

Владимир Фаворский (1886–1964) — русский книжный иллюстратор, работавший в техниках ксилографии (гравирование на дереве) и линогравюры (гравирование на линолеуме).
Я выбрала для своего исследования именно этого художника, потому что меня восхитил уровень детализации его иллюстраций и то, что он сознательно выбрал трудоемкую технику гравюры, хотя в период его творчества уже существовала офсетная печать, позволяющая легко и быстро тиражировать любые изображения.
В своем исследовании я хочу проанализировать основные художественные особенности ксилографий и линогравюр Фаворского и их отличия.
Ксилография
Основную часть своей жизни Фаворский работал в технике торцовой ксилографии, в которой используются твердые сорта деревьев. Эта техника дает возможность создавать тонкие линии. Вероятно, именно по этой причине главным художественным приемом Фаворского в ксилографии стала особая штриховка.

Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1950. Бумага, ксилография. Источник изображения: аукционный дом «Литфонд» [2]
В иллюстрациях к «Слову о полку Игореве» и произведениям Пушкина автор формирует объем с помощью множества тонких линий, которые имеют разное направление и создают тени, свет и складки на одежде.

Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). Иллюстрация трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». 1956. Бумага, ксилография. Источник изображения: аукционный дом «Литфонд» [3]
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». 1955. Ксилография. Источник изображения: Фонд развития художественного музея имени В. И. Сурикова [4]
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». 1955. Ксилография. Источник изображения: Фонд развития художественного музея имени В. И. Сурикова [4]
Линогравюра
Фаворский обратился к линогравюре только в период Второй мировой войны, когда его вместе с семьей эвакуировали из Москвы в Самарканд. Там он создал самаркандскую серию линогравюр.
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) Лист из серии «Самарканд». 1940-е. Бумага, линогравюра. Источник изображения: аукционный дом «Литфонд» [5]
По словам самого Фаворского, в Самарканде климат не позволял делать деревянные гравюры — они расклеивались. Поэтому художник перешел на линолеум — первый раз за всю жизнь (Литературно-теоретическое наследие / В. А. Фаворский; сост. Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанова. — М. : Советский художник, 1988. — 586, [1] с.).
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) «Арба». Из серии «Самарканд». 1944. Бумага, линогравюра. Источник изображения: Аукционный дом «Литфонд» [6]
Если в ксилографиях Фаворского доминирует штрих, то в его линогравюрах на первый план выходит пятно. Вероятно, это связано с тем, что по линолеуму проще вырезать крупную площадь.
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). «Отара овец» из серии «Самарканд». 1930-е гг. Бумага, линогравюра. Источник изображения: аукционный дом Егоровых [7].
Литературно-теоретическое наследие / В. А. Фаворский; сост. Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанова. — М. : Советский художник, 1988. — 586, [1] с.
Российская академия художеств URL: https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53932 (дата обращения: 02.10.2025)
Аукционный дом «Литфонд» URL: https://www.litfund.ru/auction/685/36/?ysclid=mg98lkkewm349934902 (дата обращения: 02.10.2025)
Аукционный дом «Литфонд» URL: https://www.litfund.ru/auction/681/57/ (дата обращения: 02.10.2025)
Фонд развития художественного музея имени В. И. Сурикова URL: https://surikov-museum.ru/showvirt/vladimir-favorskii-k-135-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 02.10.2025)
Аукционный дом «Литфонд» URL: https://www.litfund.ru/auction/667/83/ (дата обращения: 02.10.2025)
Аукционный дом «Литфонд» URL: https://www.litfund.ru/auction/625/75/ (дата обращения: 02.10.2025)
Аукционный дом Егоровых URL: https://egorovs.art/auction1/lot46 (дата обращения: 02.10.2025)