Original size 880x1100

Художники-авангардисты в эпоху соцреализма

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оглавление

1. Авангард: революционное искусство становится антиреволюционным. 2. «Формализм в живописи». Примеры. 3. Трансформация художников-авангардистов в советской среде на примере - Давида Штеренберга; - Надежды Удальцовой; - Петра Кончаловского. 4. Заключение.

Авангард: революционное искусство становится антиреволюционным

«Авангард всегда впереди — обыденности, традиций, всего привычного. Так он оправдывает не только свое название, но и предназначение — открывать новое. Авангард в изобразительном искусстве начала ХХ века — мировом и русском в частности — в первую очередь и в наибольшей и ясной степени явил себя в живописи. Вероятно потому, что живопись предоставляла возможность, в условиях материального ограничения (как правило, авангардисты не занимались поиском доходов ни в каких сферах, они были поглощены своим искусством), максимально ярко осуществлять и овеществлять свои самые дерзкие и неожиданные замыслы».

— Андрей Сарабьянов. Русский авангард. И не только

Русский авангард — это одно из самых ярких направлений в искусстве нашей страны. Авангардное течение объединяло в себе совершенно разные художественные стили: абстракция, беспредметность, примитивизм, кубофутуризм, аналитическое искусство, супрематизм, конструктивизм. Часто художественные стили переплетались, а художники влияли друг на друга. Кроме того, представителей авангардного искусства сближала общая цель — оторваться от традиционных отживших себя практик в искусстве и служить новым революционным идеалам.

Авангардное направление сформировалось в начале ХХ века и достигло расцвета как искусство смелых идей и форм их выражения в 1910-е годы. Но уже во второй половине 1920-х авангардные художники почувствовали давление со стороны власти. Кроме того, громче стала заявлять о себе АХРР (Ассоциация художников революционной России), художественные цели которой заключались в том, чтобы продолжать традиции передвижников и отображать новую жизнь реалистично. 1932 год стал решающим переломным моментом для авангарда — вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Документ обязывал всех представителей творческих профессий — художников, писателей, музыкантов — объединяться в соответствующие союзы под руководством коммунистической фракции.

В 1934 году писатель Максим Горький употребил термин «социалистический реализм» на первом съезде советских писателей, обозначив вектор развития культуры в Советском Союзе. В 1987 году критик Борис Гройс определил соцреализм как «Gesamtkunstwerk (цельное художественное произведение) Сталин».

«Формализм в живописи»

Работать в новых социально-политических условиях было настоящим вызовом для авангардистов. Более того, многие авторы попали под жесткую критику в безыдейности и формализме.

post

«Формалисты находятся в противоречии с нашим социалистическим сегодня. Они осознают наше бытие „по-своему“. Поэтому у них и язык „свой“. Их язык не бессмысленен, как это утверждают некоторые наивные товарищи, а вполне соответствует смыслу их, чуждого нам, буржуазного сознания».

— Осип Бескин в книге «Формализм в живописи», 1933

Фрагмент брошюры Осипа Бескина «Формализм в живописи», частично раскрывающий суть претензий к авангардистам:

«Среди формалистов мы имеем группу старой художественной интеллигенции, которая в своих исходных пунктах отправлялась от эстетствующего декоративизма, от формалистски рафинированных французов (в первую очередь от Матисса и Дерена): Шевченко, Штеренберг, Истомин, Фонвизин. У одних это „изысканное“ декоративное эстетство сдобрено некоторой дозой мистики (Шевченко), у других оно носит довольно ярко выраженный гедонистический характер (Штеренберг), у некоторых оно пропущено через импрессионистскую, интуитивистическую призму (Истомин). Вплотную к Шевченко из молодежи примыкает Барто, отличающийся от своего учителя — по-своему много думающего большого мастера — полнейшей уже выхолощенностью, сведением живописи к чисто эстетскому „время­провождению“. Сюда же надо отнести (в перекличке со Штеренбергом) Гончарова.

Далее надо выделить группу романтиков-интуитивистов, трепетно, „нервно“ боящихся нашей действительности и уходящих в некую отвлеченную лирику, претворенную в глубоко субъективных образах-символах. Во главе этой группы — Тышлер и Лабас. Из более молодых к ним примыкают в большей или меньшей степени Козлов, Щипицын, Ивановский.

Как особую группу надо выделить Древина и Удальцову с примыкающими к ним Семашкевичем, Ермиловой и Платовым. Ведущая в этой группе линия — своеобразная живописная „воронщина“, ставка на примитивность, детскость, непосредственность впечатления, освобождённого от какого бы то ни было социального опосредствования. Условно к этой же группе могут быть отнесены Глускин и Перуцкий.

Позиции „аналитической“ живописи, вперемежку с патологическими приёмами самого упадочнического экспрессионизма, занимает ленинградская группа Филонова. Здесь налицо смехотворное (если бы оно не было столь болезненно) совмещение самого примитивного, вульгарного материализма (пресловутые „формулы“: комсомольца, ленинградского пролетариата, мирового расцвета и пр.) с кошмарными, мистическими фантазиями: трёхглавые люди, лица с оголёнными, как на анатомических таблицах, мышцами и т. п».

«Супрематисты, бессюжетники — рыцари чёрных квадратов и геометрических сочетаний ровно закрашенных плоскостей, отрицающие начисто какое бы то ни было идеологическое содержание искусства, обломки крушения времён тех „славных плаваний“, когда при помощи Наркомпроса (в годы военного коммунизма) футуризм и формализм самозванно пытались занять „вакантное место“ пролетарского искусства… до организованного возмущения этим фактом широкой пролетарской общественности (по линии живописного руководства активизированы были в этот период Штеренберг, Пунин и др.). Лидеры остатков этого направления — Малевич, Клюн, Суетин.

<…>

Я не буду умножать примеров по смежной области. Возьмём живопись, графику, фотомонтаж. Вызывают ли у кого-либо порицание смелые, прибегающие к высокой степени условности, приёмы талантливейшего Дейнеки? Нет. Потому, что все они направлены к поискам социальной выразительности нашей живой жизни».

Осип Бескин упоминает в своей брошюре некоторые конкретные формалистские работы. Среди них: - «Мать», «Махно», «Ждут» Александра Тышлера; - «Козуля», «Алтайский пейзаж с домом» Александра Древина; - «Демонстрация», «Выезд колхозников в поле» Александра Глускина; - «Мещанка», «Колхозницы ожидающие поезда» Александра Шевченко; - «Лампочка Ильича в ауле», «Партизаны» Ростислава Барто; - «Простокваша», «Стакан с зеленью», «Селёдки», «Старое», «Первое мая», «Портрет дочери художника» Давида Штеренберга.

Автор также приводит иллюстрации этих и некоторых других работ.

Original size 842x595

Александр Лабас «Акула империализма». Эскиз панно. 1932

Александр Тышлер «Материнство», 1932 Александр Тышлер «Женщина и аэроплан», 1926

Надежда Удальцова «Алтай. Пейзаж», 1931 Надежда Удальцова «Скачки», 1931

Александр Древин «Козуля», 1933 Александр Древин «Спуск на парашюте», 1932

Давид Штеренберг «Простокваша», 1919 Давид Штеренберг «Селедки», 1917

Павел Филонов «Формула петроградского пролетариата», 1920–1921 Павел Филонов «Живая голова», 1923

Original size 842x595

Клюн Иван «Супрематизм», 1916

«Ведь до чего мы дошли, что положить краску мы боимся, хотим положить, а сами думаем, а вдруг это формализм».

— Кузьма Петров-Водкин. Из выступления на творческом вечере 25 мая 1933, Москва

Трансформация художников-авангардистов в советской среде

Судьба художников-авангардистов складывалась по-разному. Часть из них эмигрировали: Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Натан Певзнер. Некоторые художники преждевременно ушли из жизни: Ольга Розанова, Любовь Попова, а позднее и Казимир Малевич. Кому-то из оставшихся в Советском Союзе пришлось зарабатывать на жизнь, занимаясь прикладными задачами (иллюстрация, дизайн, оформление выставок, декораций), кто-то старался встроиться в систему и исполнять произведения по канону соцреализма. Однозначно можно сказать, что творчество этих художников трансформировалось под влиянием обстоятельств и представляет собой интересное поле для исследования.

Давид Штеренберг (1881-1948)

post

Становление художника Давида Штеренберга происходило в Париже начала ХХ века, где он активно участвовал в художественной жизни, развивался под влиянием сезаннизма и кубизма. После Октябрьской революции по приглашению Анатолия Луначарского, также вращавшегося в парижских художественных кругах, занявшего пост наркомома просвещения в новой стране, Штеренберг приехал в Россию и был назначен заведующим изобразительным отделом ИЗО (Изобразительного искусства) Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения). Так, Давид Штеренберг был активно включен в организацию художественной жизни страны. В 1922 году он покинул административный пост и стал преподавателем во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). В 1925 Штеренберг основал и возглавил ОСТ (Общество художников-станковистов), в которое вошли его ученики, такие как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Лабас, Петр Вильямс.

Направление творчества Давида Штеренберга не поддается четким определениям. Его произведения не относятся ни к кубизму, ни к супрематизму. У раннего Штеренберга мы отмечаем как мастерское владение живописью цветового пятна, работу с плоскостями, так и внимание к фактурам и деталям, любовь к предметности.

«Штеренберговский натюрморт в самом деле — незаконное дитя супрематизма. Это супрематизм, прорвавшийся в предметность».

— Искусствовед Абрам Эфрос

Давид Штеренберг «Пейзаж с поездом», 1913 Давид Штеренберг «Стол», 1914

Давид Штеренберг «Натюрморт с вишнями», 1919 Давид Штеренберг «Рыба и лампа», 1919

Давид Штеренберг «Тетя Саша», 1922–1923 Давид Штеренберг «Тетя Саша», 1926

В период сгущающихся туч, обвиненный в формализме Штеренберг старается выбирать безопасный художественный язык, однако остается верным своим убеждениям. Он стал ключевой фигурой в переходе от авангарда к «тихому искусству». Представители «тихого искусства» не выражали оппозиционных советской культуре мнений, а просто избегали в своем творчестве спорные темы и жанры, отдавая предпочтение пейзажам, натюрмортам, семейным сценам, лишенных любых идеологий.

Давид Штеренберг. Из цикла «Травы», 1929

Давид Штеренберг «Верба в банке», 1940 Давид Штеренберг «Колокольчики», 1946

Штеренберг Давид «Натюрморт. Хлеб и огурец», 1944 Штеренберг Давид «Синяя кружка с вербой», 1940

За год до смерти художник вернулся к более свободному художественному языку и создал цикл «Библейские мотивы».

Давид Петрович Штеренберг. Из цикла «Библейские мотивы», 1947-1948

Надежда Удальцова (1885-1961)

post

Надежда Удальцова вышла из благополучной и благородной семьи (впоследствии принадлежность отца к офицерскому составу белой армии ей приходилось тщательно скрывать), окончила гимназию и художественную школу Константина Юона. В Москве Надежда Удальцова примкнула к авангардным кругам и работала в свободной мастерской Алексея Моргунова, а затем Владимира Татлина. Раннее творчество Удальцовой также вдохновлено символизмом Виктора Борисова-Мусатова и французскими современными художниками, представленными в открытых собраниях Сергея Щукина и Михаила Морозова. Кроме того, она училась в мастерских в Берлине и Париже.

На основе парижского опыта кубизма у Надежды Андреевны складывается свой собственный стиль. Полностью сформированным и зрелым кубизм Удальцовой становится к 1914–1915 годам. Послереволюционные годы Надежда Удальцова посвящает преподаванию в ГСХМ (Свободные государственные художественные мастерские) и затем — ВХУТЕМАСе — ведет ведёт дисциплину «Объём в пространстве».

Надежда Удальцова «Натурщица», 1914 Надежда Удальцова «Молоток и кружка», 1915

Надежда Удальцова «Швея», 1912 Надежда Удальцова «Кухня», 1915

В 1919 году Надежда Удальцова вышла замуж за художника Андрея Древина. Постепенно в творчестве обоих супругов стали заметны черты взаимного влияния. Они объединяются в художественных поисках и в 1930-х годах приходят к изображению реальности в уникальной для своей четы форме.

Надежда Удальцова «Летний пейзаж», 1924 Надежда Удальцова «Пейзаж», 1924

Надежда Удальцова «Урал. Пейзаж», 1927 Надежда Удальцова «Изумрудное поле», 1930-е

Стоит отметить, что в 1930-е годы художники активно ездят в творческие командировки. Они побывали на Урале, откуда вместо работ, прославляющих индустриализацию, привозили романтические пейзажи. Ездили они и на Алтай, и в Армению. По результатам поездки в Армению Удальцова предоставляет в том числе полотна, более ожидаемые от советского художника.

Надежда Удальцова «Октябрьский натюрморт», 1927 Надежда Удальцова «Митинг. Армения», 1933-1934

В 1938 году Александр Древин был арестован на 10 лет без права переписки. Удальцова надеялась, что муж вернется до 1957 года — только тогда ей стало известно о его расстреле. Арест мужа был вторым сильнейшим ударом в жизни Удальцовой, первым стал арест отца белогвардейца.

В этот тяжелый период Надежда Андреева начинает вести более замкнутую жизнь, пишет многочисленные натюрморты в реалистичной манере, а также камерные портреты членов семьи. В выставках практически не участвует.

Надежда Удальцова «Натюрморт с мимозой», 1930-е Надежда Удальцова «Корзина с цветами», 1930-е

Надежда Удальцова «Мужской портрет», 1940-е Надежда Удальцова «Весна в деревне», 1947

Original size 842x595

Надежда Удальцова «Портрет внучки», 1952

Надежда Удальцова «Натюрморт», 1919 Надежда Удальцова «Хлеб», 1942

Петр Кончаловский (1876-1956)

post

Петр Петрович Кончаловский вырос в благополучной интеллигентной семье. Его отец был известным литератором, переводчиком и издателем.

Живописи Кончаловский учился в Академии художеств, а также в парижских мастерских. Он много путешествовал по Европе (подолгу жил во Франции и Италии, работал в Испании) и России (бывал в Сибири и на Крайнем Севере).

Его художественный стиль формировался прежде всего под влиянием творчества Сезанна, постимпрессионистов и фовистов.

«Инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку»

— Писал Петр Кончаловский

Петр Кончаловский «Наташа на стуле» (Портрет Н. П. Кончаловской в детстве), 1910 Петр Кончаловский «Агава», 1916

Петр Кончаловский «Портрет художника В. В. Рождественского», 1912 Петр Кончаловский «Семейный портрет (сиенский)», 1912

Петр Кончаловский был ключевой фигурой раннего авангарда и художественного объединения «Бубновый валет», просуществовавшего с 1911 по 1917 год. После Октябрьской революции Кончаловский преподавал в ГСХМ и ВХУТЕМАСе, в 1926 году — вступил в АХРР. Художник активно участвовал в выставках в течение всей своей творческой жизни.

Петр Кончаловский «Геркулес и Омфала», 1928 Петр Кончаловский «Девушка под зонтиком», 1929

В 1930-е годы и далее Кончаловский не испытывал критики и притеснений, он продолжал плодотворно работать, учитывая потребности социалистического общества. Однако Кончаловский стремился избегать острых тем: если писал портрет — то он выбирал деятеля культуры, а не политика, если писал пионеров — то испанских. При этом Кончаловский был признанным советским художником, в том числе, потому что «его произведениям присуще радостное, жизнеутверждающее восприятие действительности». В 1942 Петр Кончаловский стал лауреатом Сталинской премии I степени «За многолетнюю творческую деятельность».

Петр Кончаловский «Летом (Утро испанских пионеров в летнем лагере», 1939 Петр Кончаловский «Портрет Хулиты Перекаччо», 1939

Петр Кончаловский «Портрет Любови Орловой», 1951 Петр Кончаловский «Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда», 1938

Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1940–1941 Петр Кончаловский «Автопортрет», 1943

Петр Кончаловский «Яблоки и собака-сторож», 1939 Петр Кончаловский «Розочки и спаржа», 1955

Заключение

Авангардные практики в советском искусстве достаточно стремительно сошли на нет, когда перед художниками встала реальная угроза жизни и благополучию. Известны случаи, когда произведения раннего авангардного периода уничтожались их авторами ради безопасности. Творчество художников в новую эпоху соцреализма стремительно трансформировалось, однако не всегда это вело к упадку. Высокое качество произведений, зачастую, сохранялось и при работе в стиле реализма или приближенных к нему манерах. Стоит отметить, что программный соцреализм был крайне чужд художникам-авангардистам. Даже те, кто принял новые правила игры (Илья Машков, Петр Кончаловский) не создали ярких шедевров в этом жанре. В большинстве своем бывшие авангардисты предпочитали делать пейзажи, натюрморты, семейные портреты, избегая идеологически заряженных тем.

Bibliography
Show
1.

Горнунг О. А. Советский период в творчестве художников авангарда в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств: основные тенденции и трансформации // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 1 (24). С. 78–89.DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.008 (дата обращения: 15.12.2025)

2.

Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. 2003. https://imwerden.de/pdf/kotovich_entsiklopedia_russkogo_avangarda_2003__ocr.pdf (дата обращения: 15.12.2025)

3.

Сарабьянов. А. Д. Русский авангард. И не только. 2023

4.

К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. 1991. https://imwerden.de/pdf/petrov-vodkin_pisma_statji_vystupleniya_dokumenty_1991__ocr.pdf (дата обращения: 15.12.2025)

5.

Бескин О. М. Формализм в живописи. 1933. https://sammlung.ru/?p=6106 (дата обращения: 15.12.2025)

6.

https://arzamas.academy/materials/1204 (дата обращения: 15.12.2025)

7.

https://vladey.net/ru/news/187 (дата обращения: 15.12.2025)

8.9.10.11.

Лекция «Надежда Удальцова. Между кубизмом и реализмом». Андрей Сарабьянов. https://www.youtube.com/watch?v=C3JsKPh1jIE (дата обращения: 15.12.2025)

Image sources
Show
1.

http://nukus.open-museum.net/ (дата обращения: 15.12.2025)

2.

https://fleur-marie.livejournal.com/80955.html (дата обращения: 15.12.2025)

3.

https://artchive.ru/aleksandrtisler/works/495204~Materinstvo (дата обращения: 15.12.2025)

4.

https://koroleva-kristi.livejournal.com/40736.html (дата обращения: 15.12.2025)

5.6.7.8.9.10.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8902 (дата обращения: 15.12.2025)

11.

https://maslovka.org/collection/m00009/ (дата обращения: 15.12.2025)

12.13.14.15.16.17.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/130612 (дата обращения: 15.12.2025)

18.19.20.21.

https://stroganov.livejournal.com/2172389.html (дата обращения: 15.12.2025)

22.

https://artchive.ru/pyotrkonchalovsky/works (дата обращения: 15.12.2025)

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more