Original size 1024x1536

Роль журналов Vogue и Harper’s Bazaar в развитии модной фотографии

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

КОНЦЕПЦИЯ

Модная фотография -один из наиболее влиятельных визуальных языков XX–XXI века. Именно журналы Vogue и Harper’s Bazaar задали стандарты отображения моды, женственности, потребления и идеалов красоты. Их визуальные решения определяли культурные коды эпох, формировали массовые представления о стиле и вдохновляли поколения дизайнеров, фотографов и редакторов.

Журналы Vogue и Harper’s Bazaar являются краеугольными камнями визуальной культуры моды ХХ века. Они не только демонстрировали одежду и аксессуары, но и создавали эстетический язык модной фотографии, задавая стандарты композиции, освещения, постановки модели и цветовой гаммы.

РУБРИКАТОР

- концепция - хронологический анализ периодов - визуальные коды - влияние авторов - социальный и культурный контекст - итог

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ранний период (≈1910–1930). Внешне «модная» фотография появляется как продолжение портретной и театральной традиции: фотографии баронa Адольфа де Мейера, Сесила Битона и других сочетали портретную элегантность с демонстрацией одежды. Ранние кадры часто были постановочными, мягко освещёнными, с длинными силуэтами и акцентом на статус и орнаментальность костюма — функция снимка была одновременно документальной и идеализирующей.

Золотой век (≈1940–1960). После войны в журналы приходят новые художественные приёмы: Ирвинг Пенн и Ричард Аведон формируют два взаимодополняющих подхода — графическая, сдержанная строгость Пэнна и динамичная «живая» модель Аведона. Арт-директора (Алексей Бродович, Александр Либерман) вводят смелую типографику и монтаж, что превращает фотоснимок в сильный графический объект страницы. Именно в этот период формируется «канон» модного кадра: чистый фон, акцент на силуэте, продуманная композиция и взаимосвязь фотографа с стилистом/редактором. Пример — классические чёрно-белые портреты и обложки 1950-х.

Экспериментальные 1970–1980. Здесь наблюдается расширение визуального словаря: влияние уличной фотографии, документалистики и поп-арта; более дерзкие ракурсы, грубая фактура плёнки, смелые постановки (гламур смешивается с провокацией). Фотомонтаж, игра с масштабом и неожиданный реквизит — типично для редакций, стремившихся шокировать и одновременно продавать «новую» эстетику.

Original size 1200x790

Jack Garofalo, Black is beautiful: Portrait de deux femmes, 1970. Photo by Jack Garofalo/Paris Match via Getty Images.

Original size 1200x800

Nick DeWolf, Los Angeles, California, 1974. Courtesy of the Nick DeWolf Photo Archive.

Original size 1200x847

слева: Tom Hubbard, Far-Out Style Setters Groove to Music of Fountain Square Band 06/1973, 1973; справа: Tom Hubbard, Quick Snack in Fountain Square 06/1973, 1973.

Переход к современной концептуальной фотографии (≈1990–). С приходом цифровых техник и новых авторов (Nick Knight, Steven Meisel, Helmut Newton в поздний период) мода уходит в концепт — изображения становятся сценами с явной идеей, иногда деконструкцией пола/сексуальности/прочих идентичностей; цифровая обработка расширяет возможности формы, а сам журнал — превращается в платформу арт-проектов.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОДЫ

Композиция: ранние кадры — центровка и симметрия; 1950-е — минимализм и строгая геометрия; позже — асимметрия, динамика и фрагментация. (см. Irving Penn — пример строгой композиции).

Irving Penn, «Corner Portraits», 1950

Irving Penn, «Corner Portraits», 1950

Свет: от мягкого, «портретного» (ранний период) до контрастного, «кинематографичного» света 1950-х и драматичного рим-лайта в провокационных сессиях 1980–90-х. Чёрно-белая гамма подчёркивала форму, цвет — эмоциональную составляющую в коммерческих разворотах.

Ранний период: мягкий рассеянный свет, имитирующий свет из окон, без глубоких теней — эстетика салонного портрета.

Edward Steichen for Vogue, 1923

Irving Penn, Vogue Cover 1950

Золотой век: высококонтрастный студийный свет, подчёркивающий фактуру ткани. Пенн работает почти как скульптор — тенями вырезает силуэт.

1970–1980-е: драматичное боковое освещение, жёсткие тени, неон, смесь естественного и искусственного света.

Original size 1215x811

Guy Bourdin for Vogue Paris

1990-е+: цифровая эпоха — вычурные схемы, контровой свет, глянцевые блики, гиперреализм.

Original size 1280x720

ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА

Эволюция цвета — отражение технологий печати. • 1910–1930: сепия, пастель, приглушённые тона. • 1940–1950: чёрно-белая графика, акцент на силуэте. • 1960–1980: насыщенные, почти рекламные цвета; эффект Kodachrome. • 1990–2000: холодные тона, контраст кожи/фона, кислотные акценты.

Helmut Newton for Vogue

ПОСТАНОВКА МОДЕЛЕЙ

Поза — язык смыслов.

Ранний Vogue: статичность, идеальная осанка, взгляд в сторону.

Аведон: эмоциональность, смех, движение.

Пенн: внутренняя сдержанность — модель как форма.

1970–1980-е: сексуальная провокация, театральность (Ги Бурден, Хельмут Ньютон).

1990-е: «анти-позирование», естественность, минимальная режиссура (Era of Kate Moss).

Ричард Аведон

Original size 800x445

Ирвин Пенн

Ги Бурден

Реквизит всегда служил смыслом: • 1910–30: веера, перчатки, мебель — маркеры класса. • 1950-е: минимум реквизита — одежда сама главный объект. • 1970–80: сюрреализм — манекены, зеркала, манерная пластика. • 1990-е+: реквизит становится частью концепции — от минималистичных блоков до футуристических инсталляций.

Фон — часть повествования. • Ранний период: роскошные интерьеры, ткани. • 1950-е: белый, серый, чёрный фон — графическая чистота. • 1970–80: город, улица, бассейны, неон, мотели. • 1990-е+: цифровые абстракции, бесконечность, компьютерная графика.

ВЛИЯНИЕ АВТОРОВ

- Ирвинг Пенн — чистота формы, внимание к материалу ткани и портретная чёткость; его обложки задали эталон сдержанной элегантности для Vogue. - Ричард Аведон — движение и «жизнь» в кадре, позволяющая одежде звучать энергично. - Сесил Битон — театральность и гламур старой школы. Позже Ник Найт и Стивен Мейзел расширили границы с помощью цифровых техник и провокационных тем. Арт-директора (Бродович, Либерман) были не менее важны: они задавали сетку, ритм и визуальную политику журналов

СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Исторические события и технологии напрямую отражались в кадрах: войны и экономические кризисы усиливали стремление к «идеалу» в 1940–50-х; контркультура 60–70-х принесла бунтарскую эстетику и уличную правдивость; появление цветной плёнки и потом цифровой обработки расширило палитру и манипуляцию реальностью. Массовая культура (кино, музыка) давала образы и архетипы — журнальные съёмки часто копировали кинематографические приёмы и знаменитостей как символы желаемого образа жизни.

Original size 454x322
Original size 1200x816

John H. White, Black Beauties with Colorful Hair Grace a Float During the Annual Bud Billiken Day Parade, 08/1973, 1973. Image from the U.S. National Archives, via Flickr.

0

Photograph from Dennis Feldman, Hollywood Boulevard:

ИТОГ

Визуальный язык модной фотографии — это постоянно меняющаяся система кодов, где форма, свет и композиция служат для транслирования идеалов времени. От элегантной статичности 1910–30 к графической строгости 1950-х, через экспериментальную дерзость 70–80-х к концептуальной гибридизации 1990-х — журнальная фотография эволюционировала вместе с технологиями, редакционной политикой и социокультурными запросами. При работе над визуальными проектами важно учитывать не только эстетику каждого периода, но и его идеологический и технологический контекст — тогда изображение будет прочитано глубже и точнее.

Bibliography
Show
1.

Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

2.

2. Сонтэг С. О фотографии. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 224 с.

3.

3. Бёргер Д. Искусство видеть. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. — 256 с.

4.

4. Livingstone J. Vogue and Harper’s Bazaar: The History of Fashion Photography, 1910–1990. — New York: Rizzoli, 1992. — 304 p.

5.

5. Lange S. Icons of Fashion: The 20th Century. — Munich: Prestel Publishing, 2005. — 240 p.

6.

6. Mrazkova D., Remes M. The History of Fashion Photography. — New York: Alpine Fine Arts, 1987. — 208 p.

7.

7. Vogue Archive. Vogue Magazine 1910–1999: Digital Archive. — Condé Nast Publications, 2010. — URL: https://www.vogue.com/archive (дата обращения: 24.11.2025).

8.

8. Harper’s Bazaar Archive. Harper’s Bazaar Digital Library 1867–1999. — Hearst Corporation, 2013. — URL: https://www.harpersbazaar.com/archive (дата обращения: 24.11.2025).

9.

9. Beaton C. The Best of Beaton. — New York: Da Capo Press, 1994. — 176 p.

10.

10. Newton H. Helmut Newton: Work. — Cologne: Taschen, 2000. — 416 p.

Роль журналов Vogue и Harper’s Bazaar в развитии модной фотографии
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more