

Контакт, Владимир Тарасов, 1978
Концепция
Научно-фантастическая анимация была одним из немногих жанров в Советском Союзе, где режиссеры могли использовать метафорический язык, чтобы выйти за рамки официального дискурса. В результате анимация стала носителем сложного ценностного кода, обращенного к универсальным этическим вопросам, а не только к партийным установкам.
Моя задача — выявить скрытые педагогические и идеологические установки, которые трансформировались от наивного технооптимизма 50-х к тревожной философской рефлексии 90-х.

Амба, Геннадий Тищенко, 1994
Логика исследования продиктована необходимостью охватить три ключевых измерения бытия, с которыми работает жанр научной фантастики: личность, коммуникация и время. В соответствии с этим, работа разделена на три смысловых блока:
Человек-творец. Первый раздел посвящен образу человека, как носителя общечеловеческих ценностей. Протагонист — учёный, космонавт, первооткрыватель. Здесь исследуется культ познания и труда, где способность созидать и преобразовывать материю становится высшей добродетелью, а героизм — повседневной нормой.
Контакт с другим. Во втором разделе фокус смещается с субъекта на объект взаимодействия. Через призму встречи с инопланетным разумом (или искусственным интеллектом) советская анимация решала вопросы гуманизма. Мы рассмотрим, как через образы «Чужих» авторы утверждали идеи интернационализма, эмпатии и пацифизма, или же, напротив, транслировали страх перед неизвестным.
Тревога за будущее. Заключительный блок анализирует эволюцию футуристических настроений. Мы увидим, как сияющая, стерильная утопия ранних лет постепенно уступает место мрачным, предупреждающим сюжетам. Этот раздел исследует трансформацию жанра от гимна прогрессу к экологическому и экзистенциальному предупреждению.
Перевал, Владимир Тарасов, 1988
Для исследования я буду использовать работы, созданные в период расцвета советской анимации (с 1950-х по начало 1990-х годов), уделяя внимание лентам, которые получили широкое признание или оказали заметное влияние на жанр (например, работы студии «Союзмультфильм» и других республиканских студий).
Корпус исследуемых произведений формировался по принципу смысловой репрезентативности. Я обращаюсь к работам, которые стали знаковыми вехами в эволюции жанра: от классической «Тайны третьей планеты» до экспериментальных лент, таких как «Перевал» или «Контакт».
Этот выбор обусловлен тем, что именно в диапазоне от массового зрительского кино до авторского артхауса наиболее полно раскрывается спектр советской фантастической мысли. Мы проследим, как менялась стилистика — от диснеевского реализма к психоделическому авангарду — и как вслед за формой мутировали смыслы.
Человек-творец
Тайна третьей планеты, Роман Качанов, 1981
Советская фантастика — это, прежде всего, мечты о светлом и великом будущем, о мире побеждённых болезней, межпланетных перелётов, разумных роботов и бесконечной отваге исследования. Человек в этой парадигме выступает как носитель этического идеала, героем нужно восхищаться и вдохновляться, а технологический мир — лишь пространство для его приключений и геройства.
Тайна третьей планеты, Роман Качанов, 1981
Чаще всего тема Человека-Творца прослеживается в детской анимации — в таких, как знаменитая работа «Тайна третьей планеты». Герои фильма — этичные и вежливые к инопланетным мирам учёные, пацифисты и защитники всего живого.
По сюжету фильма девочка Алиса и её отец переживают множество приключений и в конце концов побеждают злодеев в лице Весельчака У и пирата Глота — браконьеров и мошенников, которые видят в прекрасном мире будущего лишь источник обогащения.
Мурзилка на спутнике, Евгений Райковский и Борис Степанцев, 1980
Одна из значительных тем советской фантастики — тема покорения космоса. Космическая тематика воплощала собой идеал Человека-Творца, способного преодолевать любые физические и технические барьеры ради достижения глобальной цели. Классическим примером этого в анимации является короткометражный фильм «Мурзилка на спутнике» (1960), где общество настолько развито, что плач считается чем-то феноменальным, а космические спутники вмещают в себя города.
В этом анимационном фильме Мурзилка рассказывает мальчику о спутнике-пионере, первом в своём роде покорившем космическое пространство.
Полёт на луну, Валентина и Зинаида Брумберг, 1953
А работа «Полёт на луну» и вовсе на 4 года предвосхитила запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Анимация изобилует чудесами космического пространства — невесомостью и колоритными пейзажами — а герои демонстрируют геройство в его освоении, помогая профессору Боброву в экспедиции на Луне.
Возвращение, Владимир Тарасов, 1980
В более поздних работах, чаще транслирующих пессимизм относительно будущего, образ Человека-творца раскрывается через близость к природе и земле. Освоение космоса противопоставляется любви к дому, которая становится якорем даже для самых отважных исследователей. Именно любовь к дому помогает главному герою проснуться от беспробудного сна во время падения космического аппарата в фильме «Возвращение».
Контакт с Другим
Вампиры Геоны, Г. Тищенко, И. Иванов-Вано, 1991
В этом блоке рассматриваются работы, сюжет которых затрагивает взаимодействие человека и внеземного разума, а также инопланетной природы во всем её многообразии. Режиссёры советской анимации нередко придерживались антиколониальных убеждений, поэтому мультипликация изобилует историями о людях, столкнувшихся с дилеммой: подавить непокорный потусторонний мир или принять его свободу?
Здесь могут водиться тигры, Владимир Самсонов, 1989
Одним из наиболее ярких примеров исследования режиссёрами темы контакта с инопланетным разумом является мультфильм «Здесь могут водиться тигры» Владимира Самсонова.
На далёкую «7-ю планету» высаживаются четверо земных «охотников за планетами» в поисках ископаемых. Планета оказывается идеальным, земным раем.
Экипаж, кроме Чаттертона, покорён миром, который позволяет им летать, а воду превращает в вино. Чаттертон, настаивая на бурении, отделяется. Планета вмешивается: земля поглощает его бур, а дерево уносит его оружие. Внезапно раздаётся рычание, и позже космонавты находят следы крови, лапу тигра и исчезнувшего Чаттертона.
Этот сюжет раскрывает антиколониальную проблематику в контексте освоения космического пространства. Чаттертон — сторонник завоевательных идей, в то время как остальные члены экипажа настолько прониклись уважением к планете, что в финале даже увезли активированную бомбу подальше от неё, по сути, пожертвовав собой.
Вампиры Геоны, Г. Тищенко, И. Иванов-Вано, 1991
В советской анимации вообще не принят антагонизм космическому миру. Даже в «Вампирах Геоны», по сюжету которых от деятельности инопланетных животных погибло 2 человека, главный герой в итоге приходит к компромиссному решению, способному и защитить местную фауну, и не подвергать опасности людей.
Сувенир, Эльберт Туганов, 1977
Уникальной в контексте этой темы работой является анимационный фильм «Сувенир» режиссёра Эльберта Туганова. Помимо того, что это первый в мире анимационный кукольный стереофильм, работа отличается ещё и выбранной темой — угрожающий потусторонний мир оказывается частью Земли.
Ночью самолёты бомбят африканскую деревню. Утром солдат добивает выживших, но привозит домой зелёный росток в своей каске. Позже, на вечеринке, солдат показывает его. Растение внезапно начинает быстро расти, заполняет город и обрушивает здания.
Росток в данном контексте — потусторонний разум самой Земли, ответивший местью на колониализм военных.
Перевал, Владимир Тарасов, 1988
«Перевал» Владимира Тарасова — редкий образец противопоставления человеческой культуры и инопланетной природы, которая низводит людей до состояния дикости.
По сюжету ленты группа учёных терпит крушение на незнакомой планете и вынуждена спешно покинуть корабль из-за утечки радиации. Они основали поселение, весь быт которого сводится к использованию примитивных орудий труда. И лишь молодое поколение, выросшее в тяжёлых условиях планеты, имело возможность вернуться к кораблю и запросить с Земли помощь.
Так режиссёр подчёркивает постоянное стремление людей к Земле, к дому, даже несмотря на адаптацию к инопланетным условиям.
Контакт, Владимир Тарасов, 1978
В «Контакте» Владимира Тарасова подчёркнута абсурдность страха перед внеземным. Когда к художнику прилетает пришелец, он оказывается не враждебен, а заинтересован в исследовании и познании мира вокруг. Поначалу художник напуган, но в конце концов всё заканчивается дружбой землянина и пришельца.
Тревога за будущее
Если на этапе «Человека-Творца» будущее виделось как логичное и гармоничное продолжение настоящего, то в более поздних произведениях нарастает ощущение дискомфорта и уязвимости. Аниматоры начинают использовать фантастику как инструмент для постановки острых социальных и философских вопросов.
Будет Ласковый Дождь, Назим Туляходжаев, 1984
Машина перестает быть другом и превращается в источник опасности, а прогресс ведет к деградации окружающей среды. Ставятся под сомнение моральные качества самого «Человека Будущего», исследуются темы одиночества, потери смысла и конформизма в идеальном (на первый взгляд) обществе.
Будет Ласковый Дождь, Назим Туляходжаев, 1984
В анимационном фильме «Будет ласковый дождь» отражён главный страх человека в поздний советский период — угроза ядерной катастрофы. Картина изобилует изображениями пепла и брошенных без людей вещей, а сюжет повествует о разрушении последнего оплота цивилизации — робота, который поддерживал быт дома, даже когда его хозяева умерли.
Контракт, Владимир Тарасов, 1985
А вот «Контракт» Владимира Тарасова — это не экологическая, а социальная сатира на возможные кризисы будущего капиталистического общества.
Колонист, оставленный на незаселённой планете, был обманут корпорациями, и его единственным другом оказывается торговый робот, которого также карают за несоблюдение договора. Вместе они отвергают власть экономических гигантов и остаются вместе — греться посреди инопланетной зимы и смеяться над шутками друг друга.
Контракт, Владимир Тарасов, 1985
Вв одном из первых российских мультфильмов из серии «Звёздный мир», которая была начата в советское время (и к которой относятся также «Вампиры Геоны»), аниматоры обрисовывают чудовищный мир биохоррора, где технологии сплетаются с органикой и формируют ужасающие гротескные картины.
Это единственный фантастический анимационный фильм, который взят из российского времени, но лишь потому, что он идейно продолжает линию, начатую режиссёром до распада СССР.
Амба, Геннадий Тищенко, 1994
Наконец, в проекте «Урок» Роберта Саакянца деконструируется образ космонавта-исследователя. Земляне, прибывшие на другую планету, относятся к местой фауне без уважения, убивая ни в чём не повинных животных. Этот анимационный фильм — яркая критика колониализма.
Урок, Роберт Саакянц, 1987
И планета отвечает — каждый, кто убил зверя на этой планете, сам становится зверем. Экспедиция быстро мутирует и теряет человеческий облик.
Заключение
Контакт, Владимир Тарасов, 1978
Проведенное исследование убедительно подтвердило, что советская научно-фантастическая анимация выступала в качестве уникального метафорического языка, позволявшего режиссерам преодолевать идеологические ограничения официального дискурса. Этот жанр, маскируясь под воспевание научного прогресса, стал носителем сложного этического и ценностного кода, обращенного к фундаментальным вопросам человеческого бытия.
Содержательный сдвиг, характеризующийся увеличением числа фильмов с тревогой о будущем, отразил как общественное разочарование в официальном футуристическом проекте, так и обострение внутренних кризисов позднего советского периода. Также мы увидели, как на протяжении всего исследуемого периода, через архетип ученого-первооткрывателя и сюжеты о контакте с другим, анимация решала ключевые вопросы гуманизма, интернационализма и пацифизма.
Амба, Геннадий Тищенко, 1994
Таким образом, советская научно-фантастическая анимация — это не просто совокупность развлекательных лент, но и культурное зеркало советского общества, нашедшего художественные пути для выражения своих самых глубоких тревог и надежд.
Тайна Третьей Планеты, Роман Качанов, 1981
Амба, Геннадий Тищенко, 1994
Будет Ласковый Дождь, Назим Туляходжаев, 1984
Вампиры Геоны, Г. Тищенко, И. Иванов-Вано, 1991
Возвращение, Владимир Тарасов, 1980
Здесь могут водиться тигры, Владимир Самсонов, 1989
Контакт, Владимир Тарасов, 1978
Контракт, Владимир Тарасов, 1985
Мурзилка на спутнике, Евгений Райковский и Борис Степанцев, 1980
Урок, Роберт Саакянц, 1987
Перевал, Владимир Тарасов, 1988
Полёт на луну, Валентина и Зинаида Брумберг, 1953
Сувенир, Эльберт Туганов, 1977
Тайна третьей планеты, Роман Качанов, 1981