
Как отмечала Коко Шанель, «роскошь — необходимость в эпоху нищеты», что соответствует описанию времени после ужасов Первой Мировой Войны. И человек искал спасение в красоте.
Многослойная революция в мире искусства в начале XX века — это, в первую очередь, смешение культур разных стран, их первая восторженная встреча под эгидой свободы и искреннего удивления друг от друга, ещё не дошедшая до постиронии современности (и не уставшая от неё). Это эпоха интереса к экзотике и её интерпретации, период манифестации свободы тела и сексуальности, эротизма. Период рассматривает расцвет этой эпохи с его ключевыми моментами на примере авторов модной фэшн-иллюстрации, и того, что их окружало, над чем они работали и чем интересовались помимо взаимодействий с миром одежды. Эти интересы формируются в сферы влияния на иллюстраторов и их взаимное влияние на культуру. Фэшн-иллюстрация ар-деко периода 1920-х годов является визуальным дневником, где русский балет оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее развитие моды, а театр спускается со сцены в обыденную жизнь, где фантазии оказываются сильнее реальности, когда искусство становится необходимостью и обязательством. Шлемы и борзые как символы скорости эпохи, где платье стало манифестом, а иллюстрация — билетом в мир грёз, где женщина из объекта превратилась в архитектора собственного образа.
Рубрикатор
I влияние
Русский балет (Лев Бакст) и танец Экзотика Египтомания Миф Театр, опера и кино Образ жизни Французский роман и исторический стиль
II имена и журналы
Эртэ (Erté) и HARPER’S BAZAAR Жорж Барбье (George Barbier) и LA VIE PARISIENNE Поль Ириб (Paul Iribe) и LA BAIONNETTE Леон Боннотт (Léon Bonnotte) и LA SOURIRE Чарльз (Шарль) Мартен (Мартин) (Charles Martin) и FEMINA Эдуардо Бенито (Eduardo Garcia Benito) и VOGUE
Русский балет и танец
«Русские сезоны» Сергея Дягилева имели сильнейшее на этот период влияние в 1910-х годах, «взорвав» Париж. Иллюстрации костюмов Льва Бакста и его декорации для балетов «Шахерезада» (1910), «Клеопатра» (1909), «Нарцисс» (1911), «Жар-птица» (1910) в дальнейшем повлияли на Поля Пуаре, Жанну Ланван, Марианно Фортуни, Мадлен Вионне и других. Балет в частности и танец в целом предполагали свободу движений и свободу от мешающих конструкций. На девушках отсутствовали корсеты, в костюмах использовались свободные силуэты, открытое тело. В иллюстрациях Бакста много динамики, экспрессии, движения. Свобода танца отражена и в иллюстрациях светской жизни этого периода.


Лев Бакст «Нарцисс», 1911, балет Сергея Дягилева
Леон Боннот, 1920-1930, танец

ЛЕВ БАКСТ
Лев (Леон) Бакст — « один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века». Его орнаменты и восточные мотивы сильнейшим образом повлияли на стиль ар-деко. Графичная иллюстрация без объёмного реализма сохранила декоративность модерна, но наполнилась энергией. Бакст работал преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева. Помимо влияния своих современников и последующие десятилетия, работы Льва Бакста послужили вдохновением для коллекций Yves Saint Laurent 1976 года «Русские сезоны», Египетской коллекции Christian Dior 2004 года, византийской темы Dolce & Gabbana 2013 года и многих других.
Эскизы Льва Бакста к балету «Шахерезада»
Лев Бакст, 1910
Экзотика


Лев Бакст для балета Сергея Дягилева
Ещё до начала двадцатых мотивы традиционных костюмов разных стран проявились, например, как стиль «а ля рус» — мех, вышивка, кафтаны, кокошники. Орнаментика, гравюра укиё-э, восточный стиль, платья-халаты, тюрбаны, шаровары, Африка, Индия и другие страны — «заморская» эстетика глубоко проникает в этот период ар-деко. Смешение культур, их интерпретация, непрямое цитирование — черты новой яркой эпохи, как результат открывшейся возможности путешествий.


Поль Ириб для Поля Пуаре, 1920-е


Эртэ, костюм для оперного театра «Мадам Баттерфляй»


Чарльз Мартин «Любовники Торкуата» 1921 / «Прекрасная Торкуатианка» 1920, пекинесская собака
Египтомания
«Легенда о Ниле», костюмы Джорджа Барбье, 1924
В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, спровоцировав волну, названной «Тутмания». Стилизация иллюстраций под влиянием египетских фресок привела к использованию более чётких контуров, удлинённых фигур, вида в профиль и египетских мотивов в целом.
Обложки журнала VOGUE 1927 и 1929, иллюстратор Эдуардо Бенито (вид в профиль)
«Дочь Рамсеса», 1931, Эртэ


Эртэ, напечатано в 1959 году для иллюстрации статьи о двадцатых годах
Миф
Античность, в особенности греко-римский канон как эталон вечной гармонии, идеально вписалась в стилизованную роскошь ар-деко. Отказ от корсета накладывался на представления о естественности тела. Женщина — богиня, величавый объект поклонения, при этом Греция воспринималась как колыбель культуры.

В 1894 году «был найден» сборник древнегреческих прозаических поэм «Песни Билитис» о жизни поэтессы, ученицы Сафо, на острове Лесбос и Кипре. Утверждалось, что 143 стихотворения в прозе, исключая 3 эпитафии — сочинения Билитис, в которых она сохранила свои интимные переживания и поступки. На самом деле это сборник эротической поэзии, где произведение — оригинальный труд Луиса, при этом лишь некоторые стихотворения — переработанные эпиграммы из «Палатинской антологии». Также поэт заимствовал несколько стихотворных строк у Сафо. Результатом является же фантазия об Элладе — наполненная томной чувственностью, культом тела, ритуалами любви. «Песни Билитис» как пример эротического эскапизма, повлиявший на свободу табуированных тем, ставшие модным эпатажем через «греческий контекст». Эротизм в сочетании с аристократизмом и синтез с экзотикой создал образ «декадантской гречанки».


Жорж Барбье, иллюстрации «Песням Билитис» Пьера Луиса, 1922
Песни Билитис
Жорж Барбье, иллюстрации «Песням Билитис» Пьера Луиса, 1922


Жорж Барбье, иллюстрации «Песням Билитис» Пьера Луиса, 1922 / «Олимпия», 1863, Эдуард Мане
Театр, опера и кино
Появление фэшн-индустрии, моды как таковой, нельзя рассматривать без театра. Переход между «игрой жизни» и «жизнью» и обратно — это двигатель моды, особенно периода ар-деко. Бакст, Гончарова, Пикассо, Матисс создавали костюмы и декорации к театральным постановкам. Оперные примадонны, такие как Джеральдина Фаррар, Мария Ерица были законодательницами моды. Графики создавали портреты певиц, актрис, подчёркивая роскошь их костюмов. Голливудские студии нанимали ведущий дизайнеров для немого и раннего звукового кино. Иллюстраторы цитировали кадры из фильмов — их позы, драматичные взгляды. Афиша являлась демонстрируемой общедоступной массовой иллюстрацией.

Ранний Голливуд привлёк иллюстратора Эртэ как художника по костюма и декорациям. Его фильмы: «Беспокойный секс» с Мэрион Дэвис, 1920 — эпоха девушек-флепперов, история о молодой наследнице, разрывающейся между условностями и свободой; «Бен-Гур: История Христа», 1925 — сцены Рима и Вавилона, гигантские статуи слонов, гонки на колесницах. Также Эрте создавал декорации и костюмы для фильмов «Танцевальное безумие», «Мистик», «Немного Бродвея», «Салли», «Ирен и Мэри» и других. Он «одевал» таких актрис, как Джоан Кроуфорд, Норма Ширер и Эйлин Прингл. Эртэ был художником оперы «Риголетто» 1920-1930-х. Образы певиц Амелиты Галли-Курчи и Лукреции Бори вносили современные детали — стрижки «боб», диадемы в стиле Тиффани, платья с зигзагообразными линиями (как у Эльзы Скиапарелли). В эпоху ар-деко посещение оперы, театра, балета и кино было не просто развлечением, а социальным ритуалом посещения главной сцены и лестницы в мир высокой моды и актуальной эстетики.


Костюмы для оперы «Риголетто», 1922, Эртэ
«Океан», 1926, Эртэ
Чарльз Мартин «Итальянская комедия»
Образ жизни
Поль Ириб, 1917 год У Великого Кутюрье, немецкая мода в сатирическом ключе

После открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году борзая салюки (персидская борзая или русская псовая), фараонова собака (внешне похожа на образ Анубиса, которую тоже иногда относят к борзым) часто появляются в фэшн-иллюстрации. Борзые ассоциировались с королевской охотой, особенно в России и Англии, аристократией. На иллюстрации они повествуют об элитарности хозяйки (как элемент роскоши). Другие элементы роскоши, такие как автомобили, лошади, увлечение авиацией, гольфом, яхтингом прослеживаются и в иллюстрациях Эдуардо Бенито, Чарльза Мартина, Леона Боннота и отражают общую тенденцию к ней.
иллюстрация: Поль Ириб, газета «du Bon Ton», 1914


Собака породы «борзая», Эдуардо Бенито, 1921 / Чарльз Мартин, 1923
Чарльз Мартин «Охота»


Леон Боннот «Девушка-парашютистка», 1927 / «Элегантный макияжный самолёт», 1931
Чарльз Мартин «Фейерверк», «Скачки», «Гольф», «Яхтинг», «Карнавал»
Французский роман и исторический стиль

Жорж Барбье проиллюстрировал такие романы, как «Опасные связи» и «Дважды любимая». «Опасные связи» — французский эпистолярный роман Пьера Шодерло де Лакло, впервые опубликованный в 1782 году. Произведение известно критикой нравов французской аристократии того времени и исследованием тем власти, сексуальности и морального разложения. «Дважды любимая» — французский роман Анри де Ренье 1900 года. Главный герой — граф Николай де Галандо, замкнутый и оторванный от жизни «вечный девственник». Всю жизнь он ждёт единственную и неповторимую любовь, которая занимает все его мысли и чувства. Фривольность в иллюстрациях по отношению к историзму и достоверности, образы интерпретируются через призму ар-деко, и используется только сюжет, где Александрия становится Парижем 1920-х. Героини изображены как нимфы с томными взглядами, показаны интимные сцены купания, массажа, сна, сцены эротизированы и откровенны. Историзм, как и экзотика, становится мотивом; жанром, возможным для интерпретаций.


«Дважды любимая», иллюстрации Жорж Барбье
Шодерло де Лакло «Опасные связи». Иллюстрации Жорж Барбье
Имена и журналы (которые необходимо знать в контексте периода)

ЭРТЭ (Erté, Роман Тыртов, 1892–1990). Количественные показатели на основании Нью-Йоркской публичной библиотеки (коллекция Erte) и аукционов Sotheby’s: 1. Журнальные обложки: — 240+ обложек для «Harper’s Bazaar» (1915–1938) — рекорд для одного художника в XX веке. — 85 обложек для «Cosmopolitan», «Vogue» (Франция, США), «Illustration» (1920–1930-е). 2. Модные иллюстрации: — Свыше 2 000 эскизов одежды и аксессуаров для журналов (включая неопубликованные). 3. Авторские серии: — 26 букв серии «Алфавит» (1927–1967) — каждая в 3-5 вариантах. — 12 месяцев серии «Сезоны» (1930) — по 2 версии на каждый месяц. — 10 цифр серии «Числа» (1929). 4. Эскизы для постеров и афиш: — 150+ афиш для театров, кино и выставок (например, для «MGM», «Radio City Music Hall»).
«Я не модельер и не график. Я — творец иллюзий. Мои работы должны уносить зрителя из грязи реальности в мир грёз, где каждое платье — костюм для драмы, а женщина — богиня или чудовище. Театр для этого идеален: там даже борзая становится персонажем трагедии», — из интервью Эртэ для The New York Times, 1985
Эртэ рассуждает об искусстве в целом и о кинематографе в частности, 1922 год
Эртэ, май 1919, апрель 1919, февраль 1927

HARPER’S BAZAAR Главные иллюстраторы журнала: 1. Эртэ Превратил обложку в театральную афишу (пример: январь 1925 — Клеопатра с борзой). 2. Жорж Лепап ~100 иллюстраций (1920–1935). Акварель, динамичные девушки-флэпперы в движении (танцы, авто, яхты). Первый изобразил женщину в брюках на обложке (1923). 3. Жорж Барбье Галантные сцены 18 века в стилизации ар-деко. Серия «Греческие удовольствия». Его эскизы платьев для Мадлен Вионне называли «поэзией в линиях». 4. Умберто Брунеллески Экзотика: балерины в перьях, египетские царицы с иероглифами (после открытия Тутанхамона). «Мода — маскарад, где каждая женщина — героиня оперы». 5. Бенито и Поль Ириб Авангард — упрощённые формы, чёрно-белые контрасты. Рисовали Коко Шанель как «скульптуру».
январь, февраль, август 1931, Эртэ

ЖОРЖ БАРБЬЕ (Georges Barbier, 1882-1932): Мастер изысканных линий и театральных сцен. Его работы для газеты «du Bon Ton» сочетали неоклассику с ар-деко, часто изображая женщин в платьях от Пуаре и Ланвин. 1. Журнальные иллюстрации 850+ (газета «du Bon Ton» 320 работ, Harper’s Bazaar 110 обложек и эскизов Vogue (Франция/США): 70 публикаций). 2. Авторские альбомы: 17 костюмов для театра, 30 гравюр, французский альманах Falbalas et Fanfreluches — 60 иллюстраций). 3. Иллюстрации к книгам: 45 изданий («Дафнис и Хлоя» (1925), «Манон Леско»(1928), Пьер Луи «Песни Билитис», 1926 и другие). 4. Театральные работы: 22 постановки, костюмы для русского балета (1921–1924), 12 спектаклей (опера «Кармен» (Монте-Карло, 1929 40 эскизов) и другие). 5. Плакаты/афиши: 35. 6. Реклама духов, выставок, кабаре.
Жорж Барбье, 1922 «Салонные комедии», Пуаре, Лелон, Молинье, Уорт, Дойе, Мадлен и Мадлен, куклы

LA VIE PARISIENNE («Парижская жизнь») — французский еженедельный журнал, основанный в Париже в 1863 году и выходивший без перерыва до 1970 года. Изначально журнал освещал романы, спорт, театр, музыку и искусство. В 1905 году редактор Чарльз Саглио изменил формат издания, и вскоре журнал превратился в эротическое издание. На страницах журнала сочетались короткие рассказы, завуалированные сплетни и шутки о моде, а также комментарии на темы от любви и искусства до фондовой биржи. Художественное оформление журнала было выполнено в стилях ар-нуво и ар-деко. Среди знаковых иллюстраторов — Жордж Барбье, Шери Эруар, Жорж Леоннек и Морис Мильер. Журнал прекратил существование в 1970 году. Новый журнал с таким же названием был основан в 1984 году и существует до сих пор.
иллюстрация: Жорж Барбье, март 1919


Обложки 1915 и 1923 года, Жорж Барбье
Иллюстрации Поля Ириба, 1917

ПОЛЬ ИРИБ (Paul Iribe, 1883–1935) Одним из первых начал тесно сотрудничать с дизайнерами и модными изданиями. С 17 лет он рисовал на заказ для таких журналов, как Sourire, L’Assiette au Beurre Rire и La Gazette du Bon Ton. В начале 1900-х годов известный парижский модельер Поль Пуаре нанял Ириба, чтобы он изобразил новые модели его одежды. Стиль Ириба, сочетавший в себе изящные линии, греческую графику и японскую гравюру и монохромный фон, использовавшийся в качестве цвета кожи моделей, резко отличался от классических иллюстраций. В дальнейшем противоречивая реакция на коллекцию Пуаре принесли обоим мастерам популярность и успех. Работал в Голливуде и сотрудничал с Vogue, после вернулся во Францию, где познакомился с Коко Шанель. До самой смерти она оставалась его музой, и на основе её образов он рисовал портреты для своего журнала Le Témoin. Работал с кутюрье Жанной Ланван, разработал её логотип, применив авангардную графику к бренду «роскошной простоты».


Поль Ириб, иллюстрации для Ланван, 1920-е

ЛЕОН БОННОТ (Léon Bonnotte) — французский иллюстратор, известный своими работами в стиле ар-деко, созданными в 1920–1930-х годах. Его иллюстрации часто изображают элегантные сцены из жизни высшего общества, модные образы и динамичные композиции, характерные для эпохи. В его работах, помимо эротизма, отражены иные тенденции, например «Элегантный макияжный самолёт» (1931), где сочетаются авиация и гламур. Иллюстрации вроде «Сцена свадьбы» (1929) и «Пол танцевального зала’ (1925) передают особенности социума и светских мероприятий. Боннотт использовал оригинальные печатные техники, такие как пошуар (ручная раскраска трафаретов). Его работы часто выпускались ограниченными тиражами.
иллюстрация: Реклама винтажного нижнего белья 1931 года
Леон Боннот, 1933, 1935
«Le Sourire был нашим секретным клубом. Здесь линии дышали свободно, не задыхаясь от рекламы кремов для лица», — Жорж Лепап

LE SOURIRE — «интимный манифест ар-деко» основанный в Париже как сатирическое издание, к 1920-м превратился в культовую лабораторию. Например, Лепап тестировал здесь эротические сюжеты, прежде чем переносить их в Vogue. Барбье публиковал эскизы к запрещённым пьесам; здесь были напечатаны эксклюзивные новеллы Кокто и Поля Морана с иллюстрациями Ириба. Убыточность журнала (годовой дефицит ≈ 50 000 франков), но спонсорство меценатов (Этьен де Бомон, Нелли Мельба). О «Скандальной коллекции» (1927): — Обложка Лепапа: Женщина в прозрачном плаще с борзыми. — Тираж раскупили за день, 50 экземпляров конфискованы за «нарушение нравов». О читателях: 80% — художники, галеристы, дизайнеры. Коко Шанель выписывала 2 экземпляра: «для вдохновения и для провокации». Обладание подшивкой «Le Sourire» приравнивалось к членству в арт-элите. Журнал хранили в библиотеках как альбомы гравюр.
Жан Кокто, 1928: «Этот журнал смеялся над всем кроме красоты»
Маурице Пепин, июнь 1924

ЧАРЛЬЗ МАРТИН (Charles Martin, 1884–1934) — французский иллюстратор, дизайнер и керамист, чье творчество стало мостом между ар-нуво и ар-деко. Его работы — синтез изящества, эротик и и геометрии. 1. Журнальные иллюстрации: 500+ («Gazette du Bon Ton» 120 работ, «Vogue» 80 обложек, «Femina» 70 публикаций). 2. Книжная графика: 25 изданий («Метаморфозы», 1920 Вергилий «Буколики», 1923, другие). | 3. Текстиль/керамика: 200+ эскизов. 4. Рекламные плакаты: 40+(Для «Coty» (духи), «Moët & Chandon»). Коллаборации с Полем Пуаре (1913–1921) — Мартен создал для него эскизы тканей с анималистичными принтами (леопарды, попугаи). Платье «Солнечный диск» (1920): золотая вышивка по рисунку Мартена — продано 300 копий. Коллаборация с сёстрами Калло (Callot Soeurs) — 30+ моделей вечерних платьев с его орнаментами (виноградные лозы + геометрические сетки). Цитата Мартена (1928): «Женщина 1920-х — не рабыня корсета, но и не мальчик. Она — колонна, обвитая шелком. Моя задача — показать её силу через линию».
«Мартен — это Пикассо, которого попросили сделать искусство „удобоваримым“ для парижских салонов. Его кубизм — без крови и боли, только красота», — искусствовед Кеннет Уилсон (Музей Виктории и Альберта)

FEMINA (1901–1954) «Библия Новой Женщины» Журнал «Femina», основанный в Париже Пьером Лафиттом, стал культурным феноменом 1900–1930-х, синтезировавшим моду, феминизм и искусство. Это был манифест эмансипации. Рубрики-революции: — «Карьера вместо брака»: интервью с женщинами-адвокатами (1925). — «Ваше тело — ваше дело»: статьи о контрацепции (скандал 1927). — «Мода для работающих»: Эскизы деловых костюмов от Ланвен (1928). Иллюстраторы: Жорж Лепап, Умберто Брунеллески, Поль Ириб, Жорж Барбье, Чарльз Мартен, Мари Лорансен, Соня Делоне, Марсель Вертес, Джованни Баттиста, Анри Буше, Жан-Габриэль Домерг, Анри Дрие, Роже Бруссо, Пьер Лепэн, Жаклин Дюфресн.
иллюстрация: Чарльз Мартин, июнь 1921

ЭДУАРДО БЕНИТО (Eduardo García Benito, 1891–1981) — испанский иллюстратор, чьи работы стали символом аристократического гламура ар-деко. Его стиль — синтез испанской страсти, парижской элегантности и машинной эстетики. 1. Обложки Vogue: 120+(Рекорд для иностранного художника). 2. Иллюстрации в Vanity Fair: 80+ Портреты звёзд: Марлен Дитрих, Грета Гарбо. 3. Плакаты: 30+ (для «Moët & Chandon», «Cartier», пароходной компании «CGT»). 4. Книжная графика: 15 альбомов («Мадридские элегии» (1925), «Парижские призраки» (1930) и другие). Коллаборации с Жанной Ланван: эскизы для аромата «Mon Péché» (1927): флакон в виде чёрной колонны с золотым шарфом; платья «Испанская готика» (1931) с острыми плечами и вышивкой-паутиной. Вечерние платья с разрезами до бедра для Callot Soeurs по его рисункам (скандал 1925).
иллюстрация: Эдуардо Бенито, ноябрь 1919


Эдуардо Бенито, обложки 1926 и 1929

VOGUE Год создания: 1892, основатель: Артур Болдуин Тюрнюр. Первый выпуск: 17 декабря 1892 (США) как еженедельное издание о светской жизни. В 1909 журнал выкупил Конде Наст, превратив его в легенду моды. Он называл иллюстраторов «поэтами, превращающими ткань в сон». В эпоху ар-деко иллюстрация доминировала над фотографией, и до 1935 года фотография считалась «вульгарной» для высокой моды. Главные имена VOGUE: 1910-е: Жорж Лепап, Жорж Барбье, Эртэ. 1920-е: Умберто Брунеллески, Чарльз Мартен, Эдуардо Бенито, Поль Ириб. 1930-е: Кристиан Берар, Карл Эриксон, Рене Буше, Марсель Вертес. К 1940 году фотография вытеснила графику (первый фото-номер — 1932, снимки Эдварда Стейхена). Иллюстраторы ушли в театр и книжную графику.
иллюстрация: Жорж Лепап, декабрь 1930
Астахов, А. Лев Бакст. Восточные костюмы — М.: Мастера живописи. Золотой фонд, 2022. — 64 с.
Васильев, А. Красота в изгнании — М.: Слово, 1998. — 480 с.
Туловская, М. Русские сезоны в Париже — М.: Искусство, 1988. — 250 с.
Duncan, A. Art Deco Complete: The Definitive Guide to the Decorative Arts of the 1920s and 1930s — New York: Thames & Hudson, 2009. — 560 p.
Robinson, D. The Golden Age of Style: Fashion Illustrators of the 1920–30s — London: ACC Art Books, 2016. — 192 p.
Архивы Condé Nast [Электронный ресурс]. — URL: https://condenast.com/archive (дата обращения: 25.5.2025).
Gallica: Журнал Femina [Электронный ресурс]. — URL: https://gallica.bnf.fr (дата обращения: 25.5.2025).
Иллюстрация Леона Бонно, реклама винтажного нижнего белья 1931 года (URL: https://fashion1930s.tumblr.com/post/35408185726/1930sfashion-vintage-lingerie-advertisement-from) просмотрено 25.5.2025.
Оригинальные принты и файлы изображений из французских модных журналов (URL: https://hprints.com) просмотрено 25.5.2025.
1923 год: Чарльз Мартин (URL: https://www.jonathanbogart.net/blog/2018/10/25/1923-charles-martin?format=amp) просмотрено 25.5.2025.
Бесплатный сток фото (URL: https://www.rawpixel.com/image/2894045/free-illustration-image-couple-apparel-graphic-artwork-cc0) просмотрено 25.5.2025.
Журнал (оригинал) FEMINA, ноябрь, 1919 (URL: https://vintagecover.ru/magazine/tproduct/185070599-384207143471-zhurnal-original-femina-noyabr-1919-g-10) просмотрено 25.5.2025.
Жорж Лепап (URL: https://dzen.ru/a/ZYyK07_25nM24BUs#jorj_lepap) просмотрено 25.5.2025.
Бакст. Проблемы балетного костюма (URL: https://dzen.ru/a/Y4Pa37tTcW1hy3Yu) просмотрено 25.5.2025.
VOGUE ARCHIVE (URL: https://archive.vogue.com/issue/19190601) просмотрено 25.5.2025.
Культовые фэшн-иллюстраторы в истории моды (URL: https://mcmag.ru/feshn-illyustratory-top-10/) просмотрено 25.5.2025.