Original size 1140x1600

Конструктивизм и мода СССР 1920-х годов

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Введение

Мода в раннем СССР выступала не просто как эстетический феномен, а как инструмент массовой инженерии человека: одежда воспринималась как один из способов привить правильные ценности, сформировать новую идентичность и воспитать трудящегося, рационального «нового человека».

Конструктивизм претендовал на создание практической, функциональной одежды, способной заменить «буржуазное» украшательство социально-полезной рациональностью, а ВХУТЕМАС и авангардные художники предлагали не только формы, но и технологические принципы производства одежды.

Такая тема была выбрана, потому что мода всегда находится в тесной взаимосвязи с общественно-политическими тенденциями и отвечает на потребности общества. Конструктивизм же в моде выступает как яркий, однако во многом забытый феномен. Часто в центре внимания оказывается конструктивистский плакат, архитектура, инженерные изобретения, но не одежда. Цель данного проекта — проследить, как идеи конструктивизма и функционализма воплощались в одежде 1920‑х годов и насколько эти проекты соответствовали повседневной практике. В исследовании важно проследить, какие изменения происходили в социальной структуре общества 1920‑х годов, как менялось положение женщин, а вместе с этим и эстетические представления, мода. В качестве методов исследования выступило сочетание анализа первичных источников (эскизы, журнальные публикации, плакаты) и вторичных исследований (искусствоведческие и социально-исторические работы). Такой подход позволит соотнести теоретические установки с реальными материалами и показать разрыв между утопией и практикой. Форма лонгрида же обусловлена тем, что в ней текст органично сосуществует с изображениями, что позволяет раскрыть тему, связанную с визуальными практиками, более полно.

Идеология и гендер в СССР 1920‑х годов

Первые послереволюционные годы стали временем радикального пересмотра гендерных ролей, когда большевистский проект пытался не только модернизировать экономику, но и создать новую социальную конфигурацию, основанную на равноправии и коллективизме. Женщина в официальной риторике перестаёт пониматься как хранительница домашнего очага — она становится полноценным агентом строительства социалистического будущего. Эта трансформация была одновременно идеологической, социальной и визуальной. Большевистское государство закрепляет равноправие мужчин и женщин в юридических документах: в Кодексе законов о браке и семье 1918 года появляется гражданский брак, упрощается процедура развода, легализуется аборт. Но ещё важнее — стремление вовлечь женщин в общественное производство как экономическую необходимость молодой республики. В 1920‑е годы активно создаются женотделы при партийных структурах, организуются ликбезы, фабрично-заводские школы, ячейки политпросвещения. В газетах и журналах появляются серии материалов о «новой женщине», которая не ограничена домашним трудом, а включена в коллективные формы быта и работы.

Центральным становится образ женщины-работницы — энергичной, физически активной, дисциплинированной. Журналы «Работница», «Коммунистка», «Авангард», многочисленные плакаты, материалы женотделов — активно формировали новый визуальный язык женственности. В плакатах женщина изображается рядом с машинами, с инструментами, в мужеподобных позах, часто в условной рабочей форме. Этот визуальный канон намеренно стирает декоративность и подчёркивает функциональность: женщина оказывается не объектом созерцания, а субъектом производства. Женская одежда становится способом моделирования нового социального тела: мобильного, лишённого буржуазного «излишества» и ориентированного на труд. Утилитарность, сдержанность, динамика, отсутствие украшений — эти качества начинают интерпретироваться как политически правильные.

Original size 2315x1750

«Ленин и работница», автор неизвестен, 1926 г., «Каждая кухарка должна научиться управлять государством», автор неизвестен, 1920 г.

В раннем советском кино женщины тоже изображаются как равноправные участницы индустриальной эпохи. Искусство, мода, в том числе, таким образом, подчиняется идеологии и участвует в формировании желаемого образа женщины

Original size 1280x977

«Катька — бумажный ранет», реж. Ф. Эрмлер, Э. Йогансон, 1926 г.

Original size 1552x873

«Папиросница от моссельпрома», реж. Ю. Желябужский, 1924 г.

В массовой культуре 1920‑х утверждается корпус повседневных практик, который должен был сгладить различия между полами — совместная работа, общественные столовые, ясли, коммунальные квартиры. Однако реальность была неоднородной. Несмотря на официальное равноправие, домашний труд не исчез, патриархальные модели сохранялись особенно в регионах, а материальные условия не позволяли быстро внедрить коллективные формы быта. Но именно этот разрыв между идеологией и повседневностью будет ключевым для понимания советской моды: конструктивисты ориентировались не на реальную женщину, а на идеального социального субъекта, который должен был появиться в результате культурной революции.

Одновременно меняется и мужской образ. Революция стремилась разрушить дореволюционный тип мужчины, ассоциированного с индивидуализмом и буржуазностью. На его место приходит фигура пролетария, связанного с индустриальным производством, физически подготовленного комсомольца, участвующего в ГТО, походах, массовых спортивных праздниках, универсального «строителя», для которого труд — главная ценность.

Original size 2480x1750

«Нет места», М. Боровков, 1925⁠ г.

В мужском визуальном каноне 1920‑х появляются рабочая спецодежда, гимнастёрка, комбинезон, спортивные костюмы. Они подчеркивали коллективность, функциональность и телесную готовность к труду. Если дореволюционная мужская мода строилась вокруг костюма, то советский проект стремился сделать мужское тело унифицированным и рациональным, подчинив одежду производственным режимам. Именно в этой трансформации гендерных ролей и трудовых практик 1920‑х годов формировалась идеологическая база, на которую опирались конструктивисты. Для нового советского общества одежда переставала быть проявлением индивидуального стиля или гендерно-культурной принадлежности: она должна была выражать универсальную социальную роль трудящегося гражданина, подчёркивать его включённость в коллектив и рациональное отношение к быту. Гендерные различия в таком подходе осмыслялись как рудимент буржуазного прошлого, связанный с декоративностью и потребительским излишеством. Человеческое тело, в свою очередь, рассматривалось прежде всего как инструмент труда — мобильный, дисциплинированный, пригодный к физической и производственной активности, а не как объект украшения. Поэтому Степанова, Попова, Родченко, Ламанова и другие художники не создавали эстетическую революцию в пустоте: их проекты становились визуальным выражением уже начавшейся культурной революции. Универсальные комбинезоны, спортивные и рабочие костюмы, намеренная аскетичность и отсутствие декоративных элементов были прямым продолжением нового гендерного и социального порядка, в котором одежда превращалась в идеологически нагруженный инструмент формирования «человека будущего».

Конструктивизм и функциональная мода

Конструктивистские художники 1920‑х годов занимались как производством орнаментов для тканей, так и созданием одежды, отвечающей новой идеологии и социальной структуре. Конструктивисткий текстиль является одним из первых массовых явлений советской моды, он отличается геометричностью, большими контрастами, обращением к беспредметным композициям или производственной, технической эстетике: машинам, электричеству, заводам

Original size 1065x744

Рисунок для ткани, Варвара Степанова, 1924 г.

Original size 1625x1080

Образец ткани, автор неизвестен, 1920-ее гг., Шагающие пионеры, Василий Хвостенко, конец 1920-х — начало 1930-х гг.

Original size 2057x1080

Лиля Брик в платке с принтом Варвары Степановой, фотография Александра Родченко, 1924 г.

Говоря о проектировании одежды, стоит отметить, что русские конструктивисты рассматривали человеческое тело как подвижный сосуд, требующий практичного, простого и гигиеничного костюма, который не мешал бы, а повышал эффективность труда и жизни человека. Отказавшись от украшательства и декоративности дореволюционной одежды, конструктивисты в своих авангардных работах отдавали предпочтение простым геометрическим формам и ярким цветам. Когда в 1922 году Москве начинает работать Первая ситценабивная фабрика, руководство предприятия сталкивается с проблемой нехватки эскизов для тканей и решает пригласить для расширения ассортимента художников-конструкторов. Так в 1924 году Степанова и Попова приступили к работе на текстильной фабрике «Циндель», разрабатывая ткани и лекала для платьев, публикуемых в журнале «ЛЕФ».

Original size 2480x1750

Эскизы платьев Любови Поповой, 1923-24 гг.

Работая с материалами в абстрактной манере, художники стремились создавать одежду, которая в равной степени отражала бы как их художественное видение, так и практические цели того времени. Степанова и Татлин также ввели понятия «прозодежда» («производственная одежда») и «спецодежда» («специализированная одежда»). Прозодежда представляла собой рабочий костюм, отличающийся и по профессии, и по производству. Он, с одной стороны, создавал универсальным рабочий костюм, а с другой — делал его индивидуальным в зависимости от особенностей производства.

Original size 1573x281

Статья «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», Варвара Степанова, Журнал «ЛЕФ» № 2, 1923 г.

При этом изначально прозодежда была разработана для театра. В 1921 году Попова сделала костюмы для спектакля «Великодушный рогоносец», а Степанова в 1922 году придумала одежду для спектакля «Смерть Тарелкина». В этих костюмах был использован модульный подход: герои одеты в геометричные костюмы с линиями, подчёркивающими структуру тела и движения.

Original size 2480x1750

Прозодежда актера № 5, Любовь Попова, 1921 г.

Original size 2480x1750

Прозодежда актера № 3, Любовь Попова, 1921 г.

Original size 1280x1040

Эскизы костюмов для спектакля «Смерть Тарелкина», Варвара Степанова, 1922 г.

Особое место занимала спецодежда. Она имела более точные специфические требования и некоторую аппаратурную часть в костюме. Спецодежда была предназначена для таких специалистов, как хирургов, пилотов, рабочих на кислотной фабрике, пожарных, участников полярных экспедиций и так далее.

Original size 1501x1080

Проект спецодежды углекопа, Густав Клуцис, 1922 г.

Спортодежда также выделялась в отдельную категорию, но подчинялась всем основным требованиям прозодежды и видоизменялась в зависимости от характера спорта — футбол, лыжный спорт, гребля, бокс или борьба имели свою специфику, которую необходимо было отразить при проектировании.

Original size 2480x1750

Эскизы спорт-одежды, Варвара Степанова, 1924 г.

Original size 1918x1080

Студенты в спортивной форме, выполненной по эскизам В. Степановой, 1924 г

Крой спортодежды был простым, конструктивисты отказывались от большого количества застежек, деталей, излишков ткани. Верхняя рубашка имела цельнокроеный рукав и прямой крой, шорты крепились на резинку. Такая одежда давала возможность спортсмену двигаться без затруднений и подходила для разных размеров, что делало её универсальной. Детали допускались лишь в случаях, когда они требовались функционально: карманы, аппликации с названиями спортивных команд, надписи, которые бы позволили зрителю быстро понять, к какой команде относится спортсмен.

Original size 1632x1080

Актриса Евгения Жемчужная в спортивном костюме, сшитом по проекту Варвары Степановой, 1924 г., Студенты в спортивной одежде, созданной по эскизам Степановой, 1924 г.

Тем не менее, конструктивисты разрабатывали и проекты обычной одежды для повседневной носки, называя это «нормаль-одежда». Цель этого проекта заключалась в том, чтобы модернизировать повседневный внешний облик человека. Характерными принципами этой одежды, помимо раннее упомянутых функциональности, удобства и перехода к геометричным формам, является отказ от строгих половых различий в одежде. Отличия отсутствовали или были сдержаны, что указывает на нейтралитет и утилитаризм. Унисекс-модели одежды больше не ограничивали мужчин и женщин строгими гендерными нормами, уравнивали их в возможностях

Original size 1496x1080

Журнал «Новый быт», образцы разработок нормаль-одежды и предметов быта, В.Татлин, 1923 г.

Над разработкой повседневной одежды активно трудилась Надежда Ламанова. В её изделиях, основанных на идеях конструктивистов, выделяется важная черта: при создании одежды она обращалась к русскому фольклору как источнику вдохновения. Так отказ от пышных декоративных элементов компенсировался добавлением узоров в русском стиле.

Original size 2048x1428

Костюм Н. Ламановой на Международной парижской выставке, 1925 г., Лиля Брик и Эльза Триоле, Н. Ламанова, 1923 г.

Original size 1080x835

Эскиз платья, Н. Ламанова, 1931 г.

Интересным эпизодом советской моды является выход журнала «Искусство в быту» в 1925 году. В нём Вера Мухина совместно с Надеждой Ломановой разрабатывают выкройки одежды. Перед ними стояла сложная задача: разработать простой, но красивый дизайн, который будет доступен для изготовления каждому советскому гражданину. Материалы для одежды, выкройки для которых были размещены в журнале, должны были быть максимально обыденными: грубое сукно, платья из полотенец или головных платков. Малыми средствами художницы сумели сделать модные на то время выкройки, которые своими руками были способны сшить люди по всему СССР, живущие даже вне больших городов, где заполучить нечто качественное было ещё сложнее из-за дефицита

Домашнее платье из головного платка и кафтан из двух владимирских полотенец, рисунки Веры Мухиной по моделям Надежды Ламановой, 1925 г.

Original size 3000x1982

Платье из сурового полотна, рисунок Веры Мухиной по модели Надежды Ламановой, 1925 г.

Несмотря на то что идеология СССР оказала сильное влияние на моду 1920-х, изделия художников-конструктивистов: Александра Родченко, Владимира Татлина, Варвары Степановой, Любови Поповой, Александры Эстер — были вписаны в глобальный контекст. В начале XX века по всему миру активно идёт поиск новых форм, наблюдаются тенденции ухода от украшательства и излишней декоративности к утилитаризму, функциональности, рационализму и чистой геометричной форме. В моде за пределами СССР тоже заметно стремление дизайнеров и модельеров изобрести новый облик для нового человека, живущего в новой, быстрой среде мегаполиса. Костюмы Коко Шанель демонстрируют схожие с конструктивистами принципы: большой контраст в принтах, прямые силуэты, отказ от нефункциональных элементов и четких гендерных рамок

Original size 1400x1080

Костюм из джерси от Шанель, 1920-е гг.; Габриэль Шанель, 1929 г.

В кино конструктивистский костюм нашел своё отражение, например, в известном на весь мир, произведшим большое впечатление фильме «Аэлита» Якова Протазанова. Костюмы выполнила Александра Экстер, а в качестве консультанта выступала Надежда Ламанова. Костюмы Экстер появляются в фантастичной части фильма, действия которой разворачиваются на Марсе. Эта деталь представляется символичной, ведь по степени новаторства и экспериментальном и костюмы конструктивистов были чем-то практически неземным. Костюмы Экстер хорошо раскрываются в динамике и смотрятся на экране, потому что в них есть скорость и необходимая для кино динамичность. В костюмах марсианских персонажей активно используются чистые формы, круги, прямоугольники, волны, ломаные линии, треугольники, совмещение контрастных и нестандартных материалов: пластик, металл, картон. Эскизы Экстер в дальнейшем были продемонстрированы на Венецианской биеннале и получили огромный успех и признание мирового сообщества

Костюм марсианской принцессы Аэлиты, Александра Эстер, 1924 г.

Original size 1404x1080

Астроном и Ихошка, костюмы Александры Эстер, 1924 г.

Закат конструктивизма

Несмотря на визуальную яркость, функциональную направленность, развитие конструктивистской моды вскоре угасло. К концу 1920-х годов конструктивизм как художественная и культурная программа начинает стремительно терять позиции. То, что ещё несколько лет назад воспринималось как передовой проект создания нового быта и человека, оказывается несовместимым с изменившейся политической и идеологической ситуацией. Государство вступает в фазу ускоренной индустриализации, коллективизации и жёсткой централизации культурной политики; эксперименты 1920-х постепенно объявляются формалистическими и оторванными от массового зрителя.

Тему конструктивизма в театре, одежде и дизайне окончательно в 1929 году закрывает спектакль Всеволода Мейерхольда «Клоп», в котором Родченко оформлял сцены будущего. У мужчин — клеенчатые комбинезоны, у женщин — короткие прямые платья с отстегивающимися фартуками и карманами. Через полгода после премьеры застрелился Маяковский, над театром Мейерхольда начали сгущаться тучи, эксперименты прекратились. Родченко с головой ушел в фотографию, Степанова делала книжные обложки и афиши.

Original size 1498x1080

Эскиз костюма: фигура в спецодежде с изображением клопа на груди и рукаве, Александр Родченко, 1929 г.

В 1932 году постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидирует независимые объединения, включая те, что поддерживали конструктивистские эксперименты. Художественные школы и фабрики-лаборатории, где работали Попова, Степанова и Родченко, переводятся в режим строгого административного контроля. Принцип «социалистического реализма», провозглашённый как единый метод, фактически запрещает абстракцию, эксперимент с формой и идею художника-конструктора. Даже в прикладном искусстве утверждается требование изображать «идеально советскую действительность» — понятную, вдохновляющую, ориентированную на героический труд.

Тем не менее наследие конструктивизма не растворяется бесследно: его рациональность, модульность, ориентация на массовое производство и идею рационального костюма пригождается в будущем. Рабочий костюм, сшитый в 1920-е годы до сих пор выглядит актуальным. Разработанный конструктивистами простой крой костюма, добавление множества карманов делает его функциональным и удобным для рабочего.

Original size 1080x795

Александр Родченко в мастерской в производственном костюме, 1924 г.

Школьная форма, разработанная конструктивистами, также надолго стала широко используемой на протяжении всего советского времени. Уже в журнале «Искусство быта» 1925 года появляется внешний облик той формы, которая сохранялась вплоть до конца XX века

Original size 3000x1956

Школьное платье, рисунок Веры Мухиной по модели Надежды Ламановой, 1925 г.

Для современной моды, именитых, передовых дизайнеров и модных домов богатое наследие конструктивистов также является источником вдохновения и переосмысляется в новой форме с учетом актуальных тенденций

Original size 1461x1080

Коллекция Prada, осень-зима 2014/2015

Bibliography
Show
1.

Constructivism in Russia in the 1920s // The Russian Fashion Blog URL: https://www.russianfashionblog.com/constructivism-russia-1920s/#axzz3B5EqXoh9 (дата обращения: 25.11.2025).

2.

Текстильные эксперименты Поповой и Степановой // Arzamas URL: https://arzamas.academy/materials/436 (дата обращения: 28.11.2025).

3.

Бобрихин А. А. Егорова С. И. Одежда и мода как средство формирования советской идентичности // Концепт. — 2015. — № 18. — С. 1-6.

4.

Будникова, О. В. Формула конструктивизма в дизайне костюма / О. В. Будникова, А. Г. Хмелевская // Костюмология. — 2022. — Т. 7. — № 2.

5.

Лукьянова, А. С. Влияние положения женщины в обществе на моду в разные эпохи / А. С. Лукьянова, В. В. Стригун // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2017. — № 2. — С. 99-103.

6.

Пунанова Н. С. Отечественная мода в контексте формирования «Советской идентичности» в 20-е годы ХХ века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 70. — С. 125-132.

7.

Раева Д. М. Советская мода 20-30-х гг. Хх века как феномен культуры и предмет научного изучения // Вестник Костромского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 219-221.

8.

Цесевичене О. А., Юдова А. Ю. Русская мода и конструктвизм // Креативные основы художественного образования: материалы Международной научно-практической конференции, 28–30 марта 2011 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. — Екатеринбург, 2011. — С. 88-92.

9.

Яковлев Д. М., Конарева Ю.С., Синева О. В. Конструктивизм: отражение в искусстве и мире моды // Фундаментальные и прикладные научные исследования в области инклюзивного дизайна и технологий: опыт, практика и перспективы / Сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции (23 — 25 марта 2022 г.). Часть 2. — М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2022. –С. 186-192

Image sources
Show
1.

Рис. 1 «Ленин и работница»: Артхив URL: https://artchive.ru/artists/9893~Plakaty_SSSR/works/280520~Kazhdaja_kukharka_dolzhna_nauchitsja_upravljat%27_gosudarstvom (дата обращения: 20.11.2025).

2.

Рис. 2 «Каждая кухарка должна научиться управлять государством»: Redavantgarde URL: https://redavantgarde.com/collection/show-collection/2062-lenin-and-a-female-worker-.html (дата обращения: 20.11.2025).

3.

Рис. 3 «Катька — бумажный ранет»: Кино-театр.ру URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9525/foto/i3/603731/ (дата обращения: 20.11.2025).

4.

Рис. 4 «Папиросница от моссельпрома»: Зотов URL: https://centrezotov.ru/events/laboratoriya-shkola-kinozritelya-1920-h/film-konczert-papirosnicza-ot-mosselproma/ (дата обращения: 20.11.2025).

5.

Рис. 5 «Нет места»: Артхив URL: https://artchive.ru/artists/78368~M_Borovkov/works/538904~Net_mesta (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Рис. 6 Рисунок для ткани: Tatlin URL: https://tatlin.ru/articles/tekstilnye_eskizy_popovoj_i_stepanovoj_sopostavlenie (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Рис. 7 Образец ткани: Livejournal URL: https://tanjand.livejournal.com/2007264.html (дата обращения: 21.11.2025).

8.

Рис. 8 Шагающие пионеры: Livejournal URL: https://solodilove.livejournal.com/21653.html (дата обращения: 21.11.2025).

9.

Рис. 9 Лиля Брик в платке с принтом Варвары Степановой // Риац URL: https://riac34.ru/news/138152/ (дата обращения: 21.11.2025).

10.

Рис. 10 Эскизы платьев Любови Поповой: The Russian Fashion Blog URL: https://www.russianfashionblog.com/constructivism-russia-1920s/#axzz3B5EqXoh9 (дата обращения: 21.11.2025).

11.

Рис. 11 Статья «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда»: Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой URL: https://lamanova.com/16_prozodezhda.html (дата обращения: 21.11.2025).

12.

Рис. 12 Прозодежда актера № 5: Третьяковская галерея URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/41146 (дата обращения: 21.11.2025).

13.

Рис. 13 Прозодежда актера № 3: Третьяковская галерея URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/11206 (дата обращения: 21.11.2025).

14.

Рис. 14 Эскизы костюмов для спектакля «Смерть Тарелкина»: Сноб URL: https://snob.ru/art/podrugi-po-konstruktivizmu-kak-sovetskie-khudozhnitsy-nachala-xx-veka-lomali-stereotipy-v-iskusstve/ (дата обращения: 21.11.2025).

15.

Рис. 15 Проект спецодежды углекопа: ВХУТЕМАС URL: https://vkhutemas.academy/articles/gustav-klucis-korotko (дата обращения: 22.11.2025).

16.

Рис. 16 Эскизы спорт-одежды: Артхив URL: https://artchive.ru/encyclopedia/41~Constructivism (дата обращения: 22.11.2025).

17.

Рис. 17 Эскизы спорт-одежды // Vogue URL: https://www.vogue.ru/magazine/articles/druzya_v_polosochku (дата обращения: 22.11.2025).

18.

Рис. 18 Актриса Евгения Жемчужная в спортивном костюме, сшитом по проекту Варвары Степановой: История России в фотографиях URL: https://russiainphoto.ru/photos/20288/ (дата обращения: 23.11.2025).

19.

Рис. 19 Студенты в спортивной одежде, созданной по эскизам Степановой: Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/808466570605945527/ (дата обращения: 23.11.2025).

20.

Рис. 20 Журнал «Новый быт», образцы разработок нормаль-одежды и предметов быта: Наше наследие URL: https://www.nn.media/magazine/125/32/ (дата обращения: 23.11.2025).

21.

Рис. 21 Костюм Н. Ламановой на Международной парижской выставке: Нож URL: https://knife.media/ussr-fashion/ (дата обращения: 23.11.2025).

22.

Рис. 22 Лиля Брик и Эльза Триоле: Кто главный.Ростов URL: https://kg-rostov.ru/premiere/khudozhnik-teatra-iz-rostova-rekonstruirovala-kostyum-lili-brik/ (дата обращения: 23.11.2025).

23.

Рис. 23 Эскиз платья: Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой URL: https://lamanova.com/20_sketches.html (дата обращения: 23.11.2025).

24.

Рис. 24 Домашнее платье из головного платка: Tehne URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/iskusstvo-v-bytu-1925 (дата обращения: 24.11.2025).

25.

Рис. 25 Кафтан из двух владимирских полотенец: Tehne URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/iskusstvo-v-bytu-1925 (дата обращения: 24.11.2025).

26.

Рис. 26 Платье из сурового полотна: Tehne URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/iskusstvo-v-bytu-1925 (дата обращения: 24.11.2025).

27.

Рис. 27 Костюм из джерси от Шанель: ВикиЧтение URL: https://biography.wikireading.ru/85955 (дата обращения: 25.11.2025).

28.

Рис. 28 Габриэль Шанель: Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/454230312436353258/ (дата обращения: 25.11.2025).

29.

Рис. 29 Костюм марсианской принцессы Аэлиты: Артхив URL: https://artchive.ru/aleksandraekster/works/13374~Eskiz_kostjuma_Korolevy_Marsa_k_fil%27mu_Aelita_po_romanu_Alekseja_Tolstogo (дата обращения: 25.11.2025).

30.

Рис. 30 Костюм марсианской принцессы Аэлиты: Артхив URL: https://artchive.ru/aleksandraekster/works/13374~Eskiz_kostjuma_Korolevy_Marsa_k_fil%27mu_Aelita_po_romanu_Alekseja_Tolstogo (дата обращения: 25.11.2025).

31.

Рис. 31 Астроном и Ихошка: Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой URL: https://lamanova.com/22_aelita.html (дата обращения: 25.11.2025).

32.

Рис. 32 Эскиз костюма: фигура в спецодежде с изображением клопа на груди и рукаве: BRND URL: https://brnd.ru/project/eskizy-kostyumov-dlya-postanovok-mejerkho-c982b02777064ca0971b210374fca06a (дата обращения: 26.11.2025).

33.

Рис. 33 Александр Родченко в мастерской в производственном костюме: Arzamas URL: https://arzamas.academy/materials/1792 (дата обращения: 26.11.2025).

34.

Рис. 34 Школьное платье: Tehne URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/iskusstvo-v-bytu-1925 (дата обращения: 26.11.2025).

35.

Рис. 35 Коллекция Prada, осень-зима 2014/2015 // Vogue URL: https://vogue.ua/ru/article/fashion/brend/prada-osen-zima-2014-20152258-2258.html (дата обращения: 27.11.2025).

36.

Рис. 36 Коллекция Prada, осень-зима 2014/2015 // Vogue URL: https://vogue.ua/ru/article/fashion/brend/prada-osen-zima-2014-20152258-2258.html (дата обращения: 27.11.2025).

Конструктивизм и мода СССР 1920-х годов
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more