Original size 2480x3508

От графа до иконы: Эволюция визуального образа Дракулы в кино

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Дракула — один из самых узнаваемых и долгоиграющих персонажей мировой культуры, символический образ которого на протяжении более века трансформировался, адаптируясь к изменениям в культурных кодах, эстетике и общественных страхах. Его экранные воплощения не просто рассказывают историю вампира в кинематографе, а отражают целые эпохи, их тревоги, чаяния и представления о зле. Изначально созданный как литературный персонаж, Дракула быстро перешёл в визуальную культуру кино, обретя новые грани и смыслы по мере развития художественных и технологических возможностей.

Первое появление Дракулы на экране связано с эпохой немого кино, когда использование визуальных эффектов было минимальным, а выразительность персонажа достигалась через грим, костюмы и игру актёров. В первых экранизациях образ вампира был далеким от гламура — воплощения в фильме «Носферату» (1922) представляют его как уродливого монстра, символизирующего болезнь и страх перед чужим и неизвестным. Однако с развитием киноиндустрии образ Дракулы начал приобретать всё новые атрибуты — костюмы, грим и даже стилевые акценты, которые со временем превратили его в аристократчика, соблазнителя и даже трагического героя.

Смена исторических эпох и культурных парадигм отражалась в визуальном воплощении героя. Так, в годы Великой депрессии враг потерял свою монструозность и стал скорее символом мистериозной, но возвышенной угрозы. В послевоенное время и период сексуальной революции Дракула приобрёл черты харизматичного соблазнителя, что проявилось в ярком и насыщенном цвете костюма, гриме и поведении персонажей. В 1990-е годы, когда постмодернистские течения вступили в силу, фильм Ф. Ф. Копполы «Дракула» предложил многослойный и исторически обоснованный образ, а в XXI веке воплощения героя отражают современные страхи и социальные реалии, как, например, образ скрытой угрозы, замаскированной под успешного бизнесмена.

Таким образом, визуальный образ Дракулы в кино — это сложный культурный конструкт, который отражает не только развитие кинематографического жанра и технические возможности, но и социокультурные трансформации и изменяющиеся представления о страхе, власти и привлекательности зла.

Анализируя изменения в костюме, гриме, аксессуарах и общей стилистике образа, можно проследить, как каждая эпоха делала Дракулу своим зеркалом, показывая в нем свои страхи и одновременно притягательность. Кинематографический образ вампира не статичен, он динамичен и подвижен, постоянно переосмысливаем и адаптируем к контексту своего времени.

Таким образом, изучение визуальной эволюции Дракулы — не только способ понять историю кино и театра, но и открыть новые смыслы в культурных феноменах, которые продолжают оказывать влияние на массовое сознание и сегодня.

Original size 540x350

Актёр: Макс Шрек Фильм: Носферату (1922) Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау

Задачи исследования

1. Выделить ключевые визуальные воплощения образа Дракулы в истории кино, от немого периода до современности.

2. Провести сравнительный визуальный анализ костюма, грима и атрибутов каждого кинематографического персонажа-Дракулы.

3. Исследовать, как культурный и исторический контекст каждой эпохи влияет на визуальные изменения образа.

4. Определить основные символические значения элементов визуального образа Дракулы в разные периоды.

5. Сопоставить визуальную эволюцию с социальными страхами и культурными тенденциями своего времени.

0

1. Истоки иконографии: Рождение кинематографического вампира (1920-е — 1930-е)

1.1 Макс Шрек в «Носферату» (1922): Монстр как болезнь

«Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау — классика немецкого экспрессионизма, где Макс Шрек создал образ вампира, далекий от гламурных и аристократических образов будущих вампиров. Шрек предстает здесь скорее болезненной, уродливой и зловещей сущностью, с лысой головой, заостренными ушами, длинными когтистыми пальцами и изможденным, почти мертвенно-бледным лицом. Граф Орлок — это олицетворение ужасающего чуждого начала, и визуально он напоминает болезнь, близкую к разложению.

Костюм персонажа очень прост и почти деревенский, его одежда не элегантна — это скорее рабочая или ритуальная одежда, которая усиливает идею, что Орлок — химерический инфекционный монстр. Визуальная стилистика фильма усиливается экспрессионистскими приемами: резкими тенями, острыми углами и готической атмосферой, которые вместе создают тревожное ощущение надвигающейся опасности.

Этот образ отражает не только литературный архетип, но и исторический контекст — послевоенная Европа еще помнила ужас эпидемий и массовой смерти. Орлок становится символом смерти и болезни, олицетворением страха перед чуждым и разрушительным началом, словно ночной кошмар, нависающий над стабильностью человеческой жизни. Шрек воплощает в себе первозданный ужас и неизбежность конца, ставшим символом эпохи.

Актёр: Макс Шрек Фильм: Носферату (1922) Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау

1.2 Бела Лугоши в «Дракуле» (1931): Канонизация аристократического образа

Воплощение Дракулы Белой Лугоши в одноименном фильме от Universal Studios положило начало классическому иконографическому образу вампира как аристократа с элегантным костюмом и театральной манерой. Лугоши появился на экране в черном фраке с белым жилетом, шелковом плаще с высоким воротником, и узнаваемой густой прической с начесом, которая закрепила визуальный код вампира на многие десятилетия.

Костюм, позы и мимика Лугоши стали эталоном, который повлиял на все последующие экранизации. Его Дракула — это персонаж театральный, статичный, почти величавый, что отражает природу персонажа как загадочного аристократа, скрывающего хищника под маской обаяния и аристократизма. Визуальная строгость и чистота костюма, по контрасту с темным плащом, стали символом двойственной природы — внешней утонченности и внутреннего зла.

Этот образ воплощал культурный контекст эпохи Великой депрессии, когда зрители стремились к уходу в гламурный мир, забывая о тяжелой повседневности. Лугоши одновременно вводил элементы эскапизма и универсальности — его Дракула был узнаваем и понятен широкой аудитории, благодаря чему стал классическим архетипом вампира.

Актёр: Бела Лугоши Фильм: Дракуле (1931) Режиссёры: Джордж Мелфорд, Энрике Товар Авалос

Original size 2048x1684

Актёры: Бела Лугоши, Хелен Чандлер Фильм: Дракуле (1931) Режиссёры: Джордж Мелфорд, Энрике Товар Авалос

2. Цвет, плоть и кровь: Сексуализация и омоложение образа (1950-е — 1970-е)

2.1 Кристофер Ли в фильмах студии Hammer (1958–1970-е): Вампир-соблазнитель

Фильмы студии Hammer, с участием Кристофера Ли в роли Дракулы, ознаменовали новый этап в визуальном воплощении легендарного вампира. Ли предложил образ энергичного, харизматичного и открыто сексуального вампира, что стало отражением перемен в культурных и социальных нормах середины XX века.

Визуально Дракула Ли отличается яркостью и насыщенностью костюма: алые подкладки плаща символизируют кровь и страсть, а облегающий крой и выражение лица актера подчёркивают агрессивную сексуальность персонажа. Клыки и мимика становятся более выразительными — вампир одновременно привлекателен и опасен. Его внешний вид играет на грани между искушением и угрозой, используя цвет и форму, чтобы подчеркнуть внутренний конфликт персонажа — зверь в облике аристократа.

Этот период совпадает со временем культурной революции и ослаблением викторианских устоев, когда общество стало более открытым в вопросах сексуальности и изображений тела. Визуальная сексуализация Дракулы параллельна росту коммерциализации жанра ужасов, где красота и ужас были объединены для привлечения зрителя. Таким образом, образ вампира становится не просто источником страшных историй, а своеобразным символом соблазна и мужской силы.

Преобразование костюма и внешности Дракулы Кристофера Ли отразило более либеральные культурные тенденции, а также возросший интерес к сложным и многогранным персонажам, сочетающим в себе привлекательность и угрозу.

Original size 3000x2152

Актёры: Кристофер Ли, Джон Ван Эйссен В фильмах студии: Дракула (1958) Режиссёр: Теренс Фишер

Актёр: Кристофер Ли В фильмах студии: Дракула (1958) Режиссёр: Теренс Фишер

2.2 Франк Лангелла и другие (1970-е): Романтизация и гламур

В 1970-х годах кинематографический образ Дракулы подвергся дальнейшей трансформации: вампир стал более элегантным, романтичным и психологически сложным персонажем. В фильме 1979 года с Франком Лангеллой в главной роли визуальная стилистика образа сместилась в сторону гламура и меланхолии.

Костюм и грим Лангеллы создают образ утонченного денди — менее монструозный, но не теряющий свою зловещую природу. Акцент делается на роскоши и красоте: тонкие ткани, темные цвета, подчеркнутая грациозность движений. Внешний вид становится более «человечным», что привносит в образ нотки внутренней трагедии и соблазнительной тайны.

Такая визуальная романтизация отражает культурный сдвиг эпохи, когда общественное восприятие «зла» усложняется. Романтические и психологические аспекты Дракулы становятся важнее, чем жестокость или уродство. Это время, когда вампир выступает не столько как ужас, сколько как символ бунтарства и внутренней борьбы.

Историческая и культурная обстановка 1970-х — период социальных перемен, контркультуры и переосмысления традиционных ценностей — нашла отражение в образе Дракулы как соблазнительного и загадочного героя. Такой образ сохраняет страх, но добавляет ему эстетическую и эмоциональную глубину.

Актёры: Франк Лангелла, Кейт Неллиган Фильм: Дракула (1979) Режиссёр: Джон Бэдэм

Original size 3840x2160

Актёр: Франк Лангелла Фильм: Дракула (1979) Режиссёр: Джон Бэдэм

Актёр: Франк Лангелла Фильм: Дракула (1979) Режиссёр: Джон Бэдэм

3. Постмодернистский вихрь: Историзм, трагедия и деконструкция (1990-е)

3.1 Гэри Олдман в «Дракуле» Ф. Ф. Копполы (1992): Костюм как биография

Фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» (1992) с Гэри Олдманом в главной роли ознаменовал собой радикальное переосмысление образа легендарного вампира, совмещая историзм, трагедию и элементы постмодернистской деконструкции. Визуальный образ Дракулы стал не просто внешним костюмом, а своеобразным биографическим кодом, отражающим разные этапы жизни персонажа и его внутренние конфликты.

Внешность Дракулы меняется в зависимости от того, какую часть истории он представляет: в доспехах воина Влад Цепеш становится символом жестокого средневекового аристократа, красное японское кимоно отражает его экзотическую и аристократическую сторону ренессансного периода, а молодой денди — образ потерянной, романтической души. Этот визуальный многоуровневый подход показывает сложность и многогранность героя, который не вписывается в традиционные рамки «врага» или «монстра».

Костюмы и грим тщательно продуманы и выполнены с исторической точностью, что подкрепляется исследованием реальных прототипов и эпох, в которых якобы жил граф. Такая стилистика создает эффект правдоподобия, подчеркивая трагичность и глубину героя, который разрывается между своей жестокой сущностью и утерянной человечностью.

Культурный контекст 1990-х — эпоха постмодернизма и переосмысления классических мифов — отражается в желании увидеть под маской злодея сложного, многомерного персонажа. Образ Дракулы у Копполы становится одновременно иконой, и трагедией, и философским исследованием темы бессмертия, любви и утраты.

Актёр: Гэри Олдман Фильм: Дракула (1992) Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

Original size 1918x1292

Актёры: Киану Ривз, Гари Олдман Фильм: Дракула (1992) Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

Актёр: Гари Олдман Фильм: Дракула (1992) Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

4. Новое тысячелетие: Адаптация и перезагрузка (2000-е — 2020-е)

4.1 Тренд «очеловечивания»: Люк Эванс в «Дракула: Начало» (2014)

Современное восприятие образа Дракулы смещается в сторону более человечного и реалистичного героя. В фильме «Дракула: Начало» (2014), где роль вампира исполнил Люк Эванс, характерно сильное отступление от классического костюма с плащом и театральных атрибутов. Здесь Дракула — это воин с реалистичной броней, бородой и простыми, но функциональными элементами одежды, подчеркивающими боевой и почти земной аспект персонажа.

Визуальный анализ костюма показывает отказ от традиционных знаков готической аристократии в пользу прагматизма и суровой эстетики. Такой подход связывает Дракулу с человеческой природой, преодолевая стереотип монстра, и акцентирует внимание на внутреннем конфликте героя, между его земной сущностью и сверхъестественной природой.

Культурный контекст этого периода отражает тенденции «очеловечивания» мифических персонажей — желание сделать героя ближе зрителю, показать сложность и неоднозначность его мотиваций. Это совпадает с общественными настроениями XXI века, поддерживающими интерес к психологической глубине и реалистичности в кино.

Актёр: Люк Эванс Фильм: Дракула: Начало (2014) Режиссёр: Гари Шор

Original size 540x247

Актёр: Люк Эванс Фильм: Дракула: Начало (2014) Режиссёр: Гари Шор

0

Актёр: Люк Эванс Фильм: Дракула: Начало (2014) Режиссёр: Гари Шор

4.2 Клаэс Банг в сериал «Дракула» (2020): Деконструкция мифа и вампир-садист

Мини-сериал BBC/Netflix «Дракула» 2020 года, созданный Стивеном Моффатом и Марком Гэтиссом, представляет собой жесткую деконструкцию классического образа. Здесь граф Дракула в исполнении Клаэса Банга — не романтический герой, а могущественный, остроумный и абсолютно аморальный садист, который получает удовольствие от игр с людьми и их уничтожения.

Визуальный анализ показывает яркую эволюцию костюма персонажа: сериал последовательно демонстрирует трансформацию от гниющего, древнего монстра в замке (первый эпизод) через классический аристократический образ с фраком и плащом на корабле (второй эпизод) до попытки интеграции в современное общество (третий эпизод). Грим и физиология Дракулы в его «истинной» форме пугают — клыки, полураспадающаяся кожа — что резко контрастирует с его гламурными масками на людях.

Выраженная символика образа — способность менять облик — служит метафорой лживости и адекватной адаптируемости абсолютного зла. Современный костюм в финале реалистично подчёркивает, что злодейство может скрываться среди нас в неожиданных формах.

Культурный контекст сериала отражает скептицизм и усталость от образов «очеловеченных» монстров. Возвращение к образу Дракулы как воплощению чистого, интеллектуального и всемогущего зла перекликается с современными страхами перед манипулятивными лидерами, скрытной властью и неосязаемыми угрозами. Этот сериал можно рассматривать как ответ на запросы XXI века — показать вампира с новой стороны, где злодейство не маскируется трагизмом, а становится вызывающей и мощной силой.

0

Актёр: Клаэс Банг Сериал: Дракула (2020) Режиссёры: Пол Макгиган, Дэймон Томас, Джонни Кэмпбелл

Original size 3168x1800

Актёр: Клаэс Банг Сериал: Дракула (2020) Режиссёры: Пол Макгиган, Дэймон Томас, Джонни Кэмпбелл

4.3 Калеб Лэндри Джонс в «Дракула» (2025): Возвращение к гротеску

Этот фильм Люка Бессона по мотивам классического романа Брэма Стокера представляет собой попытку вернуть образу Дракулы черты гротеска, психопатичности и внутренней нестабильности. Главную роль исполняет Калеб Лэндри Джонс — актёр, известный ролями маргинальных и психологически сложных персонажей, что позволяет ожидать глубоко многогранный и нестандартный образ в кадре.

Визуальный анализ (по промоматериалам и трейлерам) показывает отказ от гламурных и идеализированных образов, характерных для многих предыдущих экранизаций. Дракула предстает как изможденная, болезненная фигура с нестандартной пластикой и передающей внутреннее напряжение мимикой актера. Отсылки к немецкому экспрессионизму проявляются в гриме — подчеркнуто искажённые черты лица, пронзительный взгляд, мрачная палитра оттенков кожи, выражающая не только физическую, но и психологическую мучительность персонажа.

В этом образе Дракула — не соблазнитель и не интеллигентный аристократ, а скорее мрачный маргинал, чья опасность проистекает из его абсолютной непредсказуемости и иррациональности. Такой подход значительно отличается от предыдущего «контролирующего» и манипулятивного вампира Клаэса Банга (сериал 2020), образуя интересный контраст и подчеркивая разнообразие интерпретаций одной и той же фигуры в современном кинематографе.

Культурный контекст данной версии Дракулы связан с актуальными страхами современного общества: это тревоги по поводу психического здоровья, социальных маргиналов, непредсказуемости поведения «чужих» среди нас. Это отражает растущую озабоченность ментальным здоровьем и отчуждением в современном мире, а также страх перед иррациональным и неконтролируемым злом, находящимся вне рамок привычного «порядка».

Этот образ становится своеобразной антитезой классическому Дракуле-интеллектуалу и походит на психологический портрет вызывающего ужас и отторжение персонажа, чья угроза принципиально иного рода — бесконтрольная и непрогнозируемая.

0

Актёр: Калеб Лэндри Джонс Фильм: Дракула (2025) Режиссёр: Люк Бессон

0

Актёр: Калеб Лэндри Джонс Фильм: Дракула (2025) Режиссёр: Люк Бессон

0

Актёр: Калеб Лэндри Джонс Фильм: Дракула (2025) Режиссёр: Люк Бессон

0

Актёры: Калеб Лэндри Джонс, Зои Сайдел Фильм: Дракула (2025) Режиссёр: Люк Бессон

5. Метафоры и символы в визуальных образах Дракулы

Образы Дракулы в кино — это не просто эстетика или костюмы, но и носители глубоких культурных символов, отражающих страхи, желания и идеалы общества. В каждом периоде исторического развития образ вампира служил своего рода метафорой, которая позволяла обществу говорить о сложных социальных процессах, страхах и трансформациях.

Страх перед чуждым и незнанием

В ранних образах, например, у Макса Шрека, вампир — это знак ужаса перед другой культурой, неизвестностью и болезнями. Такой Дракула символизировал страх от чуждого — будь то иной народ, чужая болезнь или непонятное вмешательство в естественный порядок. Его внешнее уродство и исказованный грим служили яркими метафорами этого страха, мешая зрителю воспринимать его как нечто чужое и опасное.

Власть и контроль

Образы Лугоши в 1930-х, с их элитным костюмом и аристократичным обликом, символизировали власть, контроль и тайную силу. В этом случае, вампир выступал как метафора элит, скрывающих за фасадом гламура и уважаемого поведения свою внутреннюю угрозу — страх манипуляций и власти.

Сексуальность и бунт

Образ Кристофера Ли в 1950-70-х выражает эпоху сексуальной революции, когда вампир стал — по сути — метафорой бунта против викторианских условностей. Его яркие красные акценты, обтягивающие костюмы и сексуальная энергия подчеркивали опасность и притягательность страсти, персонифицируемых в образе хищника, жаждущего не только крови, но и свободной самореализации.

Трагедия и внутренний конфликт

Образ Олдмана в 1990-х связанных с исторической личностью и трагизмом прошлого. В этом варианте вампир — это символ утери, трагедии и сложных человеческих чувств. Визуальные детали подчеркивают внутренние битвы и глубокую печаль, что позволяет зрителю воспринять его не только как страшного монстра, но и как сложную личность с богатым внутренним миром.

Современность — маскировка и контроль

Образы последнего времени, например, с Клаэсом Бангом, используют минимализм, чтобы показать, что зло и опасность могут скрываться за привычной маской делового костюма или обаяния. Здесь вампир — метафора скрытой угрозы в современном обществе, социального маскарада, при этом он может олицетворять национальные страхи, коррупцию или влияние человека, скрывающего свою истинную сущность.

Заключение

Визуальный образ Дракулы прошёл комплексную эволюцию, отражая и адаптируясь под культурные, социальные и художественные контексты каждой эпохи. От первых кинематографических воплощений начала XX века с Максом Шреком в «Носферату», где вампир представлен как зловещий и практически нечеловеческий символ болезни и смерти, через канонические образы Белы Лугоши и Кристофера Ли, до романтизации и гламуризации персонажа Франком Лангеллой в 1970-х, визуальный язык Дракулы постоянно менялся, отвечая на запросы времени.

Постмодернистский подход 1990-х, воплощённый в фильме Ф. Ф. Копполы с Гэри Олдманом, показал Дракулу как трагическую и многослойную личность, где визуальная стилистика становится биографией героя, а костюмы и смена обличий передают сложность внутреннего конфликта. Эта версия стала переломной точкой в восприятии вампира как не только монстра, но и героя с глубиной и противоречиями.

В XXI веке произошёл сдвиг к «очеловечиванию» персонажа — образ Дракулы Люка Эванса в «Дракуле: Начало» (2014) и, в более современной форме, Клаэса Банга в одноимённом сериале 2020 года, подчеркивают не только харизму, но и интеллектуальную опасность. Особенно ярко в сериале Моффата и Гэтисса раскрыта тема адаптации зла к современным условиям с помощью визуальной метафоры маскировки и изменчивости облика.

Противоположный тренд демонстрирует фильм Люка Бессона 2025 года с Калебом Лэндри Джонсом, где акцент смещается к гротеску, болезненности и психологической нестабильности, символизируя продолжающийся интерес к исследованию внутреннего «монстра» и современным страхам, связанным с психическим здоровьем и социальным отчуждением.

Подобный разнообразный визуальный язык подтверждает, что образ Дракулы — это живой культурный символ, который трансформируется, не теряя своей силы и узнаваемости. Костюм, грим и образ в целом служат зеркалом эпохи, выражая изменчивые страхи, тревоги и представления о власти и зле.

Таким образом, Дракула одновременно остаётся классическим иконографическим персонажем и площадкой для постоянных художественных экспериментов, где визуальная эстетика и культурный контекст переплетаются, создавая новые смыслы и форматы.

Bibliography
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.
Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more