
В серии статей Forbes Education были представлены диалоги с кураторами Школы дизайна НИУ ВШЭ и представителями Института развития креативных индустрий ВШЭ.
Александра Першеева представила материал о принципах, на основе которых идет подготовка молодого художника и выстраивается его карьера.
Современный художник — это не только тот, кто профессионально владеет инструментами создания образа, но и человек, проектирующий модели визуальной культуры будущего. Искусство дает возможность выразить себя, сделать свои идеи новой реальностью для других людей.
Именно эти принципы легли в основу работы первых школ дизайна и современного искусства: ВХУТЕМАСа и Баухауса. Проектное обучение, сочетание различных медиумов и техник, активная работа с образом в пространстве, крепкая теоретическая база — характерные черты этих учебных программ.

К. Малевич Казимир Малевич с сотрудниками формально-теоретического отдела Гинхука. Ленинград, 1925
В эпоху античности работа художника обозначалась словом technē и подразумевала в первую очередь мастерское владение своим ремеслом, будь то создание скульптур или глиняных кувшинов, — был важен отточенный навык. Так же было и в Средние века: принципиального различия между тем, что мы сегодня называем искусством и дизайном не существовало, не было и запроса на уникальный авторский почерк. Зато была высока значимость цеха или гильдии, профессионального объединения, которое задавало стандарты качества, определяло уместность того или иного художественного приема, контролировало стоимость работ и их количество. Иначе говоря, стратегия работы была определена коллективным опытом других людей.
В. Гропиус со студентами Баухауса. 1930-е годы © Ursula Kirsten-Collein, Berlin
Положение вещей изменили титаны Возрождения. Леонардо да Винчи, например, мог позволить себе поспорить с Папой Римским! Художники сумели не только поднять свой статус, но и изменить отношение к искусству. Теперь они могли притязать на особое видение мира, особенную чувствительность, позволяющую чувствовать и понимать больше остальных, создавать не только точную картину настоящего, но и модель будущего. Вместе с тем аудитория художников постепенно расширялась.
Авангардисты ХХ века (Малевич, Татлин, Мондриан и другие) работали уже не для узкого круга эстетов и коллекционеров, а для всего общества. Да, «Черный квадрат» понятен не каждому, однако это была лишь часть большого проекта переизобретения визуального языка, где важное место занимали также архитектоны — прообразы современных небоскребов. Идеи художников показали способность менять окружающий нас мир, а сама профессия приобрела более широкий характер.
Художник «работает руками», поэтому ему нужна мастерская и опытные наставники, которые научат работать с материалом, преодолевая его сопротивление, однако главный инструмент — правильно организованное мышление. Поэтому лучше окончить университет, в котором для изучения открыт широкий спектр смежных дисциплин, чем узкопрофильные курсы.
Инсталляция Александры Кузнецовой в пространстве Школы дизайна НИУ ВШЭ
Создавать художественное высказывание в ответ на изменения в современном мире, выстраивать профессиональные связи в сообществе, выставлять работы и продавать их, участвовать в российских и международных художественных проектах, сотрудничать с галереями и создавать работы для музеев — это и есть будни профессионального художника.
Полную версию текста можно увидеть по этой ссылке.
Казимир Малевич с сотрудниками формально-теоретического отдела Гинхука. Ленинград, 1925 https://www.jewish-museum.ru/events/iskusstvo-na-sluzhbe-revolyutsii/
Group portrait of Walter Gropius and his students in Gropius' Bauhaus studio, Dessau, Germany — Collection Centre Canadien d’Architecture/Canadian Centre for Architecture, Montréal — Copyright: © Ursula Kirsten-Collein, Berlin https://www.anniversary-magazine.com/all/2019/6/11/100-years-of-bauhaus
Фотографии автора