Original size 1000x1395

Интерпритация народных костюмов в балетах «Русских сезонов»

54
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Балет в российской культуре занимает особенное место, а «Русские сезоны» (фр. Saisons Russes) Сергея Дягилева представляют собой важную главу в истории этого искусства. Балеты этого периода пронизаны не только высоким мастерством исполнения, но и глубокими символическими значениями, отражающими русскую культуру, как внутри страны, так и за ее пределами. Эти постановки стали своеобразным знаком культурного величия, представляя Россию в мировом пространстве.

big
Original size 5162x2873

Труппа «Русских сезонов». В центре — Сергей Дягилев

Новаторство и смелость костюмов, использованных в балетах «Русских сезонов», поражали людей по всему миру. Яркие визуальные образы из этих постановок послужили основой к формированию целого стиля, который демонстрировал, как это — одеваться «на русский манер» (от фр. à la russe). Формирование этого стиля в моде начала двадцатого века было результатом синтеза различных культурных элементов, которые были продемонстрированы на сцене балетов Дягилева. Он объединял элементы русской традиции с восточной экзотикой, испанским фольклором и даже мифическими образами. Именно этот многогранный подход делал балеты особенно привлекательными для зрителей и позволял вводить в моду традиционные элементы разных народов.

«Наши танцы, и декорации, и костюмы — все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное — ритм жизни».

Леон Бакст

Цель исследования заключается в понимании, как костюмы «Русских сезонов» воплощают визуальные и символические аспекты различных культур и как это влияет на общее восприятие произведений. В процессе изучения данного вопроса важно выявить, какие элементы национального фольклора и традиций отражаются в костюмах персонажей и как эти детали обыгрываются в художественном замысле постановок. Анализ этой творческой составляющей балетов Дягилева поможет глубже понять культурное разнообразие и наследие различных народов, а также раскрыть их вклад в формирование уникальной эстетики и идентичности «Русских сезонов».

Отбор балетов для исследования осуществлялся с учетом географического разнообразия и культурной значимости. Разделы сосредотачиваются на конкретной местности, каждая из которых имеет свои характерные черты. Данный принцип рубрикации позволяет проследить, каким образом интерпретируются и адаптируются традиционные элементы костюмов в балетах «Русских сезонов», а также выявить общие тенденции для всех произведений.

Original size 5162x2844

Репетиция труппы «Русских сезонов».

Гипотеза исследования предполагает, что узнаваемость культурных образов в балетах достигается благодаря интерпретации традиций, которая не только передает национальный колорит, но и придает балетам особую эмоциональную и символическую глубину. Предполагается, что процесс создания костюмов для балетов «Русских сезонов» включал в себя не только мастерство художников, но и обширное исследование традиций различных культурных сообществ, влияние которых отразилось в деталях элементов одежды, ставших неотъемлемой частью общей эстетики постановок Дягилева. В своем исследовании я подтверждаю эту мысль.

Рубрикатор

I. Балеты с русскими костюмами — «Весна священная» — «Петрушка» — «Золотой петушок» — «Свадебка»

II. Балеты с восточным колоритом — «Половецкие пляски» — «Шахерезада» — «Синий Бог» — «Клеопатра»

III. Балеты из «испанского периода» — «Триана» — «Треуголка» — «Парад»

IV. Балеты с мифическим сюжетом — «Послеполуденный отдых фавна» — «Нарцисс» — «Дафнис и Хлоя»

Original size 5162x1834

Фрагмент программы седьмого сезона русских балетов в театре Шатле, май-июнь 1912 года.

I. Балеты с русскими костюмами

В балетах «Русских сезонов» художники великолепно воплощали на сцене традиционные элементы русского костюма. Изображения быта и традиций русских людей, таких как призыв весны, ярмарка или сюжеты из русских сказок, становились основой для сценических образов.

Original size 5162x2873

«Весна священная». Фото оригинальной постановки.

Среди самых узнаваемых элементов — рубаха, длинной до колен, застегивающаяся на пуговицы на груди, а также косоворотка, представляющая собой рубашку с отложным воротником, которая обычно подвязывается на пояс или шнурок.

Original size 5162x2206

Оригинальные костюмы Николая Рериха для балета «Весна священная».

Original size 5162x2100

Костюм Мудреца по эскизу Николая Рериха из балета «Весна священная» — детали.

Богатство более нарядных традиционных элементов одежды поражает: расшитые пояса, вышитые сарафаны и кокошники. Они выделяются орнаментом и разнообразными украшениями. Все это в совокупности создает аутентичный образ русского костюма, который становится ключевым визуальным элементом для целой серии балетов, таких как «Весна священная», «Садко», «Петрушка», «Золотой петушок», «Свадебка» и других.

Original size 5162x2206

Эскизы костюмов к балету «Золотой петушок», Наталья Гончарова.

Original size 5162x2206

Эскизы Александра Бенуа для постановки «Петрушка». Слева — костюм кучера, по центру — эскиз главной роли, справа — костюм няни и кучера.

В костюмах балетов используются множество словянских орнаментов и традиционные для русского костюма цвета, такие как красный, золото-желтый, зеленый и лазурный синий. Эти детали доводятся художниками до максимального выражения для создания ярких образов, которые эффектно бы смотрелись сцены. Некоторые эскизы даже напоминают дымковские игрушки своим разнообразием и насыщенностью цветов.

Original size 5162x2206

Эскизы костюма к балету «Свадебка» Натальи Гончаровой.

Рассматривая примеры народного русского одеяния, можно заметить очевидное сходство с костюмами в балетах русских сезонов. Узнаваемые элементы и схожая цветовая гамма использовались для создания впечатляющих образов, которые эффектно отображали русскую культуру на сцене.

Original size 5162x2181

Фотографии женских костюмов из журнала «Русский народный костюм».

Original size 5162x2866

Фотографии мужских костюмов из журнала «Русский народный костюм».

II. Балеты с восточным колоритом

«Половецкие пляски»

В части балета «Князь Игорь» половецкие воины предстают в костюмах, вдохновленных народными элементами одежды.

Original size 5162x2873

Фотографии костюмов из балета «Князь Игорь» русского композитора Александра Бородина.

Original size 5162x1374

Эскизы костюмов для половецких танцев. Цветные иллюстрации Адриана Аллинсона, 1909.

Для создания образов этих персонажей были выбраны комплекты одежды, впечатляющие мастерством вышивки и эффектностью традиционного принта. Костюмы состоят из свободных рубашек-халатов и брюк, соответствующих степному стилю половцев, что позволяет героям свободно выполнять танцевальные движения и прыжки.

Original size 5162x2873

Костюмы половцев к балету «Князь Игорь», 1909 год

Original size 5162x1813

Костюмы для балета «Князь Игорь» по эскизам Николая Рериха. Слева — костюмы для половецких плясок, справа — костюм половецкой девушки.

Для создания костюмов к балету «Князь Игорь» в 1909 году Николай Рерих использовал яркие ткани, привезенные из Узбекистана. Он воплотил эти ткани в костюмы, добавив в них элементы, характерные для русского стиля. Головные уборы половцев также были интерпретированы для балета, удивляя множеством мелких деталей в декоре.

Original size 5162x1374

Икат или халат/пальто в самаркандском стиле. Узбекистан, Центральная Азия.

Original size 5162x1691

Детали расцветок халатов в самаркандском стиле. Узбекистан, Центральная Азия.

Для сравнения можно рассмотреть несколько аналогичных традиционных халатов, где прослеживаются общие черты в стилистике принта и тенденция на яркость. Эти элементы визуально соответствуют образам половецких воинов, создавая эффектную и запоминающуюся картину на сцене.

Original size 5162x1374

Слева и справа — головные уборы половцев из балета «Князь Игорь», по ценрту — антикварная шляпа туркменского племени Текке с шелковой вышивкой.

«Синий Бог»

В балете «Синий бог» интепретированы народные элементы культуры Индии. В этой постановке преобладают легкие и мешковатые образы. Здесь можно увидеть пышные юбки и шаровары, создающие воздушные и грациозные силуэты. Эти наряды богаты декором, включая драгоценные камни и ленты жемчуга, добавляющие роскоши и блеска образам.

Original size 5163x2887

Фотографии Вицлава Нижинского в образе Голубого Бога, 1911 г.

Original size 5162x2873

Костюмы с индийскими мотивами из балета «Синий Бог». Слева — Флор Реваллес, справа— Тамара Красавина.

Особое внимание уделяется головным уборам, которые представлены разнообразными платками и тюрбанами. В их оформлении используются перья, что создает визальную ассоциацию с образом короны, оформленном в индийском стиле. Эти головные уборы дополняют образы и придают им дополнительное величие и экзотичность.

Original size 5162x2206

Иллюстрации к балету «Синий Бог» из программы седьмого сезона «Русских сезонов» в театре Шатле.

Original size 5162x2206

Эскизы костюмов к балету «Синий бог» Леона Бакста.

Интерпретация костюмов и аксессуаров в балете «Синий бог» отражает тренд на ориентализм, который был характерен для эпохи, когда балет был создан. Эти сценические образы в последующем внесут свой вклад в модные тенденции первой половины 20 века, в которых восточные мотивы и элементы одежды станут широко популярными.

Original size 5162x2873

Костюмы из балета «Голубой Бог» по эскизу Леона Бакста. Слева — костюм Маленького Бога, справа — костюм для главной роли из спектакля.

«Шахерезада»

В балете «Шахерезада» интерпретация народной арабской культуры является ключевой составляющей. Сама постановка рассказывает историю о запретной любви между женой Шаха и ее рабом, что придает ей крайне провокационный характер. Эта смелая и запретная тема также отражена в костюмах персонажей.

Original size 5162x2873

Костюмы из балета «Шахерезада». Слева — Михаил Фокин и Вера Фокина, 1910 г. Справа — Тамара Карсавина, партия Зобеиды 1911–1912 гг.

Original size 5162x2873

Ида Рубинштейн в роли Шахерезады, 1910 г.

Из традиционных элементов восточной культуры было выбрано все самое открытое, что помогало создавать образы манящих и свободных женщин на сцене. В костюмах присутствует множество прозрачных тканей, которые подчеркивают эротический характер произведения. Акцент в костюмах смещен с талии на бедра. Тела женщин в этой постановке также украшаются жемчугом, что придает каждому образу вид настоящей восточной шкатулки.

Original size 5162x2206

Эскизы костюмов к балету «Шахерезада», Леон Бакст.

Original size 5162x2873

Эскиз костюма Альме для балета «Шахерезада», Леон Бакст.

После просмотра балета многие женщины хотели одеваться так же и заказывали своим портным схожие элементы одежды. Однако за такие попытки воссоздать образы из балета они были впоследствии преследуемы обществом, так как в ту эпоху подобный вид был простро неприемлемым. Все запретное и эротическое привлекает зрителя. Заигрывание с этими мотивами позволяет придать образам остроту и запоминающуюся интригу.

Original size 5162x2206

Костюмы для балета «Шахерезада» (Лондонский фестиваль ок. 1970). Слева — костюм Одалиски, по центру — костюм Олми, справа — костюм Шаха Земана.

«Клеопатра»

В балете «Клеопатра» образ и культура Египта переданы с особым великолепием и изяществом. В качестве украшений используются множество металлических золотых элементов, отражающих богатство и роскошь Египта. Платки с геометрическими узорами изящно драпируются на теле персонажей, создавая эффект грациозности и изысканности.

Original size 5162x2873

Костюмы для балета «Клеопатра». Фотографии Михаила Фокина и Веры Фокиной.

Здесь также присутствует тенденция к открытости и смелости в образах, что характерно для этой культуры. Одежды вышиты золотыми нитями, что прекрасно подчеркивает контуры тела и его изгибы. На образе Клеопатры акцент сделан на животе и груди, что добавляет образу сексуальной привлекательности и женственности.

Original size 5162x2873

Слева — костюм Клеопатры по эскизу Сони Делоне, 1918. Справа — рисунок Леона Бакста, изображающей Любовь Черничеву в главной партии балета.

Original size 5162x2206

Слева — эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином, по центру— эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн, справа — сирийская танцовщица.

Узнаваемые головные уборы персонажей, подражающие египетским богам, дополняют общий ансамбль и создают атмосферу древнего Египта. Визуально можно заметить сходство образов из постановки с египетскими рисунками, изображающими быт египтян и их общение с богами.

Original size 5162x1475

Женская одежда Древнего Египта, рубашки калазирис и головные уборы.

III. Балеты из «испанского периода»

В балетах «Русские сезоны», созданных в период сотрудничества с Пикассо и Гончаровой, образ Испании занимает особенное место. Художники вдохновляются испанской тематикой, что позволяет им создавать эскизы для крайне эффектных сценических образов для балетов «Треуголька», «Триада», «Парад» и других.

Original size 5162x2873

Иллюстрация для занавеса балета «Треуголка». Пабло Пикассо

Для создания женских костюмов художники черпают вдохновение из образов испанских танцовщиц фламенко. Женщины в ярких пышных юбках с колоритными шалями и веерами создают завораживающие образы. Контраст ярких цветов с черным кружевом придает необходимую драматичность, а аксессуары подчеркивают выразительный взгляд артисток балета.

Мужские образы вдохновлены одеждой тореадоров. Фраки и рубашки с платками, завязывающимися под воротник, а также шляпы с плоскими краями создают сильный мужественный образ.

Original size 5162x2206

Эскизы костюмов к балету «Триана», Наталья Гончарова.

Original size 5162x2192

Эскизы костюмов к балету «Триана», Наталья Гончарова.

Сотрудничество Дягилева с Пикассо порождает авангардный балет «Парад». Здесь сложно выявить черты испанского костюма. По характеру элементов и форме одежды они больше напоминают цирковые или японские одеяния. Однако цветовая гамма главного образа по-прежнему показывает преданность Пикассо испанской тематике — красный, желтый и черный, национальные испанские цвета.

На стыке различных культур и художественных референсов рождается крайне необычная интерпретация, которую также важно проанализировать для понимания того, что считывание национального колорита не всегда может быть буквальным.

Original size 5162x2873

Костюм для балета «Парад» по эскизу Пабло Пикассо. Экспозиция «Русский балет» в Библиотеке-музее Парижской оперы.

Original size 5162x2873

Эскизы к балету «Парад» из театральной программы «Русский балет», Пабло Пикассо.

Original size 5162x2873

Занавес к балету «Парад», Пабло Пикассо.

IV. Балеты с мифическим сюжетом

В балетах «Русских сезонов» мифические сюжеты обретают новое художественное воплощение, в котором явственно прослеживается греческая тематика. Образы мифических существ, таких как фавны, боги и нимфы, воплощаются в соответствии с древнегреческой традицией.

Original size 5162x2078

«Послеполуденный отдых фавна». Фото оригинальной постановки.

Нимфы предстают перед зрителями в воздушных хитонах, узоры которых визуально напоминают греческий орнамент. В костюмах используются природные цвета — преобладает голубой и зеленый, а также яркий желтый, отражая природную гармонию и приближенность к ней. Одежда нимф и богинь оставляет их свободными в движениях, подчеркивая женственные формы. Шнурки и драпировки создают эффект легкости и грации, ведь в балете нимфы образ нимфы представлен крайне физически манящим и эталонно прекрасным.

Original size 5125x2178

Слева и справа — эскизы костюмов к балету «Нарцисс», по центру — Вацлав Нижинский в роли фавна в балете «Послеполуденный отдых фавна».

Original size 5162x2873

Эскизы костюмов нимф к балету «Послеполуденный отдых фавна». Леон Бакст.

Фавн, напротив, предстает в облегающем костюме, подчеркивающем его физическую форму. Он почти голый, что отражает древнегреческое почитание здорового и крепкого тела. В Древней Греции культура обнаженного тела являлась проявлением физической гармонии и совершенства, символизируя красоту и здоровье. Даже боги в греческой културе — это прежде всего вечные совершенные тела.

Original size 5161x2873

Вацлав Нижинский в роли Фавна в балете «Послеполуденный отдых фавна», костюмы по эскизам Леона Бакста.

Греческая тематика в балетах Дягилева не только передает красоту и элегантность мифических образов, но и открывает взгляд на древние представления о  гармонии тела и природы.

Original size 5182x2206

Костюмы по эксизам Леона Бакста. Слева и по центру — костюмы для балета «Дафнис и Хлоя», справа — костюм для балета «Нарцисс».

Заключение

Костюмы в балетах «Русских сезонов» сливают в себе различные культурные влияния и фольклорные мотивы, создавая уникальный синтез народных представлений. Каждая деталь несет в себе символическое и культурное значение, обогащая визуальный опыт зрителя и придавая глубину образам. Художники используют разнообразные средства, такие как традиционные цвета, обилие декора и интерпретация культурных особенностей, чтобы обеспечить узнаваемость и запоминающиеся образы. Балеты Дягилева становятся не просто театральными постановками, а настоящими культурными артефактами, сохраняющими богатство мировых культурных традиций.

Эволюция балета и его способность адаптироваться к современности подчеркивают его роль как мощного инструмента для исследования и понимания культурного наследия. Использование смелых художественных решений, включая обыгрывание запретных тем и демонстрацию красоты тела, углубляет эмоциональную насыщенность сценических образов и расширяет их культурное значение. Все это подчеркивает важность балета как формы искусства, способной трансформировать культурные темы в живые и выразительные сценические произведени

Bibliography
Show
1.

Ирина Сироткина. История одного разоблачения: ориентальные костюмы Льва Бакста и эпистемология наготы — Теория моды, 2022.

2.

Александр Васильев. Костюмы «Русских сезонов» Сергея Дягилева — Litres, 2022.

3.

Jane Pritchard. Diaghilev and the Ballets Russes 1909-1929: When Art Danced With Music — Victoria & Albert Pubns, 2013.

4.

Performance as Escape: Léon Bakst and the Ballets Russes //The Metropolitan Museum of Art URL: https://www.metmuseum.org/ru/articles/leon-bakst-designs-ballets-russes (дата обращения: 01.04.2024).

5.

Diaghilev and the Ballets Russes in America // New-York Historical Society URL: https://www.nyhistory.org/blogs/diaghilev-and-the-ballets-russes-in-america (дата обращения: 01.04.2024).

Image sources
Show
1.

Diaghilev and the Ballets Russes // The V& A URL: https://www.vam.ac.uk/collections/diaghilev-and-the-ballet-russes (дата обращения: 01.04.2024).

2.

Виртуальная галлерея // Моя Третьяковка URL: https://my.tretyakov.ru/app/gallery (дата обращения: 01.04.2024).

3.

Ballets Russes // Wikimedia Commons URL: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?search=Balletes+Russes (дата обращения: 20.04.2024).

4.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/s/russkie-sezony/ (дата обращения: 20.04.2024).

5.

Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны // Arzamas URL: https://arzamas.academy/materials/1313 (дата обращения: 20.04.2024).

6.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) — Работы // Arthive URL: https://arthive.com/ru/leonbakst (дата обращения: 02.05.2024).

7.

Natalia Goncharova: collection // Museo Nacional Centro de Arte Reina URL: https://www.museoreinasofia.es/coleccion/autor/goncharova-natalia (дата обращения: 02.05.2024).

8.

Русский народный костюм // Я — русский URL: http://iamruss.ru/folk-russian-costume/ (дата обращения: 15.05.2024).

9.

Central Asia Сollection // Primitive explorer URL: http://primitiveexplorer.com/collections/textiles/garments/central-asia/products (дата обращения: 15.05.2024).

10.

Ancient Egyptian Clothing: Real and Ideal // The Torah URL: https://www.thetorah.com/article/ancient-egyptian-clothing-real-and-ideal (дата обращения: 21.05.2024).

Интерпритация народных костюмов в балетах «Русских сезонов»
54
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more