
Рецензия на выставку «До твоей стороны» Димы Филиппова.
Галерея «Триумф», 17.07.2025–17.08.2025 Куратор: Кристина Романова
Виды экспозиции
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Шум ветра. Журчание далеких рек. Жужжание автомобилей на трассе. Дыхание чистых степей… В тишине галереи «Триумф» будто тянет сквозняком — то ли из степи, то ли от неразличимой линии горизонта. Этот ветер приносит с собой не столько пейзажи, сколько оптическую чувствительность в разных категориях, образах и формах.
Выставка Димы Филиппова «До твоей стороны» — медленное, медитативное вглядывание. Экспозиция соткана из воспоминаний, маршрутов, зерна аналоговых снимков, света и глубины текучих печатных образов пространств и фрагментов пути. Проект, куратором которого выступила Кристина Романова, становится новым витком в персональном исследовании пространства и пространственности как одних из ключевых тем искусства. Внутри этой темы художник обращается к исследованию так называемого «базового ландшафта» — территории, которая кажется знакомой, но каждый раз оказывается по ту сторону взгляда.
Вид экспозиции
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Филиппов работает с несколькими медиумами: фотографией, графикой, видео и текстом. Но все здесь сведено к одному действию — фиксации. Фиксации как медитации, как способу укорениться в том, что размывается. Каждая работа становится вместилищем восприятия, удерживающим образы ландшафтов — не столько конкретных географических, сколько эмоционально-картографических. Проблематика взгляда становится объединяющей точкой проекта, в которой укоренены такие характерные для Филиппова художественные приемы, как приближение, отдаление, резкость и расфокус — главные визуальные коды.
Из серии «До твоей стороны», 2025. Баритовая бумага, серебряно-желатиновая печать, фанера, ясень, стекло
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
«Базовый ландшафт» для Филиппова — категория подвижная. Поиск таких мест начинался с родных мест художника на Алтае и впоследствии вышел за рамки личной географии. Теперь это — эффективный метод: смотреть как в первый раз, включать себя в чужое, превращая незнакомое пространство в знакомое через процессы узнавания. «До твоей стороны» — удивительно манящий и в чем-то трогательный проект, в котором художник приглашает посмотреть на мир через разные оптики (аналоговые и цифровые) и поразмышлять над тем, как формируется видимое, как его можно запечатлеть, пока оно бесследно не исчезло.
Авторские текстовые заметки
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
В потемках зала галереи расположились экспонаты — результаты полевых штудий. Человеческих голосов почти не слышно. Зритель становится молчаливым спутником художника, который путешествует, внимательно ищет, медитирует и фиксирует среды, куда он включается.
Центральный объект — «Встреча № 1» (2025). Черно-белые отпечатки встроены в деревянную конструкцию — почти что стелу или межевой знак. Он маркирует переход, но не подводит итог. Как и сам проект — это разметка пути, а не финальная точка маршрута.
«Встреча № 1», 2025. Объект, баритовая бумага, серебряно-желатиновая печать, фанера, ясень, стекло
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Видео-инсталляция «До твоей стороны» (2025) — один из завораживающих нервов экспозиции. Двухканальный образ здесь как чередование дыхания: трасса, машина, вода, степи, пустые не-места, ветра. Медитативная протяженность работы втягивает в себя, позволяя взгляду остаться на одной точке и тем самым уловить все.
«До твоей стороны», 2025. Двухканальное видео, звук. 24'00''
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
По периметру одной стены развешаны фотографические объекты из серии «До твоей стороны» (2025) — зафиксированные ландшафты помещенные в своеобразные контейнеры. Образно они выстроены так, чтобы можно было в стадиях разглядеть приближение изображений от общих планов до мельчайших зерен снимков, формирующих плоть фотографии. Художник изучает свойства фото — поверхность, фиксирование, зернистость — и сводит реальность до фактуры пленки. Образы где-то доступны зрению, где-то размываются и распадаются в воображении на составные части.
Из серии «До твоей стороны», 2025. Баритовая бумага, серебряно-желатиновая печать, фанера, ясень, стекло
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Графические работы из той же серии добавляют телесности. Это уже не цифровые отпечатки, а рукотворные следы — живое движение в сторону образа, который никогда не появится полностью. Все здесь — о недосказанности. О невидимом, которое трогает сильнее, чем очевидное.
Из серии «До твоей стороны», 2025. Бумага, пастель, массив дерева (лиственница)
©Галерея «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Практика освоения пространства — лейтмотив выставки. Название проекта отсылает к песне «Мне так страшно» группы «Хуго Уго» (отсылки к песне художник применил в одной из своих видеоработ «Очерк об отце»). Проект Филиппова работает в поле предельной деликатности, — между исчезающим и остающимся, между своей стороной и чужой. Он не утверждает, а предлагает следовать: за зерном, за пульсом, за тем, что не поддается фиксации. В условиях сегодняшнего визуального пресыщения это почти радикальный жест: поверить в силу малого, тихого. Внимание к пустоте, молчанию, ветру — и есть та самая альтернативная оптика, которой так остро не хватает. Фотография — действие по активации восприятия. Видео — живое дыхание извне. Авторские тексты-заметки на стенах — попытки удержать несказуемое и организовать процесс во времени. Филиппов продолжает линию, где искусство оказывается навигацией по пространству, по памяти, по взгляду. Взгляд этот касается зрителя и растворяется в нем.
Изображения предоставлены галереей «Триумф». Фотограф: Анастасия Пожидаева
Автор текста: Майкл Арутюнян