Original size 1140x1600

Песня с оркестром: исторический экскурс

PROTECT STATUS: not protected
30

Выступления с симфоническим оркестром — частое и эффектное явление на сегодняшней сцене. «Симфонизация» эстрады способствует привлечению большего числа слушателей, ожидающих масштабного, «полнокровного», динамичного и экспрессивного звучания любимых мелодий. Рок- и поп-звезды — Ария, Би-2, «Сурганова и оркестр», Deep Purple, Metallica, Scorpions и многие другие — активно использовали и продолжают использовать эту возможность, аранжируя свои песни для большого инструментального состава. Этот текст рассказывает об истории возникновения жанра «оркестровой песни».

Сегодня популярностью пользуются не только классические симфонические концерты с исполнением Вивальди, Бетховена, Чайковского и Рахманинова, но и симфонические шоу, на которых звучат переложенные для оркестра саундтреки. К примеру, шоу Imperial Orchestra Льва Дунаева: музыканты работают в жанре Medley, при помощи оркестрового звучания воссоздавая яркие образы из знакомых кинокартин.

Идея синтеза искусств, лежащая в основе подобных шоу, была близка многим композиторам предшествующих эпох, в особенности — романтикам: слово и музыка органично дополняли друг друга в песне, романсе, опере, сочетающей множество видов искусств, — вплоть до вагнеровской идеи «совокупного произведения искусства» (Gesamtkusntwerk), и даже симфонии, которую впервые дополнил хоровым звучанием Бетховен (в XX столетии это стало симптоматичным явлением в творчестве Густава Малера, Дмитрия Шостаковича). Творческие поиски дали многообразные и плодотворные результаты, которые, в свою очередь послужили отправной точкой для новой, экспериментальной музыки XX столетия.

Loading...

Показателен в этом отношении поворот к камерности звучания, к уходу от громогласного, расширенного оркестра вагнеровского типа (а вслед за ним оркестр Малера, Брукнера, Скрябина…) к ансамблю солистов, прозрачности фактуры и даже точечному, пуантилистическому письму. Одним из истоков камерного оркестра стал жанр песни для голоса с оркестром.

Так называемая оркестровая песня (нем. Orchesterlied или Orchestergegang) является наследницей эпохи романтизма: продолжая линию камерно-вокальной музыки, композиторы второй половины XIX века расширили границы песенного жанра, создавая аранжировки-переложения фортепианного аккомпанемента для симфонического оркестра. Одним из первых обновленный жанр ввел в обиход Гектор Берлиоз, за ним последовали Иоганесс Брамс и Ференц Лист, перекладывающие клавирный аккомпанемент песен для оркестра.

Original size 1448x761

Конец XIX столетия отмечен высоким вниманием к жанру оркестровой песни по всей Европе: это, в первую очередь, австро-немецкие земли, Англия, Франция, Финляндия. В 1880–1890-е годы возникают знаменитые песни крупнейшего австрийского композитора-симфониста и дирижера Густава Малера («Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика»), песни для голоса с оркестром (ор.33, ор.44) Рихарда Штрауса, вокально-оркестровые опусы Яна Сибелиуса на сюжет Калевалы, песенный цикл (ор.59) Эдварда Элгара и др.

Песня с оркестром: исторический экскурс
30
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more