
Эмоции тревоги, ужаса, страха являются одними из наиболее впечатляющих и мощных элементов в манге, способными заставить читателя прочувствовать их на себе более полно, чем какую-либо другую эмоцию, или вообще настолько разыграть наше воображение, что после прочтения, это чувство нас не покинет, а наоборот усилится. На протяжении истории, пока мы её читаем, герои становятся для нас ближе и, соответственно, неприятные и страшные ситуации, в которые они попадают и испытывают с ними определённые эмоции, заставляют и нас переживать их. Но что более интересно, так это то, как изображают подобные эмоции в разных жанрах манги различные авторы. Если ознакомиться с мангой, то можно заметить определённые тенденции и своего рода «правила» в отрисовке произведения того или иного жанра. Например, стиль и приёмы авторы в манге какого-то серьезного жанра или обычной комедийной/ романтической повседневности будут достаточно сильно отличаться.

Gyo (2002) Junji Ito. Chapter 16
Помимо прочего, именно манга способна наиболее чувственно передать эмоции посредством различных визуальных приёмов и элементов. Здесь играют большую роль такие средства выразительности, как прорисованность лиц героев, стиль фонов, фрейминг и темп повествования, ускоряющий или замедляющий историю для усиления определённых эмоций, а также немаловажные звуковые эффекты.
В данном работе будут показаны подходы авторов манги в жанрах хоррор, комедии и романтической драмы к изображению эмоций тревоги и страха: использование графического синтаксиса, света и тени для усиления восприятия, специальные и монтажные приёмы. Для визуального исследования были взяты работы следующих авторов: Дзюндзи Ито «Спираль», Масааки Накаяма «Пост-невротическое радио», «Семя страха», Киехико Адзума «Ёцуба и!», Кэндзи Иноэ, Кимитакэ Ёсиока «Необъятный океан», Ака Акасака «Госпожа Кагуя: В любви как на войне», Карухо Сиина «Дотянуться до тебя», Ай Ядзава «Нана». Данные работы представляют широкий спектр жанров и стилей, что позволяет исследовать, каким образом изображение эмоций тревоги и страха варьируется в зависимости от жанра и авторского подхода.
Хоррор-манга
Исследование эмоций тревоги и страха следует начать с хоррор-манги, пожалуй, самого известного автора данного жанра: Дзюндзи Ито. Его стиль уникален и очень узнаваем. Ито Дзюндзи мастерски умеет передавать атмосферу напряжения, вызывая тревогу и беспокойство. Персонажи нарисованы в достаточно упрощённом стиле, в то время, как фоны рисуются более детализировано. Это делается для погружения зрителя в атмосферу места, где находятся герои, чтобы возникало чувство нашего с ними совместного нахождения. В моменты эмоционального пика персонажей, когда те начинают испытывать тревогу и страх, Дзюндзи рисует их лица детализировано, что вызывает у нас более яркий эмоциональный отклик.
Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 2 || Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 8
Для передачи тревоги персонажей Дзюндзи также руководствуется определённым правилом в фрейминге полос: они дублируются в панельном виде «от момента к моменту» с приближением к лицу героя, делая особый акцент очень крупным планом на глазах, или источнике беспокойства персонажа. Также во время тревоги на лицах героев всё время изображается капля стекающего пота, которая обычно используется в манге для передачи напряжённого состояния.
Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 9 || Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 12
Хоть хоррор-манга и так наполнена тревожной атмосферой, можно заметить, что не в самые эмоциональные моменты Ито Дзюндзи использует стандартную прямоугольную фреймовую сетку. В тревожном состоянии у героев изображаются неровные баблы. Во время максимальных потрясений героя, когда кадру нужно предать динамику, он рисует больше трапециевидных фреймов, добавляя спидлайны, больше звуковых эффектов и более острые баблы.
В одном из интервью Дзюндзи делился тем, что у него самый большой страх вызывают война и насекомые. Данный факт позволяет нам дать представление через эмоции героев, как сам бы автор реагировал на то, чем наполнены страницы его манги.
Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 2 || Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 9
Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 1 || Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 7
Когда нужно показать причину тревоги и страха героя, Ито Дзюндзи так же руководствуется определённой системой: с уровня героя, будто мы стоим за его спиной, крупным планом и достаточно детализировано показывается источник его состояния (окружающая среда, небо), потом фрйм с его эмоцией крупным планом, а далее снова окружение, но уже более дальним планом, передвигаясь от момента к моменту и от места к месту.
Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 2 || Uzumaki (1998) Junji Ito. Chapter 12
«Самое главное — эмоционально встряхнуть читателей, но лишь слегка. То, во что вырастает семя беспокойства читателя — направление, которое оно принимает, насколько глубоко оно проникает, его цвет и запах — находится вне моего контроля, и это настоящий ключ к передаче творческой работы» — Масааки Накаяма
Интересными примерами в подходе к изображению эмоций тревоги и страха являются манга Накаямы Масааки «Психо-неврологическое радио» (яп. «Kouishou Rajio») и «Семя страха» (яп. «Fuan no Tane»). Обе работы автора имеют определённую свою узнаваемую стилистику и какие-то единые подходы к изображению эмоций, рассматриваемых нами, но есть и кардинальные различия: если в Психо-неврологическом радио Накаяма передаёт эмоции страха и тревоги больше посредством тяжелой обстановки, паузами, повторяющимися фреймами «от момента к моменту», то в Семени страха в большинстве случаев они отталкиваются от скримеров, каких-то резко-пугающих изображений. В панельной сетке Накаяма пользуется чисто прямоугольными фреймами, в основном длинными горизонтальными, как бы замедляя событие, он изображает всё максимально размеренно, постепенно приближая к героям и к нам нечто, которое будет вызывать тревожное состояние.
Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 14 || Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 24
Наглядно видно, как Накаяма использует панельные переходы от момента к моменту, что вызывает более стойкие тревожные ощущения, как у героев, так и у нас, постепенно переходя в сверхкрупные планы. Автор затемняет фон за героями для усиления эффекта и показывает нам только их глаза, наполненные страхом. Также в баблах он использует неровные облака, для передачи беспокойства в речи героев и лучистые для их внутренних переживаний.
Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 24 || Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 38
Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 1
Манга «Семя страха» дала некий узнаваемый стиль Накаямы в сегменте хоррора, в особенности его точечные виньетки и перекошенные лица. Вот таким образом Масааки Накаяма передает эмоции тревоги и страха в манге «Семя страха»: это те же укрупняющиеся фреймы от момента к моменту с основным большим фреймом, показывающим монстров, испугавших героев, или место, вызывающее беспокойство.
Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 1 || Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 2
Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 5 || Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 6
Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 8 || Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 11
В хоррор манге Накаяма много использует изображение только окружения на целую полосу. Фреймы дублируются, но мы видим, как какая-то мелкая деталь в них двигается, постепенно приближаясь к герою, что вызывает тревожные чувства.
Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 13 || Kouishou Rajio (2010) Masaaki Nakayama. Chapter 12
Fuan no Tane (2004) Masaaki Nakayama. Chapter 11
Комедийная манга
В комедийной манге, в отличие от хоррора, изображение эмоций тревоги и страха приобретают совершенно другой характер. Они уже нацелены не на то, чтобы вызвать эти же эмоции у героев и у нас, а для большей комичности, так как это можно максимально утрировать. Здесь окружение и фон перестают играть ту же роль, что и в хоррор манге, потому что всё внимание переходит исключительно на эмоцию самого персонажа, так как у автора в силу жанра пропадает необходимость вызывать ту же тревогу у читателя.
Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 13
В манге Киёхико Адзумы «Ёцуба и!» (яп. «Yotsuba&!») сюжет разворачивается вокруг ребёнка, эмоции которого нужно максимально выкручивать. В основном эмоции страха и тревоги здесь испытывает главная героиня, так как она маленькая и её легко напугать. Чтобы это выглядело более смешно и мило, реакции и черты лица гиперболизируют, придавая максимальный драматизм.
Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 13 || Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 19
Киёхико Адзума, изображает эмоции беспокойства и страха, используя «символы» в глазах в виде двух колец во время тревоги и большими кругами с широким тёмным кольцом во время испуга, затемняя лоб и область глаз штриховкой. Переходы между фреймами строятся в основном от действия к действию, когда героиня сильно испугана и не может стоять на месте, и от момента к моменту, когда фреймы дублируются и меняется только выражения лица героини при тревожной состоянии. Баблы используются по всем канонам в изображении испуга: угловатые и лучистые.
Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 1 || Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 1
Сама Киёхико Адзума в интервью делится тем, что её забавляют дети, поэтому в манге она пытается любые эмоции Ёцубы выводить во что-то максимально милое, даже если это эмоции страха. Она говорит о том, что старается использовать для героя разнообразную мимику, чтобы это не стало рутиной, когда стараешься следовать шаблону. Но вследствие стиля рисовки и жанра этой манги, существует не так много способов для разбавления выражений лица персонажа, чтобы передать ту самую нужную эмоцию. Касательно ракурсов на Ёцубу, Киёхико Адзума объясняет, что располагает взгляд на героиню сверху вниз, когда героина чем-то занимается, чтобы кадр показывал сцену более цельно. Для того, чтобы ближе узнать персонажа, визуально ракурс начинает опускаться, и в пик максимальных эмоций, используется ракурс снизу вверх.
Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 1 || Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 13
Самая интересная сцена в Ёцубе и! в изображении исследуемой эмоции, является та, что приведена ниже. Здесь главная героиня боится квартиры в ночное время, как это часто бывает у детей. В отличие от привычного для своего жанра и предыдущих страниц изображения этого страха, здесь это практически беззвучные сцены, больше напоминают стиль хоррор манги. Все фреймы затемнены и глаза изображаются маленькими. В сцене акцент делается на окружении, оно более детализированы, передаётся пустота и мы понимаем страх ребёнка.
Yotsuba&! (2003) Kiyohiko Azuma. Chapter 85
Манга «Необъятный океан» автора Кимитакэ Ёсиоки повествует о студенте Иоре Китахаре и его приключениях в компании друзей в борьбе с гидрофобией. Кимитакэ Ёсиока использует более реалистичный стиль изображения, но так как это комедия, то в силу такой рисовки, эти эмоции ещё больше утрируются. Особенно в эмоциях тревоги и страха у мужчин, напоминая в некоторых моментах рисовку боевой манги 80-х годов или как у небезызвестной манги «Невероятные приключения ДжоДжо».
Grand Blue Dreaming (2014) Kenji Inoue, Kimitake Yoshioka. Chapter 33 || Grand Blue Dreaming (2014) Kenji Inoue, Kimitake Yoshioka. Chapter 33
Grand Blue Dreaming (2014) Kenji Inoue, Kimitake Yoshioka. Chapter 33
В Необъятном океане при эмоциях беспокойства и страха лица персонажей выводятся на сверхкрупный план и зачастую показывается лишь половина лица, что тоже напоминает подход к изображению страха в хоррор манге. Здесь используется много sfx эффектов и утрированных острых баблов при крике. Всё это выглядит очень пафосно и смешно, хотя героям и страшно.
Grand Blue Dreaming (2014) Kenji Inoue, Kimitake Yoshioka. Chapter 39 || Grand Blue Dreaming (2014) Kenji Inoue, Kimitake Yoshioka. Chapter 44
Романтическая драма
Романтическая драма по стилю уже находится более близкой с комедийной мангой, а зачастую эти два жанра вообще идут в связке, но если обращать внимание на определённые моменты, то различия между явной комедией и романтикой становятся заметнее: если в комедийной манге эмоции персонажей стараются вывести во что-то максимально утрированное и комичное, чтобы даже в тяжелый для героя момент это вызывало скорее сопереживающую улыбку у читателя, то в романтической манге, несмотря на чем-то схожие приёмы, цель заключается больше показать переживания героев, поэтому пускай и утрировано, но в ней эмоции героев у нас с большей вероятностью вызовут волнение за персонажа и разделение с ним тех же чувств.
Kaguya Wants to be Confessed To: The Geniuses' War of Love and Brains (2015) Aka Akasaka. Chapter 7 || Kaguya Wants to be Confessed To… (2015) Aka Akasaka. Chapter 13
Сэйнэн-манга Аки Акасаки «Госпожа Кагуя: В любви как на войне» повествует о непростых оношениях двух школьников, которые не могут признаться друг другу в чувствах, поэтому устраивают между собой войну в борьбе за получение признание в чувствах. Со слов Аки Акасаки в образ героев он заложил тип цундэрэ (одновременно чрезмерно дружелюбный и враждебный герой), характеризующийся своей психической нестабильностью, что даёт простор для поиска и изображения разнообразных эмоций у героев. Так как здесь, хоть и не на первом плане, но всё же присутствует жанр комедии, то одновременно с более строгой рисовкой, используется и утрированная милая и комичная. Совмещение этих стилей можно заметить и по фреймовой сетке, которая в каких-то моментах повторяющаяся и выдержанная, а в других сумбурная и эмоциональная. Как раз-таки симбиоз этих двух составляющих и создаёт нужную эмоцию, так как первое усиливает второе.
Kaguya Wants to be Confessed To: The Geniuses' War of Love and Brains (2015) Aka Akasaka. Chapter 13 || Kaguya Wants to be Confessed To… (2015) Aka Akasaka. Chapter 13
Ака Акасака изображает эмоции тревоги и страха персонажей, в основном используя много штриховых лучей, как на лицах героев, так и на фоне. Это делается для визуального утяжеления кадра, чтобы явно чувствовалось настроение героя. Как правило, в манге подобного жанра фон не прорисовывается и служит лишь усиливающим инструментом, весь акцент делается на лице героя и его эмоции. Более четко эмоцию тревоги и страха можно увидеть на лице главного героя: он более беспокойный по характеру и автор пытается это показать. Здесь используются ракурсы на уровне героя и ниже, рисуется пот, глаза суживаются и показано, как герой стискивает зубы или зажимает губы. Параллельно это все сопровождается лучистыми баблами беспокойства и звуковыми эффектами. Преимущественно во время эмоций страха и тревоги Акасака изображает задний план штрихами, в некоторых ситуациях может добавить темный фон со вспышками молний, но, как правило, рисует их только во фреймах с самой Кагуей, так как она более сдержанная и для неё проявление подобной эмоции нечто более волнующее. Тем самым автор показывает вроде одну и ту же эмоцию персонажей, но с индивидуальным подчеркиванием личности каждого из героев.
Kaguya Wants to be Confessed To: The Geniuses' War of Love and Brains (2015) Aka Akasaka. Chapter 13 || Kaguya Wants to be Confessed To… (2015) Aka Akasaka. Chapter 15
Манга «Дотянуться до тебя» (яп. «Kimi ni Todoke») занимает особое место в жанре сёдзе, удостоенная в 2008 году премии издательства «Коданся», как лучшая в своём жанре. И не просто так, здесь, вопреки стереотипным романтическим сёдзе сюжетам, главную героиню все боятся, сравнивая её с персонажем из фильма ужасов «Звонок». Вследствие такого сюжета, данная манга не обделена разнообразными эмоциями героев, в том числе тревоги и страха, которые появляются, как у нашей скромной героини, так и других персонажей, шарахающихся от её вида.
Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 16 || Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 20
В изображении эмоций тревоги и страха персонажей Карухо Сиина использует более утрированный стиль рисования, чтобы он одновременно казался и милым, и комичным, но в то же время чувственным, заставляющим переживать эмоции вместе с героями. Для этого она рисует лица более скругленными, глаза увеличивает и вместо привычных зрачков с радужкой ставит точки, подчеркивающие ошарашенность происходящим, также добавляет штриховочные затемнения на область лба и глаз и рисует капельки пота. Нередко в такие моменты Карухо Сиина настолько утрирует эту эмоцию страха, что стиль чем-то отдалённо напоминает чибби, но использует чуть большую реалистичность. Помимо этого, зачастую Карухо Сиина сама подсказывает нам, какие эмоции испытывают герои, обозначая словесно их эмоции, используя разный шрифт для подчеркивания настроения.
Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 0 || Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 2
Интересно в манге представлены фоны, создающие дополнительную атмосферу в выражении эмоций персонажей. Он меняется по мере роста от чувства тревоги до страха: во время небольшого испуга фон больше выбелен и в нём присутствуют темные лучи вокруг героя, далее по нарастающей сначала фон частично тонируется темным, во время более сильной эмоции чернеет, а на момент сильного страха приобретает узор. Когда герои по-настоящему напуганы, Карухо Сиина изображает фон со вспышками молний, которые зачастую используются в манге во время потрясений в комических ситуациях со стороны зрителя. Также присутствуют фоны с затемнёнными волнами, тоже подчеркивающими чувство озадаченности и беспокойства героев. Все эти эмоции Карухо Сиина подчеркивает в том числе и с помощью фрейминга: то просто горизонтальными для удлинения чувства тревоги, то срезанными, трапециевидными с переходами от персонажа к персонажу, показывающими резкость и вызывающими у персонажа больше эмоций.
Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 12 || Kimi ni Todoke (2006) Shiina Karuho. Chapter 12
Манга «Нана» авторства Ядзавы Аи (Yazawa Ai) выделяется своим уникальным стилем тонким подходом к изображению эмоций персонажей. Данная манга хоть и в жанре романтики, но с уклоном в драму, нежели в комедию, как прошлые.
Отличительной чертой Ядзавы Аи в передаче эмоций героев является акцентирование на глазах, поскольку они являются зеркалом души и зачастую могут передать больше, чем просто слова. Особенно это выделяется во время тревоги, шока, страха персонажей.
Помимо этого, Ядзава Аи, в зависимости от степени тревоги и страха героев, использует различные способы передачи данных эмоций посредством фона. Например, во время внезапной тревоги на какую-то максимально неожиданную новость, фон затонирован черным со «вспышкой» в виде белого рассеивающегося круга. В такие моменты фрейм растягивается и лицо персонажа выходит на крупный план с акцентом на глазах, которые рисуются без тоновой заливки, создавая больший эффект шока.
Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 9 || Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 13
Во время продолжительного тревожного состояния героя и когда он сталкивается со своим страхом напрямую, делается горизонтальный сверхкрупный план на глазах, которые уже не просто без тона, как на прошлом примере, а становятся пустыми, также выбеливается и общий тон героя. Такие сцены зачастую пронизаны тишиной, создавая эффект белого шума, в момент разбавляя их либо внезапной мыслью персонажа, которая, как полагается, выделяется лучистым баблом на темном фоне, либо каким-то резким звуком.
Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 9 || Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 29
Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 29 || Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 29
Ядзава Аи использует много разных способов фреймовых переходов, преимущественно от объекта к объекту, переключаясь между героями, показывая их отношение к ситуации, в частности взгляд, а также переходы от действия к действию, происходящие будто в фоновом режиме, когда основной акцент делается на крупных планах лиц персонажей.
Вообще то, как она строит кадры, больше даже напоминает кино-приёмы, когда героев показывают с разных ракурсов, поочередно: то через плечо, то снизу, то сверху, то общим планом, то крупным. Всё это даёт изображению больший драматизм и эмоции тревоги и страха героев становятся более реалистичными и выразительными.
Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 9 || Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 78
Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 78 || Nana (2000) Yazawa Ai. Chapter 82
Заключение
Тревога и страх — мощные инструменты, которые авторы манги используют, чтобы вызвать эмоциональный отклик у читателей. Стиль и техника автора могут существенно повлиять на то, как эти эмоции воспринимаются зрителями. Может показаться, что подобные эмоции характерны только для хоррор манги, но если углубиться, то они открываются нам в других жанрах с другой стороны. Да, они не настолько явные, как от испуга каким-нибудь монстром или страшного окружения, просто здесь совсем иной источник беспокойства героев и форма этой тревоги и страха, соответственно тоже. Однако, если не считать саму атмосферу и воздействие на зрителя, можно увидеть единые способы и инструменты для передачи данных эмоций во всех этих жанрах от хоррора до романтики, характерные для манги, например, такие как: штриховки на лицах персонажей, лучистые баблы, горизонтальные панели.
An Interview With Master of Horror Manga Junji Ito // Grape Japan URL: https://grapeejapan.com/116016 (дата обращения 12.05.2024)
Eisner Nominated Horror Manga Creator Masaaki Nakayama // Animenewsnetwork URL: https://www.animenewsnetwork.com/interview/2023-07-21/the-quiet-terror-of-ptsd-radio-with-eisner-nominated-horror-manga-creator-masaaki-nakayama/.200509 (дата обращения 12.05.2024)
Interview with Yotsuba&! artist Kiyohiko-Azuma || Mangabrog URL: https://mangabrog.wordpress.com/2015/08/02/interview-with-yotsuba-artist-kiyohiko-azuma/ (дата обращения 12.05.2024)
Ai Yazawa’s Influence on Shojo Manga and Young Women Everywhere // Tokyo Weekender URL: https://www.tokyoweekender.com/art_and_culture/books-and-literature/ai-yazawa-nana/ (дата обращения 15.05.2024)
Aka Akasaka shares his strategy for writing manga // Livedoor News URL: https://stagingguya.cubari.moe/pages/livedoor-aka-akasaka-interview/ (дата обращения 15.05.2024)
Neil Cohn / Japanese Visual Language: The structure of manga // Research Gate URL: https://www.researchgate.net/publication/228519070_Japanese_Visual_Language_The_structure_of_manga
Ito Junji, Uzumaki // VIZ Media LLC, 2013
Karuho Shiina, Kimi ni Todoke // VIZ Media LLC, 2009
Ai Yazawa, Nana // VIZ Media LLC, 2005
Aka Akasaka, Kaguya-sama: Love Is War // VIZ Media LLC, 2018
Kimitake Yoshioka, Kenji Inoue, Grand Blue Dreaming // Kodansha Comics, 2018
Nakayama Masaaki, Fuan no Tane // Akita Shoten, 2004
Masaaki Nakayama, PTSD Radio // Kodansha Comics, 2017
Kiyohiko Azuma, Yotsuba&! // Yen Press, 2009
Ito Junji, Gyo // VIZ Media LLC, 2015