
Концепция исследования
Анимационная студия Zagreb Film, основанная в 1953 году в Югославии, стала одним из самых оригинальных явлений в истории мирового анимационного кино. В условиях творческой конкуренции с западными студиями, такими как Disney и UPA, загребские художники и режиссеры разработали уникальный визуальный язык, основанный на экспериментах. Их работы не только получили международное признание (включая «Оскар» за «Суррогат» в 1962 году), но и заложили основы авторской анимации XX века.
На формирование стиля и нарративных особенностей студии Zagreb Film оказали влияние ранние эксперименты немецкой школы экспрессионизма, в частности, творческого объединения художников «Синий всадник» и художественной школы Баухауса, а также идеи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и писателей Франца Кафки и Альбера Камю, пишет исследователь анимации Рональд Холлоуэй в книге «Z is for Zagreb» [1].
Ключевые режиссеры студии — Душан Вукотич, Ватрослав Мимица и Неделько Драгич — сознательно отказались от «гладкой» диснеевской манеры в анимации и развлекательности в нарративе, чтобы поднимать важные социальные проблемы: одиночества, бюрократии, потребительства и дегуманизации.
Ценность студии Zagreb Film для мировой анимации — в доказательстве того, что технологическая простота не мешает глубине. Применяя лимитированную анимацию, авторы студии показали, что художественная выразительность зависит не от бюджета, а от идеи.
В своем исследовании я хочу проанализировать художественные приемы Zagreb Film на трех уровнях: техническом, визуальном и нарративном, чтобы показать, как форма и содержание взаимодействуют в работах авторов студии.
Рубрикатор
— Лимитированная анимация — Геометричность форм — Плоское пространство — Нарушение законов анатомии — Абстрактность — Ирония и сатира — Отказ от диалогов
Лимитированная анимация
Лимитированная анимация — осознанный художественный прием студии Zagreb Film. К ее основной особенности относится ограниченное количество кадров в анимации движения, достигаемое за счет отсутствия промежуточных фаз, сохранения большей части изображения неизменным с перерисовкой только отдельных частей, копирования, зумирования и отзеркаливания анимационного материала.
«Решение загребских аниматоров использовать лимитированную анимацию основывалось на убеждении, что скудость материальных ресурсов создает предпосылки для инноваций, а также на убеждении, что искусство должно интерпретировать реальность, а не копировать ее», — отмечает профессор Эссекского университета, исследователь искусств Санья Бахун в статье Croatian Animation, Then and Now: Creating Sparks or Just a Little Bit of Smoke? [2].
По словам Саньи Бахун, «ограниченная анимация более экономична: в ней циклически или повторно используются одни и те же рисунки, что сокращает их количество, а ее использование в качестве художественной стратегии часто вызвано какой-то материальной необходимостью, например, нехваткой материалов для рисования, при этом движение, необходимое для разворачивания сюжета, часто генерируется камерой (панорамирование, приближение и отдаление) и достигается за счет длинных статичных кадров».
Яркий пример лимитированной анимации мы видим в фильме режиссеров Александра Маркса и Владимира Ютриши «Муха» (хорв.: Muha, англ.: Fly) 1967 года. Интерьер в фильме упрощен до нескольких предметов. Главный герой фильма — обычный человек, чей покой нарушает навязчивая муха. Поначалу персонаж практически неподвижен. Муха анимирована более плавно, что подчеркивает ее неуловимость. Таким образом создается эффект контраста между «роботизированным» человеком и живой мухой. Муха — единственный органический элемент в этом механистичном мире.
«Муха» / Реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша. — 1967.
«Муха» / Реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша. — 1967.
В итоге муха становится для человека чудовищем, увеличивающимся в размерах. Фильм можно трактовать как сатиру на бессмысленную борьбу с незначительными проблемами или метафору паранойи (муха как навязчивая идея).
«Муха» / Реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша. — 1967.
«Муха» / Реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша. — 1967.
Еще один яркий пример лимитированной анимации — фильм «Инспектор возвращается домой» (хорв.: Inspektor se vratio kući, англ.: The Inspector Comes Home) 1959 года режиссера Ватрослава Мимицы. В эпизоде с бегущим инспектором движутся только его ноги и сменяющиеся городские фоны.
«Инспектор возвращается домой» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
Экономия кадров — не просто технический прием, но и эстетический выбор, подчеркивающий минимализм, который раскрывается в геометричности форм, плоском пространстве, нарушении законов анатомии и абстрактности. Их я рассматриваю в следующих разделах.
Геометричность форм
Геометрический минимализм является одной из наиболее ярких «визитных карточек» визуального стиля студии Zagreb Film. В качестве примера можно привести «Суррогат» (хорв.: Surogat, англ.: Erzatz) 1961 года режиссера Душана Вукотича. Он стал первым неамериканским короткометражным анимационным фильмом, получившим «Оскар» в 1962 году. Фильм рассказывает о человеке, который приходит на пляж с набором абстрактных геометрических предметов.
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
Надувая их, главный герой создает себе «идеальный» отдых: круглый мяч, пирамидальная палатка, прямоугольный матрац, надувная женщина, также состоящая из разных геометрических фигур.
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
Но надувная женщина в итоге выбирает другого, более привлекательного кавалера, который также оказывается надувным, а в самом конце таковым оказывается и главный герой. Фильм можно рассматривать как сатиру на общество потребления (все можно купить, даже отношения), пародию на перфекционизм и абсурдность, иллюзорность геометричного рая.
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
В фильме режиссера Ватрослава Мимицы «Яйцо» (хорв.: Jaje, англ.: The Egg) 1959 года персонажи и фоны также созданы из простых геометричных фигур. Главный герой — художник — в поиске идей для вдохновения высиживает яйцо и восхищается его идеальной овальной формой, представляя себе, как в музее заменяют «Мону Лизу» на это яйцо.
«Яйцо» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
После этого главный герой начинает кудахтать, как курица, что становится сатирой на современное искусство. Своим кудахтаньем он привлекает внимание соседей, которые приходят к нему с букетом цветов и добавляют к яйцу другие геометрические формы, являющиеся характерными чертами самих персонажей. В итоге яйцо превращается в аляповатую фантасмагорию, которая разваливается под давлением лишних форм и отправляется в мусорное ведро, а у главного персонажа появляется хвост павлина, что становится насмешкой над гордыней художников. Яйцо в этом фильме символизирует одновременно потенциал и хрупкость, а простые геометрические формы становятся метафорой поверхностности современного искусства.


«Яйцо» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
Плоское пространство
В фильмах студии Zagreb Film фоны чаще всего плоские или текстурные и не отделены от переднего плана, но за счет определенных художественных приемов авторы достигают глубины перспективы. В фильме режиссера Боривоя Довниковича «Любопытство» (хорв.: Znatizelja, англ.: Curiosity) 1967 года мы сначала видим на белом фоне лишь несколько элементов: скамейку, дремлющего человека, загадочную сумку, небольшое дерево и траву, которые составляют декоративные элементы окружения.
«Любопытство» / Реж. Боривой Довникович. — 1967.
По мере развития сюжета в кадре появляются новые персонажи, которые демонстрируют нарастающее любопытство к содержимому сумки. Этот процесс приводит к удивительному визуальному эффекту — границы между передним планом и фоном постепенно стираются. Пространство фильма начинает буквально «выплескиваться» за пределы экрана, вовлекая в этот процесс и зрителей, которые невольно разделяют всеобщее любопытство персонажей. Такой художественный прием создает символическое стирание границ между зрителем и персонажами, а также является метафорой механизма распространения массового любопытства.
«Любопытство» / Реж. Боривой Довникович. — 1967.
«Любопытство» / Реж. Боривой Довникович. — 1967.
В фильме «Инспектор возвращается домой» (хорв.: Inspektor se vratio kući, англ.: The Inspector Comes Home) 1959 года режиссера Ватрослава Мимицы использование коллажа создает дополнительную глубину перспективы. По словам художественного руководителя Animafest Даниэля Шульича, фильм стал одной из самых инновационных анимационных работ для своего времени, поскольку «плоский графический стиль, эксперименты с перспективой, пространством и глубиной, а также лимитированная анимация» были выведены на совершенно новый уровень [3].
«Инспектор возвращается домой» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
В фильме «Через тернии к звездам» (Per Aspera Ad Astra) 1969 года режиссера Неделько Драгича мы видим абсолютно плоский белый фон, но его детализация и не требуется, так как сюжет разворачивается в рамках туалетной кабинки. Странное существо пытается выбраться из унитаза, но в итоге его смывает вниз чья-то рука. Заметен контраст между изображением существа и всего остального: существо изображено хаотичными мазками и анимировано наиболее подробно, остальные элементы пространства и чья-то рука, появляющаяся сверху, очерчены четкими, почти ровными линиями, с меньшим количеством фаз движения. Существо в унитазе здесь может символизировать подавленные идеи, творческие порывы или человечность, которую «смывает» система. Роль системы может играть рука и безликое, плоское окружающее пространство.
«Через тернии к звездам» / Реж. Неделько Драгич. — 1969.
В фильме «Вечный» (Perpetuo) 1978 года режиссера Йошко Марушича действие разворачивается также на плоском фоне. Здесь изображена масса людей, которые из самих себя создают воздушный шар, шедевры архитектуры и технические устройства. Возможно, автор таким образом хотел показать, что главными на нашей планете являются именно люди, именно мы являемся создателями всего, что имеем, и только от нас самих зависит то, каким станет наше будущее, а все остальное, обозначенное обезличенным плоским фоном, — неважно.
«Вечный» / Реж. Йошко Марушич. — 1978.
«Вечный» / Реж. Йошко Марушич. — 1978.
Нарушение законов анатомии
Авторы студии намерено используют антианатомический метод, нарушая законы анатомии. В фильме режиссера Душана Вукотича «Суррогат» (хорв.: Surogat, англ.: Erzatz) 1961 года искажение тел становится критикой общества, а персонажи, которые оказываются надутыми и сдуваются, представлены в этом фильме как потерявшие человечность куклы.
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
Еще одним ярким примером фильма с нарушением законов анатомии является «Дневник» (хорв.: Dnevnik, англ.: The Diary) 1974 года режиссера Неделько Драгича. По словам автора, фильм был вдохновлен его опытом жизни в Америке [4]. Фильм показывает человека, голова и тело которого постоянно меняют форму. Он едет в шумный город, напоминающий Нью-Йорк. Картина посвящена жизни в перенаселенном городе, в котором можно потерять личность.
«Дневник» / Реж. Неделько Драгич. — 1974.


«Дневник» / Реж. Неделько Драгич. — 1974.
Антианатомический метод используется и в фильме «Инспектор возвращается домой» (хорв.: Inspektor se vratio kući, англ.: The Inspector Comes Home) 1959 года режиссера Ватрослава Мимицы. Фильм стал экзистенциалистской притчей о неумелом полицейском инспекторе, преследующем свои собственные отпечатки пальцев. Персонаж создан методом коллажа и имеет геометрическую форму, а его голова вращается во все стороны и отделяется от тела, что становится насмешкой над бюрократами.
«Инспектор возвращается домой» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
Абстрактность
Во многих фильмах студии прослеживается абстрактность. В качестве яркого примера можно назвать фильм «Дон Кихот» (Don Kihot), 1961 года, создателем которого является режиссер и художник-абстракционист Владо Кристл.
«Дон Кихот» / Реж. Владо Кристл. — 1961.
«Владо Кристл стремился создать анимационный фильм, который был бы структурирован не требованиями причинно-следственных связей или какой-либо визуальной вероятности, а собственным художественным ритмом. Результатом стал „Дон Кихот“ (Don Kihot, 1961), фильм, который можно интерпретировать по-разному — как оду нефигуративной „сущности“ мира и как визуализацию собственной музыкальной партитуры — практика, которую последующие хорватские аниматоры стремились развивать. Однако снять полностью абстрактный фильм, такой как „Дон Кихот“, значит создать крайний вариант того, что Умберто Эко назвал „открытым произведением искусства“ (opera aperta), и открыть кинематографический текст для свободных ассоциаций зрителя, личных и политических», — отмечает профессор Эссекского университета, исследователь искусств Санья Бахун [2].
«Дон Кихот» / Реж. Владо Кристл. — 1961.
«Дон Кихот» / Реж. Владо Кристл. — 1961.
Еще один яркий пример абстрактного фильма студии Zagreb Film — «Кошка» (хорв.: «Mačka», англ.: Cat) 1971 года режиссера Златко Бурека. По цветовой гамме фильм стоит особняком от других фильмов студии Zagreb Film и имеет психоделическую стилистику. Фильм, судя по всему, предлагает авторскую трактовку басни Эзопа «Кошка и мыши» и наполнен абстрактными образами, которые в определенных эпизодах имеют нарративную функцию. В нем рассказывается о мужчине, приютившем кошку, которую богиня любви Венера превращает в женщину, и это превращение происходит через пульсирующие абстрактные формы.
«Кошка» / Реж. Златко Бурек. — 1971.
Когда главный герой понимает, что женщине нужен вовсе не он, а украшения, которые он ей дарит, то разочаровывается, а его состояние также передается абстрактными формами.
«Кошка» / Реж. Златко Бурек. — 1971.
Так как герой начинает воспринимать женщину по-другому, ее изображение в фильме меняется — оно также становится наполненным абстрактными формами.
«Кошка» / Реж. Златко Бурек. — 1971.
Визуальные художественные приемы служат одной из главных целей Zagreb Film — критике общества через иронию и сатиру.
Ирония и сатира
Югославия находится на окраине Европы, а Загреб — провинциальный город, проживание в котором «дает свободу стиля жизни и возможность посмеяться над причудами больших держав, тем более что Югославия находится на перекрестке между Востоком и Западом», пишет исследователь анимации Рональд Холлоуэй в книге «Z Is for Zagreb» [1]. По его словам, авторы студии Zagreb Film высмеивают американские фильмы: режиссер Душан Вукотич высмеял жанр вестерна в «Ковбое Джимми» 1957 года (Cowboy Jimmy), жанр фильма ужасов — в «Великом страхе» 1958 года (хорв.: Veliki Strah, англ.: The Great Fear), гангстерские фильмы — в «Концерте для автомата» 1958 года (хорв.: Koncert za mašinsku pušku, англ.: Concerto for Sub-Machine Gun).
«Ковбой Джимми» / Реж. Душан Вукотич. — 1957.
«Великий страх» / Реж. Душан Вукотич. — 1958.
«Концерт для автомата» / Реж. Душан Вукотич. — 1958.
Режиссер Никола Костелац фильме «Премьера» (хорв.: Premijera, англ.: Opening Night) «затронул снобизм богачей в капиталистических странах, но в то же время в нем чувствуется нежная, вседозволенная атмосфера, напоминающая о теплых временах правления Габсбургов и открытии нового оперного сезона в Вене», пишет исследователь анимации Рональд Холлоуэй в книге «Z is for Zagreb» [1].
«Премьера» / Реж. Никола Костелац. — 1957.
После Второй мировой войны Югославия боролась с такими проблемами, как страх ядерного уничтожения, экологический коллапс и дезориентация, вызванная урбанизацией, пишет в своей диссертации американский исследователь анимации Пол Мортон: «„Маленький человек“ является идеализированной итерацией рабочих Zagreb Film и граждан Югославии — фигура, воплощающая гуманистический социализм» [5].
По словам хорватского художника-мультипликатора и исследователя Йошко Марушича, фильмы студии Zagreb Film «наполнены цинизмом, самоиронией и релятивизацией различий между людьми», часто фокусировавшихся на «маленьком человеке» как на бессильном субъекте манипуляции: «Этот „маленький человек“ существует во всех классах и во всех обществах и, действительно, составляет самый многочисленный сектор общества, но остается бессильным, потому что отчужден от общества» [6].
В фильме «Дьявольская работа» (хорв.: «Đavolja posla», англ.: «The Devil’s Work») 1965 года режиссера Златко Гргича рассказывается об офисном сотруднике, который выполняет рутинную бюрократическую работу и над которым все посмеиваются. Когда его вызывает в свой кабинет директор, оба персонажа одинакового размера.
«Дьявольская работа» / Реж. Златко Гргич. — 1965.
Мы не видим, что именно происходит в кабинете директора, но наблюдаем вырывающиеся из-за двери молнии.
«Дьявольская работа» / Реж. Златко Гргич. — 1965.
После того как главный герой выходит из кабинета, то становится реально маленьким. Зритель, конечно, может смеяться над образом «маленького человека», но только до тех пор, пока не узнает в нем… самого себя.
«Дьявольская работа» / Реж. Златко Гргич. — 1965.
Отказ от диалогов
Еще один художественный прием студии Zagreb Film — отказ от диалогов как способ передать повествование через аудиальное решение и сэкономить на озвучивании. Кроме того, отказ от диалогов позволил авторам студии стереть языковой барьер и сделать их работы понятными даже тем, кто не владеет хорватским языком.
«Аниматоры Загребской школы последовательно избегали диалогов и даже закадрового голоса, но интенсивно использовали музыкальную партитуру как активно действующего собеседника и создателя смыслов. В фильме „Суррогат“ Вукотича партитура, основанная на лейтмотивном развитии и/или включающая припевы, обеспечивает контролируемый хронотоп действий антигероя», — отмечает профессор Эссекского университета, исследователь искусств Санья Бахун в статье Croatian Animation, Then and Now: Creating Sparks or Just a Little Bit of Smoke? [2].
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
«Музыка также используется диегетически, чтобы соединить сюжет и форму, как в короткометражке Златко Гргича и Павао Шталтера „Пятый“ (Peti, 1964), рассказывающей об испытаниях, выпадающих на долю настойчивого музыканта, который становится пятым членом квартета. В своих самых новаторских проявлениях Загребская школа радикально использовала свойство музыки как для экспансивного наполнения смыслом, так и для фундаментального изменения формы» [2].
В качестве еще одного примера можно привести фильм Зденко Гашпаровича «Сатиемания» (Satiemania) 1978 года, созданный для визуализации музыки композитора Эрика Сати. В нем анимированный мир постоянно перестраивается под музыку. По мнению исследователя искусств Саньи Бахун, этот фильм — «в высшей степени интертекстуальный и удивительно стилистически разнообразный» [2], а историк анимации Джаннальберто Бендацци назвал его «лучшим фильмом, когда-либо выходившим в студии Zagreb Film» [7].
Заключение
Рассмотренные мной художественные приемы студии взаимосвязаны и работают друг на друга. Лимитированная анимация создает лаконичность, которая усиливается геометричностью форм, плоским пространством, нарушением законов анатомии и абстрактностью. Вместе они работают на сатиру, высмеивая механистичность общества, а отказ от диалогов позволяет использовать музыку, чтобы соединить сюжет и форму. Сочетание этих приемов позволило анимационной студии Zagreb Film создать уникальный стиль. Превратив технические и бюджетные ограничения в эстетическую революцию, студия доказала, что анимация может быть недорогой, но глубокой, а ее анимационные фильмы стали визуальным манифестом свободы.
Holloway, R., 1972. Z is for Zagreb. London: Tantivy Press; South Brunswick [N.J.]: A. S. Barnes.
Croatian Animation, Then and Now: Creating Sparks or Just a Little Bit of Smoke? // Kinokultura URL: https://www.academia.edu/128407958/Croatian_Animation_Then_and_Now_Creating_Sparks_or_Just_a_Little_Bit_of_Smoke (дата обращения: 04.05.2025).
Vatroslav Mimica, Luminary Of The Zagreb School Of Animation, Dies At 96 // Cartoon Brew URL: https://www.cartoonbrew.com/rip/vatroslav-mimica-luminary-of-the-zagreb-school-of-animation-dies-at-96-186548.html (дата обращения: 05.05.2025).
Celebrating 50 Years of Animated History: Animafest Zagreb: 6-11 June 2022 in Zagreb, Croatia // Animation World Network URL: https://www.awn.com/blog/celebrating-50-years-animated-history-animafest-zagreb-6-11-june-2022-zagreb-croatia (дата обращения: 05.05.2025).
The Zagreb School of Animation and the Unperfect // University of Washington URL: https://digital.lib.washington.edu/researchworks/items/8f419e8a-f377-4ff0-bfb9-7958fd25477a (дата обращения: 04.05.2025).
A Conversation with Joško Marušić: Sending Messages to Unknown Friends // Kinokultura URL: https://www.kinokultura.com/specials/11/int-marusic.shtml (дата обращения: 04.05.2025).
Bendazzi, G., 1994. Cartoons-One Hundred Years of Cinema Animation. Eastleigh: John Libbey & Company Limited.
«Великий страх» / Реж. Душан Вукотич. — 1958.
«Вечный» / Реж. Йошко Марушич. — 1978.
«Дневник» / Реж. Неделько Драгич. — 1974.
«Дон Кихот» / Реж. Владо Кристл. — 1961.
«Дьявольская работа» / Реж. Златко Гргич. — 1965.
«Инспектор возвращается домой» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.
«Ковбой Джимми» / Реж. Душан Вукотич. — 1957.
«Концерт для автомата» / Реж. Душан Вукотич. — 1958.
«Кошка» / Реж. Златко Бурек. — 1971.
«Любопытство» / Реж. Боривой Довникович. — 1967.
«Муха» / Реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша. — 1967.
«Премьера» / Реж. Никола Костелац. — 1957.
«Пятый» / Реж. Златко Гргич. — 1964.
«Сатиемания» / Реж. Зденко Гашпарович. — 1978.
«Суррогат» / Реж. Душан Вукотич; Zagreb Film. — 1961.
«Через тернии к звездам» / Реж. Неделько Драгич. — 1969.
«Яйцо» / Реж. Ватрослав Мимица. — 1959.