
Самыми роскошными и драгоценными книгами, дошедшими до нас из раннего средневековья, по праву считаются пурпурные кодексы. Именно в пурпурных кодексах наследие античной имперской роскоши встретилось с духовной силой христианства.

Россанский кодекс, 6 в. Рукопись названа в честь города Россано, где была найдена.


Вероятно, традиция окрашивать страницы роскошных книг в пурпур зародилась ещё в позднеримскую или ранневизантийскую эпоху, но подлинного расцвета достигла в 6-9 веках. Для христианства пурпурный цвет приобрёл новое, духовное измерение — стал символом крови Христа и Его царственного достоинства. Золотые буквы на пурпуре ассоциировались с Божественным светом, сияющим во тьме, и вечностью Священного Писания.
Такая книга визуально демонстрировала, что содержащееся в ней Слово Божье принадлежит к высшему, небесному порядку.

Россанский кодекс, 6 в. Вход Господень в Иерусалим и Наведение порядка в храме.
Всё это великолепие — пурпурные страницы, сияющие золотые и серебряные буквы, богатые циклы миниатюр — берет свое начало в Византии.
Именно Константинополь, прямой наследник Римской империи, стал колыбелью пурпурных кодексов. Здесь, в столице, где пурпурный цвет был неотъемлемым атрибутом императорской власти, его стали переносить на пергамент священных книг. Эта византийская эстетика стала золотым стандартом, который вдохновлял мастеров последующих эпох, от каролингских придворных школ до Оттоновского возрождения.


Россанский кодекс — это иллюминированная рукопись Евангелия VI века, один из древнейших сохранившихся иллюстрированных манускриптов. Кодекс является классическим примером «пурпурного кодекса» — его страницы окрашены в характерный красновато-пурпурный цвет, а текст написан серебряными чернилами. Кодекс содержит Евангелия от Матфея и Марка (частично). Исследователи полагают, что существовал второй том, который был утрачен.
Главная особенность кодекса — его предисловие, состоящее из целого цикла миниатюр на темы из жизни Христа. Многие миниатюры (например, «Христос перед Пилатом» или «Тайная вечеря») вписаны в архитектурные рамки, напоминающие апсиды или арки.


Венский Генезис — знаменитая старинная иллюминированная рукопись Книги Бытия, вероятно созданная в Сирии в 6 веке. Текст написан серебряными чернилами на пергаменте из телячьей кожи.
Венский Генезис. Иллюстрация Всемирного Потопа.
Для окрашивания страниц использовался драгоценный пурпур — один из самых редких и дорогих красителей античности. Его, как принято считать, добывали из морских улиток Murex brandaris и Murex trunculus, обитавших в Средиземном море. С каждой улитки получали лишь крошечную каплю секрета, и потому пурпур стоил очень дорого. Однако современные исследования показывают, что не все пурпурные кодексы окрашивались именно «тирским пурпуром». В ряде случаев мастера использовали более доступные органические красители. Например, в Россанском кодексе при исследовании пигментов был обнаружен бузиновый краситель.
Венский Генезис, 6 в. Ревекка и Елиезер у колодца.
В 7-8 веках, в эпоху так называемых «варварских королевств», традиция была подхвачена новыми правителями, стремившимися упрочить свой статус через наследие римской и византийской культуры.
Серебряный кодекс (лат. Codex Argenteus) — манускрипт перевода Библии на готский язык, 7 в. Написан на пурпурном пергаменте серебряными чернилами и хранится в Швеции, в Уппсале.
Евангелие из Сен-Рикёра (8 в.) и Амиатинский кодекс (ок. 700 г.) — созданы в меровингской Франции и англосаксонской Нортумбрии. Эти манускрипты доказывают, что технология окрашивания пергамента пурпуром и письма золотом (хризография) сохранялась и развивалась в монастырских центрах по всей Европе, подготавливая почву для будущего расцвета при Каролингах.
Евангелие из Сен-Рикёра, 8 в. Выполнено на пурпурном пергаменте в технике хризографии (искусство росписи золотом или золотыми красками (чернилами)).
Амиатинский кодекс, ок. 700 г. Страница, целиком окрашенная пурпуром.
Карл Великий и его преемники, коронованные как императоры, остро нуждались в зримых символах, которые легитимизировали бы их притязания на статус «наследников Римской империи».


Имперское напрестольное Евангелие или Коронационное напрестольное Евангелие, 8. Церемониальное напрестольное евангелие, одна из реликвий Священной Римской империи.
Создавая свои пурпурные кодексы, такие как Евангелие Годескалька или Золотой кодекс из Лорша, каролингские мастера заявляли: «Истинный центр христианского мира и преемник Рима теперь здесь, в Аахене, а не в Константинополе». Они присваивали себе главные атрибуты имперской власти — пурпур и золото, — чтобы визуально уравнять свой статус с византийскими басилевсами.


Золотой кодекс из Лорша или Лоршские евангелия. 8-9 вв. Ватиканская апостольская библиотека.
Монах-богослов Годескальк в 8 веке так характеризует пурпурные манускрипты с золотым и серебряным письмом:
Фоны пурпурные здесь письмена золотые покрыли; Алою кровью гремящего царство открыто небес; Радости райские нам звёздный чертог обещает; В ярком сиянье торжественно слово Господне блестит. Божьи заветы, одетые алыми розы цветами, Нас сопричастными делают таинству крови Его. В светлых же золота искрах и нежном серебряном блеске К нам нисходит таинственно белое девство небес…
— Перевод О. А. Добиаш-Рождественской.


Золотой кодекс из Лорша или Лоршские евангелия. 8-9 вв. Ватиканская апостольская библиотека.
Термин «Codex Aureus» («Золотой Кодекс») объединяет целую группу манускриптов IX–XI веков, созданных с исключительной пышностью. Эти книги, щедро украшенные золотыми чернилами и яркими миниатюрами, являют собой вершину средневекового книжного искусства.
Один из таких шедевров — «Золотой Кодекс» из Эхтернаха, созданный в бенедиктинском аббатстве на рубеже X–XI веков. Эта драгоценная рукопись, содержит тексты четырех Евангелий. Чудом уцелев после разграбления аббатства в годы Французской революции, кодекс дошёл до наших дней. Из-за своей хрупкости и ценности кодекс хранится в строжайших условиях и покидает запасники для публичного показа лишь раз в 25 лет.
Золотой кодекс из Эхтернаха — это рукопись, созданная в 11 веке в аббатстве Эхтернаха (современный Люксембург), полностью написанная золотыми чернилами.


Золотой кодекс из Эхтернаха, 11 в. Содержит более 60 иллюминированных страниц, включая полностраничные миниатюры и портреты евангелистов.
К 15 веку традиция окрашивать страницы рукописей в символические цвета получила новое, неожиданное развитие. Такие манускрипты, как «Чёрный часослов» или «Чёрный молитвенник», производят поразительное впечатление: их страницы целиком окрашены в глубокий черный тон, а текст и миниатюры написаны золотыми и серебряными чернилами.
«Чёрный часослов» — часослов, получивший своё название от цвета страниц. Создан около 1475 года в Брюгге художником из окружения Виллема Вреланта. Находится в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке.
Однако чёрный цвет книжных страниц имел здесь совсем другой смысл — он воплощал новую эстетику позднесредневекового благочестия, изысканную, камерную, аристократическую. Он мог вызывать ассоциации со смирением и бренностью бытия, но прежде всего служил знаком утончённого вкуса и демонстрацией богатства. Чёрная книга часов была редчайшей и очень дорогой вещью, доступной лишь самым состоятельным покровителям искусства. Всего около семи подобных «чёрных» книг сохранились.
Черный молитвенник, 1466-1476. Австралийская национальная библиотека, Вена.
Путешествие «от пурпурных кодексов» до «чёрных часословов» — это не линейная эволюция (когда одна традиция переходит в другую). Скорее, в позднем Средневековье появляются новые эстетические запросы. Это уже не продолжение античной традиции, а новый взгляд на сакральное — рождённый в мире, стоящем на пороге Нового времени.


Чёрный часослов Галеаццо Мария Сфорца создан в Брюгге, около 1471–1476 гг. Национальная библиотека Франции.