
Концепция
Некрореализм — это уникальное художественное направление, которое возникло в первой половине 1980-х годов в Ленинграде и стало одним из самых ярких и провокационных явлений советского андеграунда. Это художественное течение исследует пограничное состояние между жизнью и смертью. Оно оказало значительное влияние на развитие отечественной неформальной культуры, выходя за рамки чисто эстетического эксперимента и становясь своеобразным отражением социальных и экзистенциальных процессов, происходивших в позднесоветском обществе. Некрореалисты использовали различныe виды искусства — кино, живопись, перформансы, фотографию и даже музыку.
В условиях, когда традиционные культурные нормы и идеологии начали меняться, некрореализм стал ответом на кризис идентичности и переосмысление ценностей, обусловленных социальными и политическими преобразованиями.
Основная тема некрореализма — смешение жизни и смерти, иррациональное и таинственное — нашла отклик в обществе, стремящемся понять глубинные аспекты человеческого существования. В это время наблюдается всплеск интереса к мистике и иррациональности, что делает произведения некрореалистов особенно актуальными. Их работы, зачастую наполненные элементами абсурда и черного юмора, успешно разрушают привычные представления о смерти, превращая её из сакрального явления в объект культурного анализа и обсуждения.
Центральным элементом некрореалистической эстетики является изображение телесного распада, лишенное какого-либо пафоса. Тело предстает как разрушающийся объект.
Персонажи фильмов Евгения Юфита и других представителей движения — это, зачастую, маргиналы, существа на грани человеческого и животного, блуждающие в сюрреалистическом пространстве, лишенном смысла и цели. Они погружены в непрерывный процесс разложения — как внутреннего, так и внешнего, что отражает деградацию окружающей их действительности.
Этот мотив распада пронизывает все некрореалистические произведения — от визуального ряда до сюжетных линий и философского подтекста.
Это исследование направлено на анализ вклада некрореалистов в историю отечественной неформальной культуры, чтобы выделить их значимость как яркого и оригинального движения, сформировавшего уникальные художественные формы и подходы к осмыслению жизни и смерти.
Некрореализм, возникший на фоне бурных культурных трансформаций в стране, позволяет глубже осмыслить сложную взаимосвязь искусства и общества.
В рамках данного исследования будет предоставлен анализ произведений различных видов искусства, ключевых фигур движения и культурных контекстов, которые повлияли на его формирование.
«Мертворождение». История появления некрореализма
Отцом-основателем некрореализма является художник и независимый кинорежиссер Евгений Юфит.
Евгений Юфит в молодости
Своеобразным прологом некрореализма считается история, произошедшая зимой 1975 года. Евгений Юфит, Андрей Панов (Свин) и друзья согласились убрать снег у кинотеатра «Планета» за бесплатные билеты. Однако, несмотря на сильный мороз, они начали вести себя крайне вызывающе: часть подростков разделись по пояс, а Панов снял всю одежду, оставшись только в сапогах. Увидев это «представление», посетители кинотеатра потребовали вызвать милицию, после чего Юфит с товарищами немедленно скрылись.
«Смерть — это одновременно и ноль и бесконечность, она одна из тех категорий, которую человек не может материализовать в своем воображении.»
- Евгений Юфит [3]
Некрореализм расцвел в период распада СССР, совпадая с крушением советской идеи бессмертия вождей. Это искусство отразило ощущение умирания системы в 80-е, когда официальные обещания расходились с реальностью, а Перестройка воспринималась как агония перед развалом СССР.
Его основные темы — биологическая смерть как бесконечный процесс и пограничное состояние между жизнью и смертью.
Термин «некрореализм», введенный Юфитом в 1984 году, был намеренной отсылкой к соцреализму, использовавшей черный юмор для критики идеи коммунистического бессмертия.


«Атлас по судебной медицине» Эдуарда фон Гофмана
Ключевым источником вдохновения для некрореализма стали медико-криминологические справочники, особенно «Атлас судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана. Евгений Юфит копировал из него изображения самоубийств и насильственной смерти, распространяя их среди художников как основу для сюжетов.
Впоследствии Юфит разработал специальный «зомби-грим» для фото, используя подручные средства вроде кетчупа и ваты в щеках, чтобы придать моделям «мертвый» и зловещий вид.
«Я никогда не пытался формулировать четкий манифест, потому что это противоречило бы спонтанности нашего течения. Хаос и абсолютный авторский произвол породили эту эстетику, следование определенным канонам лишило бы ее свежести и неожиданности.»
- Евгений Юфит [1]
С 1987 года Владимир Кустов пытался систематизировать идеи некрореалистов, введя специфические понятия:
- «тупость»: действие без раздумий, - «наглость»: смелость для провокаций, - «бодрость»: веселый настрой, - «матёрость»: опытность.
Несмотря на это, общего манифеста у движения не появилось, что все еще соответствовало его спонтанности.
Перформанс
В первое время, некрореализм не имел четкой структуры, выраженной концепции и философии. По факту, они не отличались от обычных панков, так как основная их деятельность заключалась в наведении «дебоша» среди ленинградской публики — особенно выделялись имитации драк или погони.
Массовая драка на заводе, Ленинград, 1984 год
Манекен Зураб стал центральной фигурой ранних акций некрореалистов. Его сбрасывали с высоты и избивали ради «неистового веселья», снимая это на видео для первых фильмов. Однажды, съемка избиения Зураба Юфитом вызвала вмешательство милиции и КГБ. Пленку конфисковали, а Юфиту было вынесено предупреждение. Его спасло от большей ответственности лишь то, что отснятый материал был сочтен «маразмом».
Сбрасывание Зураба, Ленинград, 1983 год
Квартирные встречи стали неотъемлемой частью жизни будущих некрореалистов, предоставляя участникам возможность свободно выражать себя любым способом — от мелких хулиганств до своеборазных шуток над новыми участниками. Например, один из гостей, известный под прозвищем Шмидт, особенно любил имитировать акты насилия, часто преследуя новичков по квартире в обнаженном виде.
Мужчина у ветеринарной лечечебницы, Ленинград, 1979 год.
Существовал феномен «Некросворы» — группы, состоящей из молодых людей, чье поведение напоминало стайность бездомных собак. Их действия часто разворачивались заброшенных городских пространствах — бараках, стройках, лесополосах, на железной дороге или в коммуналках.
Акции «Некросворы» были абсолютно спонтанны и представляли собой внезапные, шокирующие перформансы: инсценировки массовых драк в электричках или симуляции суицида на природе. Участниками могли стать самые разные люди, от идеологов движения до случайных прохожих
Фотография
Главным витком для развития некрореализма стало увлечение Юфита фотографией. Первыми работами были постановочные фотографии в «зомби-гриме», которые впоследствии заложили фундамент для параллельного кино.
Евгений Юфит. Из серии «Новое утро», 1992 год
С конца 1980-х годов Юфит использует две камеры: 16-мм для съемки и 35-мм для фотографии. Из тысячи кадров он выбирает один и изменяет его, чтобы показать игру света и тени и странные позиции персонажей. Юфит создает эффект деформации образа с помощью многократного контратипирования.
Евгений Юфит. Из серии «Шелест», 1996 год.
Евгений Юфит. Коса возмужания. Центральная часть триптиха, 1993 год


Евгений Юфит. Из серии «Долгожитель». 1997
В середине 1990-х он начинает снимать монохромные пейзажи, которые демонстрируют эмоционально насыщенные элементы и аспекты, связанные с отклонениями. Это создает контраст между возвышенной красотой пейзажа и его мрачными, болезненными сторонами.
Евгений Юфит. Из серии «Долгожитель». 1997


Евгений Юфит. Из серии «Немой горизонт», 2008 год.
Кинематограф
Заставка «Мжалалафильм»
В 1984 году Евгений Юфит основал подпольную киностудию «Мжалалафильм», собрав молодых кинематографистов из Ленинграда и Москвы.
Название студии, по слухам, связано с издевкой над партийным деятелем Советской Грузии Василием Мжаванадзе.
Работы Юфита и его коллег характеризуются спонтанностью и непродуманностью, что сделало их известными как — «гаражное кино», часто снятое без декораций на натуре. Многочисленные короткометражки, такие как «Лесорубы» и «Весна», разворачиваются вдоль железной дороги и в заброшенных зданиях.
«Санитары-оборотни», реж. Евгений Юфит, 1985 год
Несмотря на свои дерзкие и абсурдные сюжеты, фильмы некрореалистов не были хорошо приняты зрителями: например, короткометражка «Мочебуйцы-труполовы» вызвала скандал среди зрителей в 1988 году. После этого Юфит все же продолжал снимать свои фильмы, но они стали доступны только узкому кругу зрителей.


Кадры из фильма «Рыцари поднебесья», 1989 год.
С переходом к перестройке, Юфит получил возможность работать на государственных студиях. Его знакомство с Александром Сокуровым привело к созданию фильма «Рыцари поднебесья», который стал знаковым для некрореализма и впервые вывел его на государственный уровень.
Кадры из фильма «Папа, умер Дед Мороз», 1991 год.
В 1991 году Юфит снял фильм «Папа, умер Дед Мороз», который получил Гран-при на международном кинофестивале в Римини, а сам Евгений Юфит был провозглашен живым классиком в Роттердаме.


Кадры из фильма «Серебряные головы», 1998 год.
Некрореалисты изображают своих героев как мертвецов, которые, добившись желаемой смерти через самопожертвование, как бы умирают второй раз. При этом повторяющаяся смерть теряет свою героичность и становится просто усталостью от глупых способов умереть. Этим они разрушают сакральный образ смерти, превращая её в продукт массовой культуры.
Несмотря на попытки восстановить связь человека с его опытом смерти, персонажи фильмов остаются обезличенными, и зритель сталкивается с картинами жестокости, где сложно различить актёров и жертв.
Фильмы некрореалистов нельзя трактовать как привычные нам произведения с четкой композицией. Но они отлично отражают дух времени, хаос и авторский произвол, создавая одновременно реальную и гротескную картину жизни.
Живопись
«Оригинальность некрореализма заключается в том, что он делает смерть наблюдаемой, уводя зрителя от реалистических картин мёртвых тел. Танцы, пляски, хороводы орнаментально пронизывают всё тело направления. Некро — смерть, реализм — жизнь. Пространство между ними — наша зона интереса. Трое авторов, три личности, предлагают свои модели видения некрореализма и в сумме полностью освящают эту зону.»
- Сергей Серп [6]
Картины Владимира Кустова — это не просто изображение. Это как будто наглядное пособие или инструкция. Она пытается объяснить, что такое смерть, как «устроен» загробный мир и как можно переходить между жизнью и смертью.
При этом сам процесс рисования (спонтанность, мастерство ради красоты, удовольствие от красок) не важен для Кустова.
Для него важно, чтобы каждый элемент картины — линии, цвета, материалы — имели свой четкий смысл и служили определенной цели.
Кустов Владимир «Холодно (триптих)», 1990 год.
Кустов Владимир «Любовь или смерть», 1994 год.
Кустов Владимир «Прошлогодние нудисты», 1995 год
Кустов Владимир «Рождение и распад Антисигма-Минус-Гиперона», 1997 год.


Кустов Владимир 1. «Сашок», 1999 год 2. «Увидевший Фудзи», 2012 год
Фудзияма — действующий вулкан на японском острове, символично связанный с понятиями «вечности» и «бессмертия» благодаря одной из версий значения его названия. 5 марта 1966 года произошло крушение Boeing 707 на Фудзи, погибли все находившееся на борту люди.
Если на картине «Сашок» Владимир Кустов исследует процесс постепенного слияния с вечностью и обретения бессмертия, то в написанной позднее работе «Увидивший Фудзияму» он обращается к моменту самого столкновения.
Картина «Увидивший Фудзияму» показывает те самые первые секунды агонии от прямого знакомства с вечностью, символически представленной в названии через место трагедии — гору, название которой означает «бессмертие», и событие, ставшее мгновенным переходом из жизни в иной мир. Таким образом, Кустов через обращение к реальной катастрофе на Фудзияме показывает не путь к вечности, а сам момент удара с ней.
Кустов Владимир «Двоица», 2018 год
Особый оптический эффект на картине Кустова — неопределенность движения изображенных мужчин. То, как зрителя воспринимает их траектории, напрямую влияет на интерпретации произведения.
Формат, имитирующий кинопленку, отсылает к кино-началу некрореализма. Визуальный стиль (ч/б, туман, минимализм) напоминает как некрофильмы, так и эстетику Тарковского.
Ключевая идея у Кустова всегда передается через цвета: белый (Смерть), черный (Жизнь), серый (Умирание/Между) — последнее и есть основная тема некрореализма.
Леонид Трупырь «В камышах», 1987 год.
Уже знакомая по заставке «Мжалалафильм» картина Леонида Трупыря «В камышах» фактически становится символом направления.
Изображение двух моряков со следами удушения сразу же помещает нас в мир некрореализма с его фиксацией на смерти, насилием и состоянием умирания.
Выбор именно моряков обусловлен их статусом людей, находящихся на границе — моря и суши.
Леонид Трупырь. Без названия, середина 1980-х
Леонид Трупырь изображает смерть не как окончательный финал и исчезновение, а скорее как стадию перехода, трансформации, начало новой формы существования или перерождение.
Эта концепция ярко отображается деталью на картине: тело героя покрыто рыбами, что говорит о слияние с природным циклом, где одно становится пищей для другого. Также это похоже на аллегорию метаморфозы, когда тело перестает быть человеческим и готовится принять иную, еще неизведанную форму.
Вода здесь выступает не просто как фон, а как пространство, где происходит неизбежный процесс перехода из одного состояния в другое.


Сергей Серп «Последняя электричка — 1», «Последняя электричка — 2», 1990 год.
Сергей Серп «Утро в лесу — 2», 1988 год.
Для Сергея Серпа имеет большую важность отобразить идеи некрореализма в своих работах через цвет. Основываясь на исследованиях клинической смерти, художник утверждал, что его творчество отражает надежду об продолжении жизни после смерти.
Музыка
К сожалени, информации о новом музыкальном направлении некрореалистов — мжалалаоркестр, почти не осталось информации.
Известно, что оркестр возглавлял Юрий Циркуль (Красев) — соратник Юфита, который также был известен своими выступлениями с группой «Популярная механика».
Песня оркестра фигурирует в качестве саундтрека в фильме «Лесоруб». Однако, до наших дней от песни остался лишь текст на бумаге. В фонограмме же ничего нельзя разобрать из-за качества звука.
Также в этом фильме в качестве звуковой дорожки использована песня «Жировоск», сочинённая Юфитом и Котельниковым на мотив советской песни «Весёлый сосед».
Наши трупы пожирают Разжиревшие жуки. После смерти наступает Жизнь что надо, мужики!
- отрывок из песни «Жировоск» [7]
Юрий «Циркуль» Красев, Сергей Курёхин, 1990 год, Амстердам
Скульптура
Валерий Морозов. «Истукан»
Валерий Морозов, уже дебютировавший в качестве актера в фильмах Юфита, становится первым и единственным некроскульптором. Созданный им цикл деревянных некрореалистических идолов «Истукан», напоминает известных идолов с острова Пасхи.
«Жизнь после смерти». Заключение
Проанализировав различные виды искусства — кино, живопись, фотографию, перформанс, музыку и скульптуру — мы смогли увидеть, как некрореализм проявляет себя через абсурдные и порой вызывающие сюжеты. Пронизанное темами распада и деградации, искусство некрореалистов расширяют границы понимания человеческого существования и его кончины.
Таким образом, некрореализм стал не просто художественным направлением, но и своеобразным зеркалом, отражающим сложные и противоречивые аспекты человеческого существования в переходную эпоху.
Андреева Е. 100 лет современного искусства Петербурга. 1910 — 2010-е. М., 2023
Некрореализм Евгения Юфита — забытый андеграунд позднего СССР // Vatnikstan URL: https://vatnikstan.ru/culture/nekrorealizm/ (дата обращения: 20.05.2025).
Умер некрореализм // Журнал «Сеанс» URL: https://seance.ru/articles/goodbye-yufit/?ysclid=mawzew8nbf852661556 (дата обращения: 20.05.2025).
Marina Gisich Gallery URL: https://www.shop.gisich.com/ru/artists/kustov-vladimir/works/179/ (дата обращения: 20.05.2025).
Владимир Кустов, Двоица // Vladey URL: https://vladey.net/ru/artwork/4829 (дата обращения: 20.05.2025).
Некрореализм в ММСИ // Aroundart URL: https://aroundart.org/2011/10/26/nekrorealizm-v-mmsi/ (дата обращения: 20.05.2025).
Весна на улице Морг: программный текст Сергея Добротворского о некрореализме // Журнал «Искусство кино» URL: https://kinoart.ru/texts/vesna-na-ulitse-morg-programmnyy-tekst-sergeya-dobrotvorskogo-o-nekrorealizme (дата обращения: 20.05.2025).
Зомби-грим, дутик и бодрость: словарь некрореализма к юбилею Евгения Юфита // Собака.RU URL: https://www.sobaka.ru/entertainment/art/103643?ysclid=maxhj765i375757357 (дата обращения: 20.05.2025).
Некрореализм: как ленинградские художники соцреализм хоронили // URL: https://fmediaj.com/necrorealism (дата обращения: 20.05.2025).
Некрореализм // ГАРАЖ URL: https://garagemag.ru/necrorealism-techenie-posdnego-leningrada (дата обращения: 20.05.2025).
Евгений Юфит. НЕКРОРЕАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ // MARINA GISICH GALLERY URL: https://www.gisich.com/ru/artists/yufit-evgenij/exhibitions/9/ (дата обращения: 20.05.2025).
Евгений Юфит. Папа некрореализма // Arterritory URL: https://arterritory.com/ru/ekran_-scena/intervju/12563-evgenii_jufit_papa_nekrorealizma/ (дата обращения: 20.05.2025).
https://www.shop.gisich.com/ru/artists/kustov-vladimir/works/179/2. (дата обращения: 20.05.2025).
https://archive.kuryokhin.net/2.99/ (дата обращения: 20.05.2025).
https://www.kommersant.ru/gallery/1762193?ysclid=max3fn0sps969400350#id629161 (дата обращения: 20.05.2025).
https://vladey.net/ru/artwork/7772 (дата обращения: 20.05.2025).
https://vk.com/album-90264138_213253154 (дата обращения: 20.05.2025).
6.https://vk.com/albums-435965 (дата обращения: 20.05.2025).
https://vatnikstan.ru/culture/nekrorealizm/?ysclid=max3dobb51566436518 (дата обращения: 20.05.2025).
https://www.sobaka.ru/entertainment/art/103643?ysclid=maxhj765i375757357 (дата обращения: 20.05.2025).
Весна на улице Морг: программный текст Сергея Добротворского о некрореализме (дата обращения: 20.05.2025).
https://kinoart.ru/texts/vesna-na-ulitse-morg-programmnyy-tekst-sergeya-dobrotvorskogo-o-nekrorealizme?ysclid=max5gq36un488017204 (дата обращения: 20.05.2025).
https://citizen-ka.livejournal.com/71881.html (дата обращения: 20.05.2025).
https://www.kinopoisk.ru/film/42882/stills/ (дата обращения: 20.05.2025).