
Рецензия на выставку «Хрусталя угасший звон» Кристины Павловой.
SISTEMA GALLERY, Москва, 23.05.25–26.06.25 Куратор: Алексей Корси
Виды экспозиции
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
В персональном проекте «Хрусталя угасший звон» художница Кристина Павлова тонко интерпретирует образ хрусталя, еще недавно казавшийся неотъемлемой частью социальной обыденности. Вместе с куратором Алексеем Корси она анализирует советскую традицию «выпячивания» статуса через материальные объекты, пока с приходом перестройки, с резким снятием табу и размыванием старых ценностей, эти материальные объекты не утратили свою магию. Хрусталь превратился в груду старья. Этот переход — от сакрализованного предмета быта к свидетелю социальных потрясений — становится для Павловой отправной точкой. Ее выставка — не просто инвентаризация утраченного; скорее, это работа с культурной памятью и прошлым, его зыбкостью и недосказанностью.

«Уставшие себя сравнивать с остальными», 2025. Хрусталь
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Хрусталь — определенно особый культурный феномен. Посуда, мебель, украшения и знакомый всем «хрустящий» звон этого стекла в советское время служили элементами достатка. С перестройкой хрусталь стал символом ушедшей эпохи, снятых запретов и разрушенных грез, и в итоге — иносказательным компонентом в произведениях современной культуры и искусства. Так, хрусталь как центральный концептуальный образ был использован, к примеру, в художественном фильме Дарьи Жук «Хрусталь» (2018) или в серии фотографий Ольги Чернышёвой «На обочине» (2010).
Изображение 1: Кадр из х/ф Дарьи Жук «Хрусталь» (2018) / Изображение 2: Фотография из серии Ольги Чернышёвой «На обочине» (2010)
©Кинопоиск / ©dzen.ru (Art Witch)
Экспозицию можно условно разобрать на несколько слоев. Пространство галереи — почти как призрачный ландшафт, некий комплекс традиций и обычаев предыдущего поколения. Здесь предметы, изображения и доносящиеся из разных углов звуки сосуществуют в новых связках.
Первый слой — хрустальные объекты. Они задают ритм пространства — располагаются на полу, на стенах, на подоконниках, подвешены к потолку. Хрусталь в свете дневного света мерцает и вибрирует. Некоторые объекты словно только что вынуты из серванта; другие — расколоты, «расплавлены».
Слева: «Посланник солнечных миров», 2025. Хрусталь / Справа: «Под взглядом кричащих осколков», 2025. Стекло, фьюзинг, дерево
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Слева: «Дезинтеграция», 2025. Хрусталь / Справа: «Под взглядом кричащих осколков», 2025. Стекло, фьюзинг, дерево
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Специальные акценты, создающие ощущение покинутого советского дома, подчеркиваются хрустальными туфельками, аккуратно сложенными у входа, и настенной хрустальной люстрой-ассамбляжем.
Изображения 1–2: «Основы гостеприимства», 2025. Хрусталь, дерево / Изображения 3–4: «Как свет теряет острые углы», 2025 Хрусталь, фьюзинг
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Помимо них в залах размещены плоские стеклянные формы, на поверхности которых напечатаны фрагменты из сцен советской жизни: быт, досуг и празднества. Зритель обнаруживает их в неожиданных местах, словно случайные знаки утраченного социального уклада.
Слева: «Безопасные фрагменты № 1–3», 2025. Стекло, УФ-печать Справа: «Безопасные фрагменты № 4», 2025. Стекло, УФ-печать
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Второй слой — видео на старых телевизорах. Они активируют визуально-акустическую рамку пространства: высокочастотный шум, напоминающий звук устаревших телевизионных приемников, уже при входе погружает зрителя в лиминальность. На экранах демонстрируются архивные видеозаписи на VHS-камеру. Эти материалы на выставке возникают как метод «медиа-археологии», попытка при помощи старой камеры «увидеть» призраки прошлого. Художница наблюдает за семейным домом с позиций сегодняшнего дня. Парадокс: бытовой слой хоть и изменился в 2020-х — новая техника, продукты капиталистического времени, современные вещи, — но стены, потолки, пол хранят воспоминания о минувшем.
«Между кадрами», 2025. Одноканальное видео, 1'00'' / «Слепок», 2025. Одноканальное видео, 27'00''
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Поэтические тексты Павловой на стенах составляют третий слой выставки. Это — интимные комментарии к детству, к невозможности полного восстановления памяти, к болезненному запрету прикасаться к ценному. Хрусталь становится не просто символом эстетизированного прошлого, но моделью, где привычные временные связи начинают понемногу распадаться.
Поэтические тексты Кристины Павловой на выставке
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Все, к чему когда-то нельзя было приконсуться, сейчас оказывается осязаемым. То, что когда-то являлось «сладким запретным плодом», стало горьковатым на вкус. Кстати, помимо опорных точек выставки остается еще и неявный уровень. Например, случайно или сознательно разбросанные остатки от хлопушек на полу — как след еще одного невозможного праздника.
«Обмылок № 26», 2025. Хрусталь, фьюзинг / «Обмылок № 27», 2025. Хрусталь, фьюзинг
©Пресс-служба SISTEMA GALLERY
Рефлексия о синдроме отложенной жизни, которую Павлова аккуратно вплетает в ткань экспозиции, становится важным посланием: и хрусталь, и праздничная мишура, и ритуальные жесты оберегания были частью паттернов советских людей, в жизни которых всегда что-то должно было случиться «потом», «когда-то». Сегодня хрусталь уступил место новым фетишам. Но звон, почти угасший в воздухе, продолжает резонировать. Павлова, работая с темами запрета, детских воспоминаний, ощущений несбывшегося, формирует эфемерное, текучее поле, где задача памяти — ухватить ушедшее, оставившее после себя blind spots, внутренние обиды и невысказанность.
Изображения предоставлены пресс-службой SISTEMA GALLERY.
Автор текста: Майкл Арутюнян