
Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа» размышлял о том, что средства коммуникации важны так же как и сообщения которые они транслируют. Опираясь на высказывание Маклюэна невозможно не обратиться к современной поэзии. Современные технологии преображают медиапространство вокруг нас, открывая новые возможности для создания контента. Варьирование площадок для публикаций и наборов инструментов позволяет создавать нетривиальные и неоднозначные решения для разного рода высказываний.

С развитием компьютерных технологий и интернет коммуникаций поэты позволили себе отступить от привычной формы написания стихотворений и создать новые цифровые поджанры поэзии. Имея в своём арсенале нейросети, социальные сети, чаты и графические редакторы — поэты экспериментируют над формой и содержанием высказываний, что делает их работы невероятно интересными для изучения. В рамках этого визуального исследования будет проведён анализ творчества современных поэтов и писателей работающих с современными инструментами коммуникаций. Задача исследования состоит в поиске неочевидных инструментов для изложения информации и структурировании тенденций в современной поэзии.
Found Poetry

What Is Marriage?», Austin Kleon (2014)
Found poetry это жанр современной поэзии который представляет текст как модернистское ready-made полотно. Поэты строят композиции и организуют тексты поверх существующих страниц, исключая и игнорируя большую часть предложений на странице. У этого приема много последователей, так как этот стиль содержит в себе потенциал многогранного раскрытия концепции пустот вокруг выделенных слов, образуя интересные пространственные композиции.
«Блэкауты», Андрей Черкасов (2015)
«How to look at trees», carriezona (2011); «Found Poetry», KPM (2016)
«Holy Bible» Adam Broomberg & Oliver Chanarin (2013)
К жанру Found Poetry так же можно отнести Библию «Holy Bible» Adam Broomberg & Oliver Chanarin (2013) Адама Брумберга и Оливера Чанарина. Это переиздание оригинальносй библии поверх которой наложены фотографии транслирующие идеи одной специфичной строчки на страницу.
Digital Poetry
«SEATTLE DRIFT», Jim Andrews (1997)
«Seattle drift» это dhtml поэма со свободной структурой. В её основе лежит код, который по нажатию кнопки начинает хаотично смещать слова по экрану относительно друг-друга, генерируя новые прочтения.
«SEATTLE DRIFT», Jim Andrews (1997)
Примечательно что концепция к поэме Seattle drift лежит не на странице, а в её же коде, что делает её принадлежность к миру программирования чуть больше чем к миру поэзии.
«My Body — A Wunderkammer», Shelley Jackson (1997)
«My body» это гиперссылочный атлас тела автора, который позволяет кликать по частям тела на изображении и переходить на отдельные страницы с маленькими поэмами о разных элементах тела Шелли Джексон.
«Демоны Венесуэлы», Вячеслав Крыжановский (2021)
Текст Крыжановского отсылает на уровне гиперссылок к новостным заголовкам связанных с Венесуэлой.
«Strings», Dan Waber (1999)
«Stings» это небольшой проект Дэна Вабера датируемый 1999 годом, который объединяет поэму и моушен графику. Проект представляет собой лендинг с восьмью гифками в которых нити в движении формируют слова. Каждая гифка это поэма построенная на двойственности которая визуально подкрепляется трансформацией нитей.
«Family Tree», Rosalie Hirs and Harm Van Den Dorpel (2006)
Family tree это интерактивный проект представляющий собой древо пунктуационных знаков и терминов которое можно раскачивать, двигать и наклонять. Визуальное решение выбранное авторами не состарило проект ни на год и оно смотрится современно спустя более пятнадцати лет.
«Game, Game, Game, and agian Game», Jason Nelson (2007)
«Game, game, game, and again game» это треш-платформер визуальный стиль которого походит на коллаж в духе found poetry. Блоки текста как создают визуальный мусор, так и становятся платформам и препятствиями в игре.
«Facade», Procedural Arts (2005)
Проект Facade это одна из первых игр с подробным искусственым интеллектом с которым можно взаимодействовать посредством ввода фраз. Повествование в игре ведётся от лица героя который пришёл в гости к семейной паре на ужин. Игрок в праве как рассуждать о философии и бытие с хозяевами, так и рассорить их. Пара замечательно поддерживает разговоры на абстрактные темы и вполне живо стимулирует реальное общение.
«The Dead Tower», Andy Campbell & Mez Breeze (2012)
«The Dead Tower» это интерактивная игра c элементами хоррора, наполнения облаками текста с небольшими заметках и стихами. 3д пространство служит атмосферной подложкой, смысловой сценой для чтения текста.
«The Stanley Parable», Galactic Cafe (2013)
Репетативно-нарративная Stanley parable делает ставку на комментарии рассказчика со стороны на действия игрока. Игра в формате интерактивной притчи увлекает своим задорным и завлекающим ритмическим повествованием. «Стэнли пошёл в точку А, Стэнли взял Б» — это ритмические рисунки свойственные литературно-поэтическим медиа.
«Симулятор Стабильности», Ростислав Амелин (2018)
«Симулятор стабильности» это текстовая адвенчура с цикличной структурой. В стимуляторе стабильности варианты ответа формируются в поэтическую строфу и каждый новый экран это четверостишье бесконечного стиха об экзистенциальном кризисе.
«Krai.Digital_Poetry_vol.1», Илья Мазо, Владимир Свистунов (2022)
«Krai. Digital_Poetry_vol.1» Это сборник цифровых поэм мини-игр посвящённых любви, ностальгии, метафизике и русской тоске.
«Krai.Digital_Poetry_vol.1», Илья Мазо, Владимир Свистунов (2022)
Landscape Poetry
«Term», André du Bouchet (1949)
Ландшафтную поэзию как способ организации текста можно увидеть на примере работ Андре Дю Буше. В своих текстах Дю Буше через межстрочное расстояние и паузы подражает подобию прогулки (пошаговости). Расстановка слов имитирует шаги условия эмоционально-смысловую сторону текста.
«БЫТЬ ВЕТРОМ ДЛЯ ДЕРЕВА», Наталья Федорова (2021)
«Быть ветром для дерева» это короткое видео в жанре поэтического эссе в котором девушка читает поэму от лица дерева, оперируя биологическими терминами. Текст — пейзажная лирика, говорящая сухим языком терминов и понятий, своего рода фантастический перевод.
Ландшафтный поэтический фестиваль «Вода и Вода”(2021)
Чат в телеграмме как поэтический перформанс. Московский поэтический фестиваль «Вода и Вода» представляет собой групповой чат поэтов в который они делают аудиовизуальные наброски в период проведения перформанса. Поэзия в формате привычного группового чата в телеграмме дарит ощущение чего-то привычного и в то же время хаотичного и странного.
«ПРИГОВ ПОМОГИ», Techno-Poetry Cooperative (2021)
«Пригов помоги» это ленд арт перфоманс который обращен к спутникам и гугл картам. Группа людей вытаптывает надпись на земле в безумном танце. Проект можно поделить на две составляющие: Видео с танцами, обряд и результат их действия — большая надпись заметная с высоты.
Art& Performance Poetry
«Материальная поэзия», Павел Арсеньев (2015)
Серия выставочных объектов Павла Арсеньева представляет собой ряд писем подверженных горению и прочим деформациям. Павел акцентировать внимание на том, что рукопись не вечна. Бумага как медиа способна гореть, рваться и мяться и это делает её хоть и романтичной, но очень не практичной формой сообщения.
«Знак и Экран», Павел Заруцкий (2018)
Ряд поэтов воскресили и переосмыслим медиум печатной машинки как инструмент ностальгии. Аналоговые носители текста стали композиционными полотнами, обнажая роль печатной машинки не как инструмент для набора текста а как инструмент для работы со структурой. Это решение раскрывает текст с новой стороны восприятия его как объект искусства.
«машинописная типографика», Петра-Шульце Вольгаст (2020)
«Бунтарство» и «Практика кодирования», Дани Спиноза (2018)
«degeneration: overture», Аристарх Месропян (2021)
«degeneration: overture», Аристарх Месропян (2021)
«Degeneration: overture» это графическая поэма с элементами хоррора в которой инструментом её изучения служит стандартный скроллинг страницы. Графическое содержание спрятаное ограничениями экрана работает на элемент повествования и неожиданности, а имитация под пиксельную графику очень хорошо рифмуется с какими-то биологическими метаморфозами текста.
«Beckett Spams Counter-Strike», Theatre Of Phil (2015)
Иногда игры становятся просто площадкой для цифрового перформанса. Так, в 2016 году группа людей выбрали игру Counter Strike: Global Offensive в качестве сцены для того чтобы разыграть пьессу Самьюэла Беккета «Endgame» об озлобленом слепом парализованом человеке. Ранее они же ставили серию ситкома «Friends» в игре Quake. К сожалению запись этого ивента выполнена в очень плохом качестве.
«Стихи для распознавателя голоса», Роман Осминкин (2014)
В рамках перформанса «Стихи для распознавателя голоса», Роман Осминкин в течении 12 минут читал чужое письмо адресованное министру культуры РФ о запрете картины «Иван Грозный и сын его Иван» распознавателю голоса. Этот сатирический монолог с машиной иллюстрировал факт одностороннего общения анонимного письма.
Заключение
Поэзия эволюционировала с технологическим прогрессом, старые методы письма в некоторых кругах приобрели постмодернистский окрас, а цифровые технологии позволили преображать поэзию до неузнаваемости, генерируя новый опыт. Несомненно, поэзия в том виде, какой она была сотни лет назад сохранилась и по сей день, однако границы вещей которые можно считать поэзией сильно расширились. Новые методы написания поэм и лирических произведений могут казаться отталкивающими и непонятными, но они по прежнему справляются с задачами поэзии: конструировать текстовые композиции и резонировать с человеческими эмоциями.
Информационные источники
I Love E-Poetry // Сайт-коллекция E-Literature // Сайт- коллекция LitKarta // Русифицированный портал новейшей поэзии