Original size 2062x3260

Антропоморфное и гибридное: образ существ и гиперреализм в скульптуре

PROTECT STATUS: not protected
37
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1920x1080

(0) Патриция Пиччинини / Teenage Metamorphosis / 2017

00 — КОНЦЕПЦИЯ

Концепция

Основной предмет визуального исследования — феномен антропоморфности и искаженной телесности в современном искусстве, преимущественно в скульптуре. Изображение и интерпретации человеческой телесности исторически присутствовали во всех медиумах искусства. Тенденция трансформации образа человеческого тела от материального к символическому и цифровому связано с глобальными социальными изменениями и новыми технологиями. Однако в контексте текущего визуального исследования фокус внимания направлен на анализ «неживого несуществующего», художественных образов и объектов, которые исследуют и экспериментируют с существенностью и плотью. Приближенное к реальности и гиперреалистичное исполнение антропоморфных форм и существ, вызывает смешанные и искаженные ощущения.

Цель визуального исследования — рассмотреть и проанализировать объекты современного искусства, которые основаны на антропоморфности и используют эту образность для экологических, социальных и философских высказываний и транслируют новые идеи и предубеждения о современной реальности.

В структуре исследования хотелось бы выделить следующую систему:

00 — Концепция

01 — Вступление. Понятие антропоморфности, образ человеческого тела

02 — Гиперреализм в скульптуре второй половины XX века

03 — Феномен Uncanny valley

04 — Human-animals, химеры и существа

05 — Социальная, философская и экологическая проблематика в антропоморфной скульптуре

06 — Заключение

В исследовании фокус направлен на объекты, которые отражают идеи о несуществующей в природе форме материального тела, но подразумевают под собой некие предсказании о природном развитии и рефлексии на текущую нестабильность и угрозы будущего для человечества и его физического воплощения.

Гипотеза исследования — восприятие человеком образа неживого реалистичного и искаженного тела, гибридного и животного — есть провокация и способ заглянуть внутрь собственного физического и чувственного со стороны. Таким образом, тема антропоморфности и местами пугающей реалистичности становится своеобразным зеркалом для личной и общественной рефлексии на фундаментальные вопросы физического воплощения, смерти, биоинженерии, страха перед вмешательством в законы природы, а также открытым диалогом на тему моральных устоев в социуме.

Выбор материалов исследования основывается на принципе отбора отдельных художников работающих с гиперреалистичной скульптурой, начиная с середины XX века и до современности. Текстовыми источниками выступают статьи о художниках, описания выставок, рецензии.

01 — Вступление. Понятие антропоморфности, образ человеческого тела

Original size 4000x2250

(1) Антонио Канова / Тесей и Минотавр / 1781-1782; (2) Антонио Канова / Амур и Психея / 1787

Тема антропоморфности, наделение эмоциями и одушевление предметов неживой природы как в изобразительном искусстве, так и в скульптуре была широко распространена с древних времен.

Это напрямую было связано с мифологией, религиозной атрибутикой, как символическое продолжение божеств и духов. Древнегреческая мифология — Минотавр. Древнеримская — Амур и Психея. Это одни из множества примеров, которые возможно привести.

В контексте данного визуального исследования не преследуется цель сравнивать традиционную классическую скульптуру с современной антропоморфной и гиперреалистичной, однако взаимосвязь и контекст необходим.

02 — Гиперреализм в скульптуре второй половины XX века

Original size 1024x768

(3) Джон де Андреа / Dying Gaul II / 2005

Original size 4000x2251

(4) Джон де Андреа / Sitting Woman / 1972; (5) Джон де Андреа / Girl with crossed arms / 1984

Джон де Андреа как один из основоположников гиперрелистичной скульптуры, преимущественно создавал обнаженные скульптуры, в процессе работал с живыми людьми и фотографиями.

Помимо визуальной впечатлительности и приближенности к физической реальности, скульптуры Андреа искаженно передают образность и позы античной скульптуры. Современная ирония и откровенность, сочетается с традиционными позами древних скульптур и представляется зрителю оформленная в восковых телах обычных людей.

Стоит учесть влияние периода в которые художник создавал свои ранние работы и отметить влияние идей поп-арта в творчестве Андреа.

Original size 1200x700

(6) Дуэйн Хансон / Cowboy, 1995 / Queenie II, 1988 / Baby in Stroller 1995

Дуэйн Хансон изображал в своих скульптурах обычных людей в повседневных ситуациях. Основная проблематика, отражаемая в его работах — образ культуры, социальных элементов и паттернов американской общественности.

Находящиеся в статике, наполненные бытовой атрибутикой и предметностью, они как бы одновременно отстранены от реальности, но при этом зеркально воспроизводят мелочи и акцентируют внимание на простою жизнь со стороны, подразумевая за восковыми фигурами проблемы отдельных групп людей.

В работах Дуэйна реалистичность тела важна как способ отображения определенной идентичности и харакетрных черт.

(7) Джордж Сигал / The Dancers / 1971

Original size 4000x2251

(8) Джордж Сигал / The Dinner Table / 1962

В работах Джорджа Сигала исследуемый гиперреализм достигается за счет слепков живых моделей, исполненных в гипсе.

Технические методы и подходы к созданию реалистичных скульптур у упомянутых ранее авторов различаются, и своими отличными медиумами каждый достигает различного эффекта.

Джордж Сигал как бы создает эфемерный след человеческой жизни эмоционально, тонкий и хрупкий, при это застывший в пространстве в не менее хрупком материале.

В ранних работах скульптуры не имели внутреннего каркаса, позже в 70-х годах, например, в произведении The Dancers, они уплотнялись внутри.

Особенность такой гипсовой техники в том, что с одной стороны связь между ощущением человеческого тела опосредованно и исполнено в слепке, при этом скульптура становится сосудом и образом ощущения человека в более духовном смысле.

03 — Феномен Uncanny valley

(9) Дэвид Альтмейд / The Vibrating man / 2019

Original size 3835x2246

В рамках исследования необходимо упомянуть о феномене-ощущении, который объясняет эмоциональное восприятие и реакцию большинства зрителей на гиперрелистичные и фоторелистичные произведения искусства.

Эффект «зловещей долины» (c англ. Uncanny valley) — это ощущение внутреннего дискомфорта, при наблюдении за человекоподобными объектами и формами, при этом частично отличающимися от привычной физиогномики или имеющими отклонения.

Original size 1200x900

(10) Дэвид Альтмейд / The Vibrating man / 2019

На примере скульптуры современного художника Дэвид Альтмейда «The Vibrating man» (9,10) можно разобрать этот эффект.

Восприятие изувеченного лица, будто модифицированного и размноженного не воспринимается нами как близкое, скорее отторгается при этом отдельные элементы и детали не дают полностью избавиться от ощущения дискомфорта схожести.

04 — Human-animals, химеры и существа

(11) Патриция Пиччинини / The Bond / 2016

Original size 1200x800

(12) Патриция Пиччинини / The Young Family / (2002)

Работы современной художницы Патриции Пиччинини характеризуются симбиозом человеческих черт и форм в биомиметических созданиях существующих за пределами нашей физической реальности.

Художница создает гибридов и химер, местами через пугающую натуралистичность которых, транслирует идеи опасности ошибок биоинженерии и современных угроз человеческого существования.

При этом с другой стороны как бы задавая вопрос о допустимости и границах принятия этих существ, так как чаще всего они отражают характер невинности и чистоты, предстают перед зрителем в уязвимости или позитивно располагающей роли (матери, новорожденного, беззащитного) (12).

Original size 2250x1266

(13) Патриция Пиччинини / The Dreamer / (2020)

Работы Патриции про красоту и сострадания в разных ее проявлениях. Она наделяет существ определенным характером, энергетикой, на которую должен реагировать зритель.

Можно заметить, что ее существа как будто взывают к отклику. Между детализированной силиконовой странной скульптурой и живым зрителем возникает эмоция, возможно отторжения и ненависти, а возможно и большей терпимости.

(14) Бет Кавенер Стихтер / En Bocca al Lupo / 2012

Original size 1000x699

(15) Бет Кавенер Стихтер / En Bocca al Lupo / 2012

Бет Кавенер Стихтер в серии своих работ создает керамические скульптуры животных, которые являются отражением человеческих эмоции и страхов через мимику и положения частей туловищ.

По своей сути это не антропоморфные скульптуры, которые рассматривались ранее в исследовании, так как формально это животные.

Идея данных работ отлична тем, что скульптуры животных не наделяются человеческими чертами и эмоциями чтобы быть похожими на людей, а являются опосредованным способом четко отразить их вне привычного биологического тела.

Original size 4000x2251

(16) Бет Кавенер Стихтер / A Rush of Blood to the Head / 2009

Особенность тонкого и детального исполнения работ стирает грань между «человеческим в животном», одновременно подчеркивая отдельную эмоцию.

05 — Социальная, философская и экологическая проблематика в антропоморфной скульптуре

Original size 1024x683

(17) Дуэйн Хансон / Derelict Woman / 1973

Original size 900x598

(18) Дуэйн Хансон / Homeless / 1991

Большинство гиперреалистичных скульптур затрагивают социальные и личностные проблемы.

Например, у ранее упоминаемого Дуэйн Хансона есть скульптуры, которые остро отражают проблематику американского сообщества во второй половине XX веке. Бедность, послевоенная травма, экономический кризис, бум наркозависимости.

Помещенные в музейном пространстве, такие скульптуры-инсталляции вырезаются из реальной повседневной жизни, что с одной стороны иронично, а с другой демонстративно удручающе.

Original size 3835x2245

(19) Сэм Джинкс / Body in Time (Woman and Child) / 2010

Original size 4001x1846

(20) Рон Мьюек / A girl / 2006; (21) Рон Мьюек / Old woman in bed / 2000-2002

Тематика рождение-жизнь-смерть еще одна распространенная тема.

Замершее во времени огромный младенец Рона Мьюека (20) или застывшая старость, которая не закончится смертью.

Гиперреалистичная скульптура активно говорит о ценности времени.

(22) Патриция Пиччинини / No Fear of Depths / 2019

Original size 1600x1143

(23) Патриция Пиччинини / The Comforter / 2010; (24) Патриция Пиччинини / Litter (помет) / 2010

Как уже отмечалось ранее, проблематика природных катаклизм и экологии интерпретируется в творчестве Патриции Пиччинини.

Диалог между природой и человеком, демонстрация того, что человеку неподвластно управлять стихиями и законами, но если он заходит на эту территорию, то должен быть готов к принятию различных последствий.

Original size 3835x2245

(25) Ting-Tong Chang / Robinson / 2014

Loading...

Робисон (25) — это роботизированная скульптура. Голова существа (человека) может выражать широкий спектр эмоции и мимических выражений, произносить набор фраз, но по сути это просто набор микросхем. Проблематика идентичности, стирание границ между живым и машинным и быстрое внедрение искусственного интеллекта в нашу жизнь

07 — Заключение

В заключении можно однозначно сказать, что гиперрелистичная скульптура как направление в современном искусстве поднимает на обсуждение проблемы разных сфер жизни.

С учетом развития технологий, глобальных изменений в мире за последние несколько десятилетий изменяется и повестка, в которой существует искусство.

Гиперреализм второй половины XX века имел четкий отпечаток влияния поп-арта, отражал социальные проблемы и тенденции того времени.

Более современная повестка концентрируется на проблемах взаимодействия между человеком и природой, кризисах экологии.

В широком плане, форма антропоморфных существ и приближенных к реальности фигур — это способ визуализации и опосредованной возможности самокритики и внутреннего анализа зрителя, где некоторые скульптуры выступают как вычлененные из контекста реальности и времени, некоторые проецируют и одушевляют, а некоторые создают мысленный диалог и рассуждения вне собственного живого тела зрителя.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.
Антропоморфное и гибридное: образ существ и гиперреализм в скульптуре
37
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more