Original size 1140x1600

Выставка Лены Шаргановой «Новый город»: о философии созидания

16
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия-обзор на выставку «Новый город» Лены Шаргановой.

г. Апатиты, ЦСИ «Сияние» и Выставочный зал Апатитского Дворца культуры им. В. К. Егорова (2 этаж Библиотеки им. Л. А. Гладиной), 06.09.2025–19.10.2025 Куратор: Майкл Арутюнян

0

Виды экспозиции: три зала в ЦСИ «Сияние» и зал в Выставочном пространстве Апатитского Дворца культуры

©Фотограф: Анфиса Шеметова

В небольшом заполярном городе Апатиты (Мурманская область) открыл свои двери масштабный выставочный проект Лены Шаргановой «Новый город». Он подводит итоги годового кросс-дисциплинарного полевого исследования и посвящен созидательной силе апатитчан, их влиянии на особую окружающую среду, которую они исторически стремились адаптировать под серьезные жизнестроительные цели коллектива, его мечты и перспективы.

0

Открытие выставки

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Гипотеза состоит в том, что несмотря на то, что прошло много времени с начала Всесоюзной комсомольской ударной стройки, каждый апатитчанин в каком-то смысле продолжает оставаться строителем своей судьбы и судьбы своего города. Следовательно, термин «строительство» в проекте рассматривается с разных сторон, не ограничиваясь лишь прямолинейным трактованием.

Original size 3444x2431

Апатитские строители

©Лена Шарганова

Для команды проекта строительство — возведение межгрупповых отношений, разработка и развитие разнообразных инициатив, воспитание молодого поколения, конструирование моделей эффективного образования (в т. ч. краеведческого), взращивание культуры и науки, создание актуальных форм адаптации к условиям меняющегося климата и трансформирующейся культуры Севера. В конечном итоге, строительство — это философия созидания.

Original size 3444x2431

Слева: Городские зарисовки в объективе Сергея Хитрова / Справа: Апатитские художники создают мурал на спортивную тематику

©Фотограф: Сергей Хитров

Подготовке выставки предшествовали исследовательские заезды в феврале и июне 2025 года. В ходе поездок художница и куратор встречались с жителями, собирали артефакты, работали над художественными проектами. Часть экспонатов создана в соавторстве с горожанами разных поколений, профессий и взглядов, что сделало проект по-настоящему живым и ценным для совместной защиты истории города. Через ряд встреч-коллабораций, глубинных и групповых интервью, фокус-групп, сессий соучастного проектирования и творческих практик создают совместный «портрет» регионального заполярного города и шире — переосмысляют отношения человека с малыми российскими городами и жителями этих мест.

Выставка — яркий пример того, как современные художественные формы работают на стыке разнообразных областей из социогуманитарных наук: антропологии, социологии, историографии.

0

Июньский исследовательский заезд

©Майкл Арутюнян

Апатиты — город, родившийся в эпоху масштабной индустриализации. В 1950–1990-е годы сюда приезжали тысячи людей со всей страны, чтобы возводить дома, прокладывать дороги, добывать апатит, развивать производство и науку. Вместе с этим они создавали особую атмосферу энтузиазма, веры и взаимной поддержки.

0

Изобр. 1: Генплан г. Апатиты / Изобр. 2: Архивный материал в Библиотеке им. Л. А. Гладиной / Изобр. 3: Стройка Нового города

©Лена Шарганова

Это было время, когда освоение северных территорий воспринималось как важная государственная и личная миссия. Сегодня, спустя десятилетия, от тех лет остались воспоминания, архивные фотографии, устные истории. Выставка предлагает вернуться к ним и сопоставить с образом современного города в межпоколенческой перспективе.

0

Изобр. 1: Члены комсомольско-молодежной бригады А. Н. Паюсова / Изобр. 2–3: Строящиеся Апатиты

©Филиал Госархива Мурманской области в г. Кировске / ЦСИ «Сияние»

Экспозиция объединяет прошлое и настоящее, архив и тонкое, чувственное художественное высказывание, выраженное в текстильных панно и коллажах, инсталляциях, видео, фото и живописи. Она развернута сразу на двух площадках: в Центре современного искусства «Сияние» и Выставочном зале Апатитского Дворца культуры. В «Сиянии» посетителей ждут три тематических зала: «Город и горожане», «Спорт и отдых» и «Каждый — строитель». В Выставочном зале ДК акцент сделан на мемориализацию и сохранение наследия.

Первый зал в ЦСИ «Сияние» вводит зрителя в контекст проекта и знакомит с разными образами и возникающими в ходе исследования города Апатиты смыслами, находящимися на поверхности или же спрятанными далеко в архивах и частных историях информантов. Архивные материалы таймлайна, газеты, книги и журналы из Библиотеки им. Л. А. Гладиной, фотографии, кинохроника разных лет конструируют историю города и его жителей в исторической развертке, знакомя с тем, как советская идеология растила население, которое в свою очередь покоряло Север.

0

Изобр. 1–3: «Хроники Заполярья», 2025. Инсталляция, смешанная техника / Изобр. 2: Архивный стол

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Вместе с тем архивы отсылают и к более поздним этапам развития города: 1990-е годам, времени, когда произошла массовая социальная, политическая и индустриальная стагнация. Таким образом, зритель способен познакомиться с темпами развития Апатитов в разное время и сравнить коллективный опыт с более локальным: строительным (проект «Нежная стройка», 2025) или художественным (проект «Хроники Заполярья», 2025).

0

«Купол», 2025. Инсталляция, текстильный коллаж / «Карта Апатитов. Текстильное панно», 2025. Текстильное панно, вышивка / «Нежная стройка», 2025. Фрагмент проекта

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Художественные работы Лены Шаргановой — «творческий» ответ или комментарий к погружению в нарративы и проблематики пространства и местного населения. Визуальное и пластическое исследование карты местности, топографии нынешней территории и территории, недостроенной в свое время, внутригрупповых (в обществе) взаимодействий, обращение к документальному взгляду или сугубо женскому — художница поэтически рассматривает городские процессы от глобальных проявлений до мелких, локальных явлений. В общее встраивается личное.

Original size 3444x2431

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

В следующем зале, «Спорт и отдых», представлено собрание архивных материалов и художественных работ Шаргановой, раскрывающее функционирование культмассового сектора в Апатитах и прилегающих заполярных городах, прежде всего — в Кировске, исторически тесно связанном с Апатитами. Экспозиция сосредоточена на советском периоде, в котором физическая культура и организованный досуг выступали инструментами формирования идеологически устойчивого и телесно дисциплинированного гражданина Севера.

0

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

На Кольском полуострове, где климат и изоляция предъявляли особые требования к психологическому и физическому выживанию, культмассовый сектор играл роль не только досуговую, но и компенсаторную. Дом культуры, спортзал, лыжня, кинотеатр, Профилакторий и туристические клубы — все это становилось неотъемлемыми элементами повседневности.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции

Экспозиция знакомит с образом советского тела — тела трудящегося, отдыхающего по графику, соревнующегося, подчиненного режиму, но одновременно — тела целеустремленного, коллективного и способного к адаптации. Разнообразные инициативы треста «Апатитстрой» по созданию среды для оздоровления и укрепления духа проявлены в серии архивных документов: пленочных фотографий, кинохроники, газетных публикаций. Спорт здесь — не хобби и не отвлечение, а социальный механизм воспитания деятельного и идеологически выверенного человека.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Среди экспонатов также — кадры, снятые на соревнованиях: лыжных гонках, мотокроссах и др. Они свидетельствуют о массовом и вовлекающем характере спортивных мероприятий, организованных в рабочем контексте. Отдельное место в экспозиции занимает история Профилактория — открытого в 1973 году учреждения, задуманного как пространство восстановления для строителей, а ныне трансформированного в гостиницу-санаторий «Изовела».

Газетные вырезки из «Кировского рабочего» и «Кировского строителя», выданные Библиотекой им. Л. А. Гладиной, дополняют образ времени: от официальных отчетов о спортивных достижениях до ироничных и трогательных заметок о прогулках, культурных программах и других досуговых элементов. Газеты становятся хроникой распространения дисциплинарной философии тела, которая одновременно стимулирует, наблюдает и формирует.

Original size 3444x2431

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Последний зал «Каждый — строитель» в «Сиянии» назван по одноименной тотальной инсталляции, составляющей все пространство экспозиции. Инсталляция включает в себя документацию процесса проведенной фокус-группы среди представителей молодого поколения Апатитов от 18 до 40 лет разных профессий (студенты, строители, научные сотрудники и др.) на тему их жизни в Апатитах.

0

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Проведенная фокус-группа среди поколения молодых горожан призвана определить социокультурные тенденции современной жизни в городе, проанализировать отношения города и жителя, понять, какую роль в жизни молодых людей играет Север и жизнь на Севере — оценить границы ментальности и уровень включенности в сохранение исторического наследия и поддержание идентичности города. На встрече в рамках полевых заездов авторы проекта поговорили с участниками о жизни в городе, об увлечениях, работе, детстве и будущем, о знаниях об истории города и восприятии себя строителями судьбы города. Кроме того, на коллективной встрече были проведены практические творческие задания. Разговор с молодым поколением апатитчан оказывается важным подспорьем для создания яркого портрета Апатитов сегодня. Процесс коллективных встреч ярко представлены на выставке.

0

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

В пространстве размещен стенд, где демонстрируются выдержки со встреч (интересные и яркие ответы), сопутствующие фотографии, графика, выполненные задания участников: ментальные карты, подборка изображений-ассоциаций, а также музыкальный плейлист, вводящий зрителя в звуковую -ментальность молодого поколения города. Возле стенда можно посмотреть видео, документировавшее фокус-группу.

Помимо этого, на стенах также вывешены архивные фотографии, репрезентирующие разные визуальные сюжеты с участием молодежи в советском контексте: учеба, практика на местах будущей работы, досуг. Лена Шарганова создает текстильные коллажи о молодежном, «детском» контексте, вдохновленные фотографическими зарисовками Сергея Хитрова.

0

Вид экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

В Выставочном пространстве Апатитского ДК разместился зал «Город строителей», приглашающий к прицельному взгляду на историю Апатитов как пространство переплетения сложных и богатых социокультурных явлений. Если экспозиция в «Изовеле» как бы «разбирает» отдельные нарративы и сюжеты, возникаемые при исследовании пространства и населяющих его людей в межпоколенческой и темпоральной развертке, то экспозиция в библиотеке ставит вопрос о важности сохранения общего наследия и калибровке идентичности места на базе богатого архива и частных историй.

Original size 3444x2431

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Здесь объединены художественные работы, размышляющие о проблеме стертых и исчезнувших памятников через сессию соучастного проектирования с учениками местной школы искусств («Забытые монументы», 2025), представляющие личный опыт пережитой ударной стройки из уст первого информанта-строителя, с кем Лена Шарганова познакомилась на ранних порах полевого исследования, — бывшей машинистки башенного крана, Тамары Бацкевич («Нежная стройка. Огонек Тамары», 2025). Сочетание пространственных перипетий, отраженных в ландшафтах и практиках коммеморации, с социальным пластом, выводит зрителя к большой зоне: архивным материалам о строительстве Апатитов.

0

«Забытые монументы», 2025. Инсталляция, смешанная техника

©Фотограф: Анфиса Шеметова

0

Нежная стройка. Огонек Тамары», 2025. Инсталляция, смешанная техника

©Фотограф: Анфиса Шеметова

В расширенной зоне под названием «Мы не югом, а вьюгой взлелеяны. Архив» (2025) представлены редкие советские фотографии из филиала Госархива Мурманской области в г. Кировске, повествующие о возведении Апатитов и том, как идеология конструировала деятельного человека, чей ДНК и качества, возможно, передались со временем потомкам. На архивных столах показан также срез исследовательской и художественной экспедиций, что позволяет собрать срез и портрет ушедшей эпохи стройки и сравнить с нынешними внутригородскими и междугородними процессами в социальном, экономическом и политическом аспектах.

0

«Мы не югом, а вьюгой взлелеяны. Архив», 2025. Инсталляция, смешанная техника

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Ввиду того, что большинство апатитчан страстно желает возродить фундамент памяти и истории в городе, то есть восстановить былое наследие строителей и места памяти, стертые со временем (заметное влияние 1990-х годов на массовое разрушение исторического облика города), одной из своих задач проект видит создание прецедентов на извлечение, реставрацию, переосмысление и передачу исторической коллективной памяти из уст в уста, из образа в образ, через рассказы в визуальные художественные образы. Кроме того, серия параллельных мероприятий направлена на поднятие вопроса о восстановлении или строительстве нового краеведческого музея, которого сейчас нет в городе.

Original size 3444x2431

Виды экспозиции

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Проблема сохранения наследия стоит довольно остро, однако системные меры по разработке планомерных работ по сохранению культурных объектов и усилению краеведческого образования в школах и вузах не предпринимаются. Память о Великой стройке рассеивается. Что-то уходит в забвение, а что-то искажается в повседневном общении и в медиа. Массивный пласт архивов разлетается по стране, поэтому представляется важным собрать все в одном месте. Многие информанты с удивлением узнают о существовавших некогда монументах. Например, памятник первым строителям Апатитов: доска почета и стела на улице Ленина, выполненные в ковке и установленные в городе, были разобраны.

Original size 3444x2431

«Бригады» (из проекта «Мы не югом, а вьюгой взлелеяны: Архив», 2025. Фотопечать на ткани, фотомонтаж, текстильный коллаж

©Фотограф: Анфиса Шеметова

Современные художественные практики на стыке социогуманитарных наук создают пространство для совместной коммеморации и выявления лакун, социальных проблем и выстраивания стратегии сосуществования в пространстве, где базис памяти находится под угрозой. Проект «Новый город» — о том, как и через что можно помнить строительство Апатитов, обнаруживать себя здесь и сейчас, формировать будущее, для которого память и история — крепкий фундамент. Этой логике и отвечают художественные работы Лены Шаргановой. Фактура текстиля, нити и печатные техники позволяют «сшивать» фрагменты прошлого, объединяя их в едином пространстве с настоящим и предстоящим.


Автор текста: Майкл Арутюнян

Image sources
1.

Анфиса Шеметова

2.

Майкл Арутюнян

3.

Лена Шарганова

4.

Сергей Хитров

5.

ЦСИ «Сияние»

6.

Филиал Госархива Мурманской области в г. Кировске

Выставка Лены Шаргановой «Новый город»: о философии созидания
16
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more