Исходный размер 1140x1600

Рамка как визуальный прием в анимации до 1940-х годов

309
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

Концепция

Данное исследование посвящено анализу роли рамки, как выразительного элемента в анимационных фильмах, созданных до 1940-х годов. В это время анимация начинает бурно развиваться и находиться в вечном поиске новых форм и технологий, позволяющих воплощать идеи авторов.

Хочется подчеркнуть, что в данном визуальном исследовании будут рассматриваться рамки, не относящиеся к техническим ограничениям и вставкам в сюжет. В этой работе рамка рассматривается, как яркий композиционный и визуальный инструмент, благодаря которому режиссерам удается эмоционально воздействовать на зрителя. Чаще всего в анимации она является некой константой, в основном статичной, однако есть и динамичные примеры, к которым можно отнести, эффект свертывания кадра, как разбивка между несколькими сюжетными линиями или при завершении всей истории в целом. Однако этот прием выполняет больше техническую, чем стилистическую роль и во многих анимациях показывается достаточно примитивно и однообразно, поэтому здесь рассматриваться не будет. В данном же исследовании я хочу сосредоточиться на более ярких примерах использования такого визуально важного приема, как рамка.

Далее будут рассматриваться в основном работы признанных мастеров анимации, популярные и ставшие впоследствии культовыми во всем мире произведения как короткометражного формата, так и большие многосерийные проекты, из таких стран как: Соединенные штаты Америки, Франция, Британия, Австралия, так как технический уровень данных стран позволял им создавать высокоуровневую анимацию. Именно представители этих стран повлияли на развитие анимационных фильмов в их золотой век.

Для понимания общего принципа рубрикации необходимо обозначить, что именно имеется в виду под термином рамка в данном исследовании.

Как было сказано выше, рамка в данном случае чаще всего статичное изображение внутри которого находятся главные объекты сюжета. Также рамка размещается поверх кадра и занимает передний план и, последнее, она имеет четыре опорных угла. Именно поэтому в разделах рассматриваются четыре разных роли рамки, ведь она может использоваться как имитация оптического прибора или как преграда (через которую мы следим за основным сюжетом). Рамка может также играть роль обрамления, в которое встраивается анимационная часть и, наконец, рамка может становиться акцентирующим элементом сюжета.

При работе над исследованием были проанализированы книги и статьи по истории анимации, в которых рассматривались как отдельные работы и авторы, так и общие направления развития анимации.

Главный вопрос, который задается в данном исследовании это: «Какую визуальную роль играл такой прием как рамка в анимации до 1940-х годов?». Гипотеза исследования предполагает, что рамки могут быть не только техническим приемом, но и обладать смысловым нагрузкой, помогающей раскрыть сюжетные линии.

Рамка как увеличение

В одних из самых ранних анимациях зачастую рамка используется в качестве имитации оптического прибора, через который зритель видит увеличенное изображение глазами персонажа. В этом контексте, нам сначала показывают общий вид, открывающийся главному герою, потом демонстируется само увеличительное устройство, которе он будет использовать, а затем и кадр с рамкой с округлым вырезом по центру и уже приближенным объектом.

Одна из первых анимаций, в которой используется рамка для создания эффекта увеличения это «Истребитель дирижаблей». В данной работе режиссер показывает нам сначала персонажей, наблюдающих за летящими в небе дирижаблями при помощи бинокля. И уже в следующем кадре мы видим этот аэротранспорт через «линзу оптического устройства», этот эффект достигается благодаря рамке с двумя пересекающимися округлыми вырезами. Стоит заметить, что в начале ХХ века дирижабли все еще вызывали у людей удивление и восхищение, так как подобный вид транспорта был редкостью, особенно в таком количестве, как показано в данной работе.

Исходный размер 2480x1264

Уолтер Роберт Бут, «Истребитель дирижаблей», 1909 г.

Loading...

Уолтер Роберт Бут, «Истребитель дирижаблей», 1909 г.

Годом позже Роберт Бут использовал данный прием в еще одной своей картине «Воздушная подводная лодка». В данном случае мы также смотрим глазами героини через линзы оптического устройства — бинокля, созданного посредством наложения рамки. Применение данного визуального эффекта вызывает у зрителя чувство сопричастности и ощущение глубокого погружения в сюжет.

Исходный размер 2480x1264

Уолтер Роберт Бут, «Воздушная подводная лодка», 1910 г.

Исходный размер 2480x1527

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «Бетти Буп» (Мой собственный язык), 1935 г.

Образ бинокля прослеживается и в более поздней анимации. Например, к данному приему в своей работе обращаются братья Флейшеры, известные созданием многих популярных мультсериалов в годы становления анимации, как самостоятельного жанра. В черно-белой версии «Бетти Буп», выходившей в 1932–1939 годах, есть серия, где главная героиня летит в Японию на свое выступление. В момент когда Бетти смотрит в бинокль, мы видим солнце и горы в рамке с двумя пересекающимися округлыми вырезами.

Исходный размер 2480x1750

Эмиль Коль, «Весёлые микробы», 1909 г.

Помимо такого оптического прибора как бинокль, в ранней анимации также часто встречается образ микроскопа, цель которого аналогично крупно показать важный для сюжета объект.

Эмиль Коль, «Весёлые микробы», 1909 г.

Например, в работе Эмиля Коля таким объектом внимания становится микробы, которые в хаотичном танце складываются в портреты. Все эти биоморфозы происходят внутри круглого выреза рамки, отсылающей к форме отверстия микроскопа.

Исходный размер 2480x740

Эмиль Коль, «Весёлые микробы», 1909 г.

Отто Мессмер, «Кот Феликс»(Микробная мания), 1927 г.

Этот же прием мы можем наблюдать и в более поздней анимации, например, в «Коте Феликсе» в сериях разных лет. В серии «Феликс сидит с ребенком» по сюжету профессор Пойндекстер использует на нем уменьшающую формулу и, взяв кота пинцетом, начинает рассматривать его через микроскоп. В данном случае форма выреза в рамке также обусловлена видом оптического прибора, который использует герой. Можно добавить, что рамка в данном случае не статична, что в свою очередь создает эффект фокусировки прибора на объекте.

Исходный размер 2480x740

Студия Пэта Салливана, «Кот Феликс» (Феликс сидит с ребенком), 1959 г.

Loading...

Студия Пэта Салливана, «Кот Феликс» (Феликс сидит с ребенком), 1959 г.

Исходный размер 596x452

Аб Айверкс, «Легушонок Флип» (Штормовые моря), 1930–1933 гг.

Использование рамки с целью оптического увеличения, в качестве художественного приема, может быть применено и на примере подзорной трубы. Так, в данном случае используется рамка с округлым немного размытым по углам вырезом.

Исходный размер 2480x1264

Аб Айверкс, «Легушонок Флип» (Штормовые моря), 1930–1933 гг.

Рамка как преграда

В данном разделе мы разберем, как с помощью рамки можно добиться эффекта «подглядывания». Зачастую в анимационных фильмах присутствуют моменты когда герой скрыто наблюдает за кем-то, а рамка в данном случае помогает нам дополнить этот сюжет, давая представление о форме и смысле показанного.

Одним из первых примеров, когда рамка становится преградой, мешающей увидеть картину происходящего полностью, можно назвать работу Эдвина Стэнтона Портера. В данном анимационном фильме главная героиня подглядывает за танцем медвежат, а дверь является препятствием, не позволяющим нам разглядеть соседнее помещение полностью. Однако благодаря деревянной рамке, в которой есть небольшое отверстие по центру, мы можем частично видеть происходящие внутри события. Стоит также заметить, что форма рамки овальная и достаточно большая демонстрирует, что в таком «подглядывании» нет ничего ужасного, но при этом соблюдается эффект скрытности. Зритель также становится частью повествования и вместе с героиней подсматривает через рамку.

Исходный размер 2480x1264

Эдвин Стэнтон Портер, «Медведи Тедди», 1907 г.

Loading...

Эдвин Стэнтон Портер, «Медведи Тедди», 1907 г.

Иногда рамка занимает бОльшую часть кадра, когда нам необходимо скрыть значительную часть происходящего внутри. Так, например, в одном из эпизодов с котом Феликсом, который не славится примерным поведением и часто поступает скверно, он подглядывает за актрисой, всматриваясь через замочную скважину для ключа. Здесь рамка с отверстием соответствующей формы — достаточно узкая и скрывает практически весь кадр, намекая зрителю, что кот поступает плохо.

Исходный размер 2480x1264

Отто Мессмер, «Кот Феликс» (Феликс в Голливуде), 1923 г.

В другой серии под названием: «Felix the Cat: Woos Whoopee» используется похожий прием. Однако здесь рамка намного шире и захватывает бОльшую часть кадра, в этом случае у зрителя уже не складывается ощущение, что персонаж делает что-то запретное. В замочной скважине мы наблюдаем монстра, от которого герой прячется за закрытой дверью. Форма и размер рамки позволяют визуально полностью рассмотреть монстра, благодаря чему зритель ощущает весь страх Феликса, ведь монстр такой большой, что может пробраться в дом.

Исходный размер 614x438

Отто Мессмер, «Кот Феликс», 1928 г.

Рамка как обрамление

В данном разделе мы проследим, как рамка может работать, в качестве декоративного дополнения к основной анимации. Например, представляться нам в виде какого-либо объекта, через который мы привыкли «потреблять контент». Эти предметы изображаются в виде рамок, внутри которых происходит анимация.

Одним из ярких примеров, где рамка может выступать неким обрамлением, является мультфильм «У меня никого нет». Название этой работы связано с музыкальным сопровождением в ней: главный герой, лев, меняется под влиянием трека братьев Миллс, которые исполняют песню «I ain’t Got Nobody» (рус. «У меня никого нет»). С первых же секунд данного мультфильма нас встречает экран телевизора, на котором герой переключает каналы, сама рамка статична, и, анимация происходит как бы внутри телевизора.

Исходный размер 856x636

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.

Исходный размер 2480x893

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.

Исходный размер 2480x1264

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.

Лев под мелодию начинает танцевать и колдовать, оживляя разные объекты, в частности, саму картину. В этом случае, в качестве рамки выступает картинный багет, являющийся «обрамлением» для холста, на котором происходят основные сюжетные действия и где оживают герои, как только лев наколдовывает дождь.

Исходный размер 2480x1264

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.

Исходный размер 596x452

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.

Рамкой может являться книга, в данном примере страницы время от времени переписываются, однако единое обрамление, в котором двигаются персонажи, остается. Здесь, как и в других случаях, герои не могут выйти за обозначенные им рамки, все действия происходят внутри. Этот прием помогает отделить основной сюжет от рассказ в книге.

Исходный размер 2480x740

Уолтер Ланц, «Веселая старая душа», 1933 г.

Уолтер Ланц, «Веселая старая душа», 1933 г.

Рамка как акцентирование

Использование рамки может выступать и в качестве способа сделать акцент на важных аспектах сюжета, например, на эмоциях героев, на определенных действиях, деталях или предметах.

Так, например, в мультфильме «Контроль Земли Коко» сильный акцент делается на состоянии главного героя, который на протяжении всей серии испытывает достаточно широкий спектр эмоций. Удивление, страх, отчаяние — всё это подчеркивается при помощи рамки.

Исходный размер 2480x893

Макс и Дейв Флейшеры, «Контроль Земли Коко», 1927 г.

Примером, когда рамка выполняет роль акцентирования внимания на эмоциях героев, также является мультсериале «Кот Фелик». У героя очень живая мимика, а выражения его лица часто подчеркиваются рамкой. В данном примере вырез в рамке не круглый, а в виде сердца, что намекает нам на любовную линию персонажей.

Отто Мессмер, «Кот Феликс путешествует по стране игрушек», 1925 г.

Исходный размер 600x448

Уолтер Ланц, «Освальд Кролик Везунчик: Проблемы с троллейбусом», 1932 г.

Ранней анимации свойственно акцентирование на важных деталях, траектория взгляда героев выделяется, как правило, прерывистой линией, указывающей на объект, на который смотрит персонаж. В следующем кадре зрителю демонстрируется этот объект в увеличенном формате и в черной рамке, которая подчеркивает важность этого самого предмета.

Исходный размер 2480x1264

Макс и Дейв Флейшеры, «Контроль Земли Коко», 1927 г.

В мультсериале «Кот Феликс» также часто используется данный прием с целью выделить объект, на который смотрит герой. В данном примере мы сначала видим траекторию его взгляда, а затем нам показывают вывеску и свежий сыр, который намеревается украсть Феликс.

Исходный размер 2480x740

Отто Мессмер, «Кот Феликс» (Феликс мстит), 1922 г.

Исходный размер 2480x740

Пол Терри, «Собака и вор», 1922 г.

Также в ранней анимации с помощью такого приема можно было сделать акцент на небольших персонажах, которых на общем плане не видно. Например, в «Коте Феликсе», в серии «Felix Dopes it Out», благодаря рамке и увеличенному изображению, мы можем рассмотреть маленьких мух и увидеть их диалог.

Исходный размер 2480x1264

Отто Мессмер, «Кот Феликс», 1924 г.

В следующих примерах мы также можем наблюдать фокусирование на действии персонажей. Герой картины Собака и вор, замышляет украсть птицу, а Кролик Освальд завести троллейбус. В обоих примерах акцентная рамка выполняет функцию демонстрации значимости данных действий для дальнейшего сюжета.

Исходный размер 2480x1855

Пол Терри, «Собака и вор», 1922 г.

Исходный размер 600x448

Уолтер Ланц, «Освальд Кролик Везунчик: Проблемы с троллейбусом», 1932 г.

Заключение

Изучив и проанализировав знаковые анимационные работы признанных мастеров, было выявлено несколько важных моментов. Во-первых, опираясь на визуальный ряд, было доказано, что рамка может играть не только техническую, но и визуальную-смысловую роль, помогая дополнять сюжет, раскрывать пероснажей и указывать на важные детали. Во-вторых, были проанализированы четыре основных роли данного приема (рамка как: увеличение, преграда, обрамление, акцентирование), благодаря чему удалось раскрыть многогранность фунций рамки в контексте анимации 1940х годов.

Библиография
1.

Stephen Cavalier, «The World History of Animation», University of California Press, 2011

2.

Ray Pointer, «The Art and Inventions of Max Fleischer: American Animation Pioneer», McFarland, 2017

3.

Graham Webb, «The Animated Film Encyclopedia: A Complete Guide to American Shorts, Features and Sequences, 1900–1999, 2d ed.», McFarland, 2011

Источники изображений
1.

Уолтер Роберт Бут, «Истребитель дирижаблей», 1909 г.:https://youtu.be/LdPM4gmRD8A?si=dfy9YEQs8XDtVrJY

2.

Уолтер Роберт Бут, «Воздушная подводная лодка», 1910 г.:https://youtu.be/pKx7fLi5Q-w?si=0xIVK4bXGSV8YDtl

3.

Макс и Дейв Флейшер, «Бетти Буп» (Мой собственный язык), 1935 г.:https://www.youtube.com/watch?v=P9jPc_9A__8

4.

Эмиль Коль, «Весёлые микробы», 1909 г.:https://youtu.be/3M2iKLDGi-I?si=TS74Ei_vsBVRmAuP

5.

Пэт Салливан, «Кот Феликс» (Феликс сидит с ребенком), 1959 г.:https://youtu.be/GZuMj6Iwi7M?si=1MWBP1M_psBIW2BI

6.

Аб Айверкс, «Легушонок Флип» (Штормовые моря), 1930–1933 гг.:https://www.youtube.com/watch?v=7KXRN1ch9U0&list=PLEfnPcNr0pWB2tcQPRBUKQDHZ5EevWtvH&index=25

7.

Эдвин Стэнтон Портер, «Медведи Тедди», 1907 г.:https://www.youtube.com/watch?v=KDlcz3qDRpw

8.

Отто Мессмер, «Кот Феликс» (Феликс в Голливуде), 1923 г.: https://www.youtube.com/watch?v=mwZQakLsCsE

9.

Отто Мессмер, «Кот Феликс», 1928 г.:https://www.youtube.com/watch?v=5PqZuu5APrg

10.

Макс Флейшер | Дейв Флейшер, «У меня никого нет», 1932 г.:https://www.youtube.com/watch?v=awhhQOr_Mq8

11.

Уолтер Ланц, «Веселая старая душа», 1933 г.:https://www.youtube.com/watch?v=Odot_wCLoKo

12.

Отто Мессмер, «Кот Феликс»(Микробная мания), 1927 г.:https://www.youtube.com/watch?v=1uooFH-eTo8

13.

Отто Мессмер, «Кот Феликс путешествует по стране игрушек», 1925 г.:https://www.youtube.com/watch?v=p8MkxfFVllI

14.

Отто Мессмер, «Кот Феликс путешествует по стране игрушек», 1925 г.: https://www.youtube.com/watch?v=p8MkxfFVllI

15.

Макс и Дейв Флейшеры, «Контроль Земли Коко», 1927 г.:https://www.youtube.com/watch?v=fLuyN1SOyYQ&list=PLub9GbKpZjdBjZAy8rIxnHpNtfg0CPZrF&index=99&t=431s

16.

Отто Мессмер, «Кот Феликс» (Феликс мстит), 1922 г.:https://www.youtube.com/watch?v=9lZTLr2WyOg&t=14s

17.

Пол Терри, «Собака и вор», 1922 г.:https://www.youtube.com/watch?v=1QIMUkITAL

18.

Отто Мессмер, «Кот Феликс», 1924 г.:https://www.youtube.com/watch?v=mGDSkgut_0I

19.

Уолтер Ланц, «Освальд Кролик Везунчик: Проблемы с троллейбусом», 1932 г.: https://www.youtube.com/watch?v=uXMq6hXkYMo

Рамка как визуальный прием в анимации до 1940-х годов
309
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше