Исходный размер 1140x1600

Мотивы африканского искусства в скульптуре Европы и Америки XX века

231
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям
Финалист конкурса

В эпоху модернизма в поиске нового визуального опыта многие западные и американские деятели искусства обращаются к ранее закрытым культурам. Так, например, во второй половине XIX — начале XX веков европейских художников захватывает ориентализм. Соприкоснувшись через многочисленные выставки с миром, о котором раньше можно было узнать только из библейских текстов, западное общество оказывается в восторге от той экзотики, яркости, раскованности, чувственности, которую оно считывает в артефактах, привезенных путешественниками с Востока.

Однако для данного визуального исследования представляет интерес не Восток, а страны Африки. Как известно, в конце ХIX века начинают проводиться этнографические выставки в Лондоне, Мюнхене, Париже, и, как следствие, внимание европейцев и американцев постепенно смещаться на культуры народов Африканского континента. Уже в начале следующего столетия Анри Матисс, Андре Дерен, Пабло Пикассо и другие фовисты и кубисты создают собственные коллекции «негритянского» искусства. Оно становится ключом к первородным, примитивистским формам, которые стали нащупывать многие деятели модернизма, устав от эпохи реализма. Именно в ХХ веке художники и скульпторы начинают впервые переосмыслять культуру и искусство Африки, а не делать поверхностные зарисовки пейзажей.

Африканские скульптуры выступают в качестве инструмента сообщения между миром живых и потусторонними силами.

Для их авторов первичны интуиция и эмоции, тогда как в Европе на то время над искусством господствовали каноны и четкие правила изображения реальности. Африканское искусство представляет собой истинное искусство, стремящееся не к красоте, а к единству с природой, так как сам автор ощущает себя единым целым с миром, в котором он живет. Об этом говорит Александр Зданевич в лекции «Африка и Мы. Диалоги о прошлом и настоящем».

Помимо художников Африка вдохновила скульпторов. И, если живописные полотна Пикассо и Матисса, созданные под впечатлением от «негритянского» искусства, досконально изучены, то визуальных исследований на тему влияния культур Африканского континента на скульптуру Америки и Европы в ХХ веке почти нет. Какие смыслы нашли Альберто Джакометти, Константин Бранкузи, Александр Архипенко, Амедео Модильяни и другие в африканском искусстве? Как эти смыслы скульпторы передали через объём? Какую роль сыграла Африка в творческом пути разных скульпторов? Ответы на эти вопросы будут найдены в процессе визуального исследования.

Стоит отметить, что, как и любой «тренд», Африка не захватила абсолютно всех деятелей искусства. Например, Роден всегда больше смотрел в сторону Греции, а Жан Арп вдохновлялся природой и человеком непосредственно. Таким образом, выбор скульпторов, попавших в исследование, обоснован наличием письменных доказательств того, что культура африканцев оказала влияние на их творчество.

Африканское искусство

Исходный размер 1488x1861

Королевское сиденье (Лупона): Кариатида женского пола, Демократическая Республика Конго, деревня Були (XIX век)

Посетив выставку африканского искусства, Пикассо выразил впечатления: «Эти маски были больше, чем просто скульптура. Негры — заступники, заклинатели. Против всего, против неизвестных, враждебных духов. Я понял: я тоже против всего. Все неизвестное — враг. Я понял, для чего неграм нужна была скульптура. Все идолы выполняли одну и ту же функцию. Они были оружием. Чтобы помочь людям стать независимыми, чтобы люди не подчинялись духам. Если мы придаем форму духам, мы становимся независимыми. Духи, подсознательное, эмоции — все одно. Я понял, почему я художник. „Авиньонские девицы“ появились, должно быть, в тот самый день. Это был мой первый опыт экзорцизма…» [2].

Исходный размер 2480x1350

Мужская фигура с поднятыми руками, Мали, деревня Тинтам (XIV–XVII века)

Исходный размер 3500x2480

Группа фигур из льва и птиц, побережье Гвинеи, Бенин, Африка (конец XIX века)

Скульптура — одна из главных форм искусства Африки. Она не стремится передать реальные пропорции человека. Автор закладывает определенный смысл, гиперболизируя те или иные черты. Это наследие предков: Палеолитические Венеры несут в себе идею здоровой женщины, плодородия, поэтому первобытные люди подчеркивали объёмы груди.

Исходный размер 1240x1350

Маска Сачихонго, Замбия, Африка (XX век)

Исходный размер 2480x1350

Маска для лица (Pwo), Регион Хассенге, Ангола, Африка (конец XIX века)

Исходный размер 2572x2406

Маска, Конго, Африка (начало ХХ века)

Исходный размер 2009x1350

Маска слона общества Куоси, Район пастбищ, Западная Африка и побережье Гвинеи, Камерун (начало ХХ века); Шлем-маска (temes mbalmbal), Провинция Малампа, Меланезия, Вануату, Океания (середина ХХ века)

Маски являются важным элементом культуры Африки. Чаще всего они нужны для проведения обрядов. Они различаются в зависимости от региона, но во многих прослеживаются общие черты: черты лица с тонким носом и закрытыми глазами, использование таких материалов, как дерево, терракота и краски.

Константин Бранкузи

Африканское искусство произвело на Бранкузи большое впечатление. Около 10 лет, с 1910 по 1920, он создавал работы, вдохновленные африканскими артефактами. Однако, совершенно далёкая от европейской, африканская культура в каком-то смысле пугала скульптора: «Из мемуаров друзей Бранкузи известно, что сам скульптор не приобретал африканских артефактов и даже уничтожил несколько своих работ, например, „Первый шаг“ — как считают искусствоведы, созданный по мотивам статуэтки бамбара из парижского Музея человека. Его друг и коллега, Джейкоб Эпстайн, утверждал, что всё африканское будило в Бранкузи необъяснимый страх» [2].

Исходный размер 2083x1350

Мадемуазель Погани I. К. Бранкузи (1912-1913); Мадемуазель Погани II. К. Бранкузи (1920)

Маска посвящения (эмангунгу), Конго, Африка (конец XIX — середина ХХ вв.); Принцесса Икс. К. Бранкузи (1957)

0

Спящая муза. К. Бранкузи (1910)

Исходный размер 980x742

Черное и белое. Ман Рей (1926)

Исходный размер 2480x2588

Маска, Регион Марахуэ, Кот-д’Ивуар, Африка (пер. половина ХХ века)

Исходный размер 1623x1350

Торс молодого человека. К. Бранкузи (1923); Памятный знак: Мужчина (Ngya), Судан (конец XIX века)

Часто в скульптурах Бранкузи отказывается от изображения рук или других частей тела. То же самое можно наблюдать в скульптурах народов Африки. Такая форма всё ещё понятна как идея человека.

Исходный размер 2000x965

Портрет мадам Л.Р. К. Бранкузи (1918)

Исходный размер 1594x1350

Женская фигура, Того (XIX–XX вв.); Мужская фигура, Конго (XIX–XX вв.); Пара мужчина и женщина, Мали, Африка (1640–1810)

Александр Архипенко

«Он с изумлением созерцал варварские черты идолов африканских племен на барельефах храмов высокого качества, а необычные жесты военнопленных-негров, изображенных на больших храмах в Стамбуле, страстно вдохновляли его» [6].

Исходный размер 1365x698

Пьерро. А. Архипенко (1942); Кувшин (XVI–XVIII вв.)

Исходный размер 1092x698

Голова А. Архипенко (1936); Чёрно-белый танцор. А. Архипенко (1942)

«Атуа девушки с острова Нонка, земины карибов, утонченные и в то же время отталкивающие идолы африканских негров, фетиши деревьев и домов — фактически, все множество богов, которые символически воспроизводили явления природы, привлекали его страстное желание и восприимчивое воображение. Он живет рядом с их каменными алтарями, статуями их богов и изображениями фетишей, предназначенных им в качестве подношений: боги войны и плодородия с гигантскими половыми органами, нежное женское лицо, принесенное богу любви несчастным влюбленным, античная танцовщица с глубоко посаженными глазами в похотливой позе с заостренными отвисшими грудями и бесчисленными другими божествами. Когда мы видим эти древние изображения, которые моложе нас самих, Архипенко озаряется» [6].

Маска, Западная Африка (нач. ХХ века); Чёрная обнажённая. А. Архипенко

Амедео Модильяни

Любовь к Африке у Модильяни появилась благодаря Бранкузи, у которого он обучался. Его скульптуры четко передают силуэты африканских масок и скульптур.

Исходный размер 1092x698

Голова. А. Модильяни (1910 — 1912); Голова женщины. А. Модильяни (1910 — 1912)

Исходный размер 553x369

Голова. А. Модильяни (1911)

Маска Бита: Баран (Бата), Габон или Республика Конго, Ивиндо или регион реки Санга (XIX–XX вв.); Голова. А. Модильяни (1911)

Альберто Джакометти

0

Группа из трех мужчин, А. Джакометти (1948 — 1949); Фигура: сидящая пара, Мали (XVIII — нач. XIX вв.)

«Уже в ранних скульптурах Джакометти отразился его интерес к искусству доколумбовой Америки, а также Африки и Кикладских островов. Жак Дюпен, чье исследование было завершено еще при жизни скульптора, сообщает, что ранними „экзотическими“ источниками, которые использовал Джакометти, были Африка, Океания и Мексика» [5].

Скульптуры А. Джакометти. Вт. пол. ХХ в.

Исходный размер 1270x630

Собака. А. Джакометти (1951)

Джакометти погружался в изучение разных древних культур, среди которых была и африканская, которая вдохновила его на вытянутый образ силуэта человека. Однако скульптуры Джакометти несут скорее личный посыл, экзистенциальные переживания автора, «обернутые"»в форму африканской скульптуры. Можно предположить, что это связано с теми традициями и жизненным укладом народов, которые сближают их с первобытными обществами, а значит и с тайной устройства мира.

Заключение

В ХХ веке европейское искусство прошло через множество модификаций. Отбросившие каноны, художники отправились на поиски нового визуального языка, и многие смогли создать что-то уникальное.

Африка стала источником вдохновения для некоторых творцов на долгие годы, сделав их узнаваемыми во всём мире. Например, такая судьба была у Бранкузи и его ученика Модильяни. Примером эпизодического обращения к африканским артефактам можно считать Архипенко, которого, в целом, интересовала любая древность. Из Африки для своего творчества он почерпнул скорее цвета и фактуры, чем смыслы. Противоположная ситуация у Джакометти, который прежде всего работал с идеей.

Библиография
1.

Сидельникова А. Ориентализм. Паломничество в страну Востока / Сидельникова А. [Электронный ресурс] // Артхив: [сайт]. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3354~Orientalism (дата обращения: .05.2024).

2.

Сычева Ю. Открытие «негритянского искусства» и его отражение в творчестве Дерена, Матисса и Пикассо / Сычева Ю. [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/@olymp_art-otkrytie-negrityanskogo-iskusstva-i-ego-otrazhenie-v-tvorche (дата обращения: 16.05.).

3.

От масок до афрофутуризма / [Электронный ресурс] // IQ HSE RU: [сайт]. — URL: https://iq.hse.ru/news/8886860.html (дата обращения: 16.05.2024).

4.

Jánsky Michaelsen K. BRANCUSI AND AFRICAN ART / Jánsky Michaelsen K. [Электронный ресурс] // ARTFORUM: [сайт]. — URL: https://www.artforum.com/features/brancusi-and-african-art-213215/ (дата обращения: 16.05.202.

5.

Сидельникова А. Альберто Джакометти / Сидельникова А. [Электронный ресурс] // Артхив: [сайт]. — URL: https://artchive.ru/albertogiacometti (дата обращения: 16.02024).

6.

Archipenko A. Archipenko. International visionary [Текст] / Archipenko A. —. — Washington: Published for the National Collection of Fine Arts by Smithsonian Institution Press, 19 — 120 c.

Источники изображений
1.2.3.

https://images.metmuseum.org/CRDImages/ao/original/DP302219.jpg (дата обращения: 15. 05. 2024)

4.

https://images.metmuseum.org/CRDImages/ao/original/DP302220.jpg (дата обращения: 15. 05. 2024)

5.

https://images.metmuseum.org/CRDImages/ao/original/DP302222.jpg (дата обращения: 15. 05. 2024)

6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

https://ru.pinterest.com/pin/714524297100348836/ (дата обращения: 15. 05. 2024)

21.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/50007162 (дата обращения: 15. 05. 2024)

22.23.24.25.26.27.28.

https://img.getdailyart.com/90194/head_of_a_woman_1963.10.241.jpg (дата обращения: 15. 05. 2024)

29.30.31.32.33.34.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше