Выставка «Будущее воспоминаний» Усадьба Демидова (Новая Басманная, 26), 11.12.24–31.05.25 Кураторы: Катя Бочавар, Мария Салина

0

Виды экспозиции

©MR Group

«Этот проект о присвоении памяти о том, что неизвестное вчера становится твоим сегодня»

О ПРОЕКТЕ: ПРЕДЫСТОРИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ

То, что самые крутые девелоперские компании приходят к тому, что начинают работать с ОКН — признак того, что компания на вершине своей силы и возможностей, потому что это по плечу только действительно очень большим стейкхолдерам. MR Group работает с наследием и старается сделать это своим уникальным почерком. Джентрификация Басманного района, с которой напрямую связан наш проект, задумана за тем, чтобы он стоит как Патриаршие. И, судя по тому, как они за это взялись — это у них получится. Район на самом деле достаточно центральный и абсолютно недооцененный.

big
Original size 3444x2431

Семён Агроскин. «Увидеть и понять». 2021–2024. Серия живописных работ, холст, масло

©MR Group

Меня в проект привлекла Маша Салина, которая много лет знакома с MR Group. Это моя специализация: сайт-специфик работа в различных пространстввах. Я умею договориться с пространством, каким бы оно ни было. Не спорю, никогда с ним не ругаюсь, мы всегда стараемся найти общий язык. Это очень деликатный процесс.

С командой MR Group работать было достаточно легко. Были, конечно, всякие моменты, ну, как в любом процессе — но в целом, когда у тебя есть такое великолепное помещение и заказчики делают то, что ты просишь и не делают того, что ты просишь не делать, то получается именно то, что ты задумал.

Original size 3444x2431

Слева: Аня Жёлудь. «Персональное пространство», 2021. Инсталляция, металлический прут / Справа: Антон Конюхов. Из серии «Направленные действия», 2023–2024. Холст, авторская техника

©MR Group

Когда мы туда пришли, это была 6-я Городская больница, которая 10 лет стояла в руинах. Все снимали: потолки, временные, наросшие и исторические стены, полы, просто все. И строители довольно быстро с этим справились. А когда мы видим великолепное в своей руинированности пространство, то взаимодействовать с ним очень интересно и как будто само все складывается достаточно быстро.

И получилось так, как мне хотелось, когда ты практически не замечаешь работы куратора. Там все эффектно — и нет эффектов в то же время. Как будто там все выросло само по себе. Это самое ценное, самое дорогое, это то, что мне нравится. Сейчас там Петя Белый и Алла Урбан на втором этаже устанавливаются, завтра Кононов-Гредин приезжает. Обновленная выставка постоит еще месяц, все это отснимут, потом будет каталог.

Original size 3444x2431

Сергей Катран. «Кристаллы времени», 2011. Инсталляция, аквариумы, песочные часы, вода, дерево

©MR Group

О ФИГУРЕ КУРАТОРА

Я себя считаю куратором-художником в том смысле, что этот объект — моя художественная работа. Не красками пользуюсь, а произведениями других художников; не холстом, а пространствами. Комбинаторика, подбор смыслов и художественной выразительности объектов искусства и их связь между собой, с пространством, со мной, с аудиторий — все это и есть мой художественный язык. Я, конечно, называюсь куратором, потому что людям это понятнее, или архитектором выставочных пространств, но сама себя я считаю художником и даже режиссером. По моему опыту из режиссеров сделать художников современного искусства гораздо проще, чем из живописцев, потому что это абсолютно другой тип мышления. В общем, я художник, который просто пользуется таким методом, инструментом и материалом.

0

Михаил Рубанков. «Ящик № 2 (Топор)», 2023. Инсталляция, смешанная техника / Феликс Бух. «Тайная вечеря», 2016. Природный камень, клеи, фанера, цементные смеси

©MR Group

О ЗРИТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ

Опыт пришедшего на выставку зрителя — главное, конечно. Мы можем для людей расширять время и менять пространство — человек приходит и он выпадает, оказываясь словно в другом времени и в совершенно другой географической точке. Он чувствует пространство и искусство входит в него очень органично, легко, без всякого напряжения, становится порталом, через который прошлое переходит в будущее и благодаря этому остро чувствует настоящее.

Original size 3444x2431

Серафима Красникова. «Хлеб воспоминаний», с 2020 г. Инсталляция и гастро–перформанс

©MR Group

Вот это путешествие во времени и пространстве, на самом деле, самое дорогое. Ведь что такое искусство? Для меня это то, что хотя бы на долю секунды, на какое-то мгновение, меняет все вокруг тебя и тебя самого. Художник перегружает тебя из одного состояния в другое, делает из тебя нечто иное.

Original size 3444x2431

Ян Посадский. «Алёшенька», 2024. Листовой металл, крепеж, краска, гравировка по металлу

©MR Group

О СПОСОБАХ ПОКАЗА

Ажиотаж вокруг посещения выставки возник, на мой взгляд, получил широкую известность еще и потому, что он проходит только в рамках экскурсий. Я хотела бы всегда в рамках экскурсий проводить выставки! Ситуация, когда посетитель с чем пришел, с тем и ушел, что-то сфотографировал и ничего не понял обесценивает нашу работу.

Original size 3444x2431

Слева. Катерина Ковалёва. «Апофеоз бесчувственности» из серии «Небесные явления», 2022–2023. Триптих / Справа: Вильгений Мельников. «Плоский фонтан», 2024. Сталь, сварка

©MR Group

Выставка «Будущее воспоминаний» сконструирована в редком жанре «современное краеведение». Люди смотрят на произведения современного искусства, а слушают они истории про Басманный район, про дом Демидова, и у них случится такая когнитивная смычка: больница — Сергей Катран, Малый Эрмитаж Московский — Шишкин-Хокусай и Энгельке и так далее. Такие спайки начнут у посетителя в голове обрастать собственными, персональными легендами и формировать его представление об истории, о современном искусстве, о персонажах, о которых мы говорим, о районе, в котором находимся. Разные понятия вдруг могут сойтись в очень понятной связке, которая во многом случайна, потому что я так придумала, а другой куратор придумал бы по-другому. История этого проекта о том, как случайное и запутанное складывается в закономерное и захватывающе интересное. Этот проект о присвоении памяти о том, что неизвестное вчера становится твоим сегодня.

Original size 3444x2431

Александр Шишкин-Хокусай. «Фанерный Летний сад», 2015–2016. Фанера, акрил, лак / Нестор Энгельке. «Деревянные голландские портреты», 2024. Дерево, эмаль

©MR Group

О БУДУЩЕМ ВОСПОМИНАНИЙ

То, что ты будешь делать, твои мысли и поступки, связаны с прошлым, то есть с воспоминаниями. Я, как и многие мы, думала о повторяемости истории, о том, что то, что с нами сейчас происходит, мы читали в воспоминаниях других людей, а теперь их воспоминания становятся нашим будущим.

Original size 3444x2431

Саша Кокачёва. «Камин-Химера», 2022. Поролон

©MR Group

Мы живем как бы нашими воспоминаниями об их воспоминаниях и видим в этом нашу будущую историю. Это очень странно. Это потрясает. Проводя такую аналогию, ты можешь сказать: «Давайте послушаем, что происходило с людьми, которые жили раньше и какую аналогию между их жизнями и нашими мы можем провести?» Как мы можем предсказать будущее на основе этих историй?

Original size 3444x2431

Слева: Татьяна Баданина. «Лестница в небо», 2011–2024. Световая инсталляция, смешанная техника / Справа: Вероника Георгиева. «Между собакой и волком», 2024. Видеоинсталляция

©MR Group

Джентрификация произошла тогда, когда Пётр I поехал не по старой Басманной, а по Новой Басманной. Сейчас тоже происходит джентрификация, и значит, воспоминания о тех временах становятся буквально будущим этого района. Буквально вот так и происходит. Это я и называю «Будущим воспоминаний».

Original size 3444x2431

Леонид Тишков. «Облако и веретено. Посвящение Коста Хетагурову», 2019. Овечья шерсть из горного села, дерево, огонь, звук

©MR Group


Изображения предоставлены MR Group.

Герой интервью: Катя Бочавар Материал подготовил: Майкл Арутюнян

Куратор Катя Бочавар: от первого лица
36
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more