
Рубрикатор
1. Концепция 2. Симультанизм 3. Символизм 4. Роторельеф 5. Иллюзия движения 6. Эквивалентность 7. Библиография 8. Источники изображений
1. Концепция
В то время как голливудский кинематограф стремился соответствовать ожиданиям зрителей, европейская индустрия кино находилась на стадии поиска новаторских идей и приемов. Формирование авангарда пришлось на 1920-е годы, тогда в Париже появлялись режиссеры, ведомые идеей создать нечто совершенно новое, противоречащее канонам существующего кинематографа. Период ознаменовался изменение восприятия, в первую очередь, режиссерами своей деятельности, осуждение материализма и предпочтение бессознательного — катализатором таких решений стало время: войны и экономический кризис. Трудные времена рождают гениальные идеи. Говоря про контраст предшествующих авангарду фильмов и произведений периода 1920–1930-е годы, изменение коснулось и главных действующих лиц на экране, теперь зритель лицезрел на геометрические формы и абстрактные фигуры в качестве главных героев, создающих собственную линию сюжета. Предметы действительно перенимают модель поведения живых: двигаются в соответствии с замыслом режиссера, создают эмоциональное впечатление у зрителя.
С помощью каких приемов и методов стало возможным наделение статичных объектов способностью двигаться, занимать роль главных действующих лиц?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к громким фильмам того периода. Волнение среди публики обосновано не только провокационным сюжетом, но и точным отражением духа авангарда, изменением представления зрителя о кинематографе. Однако не все фильмы рассматриваемого периода использователи абстрактные фигуры и предметы в качестве главных действующих лиц, поэтому выбор фильмов обусловлен спецификой темы: Дадли Мерфи, Фернан Леже, «Механический балет» 1924 года, Марсель Л’Эрбье, «Бесчеловечная» 1924 года, Марсель Дюшан, «Анемичное кино» 1926 года, Ман Рэй, «Оставьте меня в покое» 1926 года, Жермен Дюлак, «Диск 957» 1928 года.
В основе структуры исследования заложен хронологический порядок самих фильмов, поскольку это объективная последовательность, позволяющая наглядно проследить изменчивость тенденций среди приемов разных лет. Заголовки исследования — основные методы создания движения, выделенные из каждого фильма. К сожалению, подавляющая часть информации о фильмах находится на зарубежных источниках, да и та больше теоретического характера, в некоторых случаях абсолютное отсутствие материала о пластичности объектов, из-за чего практически единственным достоверным источником являются непосредственно сами фильмы, личные наблюдения, анализ и выводы, поиск соответствующих приемов и терминов.
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
2. Симультанизм
В фильме «Механический балет» 1924 года используется такой прием, как симультанизм (одновременность). Это пластическое выражение соединяет ритмичный монтаж и статичные объекты, подчеркнутый контраст геометрических форм сопровождается переходом из одной формы объекта в другую, благодаря чему создается иллюзия движения. Эффект симультанного движения использовался художниками на основе соединения цветовые сочетания на холсте, пример фильма «Механический балет» доказывает возможность достижения приема и в монохромном цветосочетании с упором на контрастное противопоставление предметов.
Дадли Мерфи, Фернан Леже / Механический балет / 1924 год
Подвергая зрительному искажению объекты, Леже создает собственное понимание движения и видообразования моделей, отрицая действительность на экране. Уход от фигуративности порождает новое восприятие изначально не имеющих пластической ценности объектов. Художественная трактовка заключается в изоляции предметов от логических связей с окружающей средой, местом изоляции становится экран и взгляд автора, образуя новую ритмичную реальность из статичных, ранее не имеющих изобразительных и динамичных достоинств объектов и людей, равным остальным предметам по способности двигаться, части тела — конструкция для модели вечного двигателя.
Дадли Мерфи, Фернан Леже / Механический балет / 1924 год
Люди в кадре приобретают иной смысл, монтажное соединение актеров и геометрических объектов будто передает импульс движения людей на статичные фигуры: фильм открывает кадр качающейся девушки, она задает тон последующим событиям, ритмичное «тик-так» в ее движении отражается в последующей динамике геометрических фигур, оно то ускоряется, то замедляется, но ритм остается неизменным. Это раскрывает главную мысль — скорость как основополагающий темп жизни, заражающий окружающую среду, и характерный для века машин, об этом свидетельствует и музыка, напоминающая движение шестеренок в огромной движущейся машине.
Дадли Мерфи, Фернан Леже / Механический балет / 1924 год
Дадли Мерфи, Фернан Леже / Механический балет / 1924 год
3. Символизм
Клэр живет в мире простых геометрических форм: черно-белые линии пола в некоторых кадрах напоминают шахматную доску, а все герои, мужчины, желающие заполучить внимание возлюбленной, напоминают пешки, которыми управляет главная героиня в фильме «Бесчеловечность» 1924 года. Динамичность композиции придает шар, время от времени появляющийся в разных сценах, это похоже на символ власти и силы, олицетворение самой Клэр, блеск — популярность, форма обусловлена ее самоощущением.
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Жонглируя барабаном после ужина, акробат передает импульс энергии предмету, вращая расписанным геометрическими фигурами объектом на фоне пола с похожим узором. Столкновение двух геометрических форм вызывает ощущение, что барабан — динамичное продолжение пола.
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Думаю, экспрессия в фильме передана с помощью символизма фигур, так, например, героиня оказывается среди квадратных объектов в последних кадрах произведения. После возвращения к жизни, Клэр наконец определяется с выбором, статичный квадрат в данном случае трактуется как символ порядка и равновесия. Сюжетная линия фильма незамысловата, глубинная часть понимания характера самой героини и происходящего кроется в декорациях: цель геометрических форм — сформировать внутренний мир персонажа с помощью объективных визуальных средств. Таким образом, дизайн является не только ярким бэкграундом, но и активным действующим персонажем, взаимодействующим с другими актерами на площадке — характеристика объектов пластична и задействована во многих сферах понимания фильма.
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
4. Роторельеф
Казалось бы, достижение эффекта трехмерности с использованием плоских объектов возможно только с помощью цифровой графики. Все так, если бы не существовало примера роторельефа — картонные круги с абстрактными изображениями, закрепленными на катушке проигрывателя. Эффект глубины схож с гипнотическим эффектом, движущиеся фигуры заставляют сфокусировать внимание на центральных объектах композиции. В фильме «Анемичное кино» 1926 года движение — следствие изменения глубины плоских моделей.
Марсель Дюшан / Анемичное кино / 1926 год
Повторяющееся движение графических спиральных узоров циклично, об этом свидетельствует и название на языке оригинала «Anémic Cinéma» — это палиндром или анаграмма, всесторонняя вариация прочтения олицетворяет циклический характер самого произведения и бессмысленность каламбуров на диске, название действует как краткое содержание произведения, основанного на повторении и словах. Неслучайно главным объектом фильма выбрана спираль, узор является символом бесконечности, а если обратиться к гипнотической составляющей — фильм кажется бесконечным, еще долго после просмотра перед глазами стоит центральный движущийся объект. Фильм находится в бесконечном движении, коммуникации между вербальным и визуальным.
Марсель Дюшан / Анемичное кино / 1926 год
Марсель Дюшан / Анемичное кино / 1926 год
5. Иллюзия движения
Элементы плавного механического движения приводят в динамику статичные предметы в фильме «Оставьте меня в покое» 1926 года. Демонстрация идеи о том, что при замене некоторых свойств, предметы становятся бесполезными для изначального использования, однако приобретают художественную привлекательность: визуальную и динамичную. В некоторых случаях живость объектам придает техника покадровой анимации, интересно, как статичные объекты отрывочно двигаются, будто в силу своей неподвижности резкие движения — их естественный темп. Другие фигуры с глянцевой или стекловидной поверхностью движутся, благодаря игре света и теней. Еще один способ — установка фигур на движущиеся поверхности, в такой связке присутствует передатчик импульса и получатель. В фильме можно проследить тенденцию трех типов движения неподвижных объектов, схожих с подвижными фигурами: покадровая анимация напоминает отрывистые движения танца девушки под игру на струнном инструменте, переливающиеся светом поверхности — блики моря, а совмещение двух объектов для достижения единого движения перекликается с машиной, где человек — движущая сила, машина — сама по себе статичный объект.
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
Использование лучографии в первых кадрах создает призрачный образ предметов, едва различимая форма моделей, находящихся будто в конвульсиях, создает ощущение хаоса и неопределенности. Некий предвестник беды: мужчина попадет в аварию. Однако это всего лишь догадки, как только сюжет становится понятен, он растворяется в абстрактных изображениях, не имеющей смысловой связи с предыдущими кадрами.
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
На мой субъективный взгляд, одной из наиболее притягательных сцен в фильме являются кадры с изображением женских лиц и последующем сравнении их очертаний с неодушевленными объектами: глаза проснувшейся дамы с веснушками схожи с игрой света на стеклянной поверхности многогранного объекта, вторая девушка растворяется в образе колышущегося цветка, а мимика третьей героини плавно перетекает в волнообразное движение мерцающей фигуры.
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
Ман Рэй / Оставьте меня в покое / 1926 год
6. Эквивалентность
«Диск 957» 1928 года — попытка создания визуального эквивалента музыкальному произведению, демонстрация действий различных объектов синхронно звучанию музыки. Сопоставление кадров, следующих один за другим или наслаивающихся друг на друга, влечет появление нового ассоциативного ряда — это визуальное впечатление от прослушивания музыкального произведения. В некоторых кадрах усиливающаяся динамичность музыки сопровождается дублированным на монтаже диском, напоминающим моросящий дождь или фейерверк, колыхающиеся растения олицетворяют более спокойные куплеты — во всех случаях движение объектов сохраняют ритм музыки. Стоит отметить, что все собранные в фильме фигуры естественно динамичны, то есть их природа или задумка буквально заставляют двигаться в такт музыке.
Жермен Дюлак / Диск 957 / 1928 год
Жермен Дюлак / Диск 957 / 1928 год
7. Заключение
Авангард подарил миру новое ощущение кино, смотря сквозь призму времени, можно с уверенностью сказать о масштабном отпечатке периода на дальнейшее развитие не только индустрии, но художественного направления. Авторские приемы вошли в историю как новаторские, и это действительно так, однако что больше поражает, так это многогранность мышления, способность думать за рамками общепринятых представлений, смотря на бытовые абсолютно понятные предметы под другим углом, возникает новый взгляд на окружающую бытовую среду.
Марсель Л’Эрбье / Бесчеловечность / 1924 год
Киноавангард: экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и советский авангард в кино. Фильмы, которые нужно знать. // ArtAndYou URL: https://artandyou.ru/articles/kino-avangard/ (дата обращения: 25.05.2024).
Монтаж изобразительного и кинематографического пространства // Научно-методический электронный журнал Концепт URL: https://e-koncept.ru/2014/14056.htm (дата обращения: 25.05.2024).
Anemic Cinema // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Anemic_Cinema (дата обращения: 25.05.2024).
Anémic Cinéma: Marcel Duchamp’s Whirling Avant-Garde Film (1926) // Open Culture URL: https://www.openculture.com/2011/10/anemic_cinema.html (дата обращения: 25.05.2024).
Психология форм и фигур в дизайне // UPROCK URL: https://www.uprock.ru/education/psihologiya-form-i-figur-v-dizayne (дата обращения: 26.05.2024).
L’INHUMAINE: Modern art, modern cinema // David Bordwell URL: https://www.davidbordwell.net/blog/2016/04/09/linhumaine-modern-art-modern-cinema/ (дата обращения: 26.05.2024).
Французский Авангард. // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/9422487/page:6/ (дата обращения: 26.05.2024).
MAN RAY ☛ EMAK-BAKIA 1926 | CINÉPOÉME // Ciprian George Purcaru URL: https://ciprianpurcaru.com/video/emak-bakia-man-ray-1926-cinepoeme/ (дата обращения: 27.05.2024).
Emak-Bakia: Man Ray’s Surrealist masterpiece // WordPress.com URL: https://melvillian.wordpress.com/2010/01/07/emak-bakia-man-ray-1926/ (дата обращения: 28.05.2024).
https://dellamorteco.tumblr.com/post/113979984390/ballet-mecanique-1924 (дата обращения 28.05.2024)
https://seance.ru/articles/compulsive-beauty/ (дата обращения 28.05.2024)
https://www.kommersant.ru/doc/3046694 (дата обращения 28.05.2024)
https://raremeat.blog/ballet-mecanique-1924/ (дата обращения 28.05.2024)
ballet mécanique fernand léger gif | WiffleGif (дата обращения 28.05.2024)
Ruya Shop: Fernand Léger’s Ballet Mécanique (1924) — Ruya Foundation For Contemporary Culture In Iraq (дата обращения 28.05.2024)
Ballet Mécanique — film: guarda streaming online (дата обращения 28.05.2024)
https://www.25fps.hr/en/film/le-ballet-mecanique (дата обращения 28.05.2024)
https://babel36.wordpress.com/2011/07/18/ballet-mecanique-de-fernand-leger-y-dudley-murphy-1924/ (дата обращения 29.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0014694/ (дата обращения 29.05.2024)
https://vk.com/video-167819049_456239519 (дата обращения 29.05.2024)
https://gifmovie.tumblr.com/post/4389105349/anemic-cinema-01 (дата обращения 29.05.2024)
File: Anemic_Cinema.webm (дата обращения 29.05.2024)
https://www.festival.curtas.pt/en/film/film-2016150/ (дата обращения 29.05.2024)
https://www.artribune.com/television/2022/07/video-anemic-cinema-il-corto-ipnotico-di-marcel-duchamp-del-1926-torna-visibile-dopo-il-restauro/ (дата обращения 29.05.2024)
https://nobrashfestivity.tumblr.com/post/146916277363/marcel-duchamp-anemic-cinema (дата обращения 29.05.2024)
https://www.videodrome2.fr/le-retour-a-la-raison-emak-bakia-deux-femmes-paris-express-man-ray-homme-rayon/ (дата обращения 29.05.2024)
https://youtu.be/RAwwXVAQt-Y?si=v1F5kcAU3CZUvFZp (дата обращения 29.05.2024)
experimental emak-bakia gif | WiffleGif (дата обращения 29.05.2024)
Emak-Bakia: Man Ray’s Surrealist masterpiece | existentialism is a film (дата обращения 29.05.2024)
Disque 957 — Centre Pompidou (дата обращения 29.05.2024)
http://www.film-documentaire.fr/4DACTION/w_fiche_film/62231 (дата обращения 29.05.2024)
https://mubi.com/en/ru/films/disque-957 (дата обращения 29.05.2024)
https://littleplasticthings.tumblr.com/post/652388643472834561/disque-957-1928 (дата обращения 29.05.2024)
classicfilmblr: L’Inhumaine (1924) dir. Marcel… (дата обращения 29.05.2024)
Ballet mécanique (1924) (дата обращения 29.05.2024)
Film still from Emak Bakia — Artwork | GalleriesNow (дата обращения 29.05.2024)
Фильм Бесчеловечность (Франция, 1924) — Афиша-Кино (дата обращения 29.05.2024)
Big Puccini Groupie — L’inhumaine (Marcel L’Herbier, 1924) (дата обращения 29.05.2024)
https://swinglargo.tumblr.com/post/39943519818?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+swinglargo+%28SWINGLARGO%29 (дата обращения 29.05.2024)
Фильм Бесчеловечность (Франция, 1924) — Афиша-Кино (дата обращения 29.05.2024)