
Рубрикатор
1. Концепция 2. Пространство и архитектура 3. Природные объекты 4. Человеческое тело 5. Заключение Библиография Источники изображений

Transmissions — Gentlemen Without Weapons, Stromstudios (1988)
1. Концепция
В данном исследовании будет представлен анализ художественного языка Сторма Торгерсона, на примере музыкальных обложек, созданных Стормом Торгерсоном в составе групп Hipgnosis и StormStudios.
Исследование направлено на системный анализ художественного языка Сторма Торгерсона — одного из наиболее влиятельных визуальных поэтов музыкальной индустрии. Его обложки для групп Pink Floyd, Led Zeppelin, Peter Gabriel и других стали не просто коммерческим продуктом, но формой философского высказывания. Цель работы — раскрыть механизмы, с помощью которых Торгерсон превращал знакомые объекты в инструменты создания сложных визуальных парадоксов.
Yeah Yeah — Korda Marshall Stromstudios (2015); Pieses — Korda Marshall, Stromstudios (2013); Memories — Korda Marshall, Stromstudios (2013)
Исследование строится на семиотическом подходе, где каждый объект рассматривается как знак, обладающий культурными кодами. Нарушение этих кодов (помещение объекта в несвойственный контекст, изменение его масштаба или функции) рождает парадокс — ядро эстетики Сторма Торгерсона. Для анализа работ использована теоретическая рамка принципов «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона.
Метод Торгерсона заключался в намеренном нарушении культурных кодов объектов путем помещения объекта в несвойственный контекст, изменения его масштаба или функции. Это нарушение рождает парадокс, который, в соответствии с теорией Бретона, не является бессмыслицей, а служит ключом к «сверхреальности» — высшей форме воображения, примиряющей противоречия.


The Widow — The Mars Volta, Stromstudios (2004); The Widow — The Mars Volta, Stromstudios (2004)
«Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли.» Манифест сюрреализма. Андре Бретон


Late Summer— Deepest Blue, Stromstudios (2004); Silence/Win — Kim Churchill, Stromstudios (2014)
Бретон провозглашает автоматизм методом высвобождения подлинного голоса подсознания, минуя цензуру логики. У Торгерсона, работавшего с постановочной фотографией, невозможен такого рода автоматизм. Однако его метод генерации идей был формой визуального автоматизма. Он вслушивался в музыку и тексты, позволяя возникать спонтанным, нелогичным ассоциациям, которые рождали нелогичные, но остроумные образы.
Работы Торгерсона — это не фотомонтаж, а воплощенная сюрреалистичная реальность. Он не склеивал сны на компьютере, а физически строил их в мире, добиваясь фотографической достоверности. Торгерсон — виртуоз случайных встреч разных реальностей, которые он тщательно инсценирует в своих работах.
Audioslave — Audioslave, Stromstudios (2002)
Рубрикация построена по принципу таксономии объектов: от больших форм (архитектура и пространство) через объекты окружающий среды к человеческому телу, как центру визуального мира Сторма Торгерсона.
Для анализа отбираются наиболее репрезентативные обложки разных периодов творчества Торгерсона и студии Hipgnosis и StormStudios, где присутствует ярко выраженный парадокс как центральный элемент композиции.
2. Пространство и архитектура


Pulse — Pink Floyd, Stromstudios (2006) DVD cover; Stomp 442 - Anthrax, Stromstudios (1995)
В этой главе обычные природные пространства и архитектура теряют практическую ясность и обретают мистическую глубину, свойственную работам Торгерсона. С помощью объектов, не свойственных природному ландшафту, кубов, напечатанных глаз и ракурса съемки, которое меняется суть пространства Торгерсон создает сон на яву, сводит «две удаленные реальности».
Watercolour — Pendulum, Stromstudios (2010)
Под архитектурой в главе понимаются объекты, по массе своей внутри кадра создающие ощущение архитектуры, но сами ею не являющиеся в привычном понимании. Шар-планета из мусора, скульптура огня по масштабу относительно человека похожи на жилище, рамы картин — двери в другую реальность.


Is It A Sin — Deepest Blue, Stromstudios (2004); An Introduction To Syd Barrett — Syd Barrett, Stromstudios (2010)
The Division Bell — Pink Floyd, Stromstudios (1994)


Come Again — Thornley, Stromstudios (2004); Tiny Pictures — Thornley, Stromstudios (2009)
Synrise — Goose, Stromstudios (2010)
3. Природные объекты
Look Hear — 10CC, Hipgnosis (1980)
«Мы [дизайнерская группа Торгерсона, Storm Studios] всегда слушаем музыку — часто много-много раз. Мы раскрываем скрытые течения и переживания, которые формируют музыку, и используем их для создания обложки.» Стром Торгерсон


Opposites — Biffy Clyro, Stromstudios (2013); Opposites — Biffy Clyro, Stromstudios (2013)
В этой главе главный фокус на объектах и их взаимодействии друг с другом. «Случайность — это форма проявления внешней необходимости, которая прокладывает путь в человеческом бессознательном», это цитата Андре Бретона которая точно описывает творческий метод Торгерсона. Природа встречается с предметами человеческого быта и наоборот. Метод Торгерсона состоит в случайном нахождении точных сюрреалистичных образов, которые основываются на текстах песен и соединении случайных строчек.


Opposites — Biffy Clyro, Stromstudios (2013); Opposites — Biffy Clyro, Stromstudios (2013)
«Мы обожаем хаос, потому что любим наводить порядок.» Стром Торгерсон


Atom Heart Mother (40th anniversary cover) — Pink Floyd, Stromstudios (2010); Wishville — Catherine Wheel, Stromstudios (2000)
4. Человеческое тело
Try Anything Once — Alan Parson, Stromstudios (1993)


Lovedrive — Scorpions, Hipgnosis (1979); Latitude — Slow Earth, Stromstudios (2013)
Меняя физику пространства и человеческого тела Торгерсон показывает отстраненный, нереальный мир музыкальных композиций.


Machineri — Machineri, Stromstudios (2011); Enormosound — Healing Sixes, Stromstudios (2001)
«Я думаю, что мои образы вызывают вопросы, но они довольно дружелюбны. Иногда их критикуют за претенциозность или чрезмерную значимость, но я никогда так не думал. Человек в огне, пожимающий руку на Wish You Were Here, — это человек в огне, пожимающий руку. Он действительно горел! Это была просто странная мысль, но в этом можно найти всевозможные смыслы — и люди так делают — но это не для того, чтобы иметь смысл.» Стром Торгерсон
Wish You Were Here — Pink Floyd, Hipgnosis (1975)
Judy Staring At The Sun — Catherine Wheel, Stromstudios (1995)


Freeze Frame — Godley and Creme, Hipgnosis (1979); Freeze Frame — Godley and Creme, Hipgnosis (1979)
Сюрреалистическое тело в работах Сторма Торгерсона — это вызов самой природе человеческой идентичности. Через эротизм, боль, экстаз и гибридизацию тело становится тем самым мостом, который соединяет повседневное, «Я» с поэтикой музыки.


De-Loused in the Comatorium — The Mars Volta, Stromstudios (2003); De-Loused in the Comatorium — The Mars Volta, Stromstudios (2003)
De-Loused in the Comatorium — The Mars Volta, Stromstudios (2003)


Free Hand — Gentle Giant, Hipgnosis (1975); Free Hand — Gentle Giant, Hipgnosis (1975)
«Что меня завораживает, так это двусмысленность, когда изменение кожи представляет собой смесь декоративного и болезненного, и где неясно, болезнь ли это или — нарочно, и где эффект тревожный, колеблющийся между соблазнением и отталкиванием» Стром Торгерсон


Inertiatic ESP — The Mars Volta, Stromstudios (2003); Inertiatic ESP — The Mars Volta, Stromstudios (2003);


Opposites — Biffy Clyro, Stromstudios (2013); New Horizon — The Answer, Stromstudios (2013)
Многочисленные приемы работы с телом показывают спектр его превращений — от фрагментации до гибридизации — как инструментов для достижения «сверхреальности».


Toe Fat -Toe Fat, Hipgnosis (1970); Toe Fat -Toe Fat, Hipgnosis (1970)
5. Заключение
«Воображение не стеснено, так что можно представить себе великолепные пейзажи, полные странных существ, но трудно воплотить это в реальность» Стром Торгерсон
Проведённое исследование художественного языка Сторма Торгерсона позволяет утверждать, что его творчество представляет собой целостную систему визуальных парадоксов с долей случайности. Изменение физики форм объектов и пространства, странные сочетания предметов и широкий спектр способов взаимодействия между предметами и пространствами создает уникальные миры музыкальных композиций, вдохновленные тектами песен. «Визуальный автоматизм», который проявляется на стадии генерации идей, завершается воплощением идеи в медиуме фотографии, наделяя пространства и метафоры Торгерсона не просто качеством присутствия в мире в качестве изображения, а качеством задокументированной реальности, какой бы нереальной она не казалась.
В своей книге «Storm Thorgerson Eye of the Storm: The Album Graphics of Storm Thorgerson With Peter Curzon and Jon Crossland» Торгерсон цитирует песню группы Fun Boy Three: важно «не что ты делаешь, а как ты это делаешь» — и его метод, основанный воплощении иррационального в реальном мире посредством фотографии, перформативности сцены, позволил создать культовые и запоминающиеся обложки, которые продолжают традиции сюрреалистического исследования реальности.
Bloody Tourists — 10cc, Hipgnosis (1978)
André Breton Manifestoes of Surrealism. — 3 изд. — Washington St.: University of Michigan Press, 1972. — 304 с.
https://somethingelsereviews.com/2022/12/02/storm-thorgerson-album-covers-interview/ (дата обращения 19.11.2025)
https://www.stevencerio.com/cerio-interviews-for-seconds-magazine/interview-with-storm-thorgerson-of-hipgnosis-seconds-46-1998-by-steven-cerio/ (дата обращения 18.11.2025)
Bruno Ernst The Magic Mirror of M.C. Escher. — 2 изд. — Pennsylvania: Publisher, Barnes & Noble, 1994. — 112 с.
Storm Thorgerson Eye of the Storm: The Album Graphics of Storm Thorgerson With Peter Curzon and Jon Crossland. — 1 изд. — Iowa City: Sanctuary Pub Ltd, 1999. — 190 с.
https://www.stormstudiosdesign.com/ (дата обращения 18.11.2025)
https://www.discogs.com/ru/artist/1826972-Hipgnosis-2?redirected=true (дата обращения 19.11.2025)
https://www.discogs.com/ru/artist/1040780-StormStudios?redirected=true (дата обращения 20.11.2025)
https://www.discogs.com/ru/artist/1571032-Storm-Thorgerson (дата обращения 18.11.2025)
Storm Thorgerson Eye of the Storm: The Album Graphics of Storm Thorgerson With Peter Curzon and Jon Crossland. — 1 изд. — Iowa City: Sanctuary Pub Ltd, 1999. — 190 с.