Исходный размер 1754x2480
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

РУБРИКАТОР

• Концепция • Начало • Эпоха аналогового синтеза • Цифровизация • Эпоха VST • Аналоговый синтез сегодня • Заключение • Источники

Концепция

Эволюция дизайна синтезаторов прошла долгий путь в более чем 70 лет. На их развитии сказывались такие факторы, как технологический прорыв, электрификация, появление первых процессоров, а затем и компьютеров, что, в конечном счете, привело к полной цифровизации инструмента. Достижения в области синтезаторостроения активно используются и реализуются по сей день, как в уже устоявшейся форме инструментов 80-х годов, так и в новой, цифровой.

Для исследования я подобрал ряд флагманских синтезаторов, которые стали первыми коммерчески успешными, получили мировую известность и до сих пор остаются актуальными. Конечно же, в исследовании будут представлены и самые первые инструменты общепризнанных компаний, а повествование будет вестись в хронологическом порядке. История их развития берет начало в 50-х годах прошлого столетия. Я изучу тенденции развития форм-фактора синтезаторов, их стилистические особенности, материалы, а также процесс их перехода в цифровую среду.

Цель визуального исследования заключается в изучении влияния технологий на формообразование инструментов, а также влияния спроса на те или иные технические решения в производстве новых моделей.

Начало

Исходный размер 3508x2480

композитор Милтон Бэббитт, инженер Питер Мози, пианист Владимир Усачевский на фоне синтезатора The RCA Synthesizer Mark II

С момента появления терменвокса прошло 30 лет. В 1951 году Гарри Олсон и Герберт Белар создали первый в мире прототип синтезатора звука RCA Mark I в Принстонской лаборатории. Данная многотонная машина состояла из множества модулей, которые отвечали за тот или иной параметр звука и умещались в металлические шкафы. Данный принцип синтеза звука сохранится и пройдет долгий путь до наших дней. Однако на момент создания инструмента никакой речи о его запуске в производство не могло быть и речи- стоимость данного устройства исчислялась сотнями тысяч долларов и представляла собой лишь результат эксперимента с электричеством. Развитие технологии не позволяло сделать комфортный в транспортировке инструмент, однако данная машина послужила отправной точкой в истории синтезаторов. Дизайн устройства выполнял сугубо технические цели и не преследовал задачу создания эстетичного устройства. Звукоизвлечение происходило путем считывания машиной специальной перфокарты, на которую были нанесены знаки, представляющие собой ноты.

Эпоха аналогового синтеза

Исходный размер 3508x2480

Инженер Дональд Бухла, основатель компании Buchla

Исходный размер 1499x983

Buchla 100 series (1960)

В 1960 году начинается активная фаза разработки системы, с которой имели бы возможность работать непосредственно музыканты. Дональд Бухла в сотрудничестве с Рамоном Сендером и Мортоном Суботником создали модульную систему Buchla 100 series, которая была установлена в большой деревянный корпус. Дональд стал одним из авторов генератора звука, управляемого напряжением (VCO). Именно этот модуль станет отправной точкой в создании компактных синтезаторов в дальнейшем. Модули соединялись между собой по средством патч-кабелей, что позволило производить детальную настройку тембра инструмента. Каждый элемент управления нес в себе индивидуальные задачи по настройке звука. Уже на данном этапе развития можно отметить, что дизайн начинает нести в себе не только технические задачи, но и эстетические черты- сочетание белых модулей и разноцветных патч-кабелей предает некое футуристичное настроение инструменту, а деревянные панели подчеркивают изысканность синтезатора.

Исходный размер 3508x2480

Инженер Роберт Муг, основатель компании Moog

Исходный размер 1661x1243

Moog Ic (1964) и MiniMoog (1970)

Параллельно появлению бухлы, инженером Робертом Мугом ведется разработка собственной модульной системы Ic. Прототип синтезатора выходит в 1964 году, а в 1967 году начинается его массовое производство. Модульная система по своей сути аналогична изобретению Дональда, однако имеет свои особенности строения. В отличие от предшественников, данный синтезатор становится первым в мире устройством, на котором было можно играть при помощи клавишной клавиатуры. Роберт, вдохновившись дизайном бухлы, установил модули и клавиатуру в деревянный кейс. Однако сами модули были выполнены в черном цвете с металлическими ручками. Важно отметить, что на данном этапе синтезаторы не имели спрос среди музыкантов по причине слишком высокой стоимости- цена начиналась от 15000 тысяч долларов, что по тем временам являлось целым состоянием.

В 1970 году случается событие, которое навсегда изменило музыку. В свет выходит MiniMoog- первый в мире коммерчески успешный компактный трехоктавный синтезатор, который в последствии стал самым культовым. Роберт Муг взял самые необходимые модули из старшей модели и поместил их в небольшой деревянный корпус, соединенный с клавиатурой. Модули соединялись уже при помощи проводов, а не патч-кабелей. От старшей модели минимуг получил и дизайн, который сразу стал каноном и источником вдохновения для других компаний. Верхняя часть корпуса была подвижна- исполнитель имел возможность повернуть панель на 45 градусов. Данное решение позволяло регулировать звук с комфортом даже в сидячем положении. На тот момент синтезатор воспринимался скорее как некий прибор из будущего, нежели музыкальный инструмент. Его дизайн нес определенное настроение, которое вдохновляло покупателей. И, вероятно, именно дизайн стал одним из ключевых факторов успеха данного продукта.

Исходный размер 3508x2480

Цутому Като, основатель компании Korg

Исходный размер 1661x1243

Minikorg 700 (1973)

MiniMoog стал причиной повышенного внимания к синтезаторам, в результате его появления начал появляться и спрос на инструменты подобного типа. Третьей компанией, которая начала разработку синтезаторов стала молодая японская компания Korg. В 1973 свет увидел Minikorg 700, который имел 3 октавы, однако заметно отличался от минимуга- большинство ручек было расположено под клавишами. Данное решение было принято по причине использования музыкантами нескольких инструментов во время игры- синтезаторы начали устанавливать на двух и трехъярусные стойки, что заметно усложняло управление инструментами, которые ставили друг над другом. Компания продолжила тенденцию использования дерева и металла в конструкции инструмента, однако начала использовать разные цвета в дизайне фейдеров. Внимание также стоит обратить на способ их использования-до этого момента фейдеры крутились вокруг свои оси, однако Korg решили «переосмыслить» характер их движения- теперь пользователю было необходимо двигать их вверх и вниз.

Исходный размер 1661x1243

Buchla Music Easel (1973)

В 1973 году компания Buchla приняла решение о запуске в производство собственного компактного синтезатора, который заметно отличался от остальных инструментов данного типа: Music Easel был установлен в металлический кейс, который был удобен в транспортировке по причине наличия крышки- таким образом инструмент превращался в чемодан. В отличие от своих старших моделей, синтезатор был выполнен целиком из металла, а игра происходила путем нажатия клавиши на сенсорной клавиатуре. Данный синтезатор также сохранил в себе возможность использования патч-кабелей. Инструмент был спроектирован в собственном оригинальном стиле, который шел вразрез с тем, что создавали Moog, Korg, а в дальнейшем и многие другие компании. Однако именно этот шаг и позволил выделиться инструменту на фоне остальных.

Исходный размер 3508x2480

Инженер Икутаро Какехаши, создатель первых флагманских моделей Roland

Исходный размер 1661x1243

Roland SH-1000(1973)

В этом же году в Японии появляется компания Roland, которая создает синтезатор roland SH-1000. В инструменте был использован тот же принцип, что и в Minikorg 700- часть ручек для удобства была помещена под клавиатурой, что позволяло сделать использование инструмента на сцене максимально комфортным. Однако часть элементов управления не могла быть размещена в этом же месте- по этой причине часть фейдеров была установлена слева от клавиатуры, но под наклоном, для сохранения комфортной работы во время выступления. Roland решили использовать не только разные цвета в дизайне ручек, но и предать им новую форму, которую уже активно использовала компания Yamaha, о которой я упомяну ниже.

Исходный размер 3508x2480

Инженер Том Оберхейм, основатель компании Oberheim

Исходный размер 1661x1243

Oberheim SEM (1974)

В 1969 году Том Оберхайм основывает компанию Oberheim и уже в 1974 году запускает в производство собственный синтезатор SEM, который отличается от предшественников отсутствием клавиатуры и своим небольшим размером. Игра на нем была возможно посредством подключения внешней клавиатуры. Прибор отличался наличием лишь самых необходимых для синтеза функций и стал популярен по причине своей компактности, простоты эксплуатации, а также характера звука. Панель управления была наклонена под углом в 45 градусов, что позволяло установить синтезатор практически на любую поверхность и управлять модулями без особых неудобств. Сам корпус был выполнен в минималистичном стиле и состоял из металла и черных ручек. Цель дизайна данного инструмента- это простота и удобство, но никак не эстетическое удовольствие.

Исходный размер 1661x1243

Yamaha CS-80 (1976)

В 1974 году компания Yamaha представила свой культовый синтезатор CS-80, который, несмотря на свою цену, размер и вес (80кг), стал одним из самый знаменитых во всем мире. Инструмент так же, как и предыдущие синтезаторы других компаний, имел деревянные боковины, однако сам корпус был выполнен из пластика, что не типично для большинства синтезаторов того периода. Инструмент был установлен в металлический кейс, который помогал в транспортировке, а мягкая внутренняя панель защищала его от ударов. По причине наличия большого количества ручек и, непосредственно, размера инструмента, было принято решение о наклоне панели управления. Данное решение было принято для того, чтобы музыканту не приходилось тянуться к ручкам и задевать клавиши. Синтезатор известен своим дизайном-зеленые, красные и желтые фейдеры и кнопки стали особенностью линейки синтезаторов данной компании, а компания Roland, о которой я говорил выше, брала их форму за основу дизайна собственных ручек.

Исходный размер 3508x2480

Инженер Дейв Смит, создатель компании Sequential

Исходный размер 1661x1243

Sequential Prophet-5 (1978)

В 1974 году инженер Дейв Смит основал компанию Sequential, а уже в 1978 году в свет вышел культовый синтезатор Prophet-5 (Пророк-5). Инструмент отличался своей сравнительно небольшой для того времени и рынка ценой, но главное-большим количеством возможностей. В отличие от предшественников, его панель управления была установлена ровно горизонтально, что ограничивало его удобство на концертах, однако его размер компенсировал данное неудобство. Большая часть корпуса была выполнена из дерева, а сами модули из металла. Дизайн был чем-то подобен мугу своей визуальной составляющей, однако форма фейдеров была выполнена в несколько другом, собственном узнаваемом стиле с небольшим количеством белого цвета. Даже спустя десятилетия компания выпускает новые синтезаторы в схожем решении. Также, Prophet-5 стал первым инструментом, который обладал небольшим экраном, который значительно упрощал навигацию среди большого количества патчей, позволяя ориентироваться на числа, а не на слух.

Исходный размер 1889x2588

Korg MS-10/20 (1978)

В 1978 году Korg выпускает MS-10 и MS-20. Два синтезатора являются первыми полумодульными синтезаторами, которые позволяли использовать как фейдеры в качестве настройки звука, так и патч-кабели, которые использовались в ящиках Муга и Бухлы в конце 60-х годов. По причине подключения большого количества проводов пользователю было бы неудобно считывать надписи у разъемов-для того, чтобы решить данную проблему, Корг наклонили панель управления, что позволило не только упростить управление синтезатором, но и уменьшить его габариты. Также с этой целью в обоих моделях была установлена клавиатура уменьшенного размера. Форма корпуса и его черный цвет сделали инструмент выделяющимся на фоне остальных линеек синтезаторов как внутри компании, так и среди остальных.

Исходный размер 1661x1243

Roland JUPITER-8 (1981)

Выпущенный компанией Roland в 1981 году Jupiter-8, является одним из трех синтезаторов, созданных в линейке Jupiter, и, по совместительству, одним из самых узнаваемых инструментов компании. На данном этапе Roland уже определила основной форм-фактор своих устройств на десятилетия вперед. Специфика движения фейдеров, кнопки сиквенсора, расположение названия и небольшой наклон панели управления, а также общее расположение элементов управления будет использоваться в проектировании последующих синтезаторов. Данный шаг позволил покупателю очередного роланда быстро сориентироваться в управлении инструментом. Ключевой особенностью Jupiter-8 является цветовая палитра, состоящая в основном из черного и оранжевого цветов. Название и цвета являются отсылкой к космосу и древнеримскому божеству. Один из немногих синтезаторов в истории, который своим видом напрямую отсылает покупателю к чему-то фантастическому.

На данном этапе уже можно отметить появление негласного стандарта формы синтезаторов. В нижней части синтезатора устанавливается клавиатура, в верхней, чаще всего под наклоном, располагаются фейдеры и кнопки. Каждая секция управления выделяется краской в отдельные зоны-это способствует упрощению навигации по панели устройства

Исходный размер 1521x1446

Korg Mono/Poly (1982)

В 1982 году компания Korg выпускает 4-октавный синтезатор Mono/Poly. Данный синтезатор спроектирован в уже типичном форм-факторе, однако отличается от предшественников нестандартным цветовым решением-панель управления установлена на синей металлической пластине, кнопки выполнены из пластика, а на концах установлено резиновое покрытие. Большая часть данного покрытия окрашена в бледно-серый цвет, однако в секции осцилляторов было принято выделить фейдеры более ярким оттенком. Данное решение, как мне кажется, связано с тем, что новичку будет проще сориентироваться в источнике генерации звука именно подчеркиванием ключевых элементов управления. А единственная на панели желтая кнопка настройки эффектов могла преследовать коммерческий интерес и подтолкнуть к покупке- покупателю было бы интересно узнать, что происходит со звуком при нажатии на нее.

Исходный размер 3508x2480

Инженер Владимир Кузьмин, создатель Поливокса

Исходный размер 1521x1446

Поливокс (1982)

В начале 80-х в СССР, по причине высокой стоимости и проблем с импортом музыкальных инструментов, советский инженер Владимир Кузьмин создал первый в стране синтезатор Поливокс. Дизайном инструмента занималась жена инженера, Олимпиада, которая вдохновлялась внешним видом военных радиостанций того времени. Корпус синтезатора по аналогии с зарубежными инструментами был наклонен примерно на 30 градусов для комфортной эксплуатации, а также, как и фейдеры, был сделан из пластика и выполнен в черном цвете. Инструмент представлял собой достаточно футуристичный продукт, спрос на который появился и на западном рынке даже спустя десятилетия.

Исходный размер 2358x2588

Roland Juno 6, 60, 106 (1982-1984)

В период с 1982 по 1984 год Roland выпустили еще одну небезызвестную линейку синтезаторов Juno, которая стала смысловым и техническим продолжением серии Jupiter. Синтезатор назван в честь жены Юпитера-Юноны и продолжает концепции прошлой серии. Благодаря ряду технических изменений стоимость синтезатора значительно снизилась. Данный шаг позволил охватить большее количество потенциальных покупателей- Juno 6, 60 и 106 производились на протяжении 6 лет. Инженеры в значительной степени повторили форму и дизайн Jupiter-8, однако в этот раз основной цветовой палитрой стали красный и синие цвета. Первые две модели выполнены из металла и дерева, однако последняя- из пластика, что позволило сделать одну из самых низких цен на рынке (1095 долларов).

Цифровизация

Исходный размер 1521x1019

Yamaha DX7 (1983)

Синтезаторы Juno, стали одними из первых носителей процессоров, которые позволяли контролировать напряжение внутри осциллятора. Данный шаг стал первым на пути к полной цифровизации синтезаторов. Еще в 1967 году музыкант и инженер Джон Чоунинг придумал концепцию FM-синтеза, которая нашла применение в синтезаторе Yamaha DX7. FM-синтез предполагал использование процессора и микрокомпьютера. Таким образом, необходимость в синтезе при помощи напряжения полностью отпала. Это и привело к созданию одного из первых цифровых синтезаторов. Однако на данном этапе, несмотря на использование пластика в корпусе инструмента и смену концепции внутреннего строения, он оставался сравнительно недешевым (2000 долларов). Дизайн синтезатора, отсутствие фейдеров, а также большое количество кнопок и установка экрана с информацией о настройке тембра предзнаменовали новую эру в развитии инструмента. Холодные оттенки розового и голубого на корпусе несли в себе новое, «цифровое» настроение. Однако несмотря на нововведения, сама форма осталась аналогичной предыдущим-клавиши и зона управления синтезатора остались на уже стандартном месте.

Исходный размер 1661x1243

Цифровой синтезатор Kurzweil 250 (1984)

Исходный размер 1521x678

Цифровые синтезаторы Roland, Casio, Yamaha, Korg

Примерно в это же время активно начинает использоваться технология сэмплирования музыкальных инструментов, которая нашла свое применение и в синтезе. В 1984 году свет увидел первый в мире синтезатор-сэмплер Kurzweil 250. Синтезатор состоял целиком из пластика, а также отличался наличием динамиков. Инструмент представлял собой полноценный компьютер с собственным программным обеспечением и уже не был способен создавать собственные звуки- в память компьютера они уже были предзаписаны. В дальнейшем данный шаг привел к появлению гигантского количества синтезаторов, которые начали производить по всему миру. Низкая цена компонентов позволила снизить цены на подобного рода инструменты, в результате чего их обладателями мог стать любой. Чаще всего подобного рода синтезаторы не ставили перед собой задачу эстетически привлекать клиента и лишь выполняли заданную им функцию-воспроизводить звуки. Рынок утонул в большом количестве дешевых пластиковых инструментов, которые не несли в себе никакой смысловой и эстетически привлекательной концепции. Однако такие компании, как Roland, Korg и Yamaha продолжили развитие новой технологии, не забывая о эстетической составляющей промышленного дизайна.

Эпоха VST

Исходный размер 2382x914

Виртуальные синтезаторы Serum, Spire, Arturia Jun-6v (эмулятор Juno-106), Arturia Prophet V (эмулятор Prophet 5)

С появлением первых компьютеров появились и первые программы для записи звука (DAW), а затем и VST-плагины, часть из которых являлась синтезаторами. Технология устоялась-на данный момент виртуальные синтезаторы являются самыми доступными на рынке. Часть из них является оригинальными разработками звукоинженеров и программистов, а часть- эмуляторами аналоговых синтезаторов из 80-х. Несмотря на появление большого разнообразия цифровых инструментов, все чаще люди вспоминают о характерном звуке из прошлого века и стараются сэмулировать его. Дизайн VST-плагинов перестал зависеть от технических задач инженеров, в результате чего они получили полную свободу действий. Внешний вид многих виртуальных синтезаторов также стало возможно кастомизировать по причине появления скинов.

Аналоговый синтез сегодня

Исходный размер 2382x914

Buchla Easel Command (2018), MiniMoog (переиздание 2022), Oberheim Ob-X (переиздание 2022), Prophet-5 (переиздание 2020)

Несмотря на появление большого количества доступных цифровых и виртуальных синтезаторов, создание и производство новых не прекратилось. Звучание большинства на данный момент уже винтажных инструментов пытаются либо повторить, либо же создать нечто новое на основе технологий того времени. Такие компании, как Moog, Sequential, Oberheim и Buchla не только продолжают процесс создания новых синтезаторов, но и перевыпускают свои флагманские модели из прошлого века с каноничными техническими характеристиками и дизайном.

Исходный размер 3247x3095

Make Noise Strega (2021), 0-Coast (2016), Shared System: Black and Gold (2017)

Я бы хотел обратить внимание на относительно молодую фирму Make Noise, которая выпускает модульные синтезаторы и обращает значительное внимание на дизайн своей продукции. Их инструменты отличаются изобилием футуристичных графических элементов, а также большого количества разноцветной подсветки, которые отсылают прямиком в эпоху научной фантастики. Корпуса модуляров сделаны из металла и покрашены в черный матовым цвет- таким образом, как мне кажется, они хотели провести параллель с дизайном космических кораблей из фильмов, что лишь добавило антуража их синтезаторам.

Исходный размер 3247x3095

серия Korg Volca (2013-н.в)

Компания Korg в свою очередь представила серию компактных аналоговых синтезаторов Volca-каждый из инструментов выполнен в собственной цветовой палитре, однако обладает схожей формой и расположением элементов управления. Собранная воедино серия представляет собой полноценный синтезатор, а по отдельности- независимый инструмент. Корпуса выполнены из металла и отличаются от старших моделей наличием аудивыходов прямо на лицевой панели. Игра на синтезаторах происходит путем нажатия на сенсорные клавиши внизу корпуса- данную технологию компания позаимствовала у синтезатора Buchla Music Easel.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спустя 20 лет после появление первых синтезаторов их форма, материалы и навигационные графические элементы сложились в общемировой стандарт, которого крупные компании в большинстве случаев придерживаются до сих пор. Однако несмотря на цифровизацию, разработка новых инструментов активно продолжается и в некоторых случаях обретает новые формы. Инженеры и дизайнеры ввиду технологического развития начинают переосмыслять уже устоявшиеся концепции синтезаторостроения- появляются новые формы и дизайнерские решения, которые стремятся подчеркнуть характер и настроение каждого отдельно взятого инструмента. На создание устройств начинает активно влиять и маркетинг- чем более необычна визуальная составляющая устройства, тем привлекательнее оно становится для потенциального покупателя. Параллельно с этим растет и спрос на уже винтажные синтезаторы, не только по причине их характера звука, но и аутентичного дизайна.

Источники изображений
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше