Original size 866x1173

Открытый мир искусства: образование и карьера современного художника

84
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В серии статей Forbes Education были представлены диалоги с кураторами Школы дизайна НИУ ВШЭ и представителями Института развития креативных индустрий ВШЭ.

Александра Першеева представила материал о принципах, на основе которых идет подготовка молодого художника и выстраивается его карьера.

Современный художник — это не только тот, кто профессионально владеет инструментами создания образа, но и человек, проектирующий модели визуальной культуры будущего. Искусство дает возможность выразить себя, сделать свои идеи новой реальностью для других людей.

Именно эти принципы легли в основу работы первых школ дизайна и современного искусства: ВХУТЕМАСа и Баухауса. Проектное обучение, сочетание различных медиумов и техник, активная работа с образом в пространстве, крепкая теоретическая база — характерные черты этих учебных программ.

big
Original size 707x470

К. Малевич Казимир Малевич с сотрудниками формально-теоретического отдела Гинхука. Ленинград, 1925

В эпоху античности работа художника обозначалась словом technē и подразумевала в первую очередь мастерское владение своим ремеслом, будь то создание скульптур или глиняных кувшинов, — был важен отточенный навык. Так же было и в Средние века: принципиального различия между тем, что мы сегодня называем искусством и дизайном не существовало, не было и запроса на уникальный авторский почерк. Зато была высока значимость цеха или гильдии, профессионального объединения, которое задавало стандарты качества, определяло уместность того или иного художественного приема, контролировало стоимость работ и их количество. Иначе говоря, стратегия работы была определена коллективным опытом других людей.

Original size 1443x1071

В. Гропиус со студентами Баухауса. 1930-е годы © Ursula Kirsten-Collein, Berlin

Положение вещей изменили титаны Возрождения. Леонардо да Винчи, например, мог позволить себе поспорить с Папой Римским! Художники сумели не только поднять свой статус, но и изменить отношение к искусству. Теперь они могли притязать на особое видение мира, особенную чувствительность, позволяющую чувствовать и понимать больше остальных, создавать не только точную картину настоящего, но и модель будущего. Вместе с тем аудитория художников постепенно расширялась.

Авангардисты ХХ века (Малевич, Татлин, Мондриан и другие) работали уже не для узкого круга эстетов и коллекционеров, а для всего общества. Да, «Черный квадрат» понятен не каждому, однако это была лишь часть большого проекта переизобретения визуального языка, где важное место занимали также архитектоны — прообразы современных небоскребов. Идеи художников показали способность менять окружающий нас мир, а сама профессия приобрела более широкий характер.

Художник «работает руками», поэтому ему нужна мастерская и опытные наставники, которые научат работать с материалом, преодолевая его сопротивление, однако главный инструмент — правильно организованное мышление. Поэтому лучше окончить университет, в котором для изучения открыт широкий спектр смежных дисциплин, чем узкопрофильные курсы.

Original size 800x800

Инсталляция Александры Кузнецовой в пространстве Школы дизайна НИУ ВШЭ

Создавать художественное высказывание в ответ на изменения в современном мире, выстраивать профессиональные связи в сообществе, выставлять работы и продавать их, участвовать в российских и международных художественных проектах, сотрудничать с галереями и создавать работы для музеев — это и есть будни профессионального художника.

Полную версию текста можно увидеть по этой ссылке.

Image sources
1.

Казимир Малевич с сотрудниками формально-теоретического отдела Гинхука. Ленинград, 1925 https://www.jewish-museum.ru/events/iskusstvo-na-sluzhbe-revolyutsii/

2.

Group portrait of Walter Gropius and his students in Gropius' Bauhaus studio, Dessau, Germany — Collection Centre Canadien d’Architecture/Canadian Centre for Architecture, Montréal — Copyright: © Ursula Kirsten-Collein, Berlin https://www.anniversary-magazine.com/all/2019/6/11/100-years-of-bauhaus

3.

Фотографии автора

Открытый мир искусства: образование и карьера современного художника
84
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more