Original size 1140x1600

Сладострастные романсы: «Транскодированные структуры» Ольги Тобрелутс

20
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Транскодированные структуры» Ольги Тобрелутс.

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», 14.03.25–18.05.25 Кураторы: Дмитрий Гайков, Вера Погодина

big
Original size 3444x2431

Вид экспозиции

Масштабная выставка «Транскодированные структуры» художницы Ольги Тобрелутс — одно из редких представлений автора во всем его достоинстве и сложности.

big
Original size 3444x2431

«Транскодированные структуры», с 2019 года. Мультимедийный проект, живопись / «Фиолетовые птицы», 1990. Мультимедийный проект, серия фотографий, видео

Экспозиция разворачивается на целых трех этажах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Она включает произведения Тобрелутс с начала 1990-х годов по настоящее время. Выставочный проект вписывает фигуру представительницы петербургской «Новой Академии» в актуальный контекст: художнице не чужды традиционные технологии живописного мастерства и прогрессивные подходы цифрового проектирования. В ткань выставки вкраплены критические тексты искусствоведов, теоретиков, кураторов и самой художницы. Среди них — размышления Аркадия Ипполитова, покойного куратора ранних выставок Ольги, тезисы Сергея Хачатурова, Екатерины Андреевой и Зельфиры Трегуловой.

Выставка поделена на тематические разделы. В них представлены основные серии — от визуальной репрезентации мифов до художественного исследования HCI (Human-Computer Interaction).

Original size 3444x2431

«Аппиева дорога», 2018. Холст, масло

На первом этаже располагаются «Священное дерево», «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь» и «Небесные ландшафты», представляющие творчество последнего десятилетия. В первом зале происходит знакомство с родовым бэкграундом, памятью о предшественниках, выраженной в символе двухголового можжевельника в эстонской деревне Лутсу («Часослов», 2024; серия «Священное дерево», 2015 и 2024; «Аппиева дорога», 2018).

0

«Священное дерево». Вид экспозиции

Во втором зале рассматривается сюжет о Фаусте, особенно вторая его часть текста, где Мефистофель, желая получить душу ученого, отправляет того во вневременное «условное пространство», где смешиваются эпохи и происходят пиршества монстров. Здесь множество сцен из древнегреческих и древнеримских мифов совмещается с сюжетом «Фауста», создавая любопытные комбинации.

Original size 3444x2431

«Фауст. Классическая Вальпургиева ночь». Вид экспозиции

0

Слева: «Плутос», 2018. Холст, масло; «Похищение Европы», 2018. Холст, масло / Справа: «Грифон», 2018 / Верх: «Амазонка», 2022 / Низ: «Хирон и Елена Прекрасная», 2023

Возникающие в пространстве образы неба подводят к залу «Небесные ландшафты»: здесь художница устремляет взгляд в небо, служащее пространством полетов, горним миром, «покрывалом» городов и хранителем тайн.

0

«Небесные ландшафты». Виды экспозиции

На втором этаже размещена серия «Летнее платье», в которой художница, подобно предшественникам, мастерам эпох Возрождения, барокко, классицизма и романтизма, прицельно наблюдает за живым растительным миром.

0

«Летне платье». Виды экспозиции

На первом изображении: «Нарцисс», 2017. Триптих, холст, масло

0

Слева 1: «Без названия», 2024. Серия графики, бумага, тушь Справа 1: «Антиной», 1999–2004. Фарфор, роспись, золото Справа 2: «Летнее платье», 2020-е. Холст, масло Слева 2: «Кейт», 2007. Бронза, эмаль

В диалог с «Летним платьем» вступает мультимедийный проект «Транскодированные структуры» (с 2019 года), репрезентирующий способ творческого сотрудничества с машиной с целью сконструировать новую живопись.

0

«Транскодированные структуры», с 2019 года. Мультимедийный проект

На третьем этаже представлены ранние проекты Ольги Тобрелутс, начиная с 1990-х годов, некоторые из них являются авторскими повторениями («Геракл в саду Гесперид», 1995/2020; «Отблески империи», 1993/2024; «Русские сказки», конец 1990-х; «Сон Александра Македонского», 1998; «Священные фигуры», конец 1990-х).

0

«Отблески империи», 1993/2024 / «Геракл в саду Гесперид», 1995/2020 / «Русские сказки», конец 1990-х / «Сон Александра Македонского», 1998 / «Священные фигуры», конец 1990-х

В ряде видео-работ 1990-х и серии стерео-варио (лентикулярной печати) «Летний сад» конца 2010-х — начала 2020-х годов проявляется антикизирующая, продолжающая традиции дохристианской эллинистической традиции, эстетика. Завершают выставку ироничный «Манифест Неоакадемизма» (1996), холсты в авангардном духе и стерео-варио начала 2020-х про скрытые социальные угрозы и капиталистические прения.

0

Серия стерео-варио 2020-х годов / «Летний сад», конец 2010-х — начало 2020-х годов. Стерео-варио «Тарквиний и Лукреция», 2006. Двухканальное видео

О пробирающей тревоге надвигающихся катастроф будущего художница повествует в работе «Мальчики» (1994) — финальном аккорде выставки.

Original size 3444x2431

Слева: «Купальщица», 2025. Холст, масло / Справа: «Мальчики», 1994. Видео, 1'00''

Искусство Ольги Тобрелутс, представленное на выставке исследует способности человеческого восприятия, критикует эстетические режимы и предлагает спектакулярные логоцентричные сюжеты из мифов, мировой литературы и глянцевых журналов. Тобрелутс — апологет антики и наследница больших живописцев прошлого, поэтому скрупулезная работа над изобразительными элементами выступает, с одной стороны, в качестве дани академической традиции, а с другой, — как эксперимент в области визуальных искусств.

Original size 3444x2431

Кадр из видео «Манифест Неоакадемизма» (1996)

Художница надеется расширить арсенал художников-живописцев новыми технико-технологическими средствами и, наконец, возродить материальность живописи. Так что стоит рассматривать её как своеобразную инструкцию по тому, как смотреть на мир в цифровую эпоху и вычленять из него достойную признания ускользающую красоту.


Автор текста: Майкл Арутюнян

Сладострастные романсы: «Транскодированные структуры» Ольги Тобрелутс
20
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more