
КОНЦЕПЦИЯ
Модная фотография -один из наиболее влиятельных визуальных языков XX–XXI века. Именно журналы Vogue и Harper’s Bazaar задали стандарты отображения моды, женственности, потребления и идеалов красоты. Их визуальные решения определяли культурные коды эпох, формировали массовые представления о стиле и вдохновляли поколения дизайнеров, фотографов и редакторов.
Журналы Vogue и Harper’s Bazaar являются краеугольными камнями визуальной культуры моды ХХ века. Они не только демонстрировали одежду и аксессуары, но и создавали эстетический язык модной фотографии, задавая стандарты композиции, освещения, постановки модели и цветовой гаммы.
РУБРИКАТОР
- концепция - хронологический анализ периодов - визуальные коды - влияние авторов - социальный и культурный контекст - итог
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ранний период (≈1910–1930). Внешне «модная» фотография появляется как продолжение портретной и театральной традиции: фотографии баронa Адольфа де Мейера, Сесила Битона и других сочетали портретную элегантность с демонстрацией одежды. Ранние кадры часто были постановочными, мягко освещёнными, с длинными силуэтами и акцентом на статус и орнаментальность костюма — функция снимка была одновременно документальной и идеализирующей.


Золотой век (≈1940–1960). После войны в журналы приходят новые художественные приёмы: Ирвинг Пенн и Ричард Аведон формируют два взаимодополняющих подхода — графическая, сдержанная строгость Пэнна и динамичная «живая» модель Аведона. Арт-директора (Алексей Бродович, Александр Либерман) вводят смелую типографику и монтаж, что превращает фотоснимок в сильный графический объект страницы. Именно в этот период формируется «канон» модного кадра: чистый фон, акцент на силуэте, продуманная композиция и взаимосвязь фотографа с стилистом/редактором. Пример — классические чёрно-белые портреты и обложки 1950-х.


Экспериментальные 1970–1980. Здесь наблюдается расширение визуального словаря: влияние уличной фотографии, документалистики и поп-арта; более дерзкие ракурсы, грубая фактура плёнки, смелые постановки (гламур смешивается с провокацией). Фотомонтаж, игра с масштабом и неожиданный реквизит — типично для редакций, стремившихся шокировать и одновременно продавать «новую» эстетику.
Jack Garofalo, Black is beautiful: Portrait de deux femmes, 1970. Photo by Jack Garofalo/Paris Match via Getty Images.
Nick DeWolf, Los Angeles, California, 1974. Courtesy of the Nick DeWolf Photo Archive.
слева: Tom Hubbard, Far-Out Style Setters Groove to Music of Fountain Square Band 06/1973, 1973; справа: Tom Hubbard, Quick Snack in Fountain Square 06/1973, 1973.
Переход к современной концептуальной фотографии (≈1990–). С приходом цифровых техник и новых авторов (Nick Knight, Steven Meisel, Helmut Newton в поздний период) мода уходит в концепт — изображения становятся сценами с явной идеей, иногда деконструкцией пола/сексуальности/прочих идентичностей; цифровая обработка расширяет возможности формы, а сам журнал — превращается в платформу арт-проектов.






ВИЗУАЛЬНЫЕ КОДЫ
Композиция: ранние кадры — центровка и симметрия; 1950-е — минимализм и строгая геометрия; позже — асимметрия, динамика и фрагментация. (см. Irving Penn — пример строгой композиции).


Irving Penn, «Corner Portraits», 1950


Irving Penn, «Corner Portraits», 1950
Свет: от мягкого, «портретного» (ранний период) до контрастного, «кинематографичного» света 1950-х и драматичного рим-лайта в провокационных сессиях 1980–90-х. Чёрно-белая гамма подчёркивала форму, цвет — эмоциональную составляющую в коммерческих разворотах.
Ранний период: мягкий рассеянный свет, имитирующий свет из окон, без глубоких теней — эстетика салонного портрета.
Edward Steichen for Vogue, 1923

Irving Penn, Vogue Cover 1950

Золотой век: высококонтрастный студийный свет, подчёркивающий фактуру ткани. Пенн работает почти как скульптор — тенями вырезает силуэт.
1970–1980-е: драматичное боковое освещение, жёсткие тени, неон, смесь естественного и искусственного света.
Guy Bourdin for Vogue Paris
1990-е+: цифровая эпоха — вычурные схемы, контровой свет, глянцевые блики, гиперреализм.
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА
Эволюция цвета — отражение технологий печати. • 1910–1930: сепия, пастель, приглушённые тона. • 1940–1950: чёрно-белая графика, акцент на силуэте. • 1960–1980: насыщенные, почти рекламные цвета; эффект Kodachrome. • 1990–2000: холодные тона, контраст кожи/фона, кислотные акценты.


Helmut Newton for Vogue
ПОСТАНОВКА МОДЕЛЕЙ
Поза — язык смыслов.
Ранний Vogue: статичность, идеальная осанка, взгляд в сторону.
Аведон: эмоциональность, смех, движение.
Пенн: внутренняя сдержанность — модель как форма.
1970–1980-е: сексуальная провокация, театральность (Ги Бурден, Хельмут Ньютон).
1990-е: «анти-позирование», естественность, минимальная режиссура (Era of Kate Moss).


Ричард Аведон
Ирвин Пенн


Ги Бурден
Реквизит всегда служил смыслом: • 1910–30: веера, перчатки, мебель — маркеры класса. • 1950-е: минимум реквизита — одежда сама главный объект. • 1970–80: сюрреализм — манекены, зеркала, манерная пластика. • 1990-е+: реквизит становится частью концепции — от минималистичных блоков до футуристических инсталляций.
Фон — часть повествования. • Ранний период: роскошные интерьеры, ткани. • 1950-е: белый, серый, чёрный фон — графическая чистота. • 1970–80: город, улица, бассейны, неон, мотели. • 1990-е+: цифровые абстракции, бесконечность, компьютерная графика.
ВЛИЯНИЕ АВТОРОВ
- Ирвинг Пенн — чистота формы, внимание к материалу ткани и портретная чёткость; его обложки задали эталон сдержанной элегантности для Vogue. - Ричард Аведон — движение и «жизнь» в кадре, позволяющая одежде звучать энергично. - Сесил Битон — театральность и гламур старой школы. Позже Ник Найт и Стивен Мейзел расширили границы с помощью цифровых техник и провокационных тем. Арт-директора (Бродович, Либерман) были не менее важны: они задавали сетку, ритм и визуальную политику журналов
СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Исторические события и технологии напрямую отражались в кадрах: войны и экономические кризисы усиливали стремление к «идеалу» в 1940–50-х; контркультура 60–70-х принесла бунтарскую эстетику и уличную правдивость; появление цветной плёнки и потом цифровой обработки расширило палитру и манипуляцию реальностью. Массовая культура (кино, музыка) давала образы и архетипы — журнальные съёмки часто копировали кинематографические приёмы и знаменитостей как символы желаемого образа жизни.
John H. White, Black Beauties with Colorful Hair Grace a Float During the Annual Bud Billiken Day Parade, 08/1973, 1973. Image from the U.S. National Archives, via Flickr.
Photograph from Dennis Feldman, Hollywood Boulevard:
ИТОГ
Визуальный язык модной фотографии — это постоянно меняющаяся система кодов, где форма, свет и композиция служат для транслирования идеалов времени. От элегантной статичности 1910–30 к графической строгости 1950-х, через экспериментальную дерзость 70–80-х к концептуальной гибридизации 1990-х — журнальная фотография эволюционировала вместе с технологиями, редакционной политикой и социокультурными запросами. При работе над визуальными проектами важно учитывать не только эстетику каждого периода, но и его идеологический и технологический контекст — тогда изображение будет прочитано глубже и точнее.
Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
2. Сонтэг С. О фотографии. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 224 с.
3. Бёргер Д. Искусство видеть. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. — 256 с.
4. Livingstone J. Vogue and Harper’s Bazaar: The History of Fashion Photography, 1910–1990. — New York: Rizzoli, 1992. — 304 p.
5. Lange S. Icons of Fashion: The 20th Century. — Munich: Prestel Publishing, 2005. — 240 p.
6. Mrazkova D., Remes M. The History of Fashion Photography. — New York: Alpine Fine Arts, 1987. — 208 p.
7. Vogue Archive. Vogue Magazine 1910–1999: Digital Archive. — Condé Nast Publications, 2010. — URL: https://www.vogue.com/archive (дата обращения: 24.11.2025).
8. Harper’s Bazaar Archive. Harper’s Bazaar Digital Library 1867–1999. — Hearst Corporation, 2013. — URL: https://www.harpersbazaar.com/archive (дата обращения: 24.11.2025).
9. Beaton C. The Best of Beaton. — New York: Da Capo Press, 1994. — 176 p.
10. Newton H. Helmut Newton: Work. — Cologne: Taschen, 2000. — 416 p.
5. Christie’s — «Dovima with Elephants, Evening Dress by Dior, Cirque d’Hiver, Paris, 1955»