Исходный размер 1440x2151

Иллюстрация как авторская практика

6
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям
big
Исходный размер 1000x1000

Кристоф Ниман. Проект «abstractsunday» (pinterest.com)

Работы Кристофа Нимана (https://www.christophniemann.com)

Современная иллюстрация переживает период интенсивной трансформации. Всё больше практикующих авторов, как в России, так и за рубежом, отмечают, что их деятельность выходит за «традиционные» рамки жанра: «Я делаю то, что выходит за рамки иллюстрации», «Мне удобнее называть себя художником». Это порождает закономерный кризис идентичности: «Я иллюстратор? художник? исследователь? преподаватель?».

Традиционно иллюстрация понималась как прикладное искусство, обслуживающее текст (литературный, рекламный, журнальный и т. п.) и подчинённое воле заказчика. Однако в XXI веке многие иллюстраторы начали выступать в роли независимых авторов — в том числе благодаря развитию цифровых технологий, появлению новых экономических моделей, а также теоретическому и институциональному сдвигу и изменениям в образовательных программах.

Раньше иллюстрации «жили» в основном в книгах и журналах, а теперь их можно увидеть где угодно: в соцсетях, на улицах в виде граффити, на футболках и кружках, в рамках брендовых коллабораций и даже в виртуальной реальности.

Работы Нади Железновой (http://slonvboa.ru/nadiiazhelieznova)

Эти глобальные изменения не могли не затронуть и сферу образования. Если раньше художественные вузы в основном учили ремеслу — как точно нарисовать то, что просит заказчик, — то теперь перед ними встала новая задача: научить будущего иллюстратора быть автором. В ряде европейских школ появились отдельные направления «authorial practice» (авторская практика).

Вместо узких курсов, посвященных только технике рисунка или работе в определенном стиле, появляются программы, которые учат мыслить концептуально. Студентов побуждают искать собственные темы, развивать уникальный творческий почерк; важным становится и междисциплинарный подход. Ведь их работа уже не ограничивается листом бумаги — она может стать цифровым продуктом, фрагментов стрит-арта или частью выставки.

Автор сам формулирует идею, задаёт содержание и концепцию проекта, а иллюстрация становится его средством исследования и выражения.

Автор решает, какую тему исследовать, какие медиа использовать и в какой форме представить результат. Это может быть книга-артбук, серия плакатов, выставочный проект, объект, мультимедийная инсталляция или даже керамика и стрит-арт.

В книге «A Study of Authorial Illustration: The Magic Window» (2019) автор, Максим Леруа, рассуждает о роли иллюстратора, который одновременно является и автором текста. С помощью интервью и 12 кейс-стадий Леруа показывает, как авторская иллюстрация создаёт «систему смыслов», окружая читателя семью слоями контекста: от текста и других иллюстраций до реакции читателя.

Книга «Adaptation and Illustration: New Cartographies» (2024) предлагает новаторский взгляд на иллюстрацию, обсуждая ее с позиций адаптивности и интермедиальности. Авторы рассматривают иллюстративную практику не как обособленное явление, а как динамичную форму, находящуюся в постоянном диалоге с другими медиа — графическими романами, театром, кинематографом, мобильными приложениями и т. д. Подобный подход радикально расширяет традиционные представления о дисциплине, утверждая её статус как гибридной и трансмедийной формы.

Исходный размер 1536x1024

Работа Томаса Лемадье (https://www.thomaslamadieu.com)

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше