Исходный размер 3000x4475

Объединение в эпоху самоопределения

Связанные карточки | 1
post

Московский Арт Директор Клуб был основан в 1998 году. Инициаторами или, как они иногда себя называли, «зачинщиками» создания Клуба стали дизайнеры Петр Банков и Андрей Кулагин. Идея витала в воздухе давно — наверное, поэтому реализовать ее удалось легко и быстро. Потребность в объединении появилась в ответ на вызовы времени и рынка. Дизайнеры стремились к общению, обмену идеями и информацией, совместному отстаиванию профессиональных интересов.

Основную организаторскую работу взяли на себе лидеры четырех студии: «ДизайнДепо» (Петр Банков), «Ку-Ку!» (Андрей Кулагин), Andrew Avers (Дмитрий Дёмкин) и «Союзdesign» (Алексей Веселовский).

Открытие Клуба сопровождалось выходом каталога «Московский Арт Директор Клуб». Ни одно издание на тот момент не представляло дизайн-студий Москвы и регионов и их работы так полно. Каталог давал и дизайнерам, и потенциальным клиентам объемную картину рынка рекламы и профессиональных возможностей студий. Работы для каталога отбирали сами участники — это позволило непредвзято отразить происходящее в мире дизайна.

В отличие от созданного двумя годами ранее Клуба графических дизайнеров «Портфелио», который уделял основное внимание критериям профессионального мастерства, Московский Арт Директор Клуб был задуман как более широкая платформа, объединившая арт-директоров, дизайнеров разных направлений, копирайтеров, фотографов, иллюстраторов. Главным критерием для вступления в Клуб была творческая и общественная активность.

Клуб стремился продвигать дизайнеров как ключевых действующих лиц в области визуальных коммуникаций. Помимо рекламы среди потенциальных клиентов, решались и более локальные, но важные задачи — например, поиск молодых специалистов и студентов, поддержка производителей легальных наборных шрифтов, и др. Большое значение придавалось выставочным и издательским проектам, ведь именно благодаря выставкам и профессиональным изданиям дизайнеры в основном и узнавали друг о друге. Идея и структура Клуба во многом ориентировалась на опыт зарубежных организации — в частности Art Directors Club of New York.

Идея и структура Клуба во многом ориентировалась на опыт зарубежных организации — в частности Art Directors Club of New York.

Московский Арт Директор Клуб просуществовал недолго — в силу особенностей многих объединений творческих людей и того бурного времени, когда появился Клуб. Однако, издав каталог работ своих участников, Клуб сохранил ценный для истории современного дизайна в России материал.

Многие проекты, представленные в каталоге Арт Директор Клуба, интересны как с точки зрения дизайна, так и в качестве артефактов своего времени — его стилевых пристрастий, социальной семантики, ценностей и популярных фантазий.

В момент, когда и коммерческая реклама, и компьютерные графические редакторы были относительным новшеством, многие студии дизайна успешно «эксплуатировали» таланты людей близких творческих профессий. Так, на рекламе туалетной воды «Прощай, оружие!» (L’Adieu aux Armes) для фирмы Emporium Cosmetics мы видим пример коллаборации театрального художника Виктора Пушкина, нарисовавшего «задник» с самолетом, и фотографа Сергея Косьянова — руководителя студии «Арбор». Эта же студия активно привлекала к своим проектам художника-графика и карикатуриста Дэвида Бараб-Тарле (1946-2005). Подобная «рукотворность» выгодно отличает эти работы от массовой рекламной продукции.

Исходный размер 2480x816

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 28, 1998

Исходный размер 2240x596

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 29, 1998

В работах некоторых студий заметно стремление рассматривать рекламу как вид художественного творчества, пусть и специфический. Это характерно, например, для творческого тандема Сержа Севастьянова и Дмитрия Гомзякова, сформировавшего стиль их собственной студии GRAF d’SIGN, а также основанного Игорем Ганжой агентства «Пилот Медиа», с которым они активно сотрудничали. Их работы отличает гротесковость и артистизм.

Даже в позиционировании себя на рынке у них было много общего с объединениями и манифестами художников: GRAF d’SIGN PROCESS GROUP [граф де сайн] описывалась как «творческо-управленческий картель» и «плод творческого соития креативной лавки GRAF d’SIGN и рекламного агентства PROCESS», а также как «креативный бутик», который «существовал всегда».

Исходный размер 2480x1567

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 47, с. 133, 1998

«Художественная» линия, а скорее, художественное качество отчетливо видны в проектах Bios Design Group и ее арт-директора Николая Куприянова — например, в оформлении календарей для АО «Инком» или фирменном стиле фестиваля «Графит». При этом это не музейные «картины», а экспрессивные, современные по стилю высказывания.

Исходный размер 2480x1049

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 39, с. 44, с. 45, 1998

Дизайнеры 1990-х осознанно и неосознанно улавливали переходное состояние общества и культуры — например, сталкивая архетипические образы прошлого и современности, как в плакате «Атрибуты эпохи», сделанном студией Andrew Avers (креативный директор — Дмитрий Дёмкин, арт-директор — Андрей Поломошнов). Приспособив исторические образы (от средневекового всадника до советского спутника) к современным функциям, им удалось привнести тонкую иронию в формат, который, казалось бы, для этого не предназначен — а именно, в логотипы.

Исходный размер 1881x1267

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 15, 1998

Исходный размер 968x452

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 14, 1998

В целом, постмодернистская ирония была характерным признаком времени. Ирония часто строится на противопоставлении формы и содержания. Например, при использовании образов и стиля массовой культуры, индустрии развлечений в контексте высказываний на социальные, философские или личные темы — как в работах творческого альянса Сергея Покровского, Ивана Шишкина, Степан Лукьянова, Евгений Нестерова и сотрудничающего с ними Александра Балашова для журналов «29» и «Амадей».

Исходный размер 2480x1072

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 13, с. 140, с. 141, 1998

Но не всегда юмор строится на тонких аллюзиях и парадоксах. Иногда это просто мемы, игра слов. Популярности у широкой публики такие приемы способствуют даже лучше, чем сложные концепции. Доказательством могут служить проекты Студии Артемия Лебедева (совместно с Аркадием Троянкером).

Исходный размер 2480x1567

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 102, с. 106, 1998

Еще до появления соцсетей и мессенджеров, благодаря, главным образом, телевидению и уличным билбордам, многие находки дизайнеров и рекламистов становились «вирусными». Примером могут служить две работы студии «Бегемот»: реклама устройств охранной сигнализации Clifford, придуманная арт-директором агентства Павлом Полянцевым и запомнившаяся тем, что вместо изображения на билбордах виднелась лишь дыра с очертаниями автомобиля и выразительный вопрос: «Угнали?».

Исходный размер 1479x980

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 36, 1998

Другая известная кампания агентства — «Я тебя люблю». Курьезный пример использования крупноформатной городской рекламы в личных целях (заказчик обратился таким образом к жене). Об этом проекте рассказывал в 1996 году журнал «Коммерсантъ Власть». Поначалу к идее в агентстве отнеслись скептически, «но посмотреть на жену своего хорошего клиента рекламисты согласились. И жена им понравилась…». Однако, этот «кейс» и сейчас представляется неоднозначным с точки зрения социальной функции рекламы и дизайна.

Исходный размер 1463x730

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 36, 1998

Помимо энтузиазма по поводу открывшихся коммерческих возможностей, свободы самовыражения в рекламе, многими дизайнерами 1990-х двигал и интерес к повышению профессионального качества и влияния дизайна в России. Возможно, далеко не все тогда ставили перед собой такие задачи осознанно, но сейчас, в реткроспективе, мы можем это видеть.

Так, остро осознавалась необходимость создать инструменты, которые расширили бы возможности, повысили бы конкурентоспособность российских дизайнеров — в частности, задача создания разнообразных, современных кириллических шрифтов. Пионером в этой области стала студия ParaType, созданная еще в 1989 году (первоначально как отдел шрифтов фирмы ПараГраф). Арт-директор студии Владимир Ефимов (1949—2012) создал более 60 гарнитур, более 200 начертаний. Шрифтовое дело в России возродилось и достигло современного уровня во многом именно благодаря ему и его коллегам по студии, таким как Любовь Кузнецова, Татьяна Лыскова, Эльвира Слыш, Тагир Сафаев, Александр Тарбеев и др.

Исходный размер 2480x1594

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 122, с. 127, 1998

Некоторые дизайн-бюро ставили перед собой социокультурные цели. Например, студия «Служба пейзажа», созданная Павлом Борисовским, уделяла внимание не только целям заказчиков, но шире — гармонизации визуальной среды.

Эта же идея отразилась и в авторском проекте Борисовского — журнале «Предмет», который создавался как издание о сообществах и увлечениях. В предисловии к первому номеру говорилось: «Мы желаем с помощью искусства слова, знака, иллюстрации, дизайна отобразить многообразие и сказочность мира в противовес его кажущейся обыденности».

В этом смысле интересны также проекты-кроссоверы, которые от графического дизайна привели студию к «тотальному дизайну» — например, прогулочных теплоходов «Флотилии Рэдиссон Ройал».

Исходный размер 3666x2211

Журнал «Предмет», выпуск № 1

Отдельные творческие коллективы сыграли исключительную роль в формировании дизайнерского сообщества и понимания роли дизайна в обществе. Таковым было издательство «ИМА-пресс», которое в 1990-е годы было центром притяжения и стартовой площадкой для многих дизайнеров — Андрей Логвин, Николай Шток, Игорь Гурович, Эрик Белоусов и др.

Исходный размер 2299x432

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 81, 1998

Исходный размер 2547x2024

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 85, 1998

Каталог Московского Арт Директор Клуба сохранил и свидетельство зарождения профессиональной дизайнерской деятельности за пределами Москвы. Участником Клуба была студия «Приз», созданная в 1990 года в Рязани. Это лишнее подтверждение широкой востребованности дизайна в стремительно менявшейся стране.

Исходный размер 838x378

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 145, 1998

Исходный размер 1384x976

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 147, 1998

Наконец, стоит отметить стремление российских дизайнеров 1990-х найти свое место в мировом контексте и в истории. Отношения с прошлым отнюдь не исчерпывались ироничными прафразами, но выражались, например, в интересе к опыту русского авангарда начала XX века. Попытки использовать приемы авангарда в качестве оформительского стиля никогда не приводили ни к чему хорошему, а вот там, где преемственность выражается в том, что, отталкиваясь от авангарда, вдохновляясь его примером, дизайнеры прорываются к современной актуальной эстетике, мы видим интересные результаты. Показательны в этом смысле отсылки к авангарду и эволюция собственного стиля в работах студии TNC Design Group (Наталья Меш, Андрей Лившин, Сергей Царьков) — дизайн-бюро, которое возникло в 1996 году, а позже стало частью рекламного холдинга Leo Burnett Group Russia и получило название Graphit. Если в фирменном стиле компании «Деловая Русь» очевидна отсылка к рекламному плакату Александра Родченко для Резинотреста, то большинство других работ студии показывает, что от авангарда ими прежде всего усвоена структурированность, лаконичность и стремление к выразительному жесту.

Исходный размер 2480x1617

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 188, с. 192, 1998

Исходный размер 2606x854

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 190, 1998

Исходный размер 2480x1578

Издание Московского Арт Директор Клуба, с. 195, с. 189, 1998

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше