Original size 1750x2480

Промышленный дизайн Японии и Китая через западную призму эмоции и функции

PROTECT STATUS: not protected
2

Рубрикатор

1. Концепция

2. Западное понимание функциональности и эмоциональной выразительности продуктов дизайна 2.1. Функциональность 2.2. Эмоциональное воздействие

3. Японский промышленный дизайн 3.1. Роль эмоции в японском промышленном дизайне 3.2. Функциональность в японском промышленном дизайне

4. Китайский промышленный дизайн 4.1. Место эмоции в китайском промышленном дизайне 4.2. Функциональность в китайском промышленном дизайне

5. Заключение

6. Библиография 7. Ссылки на источники изображений

Концепция

Современный культурный контекст сформировался под давлением глобализации: некогда отдельно существовавшие явления искусств и технологий производства, области знания разных сторон света соприкоснулись и продолжили движение в направлении взаимного обогащения. Процесс интеграции диаметрально противоположных культур имеет огромный творческий потенциал: аналогично, сталкиваясь, столь непохожие характером холодный океан и раскалённая лава извергающегося вулкана создают рельеф новых земель. Можно ли ожидать от соприкосновения систем ценностей запада и востока порождения доселе невиданной плоскости координат? Уже сейчас мы наблюдаем усиление политического влияния азиатских стран, перемещение финансов в том же направлении.

Сфера креативных индустрий востока развивалась параллельно и неотрывно от экономики: с одной стороны, появление новых возможностей для производства вызывало интерес творцов и побуждало их к действию, а с другой, энтузиасты-деятели искусств представляли культуры своих стран на мировой арене и так притягивали к ним внимание потенциальных инвесторов, вкладывающих ресурсы в развитие местных инноваций.

Постепенно одна из крупнейших по территории азиатских стран — КНР, в том числе благодаря вступлению в ВТО и присоединению Гонконга, превратилась из отсталого региона с низким темпом экономического развития в представителя одного из самых быстрорастущих рынков, по большей части ориентированных на экспорт. Экстремальный скачок в прогрессе также совершила и Япония, сделавшая ставку на технологическое преимущество перед конкурентами в сфере продаж.

big
Original size 1309x633

Банкетка Synthesis, Хонджи Янг.

Обе из выше названных стран с момента появления научного метода познания являлись интереснейшими объектами для изучения ввиду их культурной самобытности. В наши дни, благодаря взаимному обогащению Азии с западной средой, представляется возможным рассмотреть современный дизайн Японии и Китая как зеркало социальных процессов этих стран, через призму понятий и категорий Запада. Можно предположить, на игре контрастов процесс познания становится ещё более занимательным.

Так, одни из самых интересных характеристик, продиктованных западными дизайнерами, — это степень функциональности и эмоционального воздействия изделия на зрителя. В ходе исследования произойдёт сопоставление западного понимания эмоциональной выразительности и практичности предметов быта с существующими примерами промышленного дизайна Японии и Китая как ведущих азиатских держав. Главная цель данной работы — при помощи визуального ряда выявить, какие эмоции вкладывают предметные дизайнеры ранее упомянутых стран в свои творения, какие чувства они хотят вызвать у наблюдателей от созерцания и использования их изделий, а также каким функциям по задумке авторов должны служить их работы. При подборе визуального материала большую роль играл критерий достоверности источника, степени признания предметов дизайна коллегами авторов этих продуктов, а также критерий соответствия выбранной теме.

Первую часть исследования занимает изучение базовых тенденций, прослеживавшихся при зарождении западных категорий функционализма и эмоционального дизайна, для более точного использования терминов и лучшего понимания азиатской визуальной и философской идеологии при сравнении с противоположными им европейскими ценностями.

Западное понимание функциональности и эмоциональной выразительности продуктов дизайна

Функциональность

По окончании Первой Мировой войны в Германии назрел вопрос строительства дешевого жилья в большом количестве для беднейших слоев населения, переезжающих в города на заработки. Тогда под руководством Эрнста Мая был разработан проект «квартиры-минимум», ставящий практичность мебели и дешевизну жилья во главу архитектурной иерархии.

Австрийская первая женщина-архитектор Грета Шютте-Лихотски позднее возвела понимание эргономичности в абсолют, при помощи подсчётов сократив трудозатраты домохозяек на кухне и благодаря функциональности мебели увеличив КПД приложенных к быту усилий.

Original size 990x1320

Франкфуртская кухня, Грета Шютте-Лихоцки, 1926–1930 годы.

Берлинская выставка «Дешевая и красивая квартира», состоявшаяся в 1929 году, а также ряд образцовых посёлков архитекторов, в том числе «Вайсенхоф» в Штутгарде, возникший под руководством Миса ван дер Роэ, придали формировавшемуся тогда направлению функционализма большее распространение и узнаваемость среди народных масс, однако настоящее признание рационалистические идеи в дизайне получили, будучи обёрнутыми в название «интернациональный стиль».

Американские архитекторы Хичкок и Джонсон в своей книге «Интернациональный стиль. Архитектурная наука. 1922» довели понимание формообразования до сухого автоматизма, призванного избавить эстетику от излишеств, однако жизнь в новое течение дизайна вдохнул финский архитектор Алвар Аалто, применив идеи на практике в эстетически приятном варианте.

Original size 1280x960

Кресло Paimio Chair, Алвар Аалто, 1932, Artek.

Например, форма данного кресла, спроектированного специально для восстановительного санатория, была продиктована углом наклона человеческого туловища, при котором тело может пребывать в расслабленном состоянии и при этом иметь возможность обозревать происходящее вокруг в комфортном, не уязвимом сидячем положении.

Шезлонг для сада, Айно Аалто для Виллы Майреа. Садовый столик, Айно и Алвар Аалто, 1938-1939. Столик Tea Trolley 900, Алвар Аалто, 1937, Artek.

Мебель же для использования на открытом воздухе оборудовалась колесиками для легкости ее перестановки в случае непогоды.

Original size 914x680

Табурет Stool 60, Алвар Аалто, Artek.

Стулья для центральной городской библиотеки Выборга Аалто спроектировал сам — модель табурета «Slool 60» одна из самых простых в сборке: три ножки крепятся напрямую к сиденью при помощи девяти винтов. Сами элементы конструкции также незамысловаты в производстве, будучи изготовленными из гнутой березовой древесины. При этом, будучи поставленными один на другой, стулья могут образовать невообразимо высокую форму, напоминающую бесконечные колонны Бранкузи.

Original size 1320x878

Табурет Stool 60, Алвар Аалто, Artek. (© Jonas Forth / CC BY-ND 2.0)

Эмоциональное воздействие

Направление дизайна Ар-деко было сформировано французами в противовес движению немецко-американских функционалистов, призывавших к радикальным изменениям и отказу от излишеств в пользу рационального использования ресурсов. Прослойка европейской буржуазии видела в эстетике роскоши способ продемонстрировать собственное финансовое и экономическое превосходство над остальным миром.

Original size 1600x1251

Портсигар, Жерар Сандрик, 1929 г.

Элементы дизайна инкрустировались дорогостоящими сверкающими материалами: перламутровыми ракушками, редкими металлами, кожей экзотических животных, редкими породами дерева с главной целью — удивить и восхитить зрителя, побудить его испытать чувство восторга.

Ширма, Эйлин Грей, 1923 г. Французский кабинет, Clément Rousseau, 1920 г.

Поначалу производственная идеология ар-деко резко противостояла принципам массового тиражирования функционалистов и идее удешевления процесса создания предметов дизайна. Французы использовали ручной труд в реализации свои идей для придания им качеств уникальности и неповторимости. Владелец такого предмета роскоши чувствовал свою избранность при возможности владеть штучным товаром невероятной красоты.

Original size 843x938

Часы, Пол Теодор Франкл, 1928 г.

При распространении ар-деко заграницу мастера стали использовать более дешевые материалы, такие как пластик, для создания более доступного товара, однако культ роскоши и желание вызывать эмоции восторга в людях продолжали жить в изделиях ранее буржуазной эстетики.

Так, становится ясно, что оба направления стиля на западе в первой половине двадцатого века подчинялись в первую очередь материалистическим соображениям и ценностям: функционалисты стремились сделать предметы дизайна более дешевыми и практичными, удобными в использовании, а приверженцы европейского эмоционального дизайна старались потрясти общественность роскошью и вызвать у потребителя восторг.

Роль эмоции в японском промышленном дизайне

«Основу японской жизни поддерживают несколько философских течений, связанных в первую очередь с древнейшими религиями, исповедуемыми в Японии, а именно буддизмом и синтоизмом. Благодаря ним возникли такие направления как ваби-саби (яп.侘寂, красота несовершенного), югэн (яп. 幽玄, тонкая неуловимая глубина вещей), сибуй (яп. 渋い, эстетика простого, ненавязчивого) и прочие. Безусловно, такая философия оставила свой отпечаток на многих сферах жизни, в том числе дизайне» (Регина Галиева, «Особенности промышленного дизайна Японии», 2024, 5).

«Говоря о самом популярном философском течении — ваби-саби, стоит отметить особый набор принципов из которых оно складывается, а именно: фукинсей (ассиметрия, неправильность), кансо (простота), коко (скудность, потрепанность), сидзен (отсутствие притворства, бытие естественным), югэн (тонкое глубокое изящество, неочевидность), дацудзоку (неподверженность конвенциональному мнению, свобода), сэйдзяку (спокойствие). Японцы трепетно относятся к этим принципам, стараясь ассимилировать их и в сфере дизайна в том числе» (Регина Галиева, «Особенности промышленного дизайна Японии», 2024, 10).

Кувшин, горшочки, Масахиро Мори.

Так, согласно одному из важнейших принципов сэйдзяку, означающим приверженность спокойствию, и дизайн должен быть не возмутителем тишины, а его созидателем. Форме стоит быть чистой, не отвлекающей глаз ненужными деталями.

Original size 2476x1806

Чайник, Масахиро Мори.

Яркой эмоциональности, японцы, на первый взгляд, предпочитают состояние глубокой задумчивости или вовсе отсутствие каких-либо мыслей и ясность разума.

Original size 780x520

Тарелки, Масахиро Мори.

Original size 900x1356

Люстра, Эйсуке Тачикава.

Чайник, чайный сервиз, Масахиро Мори.

Однако, если приглядеться, можно понять, что это вовсе не вся палитра чувств, которую хотят вызвать у наблюдателя японские промышленные дизайнеры. При более внимательном рассмотрении, можно заметить, что сквозь обыкновенную симметрию просачиваются природные формы: кое-где аморфные, кое-где ассиметричные.

В отличие от европейцев, мыслящих себя в отрыве от природы, японцы осознают себя частью первозданного мира, а потому дизайн, связанный с красотой органики оказывает на японцев куда больше эмоциональное воздействие, встречаясь в массовом дизайне куда более често, чем на западе. Биоморфные формы, природные орнаменты вызывают у японцев чувство тихой радости, ассоциируясь с вдохновленными природой принципами фукинсей (ассиметрия, неправильность) и югэн (тонкое глубокое изящество, неочевидность).

Функциональность в японском промышленном дизайне

В отличие от западной общественности, видящей практичность продукта дизайна в его многофункциональности (срок жизни устройств не волнует капиталистов, стремящихся ко все большим заработкам), для японцев функциональность вещи определяется в первую очередь ее долговечностью, понимание ценности потрепанного, но ещё работающего предмета также состоит в своде негласных постулатов современного японского дизайна: в принципах коко (скудность, потрепанность) и сидзен (отсутствие притворства, бытие естественным).

Original size 1560x1006

Светильники, Кадзушиге Мияке.

Original size 2000x1334

Светильники, Дайсуке Китагава.

Минимализм оказывается практичным и эффективным способом продлить срок службы предмета: отсутствие лишних деталей предотвращает их поломку.

Функциональность для японца определяется ещё и близостью к природе предмета: люди не только ощущают себя ответственными за свою деятельность, но и сопереживают миру флоры и фауны, ощущая себя неотрывной от него частью.

Original size 1150x830

Календарь, Эйсуке Тачикава.

Конечно, подборка примеров предметного дизайна осуществлялась по критериям, указанным в концепции (в том числе, степень одобрения японскими и мировыми мастерами дизайна): многие явления современной японской массовой культуры, представленной в крупных европеизированных городах, например, в Токио, не упоминались. Во внимание для анализа принималась одна из наиболее консервативных отраслей дизайна, близких к комфорту и посвседневности, а потому в ней достаточно четко и ясно прослеживаются традиции японского прошлого.

Так, современный Японский промышленный дизайн продолжает жить духовными ценностями, присущими востоку: для местных творцов больший интерес вызывает не напускная роскошь, а тихая радость уединения с силами природы и наслаждение качеством созданного предмета, уникальность которого была подарена естественностью и простотой первозданного мира.

Китайский промышленный дизайн

Место эмоции в китайском промышленном дизайне

Главенствующая народная китайская религия — конфуцианство, проповедует идею строгой иерархичности общества, согласно которой непохожесть личности человека на представителей своего сословия не приветствуется и даже порицается. Типизация и копирование внешнего вида или успешного дела своего соседа считается способом преуспеть в мастерстве и достичь процветания.

В период индустриализации дизайн китайских товаров, отправляющихся на продажу по всему миру, переносил европейский и американский подход, зачастую даже прибегал к полному копированию визуального вида знаменитых западных моделей. Однако сейчас, после укрепления экономических позиций страны, местные дизайнеры все чаще проявляют смелость и вплетают в свои работы культурный код своей родины.

Светильники О2 и светильники Planet Pendant Lghts, Бенту

В работах творцов из КНР прослеживается проработка темы механизации и машинизации, авторы активно используют промышленные технологии литья, в том числе и обработку металла. Кажется, что индустриализации наложила сильный отпечаток на умы молодых людей: эмоционально молодых специалистов не трогают другие вопросы, помимо востребованности техники и размышлений о различных способах её применения (в том числе покорение космоса). Возможно, в какой-то степени китайское общество уподобилось рационалистичной машине, с которой проделало путь своего развития.

Original size 1538x2124

Зеркало Yuan, Сими Ли.

Original size 3018x1610

Банкетка Synthesis, Хонджи Янг.

Функциональность в китайском промышленном дизайне

Стол Stack и стул Middle, Фрэнк Чоу.

Четко оградить функцию от эмоции на примере китайского творческого сегмента оказалось непросто: местные дизайнеры любят декорировать свои творения, работать с формой в одинаковой степени для практичности и внешней привлекательности предметов мебели (и соответственно, конкурентоспособности на рынке, ведь прибыль в Китае считается показателем успешности и продукта, и его создателя). При этом, несмотря на внимание к визуальной части дизайна, технически изделия остаются удобными и практичными.

В работах китайцев достаточно часто можно встретить золотой цвет — так, даже на символическом уровне визуальная составляющая начинает служить функции привлечения энергетических денежных потоков, во что верят и творцы, и зрители-покупатели.

Современный китайский промышленный дизайн развивается с уклоном на типизацию жизненных процессов: творцы используют холодные индустриальные материалы, косвенно навевая тем самым ассоциации с производственным процессом. В подобной системе эстетика начинает служить функции, ибо излишняя эмоциональность не приветствуется, а чувство не самоценно — оно лишь одно из процессов машины народного прогресса.

Заключение

Таким образом, каждая из азиатских стран так или иначе ломает представление западных дизайнеров об эмоциональном воздействии: Япония вызывает своим подходом к визуальной составляющей умеренное и спокойное чувство наслаждения гармонией, Китай же делает наблюдателя частью стройки нового рационального сдержанного общества.

Функциональная же сторона дизайна видоизменяется не столь сильно: японцы делают акцент в практичности на долговечность и натуральность изделия, а китайцы — на удобство в использовании и коммерческий успех.

Библиография

Михайлов С. М. История дизайна. Том 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. — Москва: Союз дизайнеров России, 2003. — 393 с.

Особенности промышленного дизайна Японии // Mediiia URL: https://hsedesign.ru/project/2063c698c15d4021952d18736d144edf (дата обращения: 28.05.2025).

Ведущие предметные дизайнеры из Японии // Losko URL: https://losko.ru/5-japanese-product-designers/ (дата обращения: 28.05.2025).

6 молодых и многообещающих китайских дизайнеров // Inmyroom URL: https://www.inmyroom.ru/posts/19093-6-molodyh-i-mnogoobeshchayushchih-kitajskih-dizajnerov (дата обращения: 28.05.2025).

Азиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые // Forbes URL: https://www.forbes.ru/biznes/347351-aziatskoe-prityazhenie-pochemu-vostochnye-rynki-bolshie-no-neprostye (дата обращения: 28.05.2025).

История дизайна: Айно и Алвар Аалто // Mydecor URL: https://mydecor.ru/heroes/design/istoria-disajna-aino-i-alvara-aalto-id6742331/ (дата обращения: 28.05.2025).

Ссылки на изображения

Ведущие предметные дизайнеры из Японии // Losko URL: https://losko.ru/5-japanese-product-designers/ (дата обращения: 28.05.2025).

6 молодых и многообещающих китайских дизайнеров // Inmyroom URL: https://www.inmyroom.ru/posts/19093-6-molodyh-i-mnogoobeshchayushchih-kitajskih-dizajnerov (дата обращения: 28.05.2025).

История дизайна: Айно и Алвар Аалто // Mydecor URL: https://mydecor.ru/heroes/design/istoria-disajna-aino-i-alvara-aalto-id6742331/ (дата обращения: 28.05.2025).

Промышленный дизайн Японии и Китая через западную призму эмоции и функции
2
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more