционов». [5]
Например, действие «Десять дней, которые потрясли мир» (1965 г.), начиналось на входе, где посетителей встречали солдаты и проверяли билеты, накалывая их на штык, а на сцене использовали настоящие выстрелы холостыми патронами.
Ещё одним спектаклем, погружающем в атмосферу времени был «А зори здесь тихие» (1971 г.): «Вместо привычного звонка перед началом спектакля зрители слышали вой сирены, напоминающий о воздушной тревоге и бомбоубежищах. Вход в зал был завешен огромным куском брезента — входили, поклонившись. На лестнице, которая вела на второй этаж, горели снарядные гильзы с керосином». [5]
Фрагменты спектакля «Преступление и наказание» (1979 г.), реж. Ю. Любимов
Фрагменты спектакля «Жизнь Галилея» (1966 г.), реж. Ю. Любимов
В других спектаклях Юрий Любимов также активно использовал разные инструменты для взаимодействия со зрителем. В «Жизни Галилея» (1966 г.) потолок зала напоминал купол звездного неба, точечные световые прожектора резали «светом новых истин» глаза сидящих в партере, а в «Преступлении и наказании» (1979 г.) перед тем, как попасть в зал, зрители проходили через комнату старухи-процентщицы, проделывая путь Раскольникова. [5]
Всё это дает предпосылки к современному иммерсионному театру и выход сцены за собственные рамки, позволяя зрителю прожить новый опыт и получить ощущения с помощью всех органов чувств.
«Театр — единственное искусство, которое разговаривает со зрителями напрямик»
Юрий Любимов
Теперь, когда мы посмотрели, как было раньше, давайте переместимся в XXI век. Конечно, произошёл большой скачок вперед в освоении техники и применении новых технологий во всех сферах жизни. В театрах сменился фокус с изображения реальности на чувства, эмоции, внутренние состояния, а авторы все чаще экспериментируют с пространством сцены, которое стало очень пластичным и подвижным. Окружение теперь занимает такую же важную, если не большую, роль, как и актеры.
Что показывают в Театре на Таганке сейчас? Режиссеры не перестают удивлять публику необычными и смелыми постановками.
Фрагмент спектакля «Беги, Алиса, Беги» (2018 г.), реж. М. Диденко
В 2018 году состоялась премьера спектакля «Беги, Алиса, Беги» режиссера Максима Диденко по мотивам радиопьесы В. Высоцкого «Алиса в Стране чудес» (1976 г.). Постановка содержит в себе невероятные костюмы и огромные декорации, а всю абсурдность происходящего подчеркивают фото- и видеопроекции на полу и заднем плане.
Фрагменты спектакля «Беги, Алиса, Беги» (2018 г.), реж. М. Диденко
Фрагменты спектакля «Беги, Алиса, Беги» (2018 г.), реж. М. Диденко
Актеры живут в этой проекции и взаимодействуют с ней, глубже погружаясь в нее и затягивая с собой зрителя. Вся сцена начинает походить на сюрреалистичную картину или коллажный анимационный мультфильм, стирая грань между реальностью.
Фрагмент спектакля «Беги, Алиса, Беги» (2018 г.), реж. М. Диденко
Фрагменты спектакля «Золотой дракон» (2015 г.), реж. Валерия Суркова
Ещё один сюрреалистичный спектакль Таганки — «Золотой дракон» (2015 г.) Валерии Сурковой, созданный по одноименной работе немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннинга. [6]
«Лере Сурковой удалось совместить живую работу актеров и современные технологии, позволяющие мгновенно менять место действия и проецировать изображения на гигантский экран в режиме реального времени. Пять артистов предстают перед зрителями то работниками ресторана паназиатской кухни „Золотой дракон“, то дедушкой и внучкой, то стрекозой и муравьем» [6]
На сцене мы видим, как по разному можно использовать проекцию на стене: для текста и субтитров; для видео, в режиме реального времени; для коллажирования и монтажных склеек; для перемещения героев в другие пространства.
Очень интересно, как за счет хромакея, который создается с помощью зеленой краски, появляется можно сказать прямое взаимодействие актера и технологии. Мы видим «двойную» проекцию, одну — на стенах декорации, а вторую — на теле героев внутри уже транслируемого видео.
МХТ им. А. П. Чехова
Фрагмент спектакля «Дракон» (2017 г.), реж. К. Богомолов
Фрагменты спектакля «Дракон» (2017 г.), реж. К. Богомолов
Константин Богомолов известен своим нестандартным подходом к театральному искусству. В его постановках часто встречаются необычные сценографические приемы, в том числе медиа-арт.
Так, в его работе «Дракон» по пьесе Е. Шварца во второй половине действия декорация меняется на простую однотонную комнату с экраном. Цвет внутри варьируется за счет света, а на экране можно увидеть как смонтированные заранее ролики, так и прямую видеотрансляцию актера крупным планом. В дополнение к этому, иногда на экране появляется текст, субтитры и даже некие ребусы. Все эти приемы помогают раскрыть смысл сложной пьесы.
Фрагменты спектакля «Дракон» (2017 г.), реж. К. Богомолов
Фрагмент спектакля «Далекая радуга» (2023 г.), реж. А. Гончаров
Фрагменты спектакля «Далекая радуга» (2023 г.), реж. А. Гончаров
«Далекая радуга» режиссера Андрея Гончарова — ещё один спектакль, в котором важную роль играют свет, цвет и пространство.
Действие (по пьесе братьев Стругацких) происходит в далеком будущем, поэтому белая комната, которая окрашивается в разные оттенки за счет освещения, четко задает характер сцене и событиям на ней. Благодаря такой атмосфере — таинственной, но спокойной и чистой, зритель может прочувствовать научно-фантастический жанр произведения и представить, что такое действительно возможно в будущем.
Фрагменты спектакля «Далекая радуга» (2023 г.), реж. А. Гончаров
Электротеатр Станиславский
Фрагмент спектакля «4.48. Психоз» (2016 г.), реж. А. Зельдович и AES+F
В 2016 году состоялась премьера спектакля «4.48. Психоз» (режиссер Александр Зельдович) по пьесе Сары Кейн, которая в 90-х создала новую театральную эстетику, нарушающую привычные устои, переходя границу зоны комфорта зрителя.
Художниками-постановщиками и соавторами спектакля является группа AES+F, известная своими работами в области современного искусства и медиа-арта.
Фрагменты спектакля «4.48. Психоз» (2016 г.), реж. А. Зельдович и AES+F
«Видеоряд (анимация 3D графики), придуманный ими [группой AES+F], идет параллельно тексту, иногда совпадая с ним ассоциативно, иногда пребывая в сюрреалистическом несовпадении. Поэтика видеоконтента, то сказочного, то ужасного, наполнена образами архетипического женского тела, крови, молока, черного снега, психоделических цветов и насекомых» [7]
Фрагмент спектакля «4.48. Психоз» (2016 г.), реж. А. Зельдович и AES+F
Фрагменты оперы «Кибер—Пушкин» (2020 г.), реж. В. Лабутин
Виталий Лабутин в 2020 году выпустил невероятный междисциплинарный спектакль или digital оперу «Кибер—Пушкин». Вокалистка Ева Червоненко поет текст на основе сказок А. С. Пушкина под музыку, которая создается в режиме реального времени, как и абстрактные видео-изображения на заднем фоне (они меняются в зависимости от звуковых волн). Генерацией управлял Илья Дерзаев, благодаря нему на сцене «искусственное» превратилось в «живое», подвижное и реальное, а generative art стал неотъемлемым участником постановки.
Фрагменты спектакля «Сверчок» (2021 г.), реж. М. Горвиц
Спектакль Марфы Горвиц «Сверчок» (2021 г.) по современным абсурдистским сказкам Тоона Теллегена сопровождается пространственными природными проекциями, которые перемещают героев в мрачные леса и поля. Свет проекции, попадая на актеров, стирает границу реальности и смешивает все воедино.
Фрагменты спектакля «Сверчок» (2021 г.), реж. М. Горвиц
Новая сцена Александринского театра
Фрагменты спектакля «Робот Костя 2.0» (2021 г.), реж. И. Заславец
«Робот Костя 2.0» — это сценический эксперимент по пьесе А. П. Чехова «Чайка», который режиссер Иван Заславец выпустил в 2021 году.
На сцене мы не увидим людей, актерами являются роботы, совсем не похожие на человека. При этом, с ними репетировали как с живыми, а робототехники изучали пластику и возможности новых актеров. Наблюдая, как на сцене металлические артисты цитируют Чехова, зритель невольно задумывается о том, что ждет театр и людей-актеров в будущем… [8]
Фрагмент спектакля «Данте» (2021 г.), реж. Р. Муромцев
«Спектакль для одного зрителя и спектакль-хоррор со счастливым концом, ассоциативно, интуитивно рифмующийся с „Божественной комедией“ Данте. 4-D кинотеатр, в котором видео и звуковой ряд соседствует с физическим и предметным миром. Единственный зритель на время спектакля становится самим Данте». [10]
В спектакле «Данте» (2021 г.) режиссера Романа Муромцева зритель за 15 минут переживает невероятный чувственный и эмоциональный опыт. Такой насыщенной постановку делают элементы иммерсивности, перформативности, а также видео-арт, который выводится на большом экране перед человеком.
Фрагменты спектакля «Данте» (2021 г.), реж. Р. Муромцев
Фрагменты спектакля «Шекспир. Сонеты» (2022 г.), реж. А. Оконешников
Спектакль «Шекспир. Сонеты» (2022 г.) режиссера Антона Оконешникова соединяет в себе технологичность и классику, создавая некий диджитал-перформанс. Актеры зачитывают произведения великого дрматурга на фоне хромакея, во круг снуют камеры и размещены экраны. По видеосвязи подключаются актеры из других театров — Альметьевского драматического театра и Марийского национального театр драмы им. М. Шкетана, шекспировские сонеты звучат на русском, татарском и марийском языках. [9]
Постановку можно было посмотреть как вживую, так и через онлайн-трансляцию. На зеленый фон художники-постановщики накладывали иллюстрации и фотоколлажи и актеры тут же погружались в атмосферу произведений.
Фрагменты спектакля «Шекспир. Сонеты» (2022 г.), реж. А. Оконешников
БДТ им. Г. А. Товстоногова
Фрагменты спектакля «Привидения» (2022 г.), реж. Р. Мархолиа
В «Привидениях» (2022 г.) режиссера Романа Мархолиа по пьесе Генрика Ибсена экраны и проекции выступают в роли окон, за которыми видны сменяющиеся пейзажи и погода. Благодаря этому, создается ощущение, что зритель может смотреть далеко за пределы сцены, так как ее пространство расширяется.
Фрагменты спектакля «Каменный гость» (2024 г.), реж. А. Мещеряков
В 2024 году состоялась премьера экспериментального проекта «Опыты драматических изучений». Спектакли «Каменный гость» и «Пир после чумы» были созданы молодыми режиссерами Арсением Мещеряковым и Арсением Бехтеревым по мотивам произведений А. С. Пушкина.
Уже само название проекта подразумевает под собой новое и современное прочтение произведений автора-классика, с чем отлично справляются режиссеры, используя медиа-арт в своих постановках. Проекции взаимодействуют с декорациями, видоизменяя их в процессе действия.
Фрагменты спектакля «Пир после чумы» (2024 г.), реж. А. Бехтерев
Фрагмент спектакля «День числа ПИ» (2024 г.), реж. Ф. Джавадов
Спектакль «День числа ПИ» (2024 г.) режиссера Фамила Джавадова является еще одним примером, как можно разнообразить простую минималистичную декорацию с помощью современных технологий: яркого света, цветных прожекторов и проекций — все это создает новую среду для актера на сцене.
Фрагменты спектакля «День числа ПИ» (2024 г.), реж. Ф. Джавадов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав визуальное исследование, мы можем сделать вывод о том, что с конца XX — начала XXI театральное искусство в России стремительно развивается и находит новые способы выражения. Режиссеры ставят спектакли по современным, заранее сложным и сюрреалистичным пьесам, а также смело интерпретируют классические произведения на язык нашего времени, перемещая их в новое технологичное пространство, в котором смысл раскрывается совершенно иначе и заставляет зрителя задуматься. Сцена расширяется и выходит за свои пределы: медиа-арт, фото- и видеопроекции, экраны, свет позволяют стирать рамки между иллюзией и реальностью. Более того, в современном российском театре много перформативности и иммерсивности, часто спектакли включают в себя несколько различных жанров и их сложно назвать простой драматической постановкой. Актеры и пространство активно взаимодействуют со зрителями, которые, в свою очередь, с осторожностью, включаются в процесс и получают уникальный чувственный и эмоциональный опыт и приходят за ним снова.
Медиа-арт — важный инструмент для создания многослойных и выразительных произведений на сцене. Свежие решения привлекают аудиторию, раскрывают глубокие смыслы, а также помогают театрам оставаться актуальными и доступными в эпоху технологий.
ИСТОЧНИКИ
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР: ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И САМЫЕ ЭФФЕКТНЫЕ ПОСТАНОВКИ / [Электронный ресурс] // Сириус Журнал: [сайт]. — URL: https://siriusmag.ru/articles/2741-sovremennyj-teatr-glavnye-tendencii-i-samye-effektnye-postanovki/?ysclid=m3t62odqvp710857686 (дата обращения: 20.11.2024).
Медиа в театре / [Электронный ресурс] // Дзен: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/X62Fa9MZjzX3Z4Q0 (дата обращения: 20.11.2024).
А. В. Краснослободцева / Функции экранных образов в российском театре XXI века [Электронный ресурс] // ГИТИС: [сайт]. — URL: https://gitis.net/upload/iblock/dcf/okslvedy51mzlthmxqnr2s27z8xy4udg/Автореферат%20Краснослободцевой%20А.В.pdf? ysclid=m3t7r3d11437396827 (дата обращения: 21.11.2024).
Сергей Эйзенштейн / [Электронный ресурс] // КУЛЬТУРА.РФ: [сайт]. — URL: https://www.culture.ru/persons/680/sergei-eizenshtein?ysclid=m3u27k72j5943996546 (дата обращения: 21.11.2024).
«ГАЗЕТА.РУ»: «10 СПЕКТАКЛЕЙ ЛЮБИМОВА КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР» / [Электронный ресурс] // Официальный сайт Юрия Любимова: [сайт]. — URL: https://fondlubimova.ru/o-yurii-lyubimove/postanovki/gazeta-ru-10-spektaklej-lyubimova-kotorye-potryasli-mir/ (дата обращения: 21.11.2024).
Золотой Дракон / [Электронный ресурс] // Театр на Таганке: [сайт]. — URL: https://tagankateatr.ru/repertuar/zolotoi-drakon (дата обращения: 22.11.2024).
4.48 Психоз / [Электронный ресурс] // Электротеатр Станиславский: [сайт]. — URL: https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/86 (дата обращения: 22.11.2024).
ДРУГАЯ СЦЕНА. РОБОТ КОСТЯ 2.0 / [Электронный ресурс] // Александринский театр: [сайт]. — URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/robot-kostya-2-0/?clear_cache=Y (дата обращения: 23.11.2024).
ДРУГАЯ СЦЕНА 2022 / [Электронный ресурс] // Александринский театр: [сайт]. — URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/drugaya-stsena-2022/ (дата обращения: 23.11.2024).
ДРУГАЯ СЦЕНА. ДАНТЕ / [Электронный ресурс] // Александринский театр: [сайт]. — URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/dante/?clear_cache=Y (дата обращения: 24.11.2024).
Frank Castorf: Der Meister und Margarita / [Электронный ресурс] // IVAR HAGENDOORN: [сайт]. — URL: https://www.ivarhagendoorn.com/blog/2005/02/13/frank-castorf-der-meister-und-margarita/ (дата обращения: 20.11.2024).
Современный театр / [Электронный ресурс] // VK: [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-50334704_416227 (дата обращения: 20.11.2024).
10 дней которые потрясли мир. Этим спектаклем я завоевал себе хоть какое-то право спокойно работать / [Электронный ресурс] // Дзен: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/Wmx1J1eQagwMehMu (дата обращения: 20.11.2024).
СПЕКТАКЛЬ «ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР» (1965) / [Электронный ресурс] // Официальный сайт Юрия Любимова: [сайт]. — URL: https://fondlubimova.ru/o-yurii-lyubimove/postanovki/postanovki-v-teatre-na-taganke-2/desyat-dnej-kotorye-potryasli-mir-1965/ (дата обращения: 20.11.2024).
ЧАСТЬ I. О КОМПОЗИЦИИ / [Электронный ресурс] // Официальный сайт Юрия Любимова: [сайт]. — URL: https://fondlubimova.ru/o-yurii-lyubimove/knigi/olga-maltseva-yurij-lyubimov-rezhisserskij-metod/o-kompozitsii/2/ (дата обращения: 20.11.2024).
У. Куприянова / «Беги, Алиса, беги» — антиутопия в Стране чудес на сцене театра на Таганке [Электронный ресурс] // vc.ru: [сайт]. — URL: https://vc.ru/u/1725203-ulyana-kupriyanova/672354-begi-alisa-begi-antiutopiya-v-strane-chudes-na-scene-teatra-na-taganke?ysclid=m3uf52gjdi67899228 (дата обращения: 21.11.2024).
Безумный забег артистов Таганки / [Электронный ресурс] // Сноб: [сайт]. — URL: https://snob.ru/selected/entry/133920/ (дата обращения: 21.11.2024).
БЕГИ, АЛИСА, БЕГИ / [Электронный ресурс] // STARIK XIII: [сайт]. — URL: http://starik13.ru/alisa/ (дата обращения: 21.11.2024).
К. Вахрамцева / «Золотой дракон» не вдохнул жизнь в Таганку [Электронный ресурс] // TimeOut: [сайт]. — URL: https://www.timeout.ru/msk/feature/454077 (дата обращения: 22.11.2024).
Театр на Таганке / [Электронный ресурс] // VK: [сайт]. — URL: https://vk.com/tagankatheatre (дата обращения: 22.11.2024).
МХТ имени А. П. Чехова / [Электронный ресурс] // VK: [сайт]. — URL: https://vk.com/mxatchekhova (дата обращения: 22.11.2024).
Дракон / [Электронный ресурс] // МХТ имени А. П. Чехова: [сайт]. — URL: https://mxat.ru/history/performance/2010ies/dragon/ (дата обращения: 22.11.2024).
4.48 Психоз / [Электронный ресурс] // Электротеатр Станиславский: [сайт]. — URL: https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/86 (дата обращения: 22.11.2024).
Электротеатр Станиславский / [Электронный ресурс] // VK: [сайт]. — URL: https://vk.com/electrotheatre (дата обращения: 22.11.2024).
ПРИВИДЕНИЯ / [Электронный ресурс] // БДТ: [сайт]. — URL: https://bdt.spb.ru/spektakli/privideniya/ (дата обращения: 23.11.2024).
ДЕНЬ ЧИСЛА ПИ / [Электронный ресурс] // БДТ: [сайт]. — URL: https://bdt.spb.ru/spektakli/den-chisla-pi/ (дата обращения: 23.11.2024).
ОПЫТЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙ. КАМЕННЫЙ ГОСТЬ/ПИР ПОСЛЕ ЧУМЫ / [Электронный ресурс] // БДТ: [сайт]. — URL: https://bdt.spb.ru/spektakli/kamennyy-gost-pir-posle-chumy/ (дата обращения: 23.11.2024).
ДРУГАЯ СЦЕНА. РОБОТ КОСТЯ 2.0 / [Электронный ресурс] // Александринский театр: [сайт]. — URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/robot-kostya-2-0/?clear_cache=Y (дата обращения: 23.11.2024).
О НОВЫХ ФОРМАХ, ДРУГОМ ТЕАТРЕ, КОНВЕНЦИЯХ И ИХ ОТСУТСТВИИ / [Электронный ресурс] // Петербургский театральный журнал: [сайт]. — URL: https://ptj.spb.ru/archive/109/theater-plus-minus/o-novyx-formax-drugom-teatre-konvenciyax-i-ix-otsutstvii/ (дата обращения: 24.11.2024).
Другая сцена Александринского театра / [Электронный ресурс] // VK: [сайт]. — URL: https://vk.com/drugaya_scena?ysclid=m3voqm28y8458460304 (дата обращения: 24.11.2024).
ДРУГАЯ СЦЕНА. ДАНТЕ / [Электронный ресурс] // Александринский театр: [сайт]. — URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/dante/?clear_cache=Y (дата обращения: 24.11.2024).