
Гарсия Т. В защиту репрезентации // Художественный журнал. 2024. № 125.
Что такое репрезентация и возможно ли ее существование сегодня, после тотальной постмодернистской критики, представляющей репрезентацию как нечто иллюзорное, обманчивое, негативное?
Гарсия начинает свое повествование с объяснения причин резко негативного отношения к «репрезентации» в эпоху модерна и постмодерна. Отсутствие пояснений с точки зрения философии, а также недостаточность и отсталость этого понятия привели к его порицанию, отвержению и изобретениям, помогающим избегать упоминание «репрезентации» в различных сферах жизни общества. Автор предлагает посмотреть под другим углом на эту идею: необходимо отделять репрезентации от реальности, помещая их в сознание того, кто их видит. Гарсия подчеркивает необходимость объяснения реального и материального существования репрезентаций основываясь на рассуждениях касательно трех основных моделей осмысления статуса репрезентативных объектов: представление «либо как копии, либо как знака, либо как дубликата»[1]. Мимесис (или копия) — первая модель, — понимается как соединение двух объектов, один из которых существует в реальности, а второй репрезентирован. Они как бы являются зеркальным отражением друг друга. Это ставит под сомнение такой способ осмысления понятия, потому как репрезентация — это не идентичное сходство. Также спорными оказываются идеи «предсуществования» и «де-презентирования» того, что репрезентируется. Вторая модель для осмысления раскрывает отношения между такими понятиями как: репрезентамент, объект и интерпретант. Она объясняется существованием связи знака и объекта через другие знаки. И хотя такая идея осмысления имеет место быть с точки зрения семиотической модели, к ней имеются возражения. Сигнификация подразумевает исчезновение присутствия знака на фоне объекта, тогда как сама по себе репрезентация является отношением между объектом и репрезентаменом.

AES+F, Last Riot 2, The Tank & Waterfall 2006, цифровой коллаж
Третья модель зародилась в 1960-х годах. Ее можно описать как двойственную концепцию репрезентации. С одной стороны, она признает реальность объекта. С другой стороны, создает для него новую реальность. Ошибка такой идеи заключается в приписывании одновременного присутствия объекта и того, что его репрезентирует, тогда как все это стоит воспринимать как один объект, который разделяется между существованием и отсутствием. Таким образом Гарсия подводит нас к радикально новой модели репрезентации. Он считает, что смысл репрезентации не в том, чтобы дублировать реальность, а в том, чтобы сделать присутствующим то, что на самом деле отсутствует. Он делает вывод, что репрезентации — это не иллюзии в нашем сознании и не личное восприятие, а «отсутствующие здесь и сейчас» объекты, вписанные в новую плоскость реальности.
1. Необходимо перестать избегать идею репрезентации и выставлять ее в негативном свете.
Традиционный взгляд на это понятие заставлял видеть в любом акте репрезентации имитацию, проявление скрытых смыслов, нечто обманчивое. Она представлялась подменой реальности. Это сформировало резко негативное отношение к репрезентации в эпоху модерна и постмодерна. Однако, необходимо посмотреть на эту идею с радикально иной точки зрения. Репрезентация не претендует на существование в реальном мире, даже наоборот — подразумевает отсутствие такого же материального объекта. Гарсия утверждает: «…всякая репрезентация есть абстракция, абстракция присутствия вещей»[2]. Герои сериалов воспринимаются нами как будто реальными, хотя на самом деле они существуют лишь в контексте режиссерской идеи внутри экрана ноутбука. Семейная фотография из 90-х возвращает в теплые воспоминания, но не воссоздает ситуацию в момент запечатления в реальном мире. Если наша реальность ограничена временем, законами физики и т. п., то репрезентация позволяет создавать пространства, которые не зависят от этих ограничений. С ее помощью мы способны «останавливать» мгновение, описывать события, слушать музыку по дороге на работу и обсуждать философию по видеосвязи, не выходя из дома. Вместо того, чтобы отвергать эту идею, Гарсия предлагает использовать ее силу и способности создавать то, чего не существует в реальности, так как это открывает множество возможностей для искусства.
AES+F, Lost Riot (Последний бунт), 2005 — 2007
AES+F, Last Riot 2, The Cathedral 2007, цифровой коллаж
«Последний бунт» — это размышление о росте виртуальности в конце XX и начале XXI веков, о разрыве между реальным насилием и его представлением в СМИ, а также о вечном стремлении человечества к полному уничтожению. Этот проект изображает мир бесконечных раздоров и конфликтов, его молодых андрогинных обитателей, утративших свою идентичность в борьбе как с самими собой, так и с Другими. Как в видеоигре, герои «Последнего бунта» не могут умереть, в то время как все вокруг них разрушается — больше нет истории, идеологии или этики, есть только всепоглощающий бунт.
«В какой-то момент мы поняли, что размышления о том, что реально, а что нет, не имеет никакого значения» — мы «все стали жить в реально-виртуально-мифологическом пространстве» — AES+F [Livejournal, Маша Хинич, 2024]
AES+F, Last Riot 2, Panorama #1 2006, цифровой коллаж
Главной проблемой, с которой работает AES+F, является необходимость сделать цифровой и медийный образ одновременно выразительным и критическим — так, чтобы он не превращался в иллюстрацию страхов и не скрывал заложенную критику за эффектной эстетикой.
AES+F, Last Riot 2, Panorama #3 2006, цифровой коллаж
AES+F не отказываются от репрезентации — они осознанно и целенаправленно работают с образами (цифровыми репрезентациями тел), чтобы показать, как репрезентация формирует современное воображение (виртуальность, СМИ, мода). Этот проект использует репрезентацию как инструмент, которым можно оперировать, а не как «зло», которого следует избегать.
Илья и Эмилия Кабаковы, The Palace of Projects (Дворец проектов), 1998
Илья и Эмилия Кабаковы. «Дворец проектов». 1998, инсталляция, The New York exhibition, 2000. The Palace of Projects. Credit: Andrew Moore and Dirk Pauwel
Этот проект — инсталляция-архив, наглядно реконструирующая «дворец проектов» — совокупность мечтаний/планов, реализованных и нереализованных; это — театрализованная репрезентация быта и мысленных сценариев.
Илья и Эмилия Кабаковы. «Дворец проектов». 1997. Лондон. Фото Эмилии Кабаковой. / «The palace of projects», 1997, London. Photo Emilia Kabakov
Главная проблема, с которой сталкиваются художники, — возможность найти баланс между вымышленной «правдоподобностью» несуществующего мира и искренностью/социальной значимостью. Кабаковы не отказываются от репрезентации бытовых судеб и коллективных мифов — они пользуются репрезентацией, чтобы делать видимым скрытое (планы, мечты). Такая демонстрация позволяет репрезентации стать инструментом мышления и памяти.
Илья и Эмилия Кабаковы. «Дворец проектов». 1998, инсталляция, The New York exhibition, 2000. The Palace of Projects. Credit: Andrew Moore and Dirk Pauwel
2. Репрезентация — это не имитация существующего объекта, а представление отсутствующего.
Рене Магритт «Вероломство образов», 1929. Холст, масло, 59×65 см
Копия подразумевает сходство с репрезентируемым объектом, тогда как сама репрезентация не подразумевает «симметричные отношения»[3]. Рассмотрим эту идею на примере фотографии с изображением автомобиля. Представление автомобиля на бумаге или экране не становится имитацией существующего объекта. Фотография передает образ машины, но не становится ею. Запечатленное камерой авто не сможет отвезти нас на дачу или море. Это говорит о неспособности присутствия нарисованного объекта в данном моменте. Этот объект существует только внутри картины. Точно так же как и реальный автомобиль не будет участвовать в своей репрезентации. Эта мысль хорошо отражена Рене Магриттом в серии работ «Вероломство образов». Надпись «Это не трубка» (фр. «Ceci n’est pas une pipe.») на картине с изображением трубки дает зрителю подсказку. Действительно, эту трубку невозможно взять и положить в карман или использовать по обычному назначению. Представленный объект — нематериален. Он существует лишь в плоскости картины. Настоящей трубки здесь нет, только ее образ. Художник показывает различие между репрезентацией и реальным объектом, утверждая, что было бы нечестно писать обратное: «это трубка», так как это всего лишь плоский рисунок. Репрезентация ничего не копирует, она превращает то, чего нет, в конкретный объект.
Борис Михайлов, серия Case History (История болезни), 1997 — 1998
Installation view of the exhibition «Photography: Inaugural Installation» 2004 — 2005. Фотограф: Thomas Griesel.
Данный проект содержит в себе крупноформатные, стилизованные цветные фотографии маргинальных людей Харькова — часто инсценированные, наполненные отсылками к религиозной и художественной истории; фотография создаёт «портреты» людей, которых социально «не замечали».
Installation view of the exhibition «Photography: Inaugural Installation» 2004-2005. Фото: Thomas Griesel
Проблемой, с которой сталкивается художник, является этическая дилемма и риск эксплуатации — как представлять маргинальных людей так, чтобы вернуть им самоопределение, а не использовать их уязвимость в художественных целях. Михайлов не просто «копирует» существующую сцену — с помощью фотографии он создаёт видимость присутствия тех, кого общество бросило в отсутствие (бездомных, забытых). Репрезентация тут — способ представить то, чего общество не видит.
Installation view of the exhibition «Boris Mikhailov: Case History», 2011. Фото: Jonathan Muzikar
Ольга Чернышева, серия/видео The Train / Waiting for a Miracle (Поезд / В ожидании чуда) и др; 2000 — 2004, серии 2000 — 2003
Ольга Чернышева «The Train» («Поезд»). 2003, Скрин из видео
Ольга Чернышева создает документально-наблюдательные фотографии и короткие фильмы о повседневных эпизодах Москвы (поезда, рабочие, прохожие). Работы фиксируют пустые промежутки повседневности и фигуры, которые «как бы есть», но исторически и социально отсутствуют в публичном нарративе.
Ольга Чернышева «The Train» («Поезд»). 2003, Скрин из видео
Главной проблемой в работе художницы является необходимость формально и этически представить «малые» истории (эпизоды) так, чтобы они не потерялись в эстетике «социальной ностальгии» или документального эффекта.
Ольга Чернышева, серия фотографий «Waiting for a Miracle», 2000
Ее кадры — не прямое «копирование» реальности, а выбор и монтаж моментов, которые делают видимым то, что обычно пропускают: отсутствие исторической репрезентации простых людей. Фотография представляет отсутствие как предмет мысли.
3. Репрезентация никогда не достигнет полного присутствия того, что представлено.
Рисунок ключа не способен открыть сундук с сокровищами, равно как и сам ключ не может быть представлением своей репрезентации. Получается, что рисунок служит лишь определением объекта, а не появлением этого объекта в материальном понимании. На сколько бы подробно нарисованный ключ не передавал черты реального, он не способен достичь присутствия настоящего ключа. Гарсия объясняет: «То, что присутствует в репрезентации, есть отсутствие, которое может быть строго детерминировано, но никогда не дойдет до точки насыщения присутствием»[4]. Если бы изображение какого-либо объекта могло достигнуть абсолютного существования и буквально стать материальным объектом — оно бы перестало быть репрезентацией. Мы восхищаемся не предметом на картине, а искусством изображения этих предметов, визуальным языком — то есть репрезентацией.
Джованни Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины», 1622, мрамор
Скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины» восхищает своей пластичностью и натуралистичностью. Изваяние высотой три метра было высечено из единого куска мрамора. Особые техники автора позволили зрителю окунуться в эмоции героев произведения, передали атмосферу, заставили воспринимать мрамор не как грубый камень, а как нечто телесное. Но если бы эти люди из мрамора «превратились» в настоящих людей, репрезентация бы исчезла, вместо этого Прозерпина и Плутон продолжили бы свое противостояние уже в реальном мире, как живущие сегодня люди. Складки ткани, которые в скульптурном виде обычно привлекают внимание своей «натуральностью» и побуждают желание разглядывать, в реальном мире вообще не стали бы объектом привлечения внимания. Потому можно сделать вывод, что именно отсутствие возможности достичь реальности позволяет обрести репрезентации собственную уникальную ценность.
Ирина Нахова — Without a Title (Без названия), проекты 2013 и далее (лауреат Премии Кандинского 2013)
Ирина Нахова. Руководящий состав. Из проекта «Без названия», 2013. Ламинированная термопечать, парашютный шелк. Courtesy Культурный Фонд «АртХроника»
В этом проекте используются инсталляционные комплексы и произведения, обращённые к памяти, семейной истории и стиранию людей из истории; Нахова использует смешение медиа (видео, скульптуру, живопись), чтобы показать фрагментарность представления прошлого.
Ирина Нахова. Из проекта «Без названия», 2013. Фигуристки Холст, печать, пастель, 153×317
Главной проблемой, с которой работает художница, становится необходимость формально обозначить неполноту и утрату так, чтобы репрезентация не выдавалась за «полное знание», и одновременно удержаться от скушения заполнить эту пустоту декоративными или сентиментальными приемами. Нахова демонстрирует, что любое восстановление (репрезентация) прошлого остаётся фрагментарным — «полного присутствия» утраченых людей/событий не добиться; репрезентация — это всегда отрывки, намёки, пропуски.
Ирина Нахова. Из проекта «Без названия», 2013. Фрагмент видео
Илья и Эмилия Кабаковы — The Empty Museum (Пустой музей), показана в 1993 и позже
Илья и Эмилия Кабаков, «The Empty Museum», 1993
Проект представляет собой инсталляцию, имитирующую классический музейный зал, но без картин — на стенах лишь пузыри света, будто картины сняты. Пространство заполнено ощущением отсутствия.
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Пустой музей» (1993) на выставке «В будущее возьмут не всех». 2018
Проблемой, с которой сталкиваются художники, становится потребность избежать простой игры «ожидание/разочарование» и вместо этого сделать опыт пустоты продуктивным — чтобы отсутствие стимулировало мышление, а не только фрустрацию. «Пустой музей» буквально делает видимым предельную ситуацию репрезентации: ожидание картины превращается в ощущение её невозможности. Это образ того, что репрезентация не может дать «все-целостного» присутствия — она лишь обозначает его отсутствие.
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. 2023, Фото: Dor Kedmi
4. Репрезентация заставляет отсутствовать присутствующие объекты
Скульптурные объекты в первую очередь представляют собой материал из которого они изготовлены: мрамор, бронза, гипс или какой-либо другой. Однако, когда мы обращаемся к данному объекту, в первую очередь наше внимание обращено к сюжету. Таким образом вполне реально существующий кусок бронзы затмевается репрезентацией и вытесняется из восприятия. Книга — это трехмерный объект, состоящий из бумажных страниц и переплета. Но когда мы читаем то, что изложено в этой книге — наше сознание фокусируется не на объекте, а на содержании, то есть на репрезентации. По словам Гарсии «репрезентативный объект стремится не дать <…> восприятию распознать его именно тем, чем он является»[5].
Маурицио Каттелан, «Comedian», 2019, Арт-Базель, Маями
Например, реди-мэйд объясняет прием, при котором готовый предмет или объект помещается в контекст концепции, тем самым превращаясь в произведение искусства. Банан, приклеенный к стене скотчем Маурицио Каттеланом, перестает существовать, как фрукт, пища, перекус в концепции инсталляции. Этот банан и скотч репрезентируют идею ценности искусства, демонстрируют отношение автора к современному искусству и рынку. Отклеив банан от стены, забрав его из пространства галереи, мы заставим снова его «присутствовать» в реальности в его привычном понимании.
Олег Кулик — перформанс Doghouse / Dog-performances, 1994 — 1996 и далее
Олег Кулик, Mad Dog or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. 1994, 30×40, Photo printing
Кулик переходит в образ собаки (он сам ведёт себя как «собака»), устраивает провокационные акции, иногда физически взаимодействует с публикой; перформансы вытесняют традиционные «объекты» (например, обычные выставочные артефакты) и ставят на сцену репрезентацию животного как социальный акт.
Олег Кулик, Mad Dog or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. 1994, 30×40, Photo printing
В этом проекте проблемой становится риск насилия и трансгрессии — как сохранить этический предел, не превратить свою художественную репрезентацию в причинение вреда людям (или животным) и не потерять контроль над ситуацией, которую сам же провоцируешь.
Олег Кулик, Mad Dog or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. 1994, 30×40, Photo printing
Когда художник становится «репрезентацией собаки», он вытесняет реального человека (или реальную социальную ситуацию) — зритель фиксируется на образе и его символике, а не на присутствующем предмете/событии. Репрезентация «перекрывает» присутствие.
Олег Кулик, Mad Dog or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. 1994, 30×40, Photo printing
Таус Махачева — «Tightrope» (Канат), 2015
Taus Makhacheva — Tightrope, 2015
Видео Tightrope показывает циркового канатоходца Расула Абакарова, который переносит по канату реплики дагестанских произведений искусства из одного утёса на другой. Реплики выполнены настолько тщательно, что выглядят как «настоящие», но ключевое — они заменяют оригиналы, тогда как сами оригиналы остаются за кадром, в музейных фондах.
Taus Makhacheva, Tightrope, 2015 (exhibition view, Museum in Motion, 2022, M HKA)
Проблемой художницы в этом проекте является необходимость говорить о хрупкости культурного наследия через репрезентацию, не подменяя саму проблему художественным жестом. Проект наглядно показывает, как репрезентация вытесняет оригинал: зритель видит только копии, которые полностью занимают пространство восприятия, тогда как подлинные артефакты остаются вне кадра и становятся «отсутствующими», хотя именно они реально существуют.
Taus Makhacheva, Tightrope, 2015 (installation view, Museum in Motion, 2022, M HKA)
5. Любой образ отсутствия — это уже присутствие.
Ив Кляйн, «Пустота», Galerie Iris Clert, Париж, 1958, Фото: The Estate of Yves Klein c/o ADAGP, Paris
Мы не способны показать «ничто» или «отсутствие» напрямую. Пустая рама, висящая на стене демонстрирует отсутствие картины. Другими словами, рама создает ограничение для обозначения пустоты, она «задает» пустоту, предоставляет ей форму и размер. Если мы уберем раму, тогда пустота, существовавшая внутри, рассеется, смешается с остальным пространством. Потому что пустота не существует сама по себе, она всегда имеет конкретный смысл и очертания. Одним из примеров служат выставки Ива Кляйна, в которых он представлял пустоту, как самостоятельное произведение. Существующий вокруг этой пустоты контекст в виде афиш, пространства галереи, зрителей, позволил пустоте стать пространством. Тем самым художник назвал систему искусства «рамкой», способной наделять смыслом даже «ничто».
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915. 79,5 × 79,5 см, холст, масло
Репрезентацию «отсутствия» можно проследить и в работе Малевича «Чёрный квадрат». В этой картине нет фигуративного изображения, предмета, смысла, который можно воспринять сразу. Отказ от всего, что было в искусстве ранее и является той самой «рамкой» пустоты. Малевич поместил «ничто» в контекст искусства (холст, музей), тем определив пустоту, как нечто присутствующее. В искусстве «отсутствие» всегда ограничено (рамкой, материалом, идеей), несет в себе смысл и является активным участником художественного высказывания. Именно репрезентация позволяет увидеть в «ничего» нечто важное и значимое.
Марина Абрамович — The Artist Is Present (Присутствие художника), реставрация/рестейджинг 2010 и позднее
Installation view of the exhibition «Marina Abramović: The Artist is Present», 2010
The Artist Is Present известный перформанс в MoMA (2010) — художница сидит неподвижно, посетители садятся напротив и фиксируют друг друга взглядом. Среди атрибутов — пустое кресло как «приглашение».
Installation view of the exhibition «Marina Abramović: The Artist is Present», 2010
Проблемой, с которой сталкивается художница, — необходимость выдерживать пределы публичной интимности — отсутствие может породить глубокие переживания у участников; задача — не превратить сцену в манипуляцию, сохранить ответственность за эмоциональные последствия.
«I’m there, but I’m not doing anything. The presence is the work.» («Я там, но я ничего не делаю. Присутствие и есть работа.») Марина Абрамович [из аудиогида выставки MoMA, 2010]
Marina Abramović, The Artist is Present, performed at the Museum of Modern Art, 2010. Фото: Alejandro Mallea, CC BY 2.0
Отсутствие действия превращается в само произведение — в присутствие, которое зритель переживает. Пустое кресло и сама сцена ожидания — образ отсутствия (ожидаемый собеседник не всегда приходит), но этот образ уже «присутствует» — он становится опытом и объектом — и воздействует на зрителя/участвующего. Абрамович превращает отсутствие в мощный присутствующий объект.
Павел Пепперштейн, Мифогенная любовь каст, серия работ и инсталляций, 1990-е — 2000-е
Роман Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст в комиксах». Визуализировал Олег Добровольский, 2019
«Мифогенная любовь каст» — это большой художественно-литературный мир, созданный группой «Инспекция „Медицинская герменевтика“» и позднее развиваемый Пепперштейном индивидуально, в который входят: рисунки, изображающие «пустые» символы и знаки, схематические карты несуществующих территорий, гербы и эмблемы вымышленных каст, тексты и диаграммы, объясняющие логику несуществующей реальности. Работы выглядят как документальные свидетельства мира, который отсутствует. Однако именно их визуальное существование делает этот мир «присутствующим» в воображении зрителя.
Роман Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст в комиксах». Визуализировал Олег Добровольский, 2019
В описании к проекту: «роман умственный, требующий постоянного внимания, что называется „интеллектуальное приключение“ — то есть не просто сюжет, а мир, на создание и переживание которого нужно включиться сознательно.» [Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев, 1999/2002]
Главной проблемой для Пепперштейна становится необходимость сохранить зыбкость и неполноту вымышленного мира, не превращая образ отсутствия в слишком «реальную» и завершённую мифологию.
Роман Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст в комиксах». Визуализировал Олег Добровольский, 2019
Проект Пепперштейна подтверждает тезис тем, что визуализирует несуществующие миры и структуры: изображая отсутствие, он превращает его в новое художественное присутствие, делая вымышленное реальным для восприятия.
Традиционное понимание репрезентации устарело. На смену ему пришла новая модель осознания, которая позволяет вернуть идею репрезентации в центр культуры и искусства. Переосмысление этого понятия открывает новые грани для художников, так как они обретают мощный инструмент для достижения целей в искусстве.
Сноски: [1] Гарсия, Т. В защиту репрезентации, 2016, Художественный журнал № 125, с. 12 [2] Гарсия, Т. В защиту репрезентации, 2016, Художественный журнал № 125, с. 17 [3] Гарсия, Т. В защиту репрезентации, 2016, Художественный журнал № 125, с. 12 [4] Гарсия, Т. В защиту репрезентации, 2016, Художественный журнал № 125, с. 19 [5] Гарсия, Т. В защиту репрезентации, 2016, Художественный журнал № 125, с. 18
Тристан Гарсия. В защиту репрезентации // Художественный журнал. 2024. № 125. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/114/article/2459?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 06.11.2025)
Пепперштейн П., Ануфриев С. Мифогенная любовь каст. // Ad Marginem. URL: https://admarginem.ru/product/mifogennaya-lyubov-kast-tom-1/?utm_source=chatgpt.com; Сити. URL: https://thecity.m24.ru/articles/8501 (дата обращения: 03.12.25)
Abramovic M. The Artist Is Present. // MoMA. URL: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/964?utm_source=chatgpt.com; Smarthistory. URL: https://smarthistory.org/marina-abramovic-the-artist-is-present/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 29.11.25)
AES+F. Lost Riot // aesf.art. URL: https://aesf.art/projects/last_riot/; Art Focus Now. URL: https://artfocusnow.com/news/a-new-book-on-aesf-is-a-multimedia-opus-magnum/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 26.11.25)
Chernysheva O. The Train; Waiting for a Miracle. // olgachernysheva.ru. URL: https://olgachernysheva.ru/train; Archiwum Artmuseum. URL: https://archiwum.artmuseum.pl/en/kolekcja/praca/czernyszewa-olga-untitled-4?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 26.11.25)
Kabakov I., Kabakov E. The Palace of Projects; The empty museum. // kabakov.net. URL: https://www.kabakov.net/installations/2019/9/14/the-palace-of-projects (дата обращения: 26.11.25)
Kulik O. The Mad Dog or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. // Art Riot. URL: https://www.artriot.art/artist.html?ch=perfomance&id=OlegKulik&tid=2&utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 02.12.25)
Makhacheva T. Tightrope. // M HKA Ensembles. URL: https://ensembles.org/items/tightrope/assets (дата обращения: 29.11.25)
Mikhailov B. Case History. // MoMA. URL: https://www.moma.org/collection/works/83336?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 02.12.25)
Nakhova I. Without a Title. // ArtReview. URL: https://artreview.com/news-16-december-2013-irina-nakhova-wins-russias-40000-kandinsky-prize/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 29.11.25)
Обложка: Графическая работа Пьера Сулажи. https://tanjand.livejournal.com/3195236.html [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://aesf.art/projects/last_riot/ [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://aesf.art/projects/last_riot/ [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://aesf.art/projects/last_riot/ [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://aesf.art/projects/last_riot/ [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.kabakov.net/installations/2019/9/14/the-palace-of-projects [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://www.kabakov.net/installations/2019/9/14/the-palace-of-projects [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://www.kabakov.net/installations/2019/9/14/the-palace-of-projects [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://artchive.ru/renemagritte/works/333602~Verolomstvo_obrazov_Eto_ne_trubka [дата обращения: 07.11.25]
URL: https://www.moma.org/collection/works/83336?utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.moma.org/collection/works/83336?utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.moma.org/collection/works/83336?utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://olgachernysheva.ru/train [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://olgachernysheva.ru/train [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://olgachernysheva.ru/waiting-miracle [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://ru.borghese.gallery/kollekcziya/sculpture/the-rape-of-proserpina.html [дата обращения: 07.11.25]
URL: https://deniscollection.com/irina-nahova/untitled/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://deniscollection.com/irina-nahova/untitled/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://deniscollection.com/irina-nahova/untitled/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://mydecor.ru/news/events/ilya-i-emiliya-kabakovy-v-budushee-vozmut-ne-vseh-id6794877/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/kommunalka-razmerom-s-kosmos/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230922-gxlo/ [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://spectate.ru/art-worlds/ [дата обращения: 07.11.25]
URL: https://www.artriot.art/artist.html?ch=perfomance&id=OlegKulik&tid=2&utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.artriot.art/artist.html?ch=perfomance&id=OlegKulik&tid=2&utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.artriot.art/artist.html?ch=perfomance&id=OlegKulik&tid=2&utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.artriot.art/artist.html?ch=perfomance&id=OlegKulik&tid=2&utm_source=chatgpt.com [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://ensembles.org/items/tightrope/assets [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://ensembles.org/items/tightrope/assets [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://ensembles.org/items/tightrope/assets [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220401-gxsu/ [дата обращения: 07.11.25]
URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/10-mifov-o-kazimire-maleviche/ [дата обращения: 07.11.25]
URL: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/964?utm_source=chatgpt.com&installation_image_index=0 [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/964?utm_source=chatgpt.com&installation_image_index=0 [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/964?utm_source=chatgpt.com&installation_image_index=0 [дата обращения: 02.12.25]
URL: https://thecity.m24.ru/articles/8501 [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://thecity.m24.ru/articles/8501 [дата обращения: 03.12.25]
URL: https://thecity.m24.ru/articles/8501 [дата обращения: 03.12.25]