Original size 681x1014

Злодейки в анимации 1940–1980-х: диснеевский канон и его альтернативы

PROTECT STATUS: not protected
24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

1. Концепция 2. Диснеевский канон 3. Альтернативные подходы 4. Сравнительный анализ 5. Заключение

big
Original size 0x0

Уолт Дисней, «Русалочка», 1989

Концепция

Часто в анимационных произведениях случается так, что вторым по значимости после главного героя становится злодей. При чем по большой части зрителям импонируют именно антагонисты, так как такие персонажи всегда наделены харизмой или своим особым шармом. Что уж говорить о женских персонажах, которыми можно восхищаться часами. Разумеется, не все злодейки становились культовыми красавицами и любимицами зрителей, были и более «уродливые», однако по роли не уступали остальным. В период 1940–1980-е годы, студия Дисней выпускает наибольшее количество мультфильмов, где антагонистами выступают именно женщины. Отсюда и создаются каноны и шаблоны, которых впоследствии придерживаются остальные студии уже после 1980-х. Однако с современниками ситуация немного иная. Целью исследования стало выяснение штампов диснеевских злодеек и их сравнение с альтернативными образами в анимации других студий в тех же временных рамках.

Для изучения темы выбраны анимационные произведения студий Дисней, Паннония, Ранкин Басс, Ханна Барбера и Ворнер Брос, созданные в период с 1940-х до конца 1980-х, и в которых появляются женские персонажи-антагонисты. При чем изначально акцент делается на диснеевских персонажах и только потом перетекает на злодеек из других анимационных студий.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что в анимации 1940–1980-х Дисней создавал узнаваемый шаблон женских злодеек — броский визуал, мотивы личной мести или жажды власти. А другие студии в тот же период предлагали альтернативы, где злодейки не занимали настолько значимое место в сюжете: менее привлекательные, более сдержанные, комичные или страшные.

Рубрикация исследования выстроена по принципу сравнительного анализа: сначала подробно разбираются каноничные диснеевские злодейки — их визуальные образы, характерные жесты, цветовые решения и сюжеты, что позволяет чётко сформулировать «фирменные» приёмы студии. Затем внимание переключается на альтернативные подходы других анимационных компаний (Паннония, Ранкин Басс, Ханна Барбера, Ворнер Брос) — через тот же набор приемов (внешность, поведение, роль в истории) выявляются их стилистические решения. Завершает работу глава со сравнением, где выделяются ключевые различия и сходства между диснеевскими злодейками и экспериментами современников, демонстрируя многообразие подходов к созданию женщин-антагонистов в рамках одного исторического периода.

В качестве текстовых источников для исследования выбраны соответствующие теме материалы: статьи о об истории анимации и диснеевских канонах, онлайн-ресурсы и рецензии к мультфильмам.

Диснеевский канон

Уолт Дисней, «Белоснежка и семь гномов», 1937

Следует начать с самого первого полнометражного фильма, где появляется и первая злодейка — Злая королева. Хотя она немного не попадает во временные рамки исследования, ее все же следует включить в «подборку», как ту, кто положил начало всем антагонисткам Диснея. С нее начинается эпоха статных отрицательных героинь. Она вызывает интерес, как своим внешним видом (на самом деле, даже не уступает в красоте Белоснежке), так и поведением. Она самостоятельная и может решить ситуацию, основываясь на своих знаниях в зельеварении. При чем по сравнению со своей падчерицей, королева явно кажется умнее, но обо всем по порядку.

Уолт Дисней, «Золушка», 1949

После «Белоснежки» студия представляет целых 3 отрицательных героинь в «Золушке» — Леди Тремейн, Дризеллу и Анастасию. И если у мачехи еще сохраняется образ статной женщины, то сестры уже отходят от этого в сторону более глупых героинь. Здесь и появляется первое деление на условно «красивых» и «не очень» антагонисток. Далее эта идея будет развиваться. В случае с «Золушкой», более холодная и строгая мачеха имеет острые черты лица и темную палитру в одежде. Легкомысленных сестер же отличают более круглые черты и яркие цвета.

Уолт Дисней, «Алиса в стране чудес», 1951

Далее образ глупой и некрасивой антагонистки развивается в «Алисе в стране чудес». Королева Червей деспотичная, резкая и явно умом не блещет. Она не высокая и статная злодейка, как это было в предыдущих мультфильмах, она карикатурно толстая и капризная женщина с поведением маленького ребенка.

Original size 800x312

Уолт Дисней, «Спящая красавица», 1958

Последовательницей образа Злой королевы становится Малефисента — одна из самых узнаваемых злодеек Диснея, которая потом получает множество репрезентаций в разных фильмах и сериалах. Настолько культовым персонажем она становится. И здесь студия напоминает, что антагонистка может быть завораживающей. Дисней возвращает зрителям худую и высокую даму в длинном плаще.

Уолт Дисней, «101 далматинец», 1961

В 1961 появляется знаменитая кинокартина «101 далматинец», а вместе с ней и та самая Круэлла Де Виль. Образ ее движется в сторону «некрасивых», однако она все же оставляет этот шарм высокой и худощавой женщины в меховой шубе. В целом Круэлла старается быть элегантной, если бы не ее лицо с торчащими ноздрями и скулами, у нее бы получилось.

Уолт Дисней, «Меч в камне», 1963

Мадам Мим из «Меча в камне» не настолько знаменита среди зрителей, но она и не занимает центральных ролей в своей картине, даже появляется только ближе к концу. Красотой Мадам Мим тоже не отличается и наверное является одной из самых уродливых злодеек. Хотя у нее есть магия, позволяющая ей выглядеть вполне привлекательно, в какой-то мере ее можно назвать даже миловидной, засчет круглых черт лица. Кстати, в ее образе есть явные отсылки к «Алисе в стране чудес», что невольно отсылает и к Королеве Червей.

Original size 800x477

Уолт Дисней, «Спасатели», 1977

Мадам Медуза тоже красотой не отличается: низкий рост, синие тени, обвисшая грудь и широкая талия, хотя это не отражается на ее самооценке. По своей манере она очень смахивает на Круэллу, изначально создатели вообще задумывались Де Виль и оставить, однако позже отказались от этой идеи. Хорошо это или нет, дело вкуса, однако Медуза явно уступает в популярности главной любительнице шуб.

Original size 1200x675

Уолт Дисней, «Русалочка», 1989

Урсула сочетает в себе черты уродства и привлекательной харизмы. Если предыдущие три злодейки являются больше отталкивающими, то Урсула, хоть и выглядит злой «осьминожихой», но зрителя привлекает. Ну и ещк она становится интересной благодаря своим массивным щупальцам.

Так, зритель видит, что со временем образ злодеек трансформируется. У Диснея появляются сразу несколько тропов в изображении отрицательных героинь.

Визуальные решения

Original size 2616x950

Мадам Медуза, Королева Червей, Круэлла Де Виль «Спасатели», «Алиса в стране чудес», «101 далматинец» 1977, 1951, 1961

Original size 2616x950

Малефисента, Урсула, Злая королева «Спящая красавица», «Русалочка», «Белоснежка и семь гномов» 1958, 1989, 1937

По цветовой палитре Дисней отдает предпочтение синему/фиолетовому, красному и конечно же черному. Тёмные, насыщенные тона создают ассоциации с ядом, роскошью и потусторонним. При чем более холодные героини одеты как раз в сине-черные платья. Повседневные и приземленные героини — в красно-черные. Исключениями здесь являются только Тремейн (она носит как красное, так и синее) и Мадам Мим. Подбор подобной палитры объясняется стремлением создать контраст между добром и злом, потому что положительные главные героини часто одеты в пастельные тона. А подобное противостояние, как известно, основа сюжета для Диснея.

Original size 1152x129

Зеленые глаза Мадам Мим, Леди Тремейн и Мадам Медуза

Original size 2468x674

Также появляется зеленый, как цвет глаз у Злой королевы, Мадам Мим, Леди Тремейн и Мадам Медузы. Зрачки у всех узкие. Желтый появляется, как цвет аксессуаров или глаза у Малефисенты. Также, у некоторых есть маникюр красного цвета. Если говорить о формах, антагонисток можно поделить на высоких и низких, худых и полных. При чем черты лица меняются независимо от этого. У Урсулы например круглая форма лица и острый нос. У мачехи Золушки нос острый, у сестер носы картошкой. Злая королева отличается больше всех в этом плане, потому что черты лица у нее более приближены к реальным. Вот что остается почти у всех, так это красная помада и тонкие брови.

Головные уборы Злая королева, Королева Червей

Преимущественно диснеевские антагонистки одеты в платья. Головными уборами отличаются Злая королева и Королева Червей, которые носят корону, сестры Золушки с бантами, перьями и гребешками, и Малефисента, которая знаменита своими дьявольскими рогами. Аксессуары острые и визуально «ранят» взгляд. У остальных героинь волосы зачесаны наверх. Дисней явно оставляет длинную и красивую шевелюру своим принцессам.

Головные уборы Малефисента, Анастасия и Дризелла

Питомцы

Original size 800x313

Ворон Малефисенты

Люцифер из «Золушки» и ворон Злой королевы

Original size 1920x1080

Флотсам и Джетсам из «Русалочки»

У большинства злодеек есть приспешники — их животные. Интересно, что принцессам собственных питомцев дают не так часто. У Малефисенты и Злой королевы это черный ворон, который кстати является клишированным образом, что олицетворяет зло или смерть. У Урсулы это мурены Флотсам и Джетсам, при чем они даже играют значимую роль в сюжете, в отличие от птиц. Кот Люцифер из «Золушки» выглядит не столько зловеще, сколько прибавляет юмора мультфильму. Все питомцы антагонисток Диснея преимущественно черные/серые, и только Мадам Медуза имеет при себе двух зеленых крокодилов — Брута и Нерона. Туповатые, но при этом опасные охранники. В целом, дикие животные поблизости отрицательных персонажей — знак власти.

Original size 800x437

Крокодил Мадам Медузы

Превращения

Original size 1920x1080

Урсула, превращение в красивую девушку

Мадам Мим и ее перевоплощения

Часто Дисней наделяет своих антагонисток волшебной силой, которой они пользуются либо для обмана, либо для победы в поединке. Волшебство Мим выделяется больше всего, так как она имеет наибольший спектр превращений — это и разные животные, и изменение размера, и исчезновение. В ее образе есть что-то общее с Чеширским котом. Особенностью диснеевских перевоплощений является цвет глаз — он всегда остается неизменным в любом обличии. Цвет глаз Малефисенты меняется на протяжении всей сцены, когда она предстает в облике дракона, но это скорее специфика освещения.

Старуха — Злая королева, Дракон — Малефисента

Сюжет

post

Про сюжет следует поговорить в общем. Характерной особенностью для всех злодеек является их явное противопоставление главным героям. Диснеевские злодейки всегда резко контрастируют с положительными персонажами — это столкновение молодости и старости, естественной красоты и уродства, доброты и коварства, силы и слабости. Их конфликты с протагонистками строятся на зависти, жажде власти, или классовой ненависти. По канонам Диснея — добро всегда побеждает: злодейки либо погибают от собственных козней, либо оказываются униженными. Это не просто развязка — важный воспитательный момент: история наглядно показывает, как зависть, жадность, манипуляции и злость разрушают своих героинь. При этом Диснею удается мастерски балансировать между моралью и зрелищностью, ведь даже при поражении злодейки остаются яркими, запоминающимися персонажами, чьи образы стали больше, чем просто антагонистами в сказках.

Альтернативные подходы

Работы студии Паннония

Паннония, «Черноснежка», 1985

В то же время и у других студий выходят мультфильмы и мультсериалы, в которых можно встретить отрицательных персонажей женского пола. И если Дисней начал со Злой королевы, следует рассмотреть ее прообраз в «Черноснежке» — истории, где все происходит в альтернативной реальности классического сюжета. Королева умирает, на ее смену приходит фрейлина, которая и становится главной злодейкой. Забавно, что образ именно умершей королевы (а не главной антагонистки) больше смахивает на Злую королеву из «Белоснежки». Хотя у обеих есть что-то общее. Героиня, к слову, лысая и скрывает это под колпаком и короной.

Original size 800x410

Паннония, «Ловушка для кошек», 1986

Студия Паннония делает в основном мультфильмы для взрослой аудитории, поэтому и образы злодеек там становятся соответствующими. В «Ловушке для кошек», где в мире царит террор между кошками и мышами, появляются антагонистки из банды — крысы Куки и Пати. Образы явно сексуализированы, это и короткие юбки с топами, и колготки в сеточку, и высокие шпильки. Куки ведет себя, как типичная «блондинка», однако она довольно смышленая. Пати — прообраз роковой женщины, она более холодная и собранная, в отличие от своей коллеги. Вместе они дополняют друг друга, создавая интересный тандем.

Паннония, «Дракон и тапочка королевы», 1989/1990

В «Драконе и тапочке королевы» представлена уже типичная представительница ведьм: летает на метле, у нее большой и кривой нос с бородавками и остроконечная шляпа с ремешком. Типичный фольклорный персонаж.

Ранкин Басс «Последний единорог»

Original size 800x424

Ранкин Басс, «Последний единорог», 1982

Матушка Фортуна ловит единорога и сажает животное в клетку, к остальным зверям, тоже пойманным ею. В целом образ старухи довольно «натуральный», если можно так сказать. Создатели смешали в ней черты ведьмы и шаманки. Для маскировки она носит на голове шляпу-бревно и потрёпанный коричневый плащ. Ее сюжетная линия прописана хорошо, и когда она умирает это даже выходит символично. У нее есть собственная мотивация для злодеяний — это желание остаться в памяти людей и животных. Для выходящих в это время картин с антагонистками это редкость.

Злодейки из сериалов

Ханна Барбера, «Супер друзья», 1973

Гепардица появляется в мультсериале «Супер друзья». Как типичный комиксный антагонист, она сочетает в себе опасность и обаяние. Ее образ строится на кошачьей эстетике: грациозные движения, острые когти и соответствующая манера поведения. Характерной чертой персонажа стали кошачьи каламбуры, что добавляет ей харизмы. Ну и конечно, фирменный обтягивающий костюм в стиле классических суперзлодеек — неотъемлемая часть ее образа.

Ханна Барбера, «Скуби Ду, где ты? : Какая ведьма какая?», 1973 «Скуби-Ду и школа вампиров», 1988

В сериале про Скуби Ду можно встретить множество разных злодеек, каждая из которых обладает уникальным стилем. Это и мифические существа, и привычные ведьмы с их треугольными шляпами и горбатыми носами. Некоторые из них пугают зрителя своей жутковатой внешностью, другие отличаются хитростью и обаянием. При этом, несмотря на всю их зловредность, они становятся не просто противниками, а запоминающимися элементами вселенной Скуби Ду, потому что мультсериал стабильно добавляет новых отрицательных персонажей с разным дизайном.

Ханна Барбера, «Смурфики» 1981-1990 Ворнер Брос, «Закалдованный кролик», 1954

Хогата из «Смурфиков» появляется в нескольких эпизодах. Она носит парик, потому что у самой волос нет (как, кстати, у ранее упомянутой королевы из «Черноснежки»), носит фиолетовое платье и варит зелья. И все еще здесь характерный нос и бородавка на нем. Есть и ведьма не из студии Ханна Барбера. Это Хейзл, которая появляется в сериях со знаменитым кроликом — Багзом Банни. Тут образ ну очень клишированной ведьмы в треугольном платье.

Сравнительный анализ

Паннония, «Черноснежка», 1985 Уолт Дисней, «Белоснежка и семь гномов», 1937

На самом деле сходств между Диснеем и современниками не то, чтобы совсем много, но и не так мало, как может показаться. Следует затронуть основные сходства и различия злодеек, чтобы понять, как их можно соотнести между собой. Первым делом — Злая королева и королева из «Черноснежки». Так как даже названия друг друга почти копируют, образы довольно схожи — это корона, поверх балаклавы и длинное платье, они обе высокие с вытянутым силуэтом. По цветам совпадает бледная кожа, желтая корона и черный в одежде. Но все же у Злой королевы в образе больше превалирует фиолетовый. Они обе высокие с вытянутым силуэтом.

Уолт Дисней, «Золушка», 1949 Паннония, «Ловушка для кошек», 1986

Далее следует сказать про выбор палитры в целом. Как и у Диснея, у других студий злодейки часто одеты в фиолетовый и синий, если больше обобщить, то в темные тона. Куки и Пати из «Ловушки для кошек» это хороший пример яркой палитры для более активных и говорливых персонажей и темной для холодных и молчаливых. Похожая ситуация случается в «Золушке», где Леди Тремейн носит преимущественно темную одежду, а Анастасия и Дризелла яркую.

Уолт Дисней, «101 далматинец», 1961 Ворнер Брос, «Заколдованный кролик», 1954

Длинные и ухоженные волосы не встречаются нигде (исключая перевоплощение в красавиц), у злодеек либо вообще нет волос, либо они закрыты аксессуарами, либо растрёпаны, реже собраны. Часто встречаются остроконечные головные уборы: шляпы или короны.

Original size 0x0

Уолт Дисней, «Белоснежка и семь гномов», 1937

В период 1940-1980-х студии в большинстве своем в качестве антагонисток выбирают именно ведьм, и их явно больше, чем королев, как у Диснея. Они все при этом соблюдают типичный устоявшийся ведьминский образ: зеленая кожа, острая шляпа, зельеварение, горбатый нос, иногда с бородавкой и остроконечная шляпа. Все просто уходит в фольклор. На самом деле и у Диснея есть подобный прообраз в превращении Злой королевы. Она становится старухой с той самой с бородавкой на носу. От других ведьм ее отличает то, что она носит плащ с капюшоном, а не шляпу.

Original size 800x602

Уолт Дисней, «Золушка», 1949

Дисней в основном эстетизирует зло, или хотя бы делает своих злодеек с собственным особым шармом. Им всегда уделяется время на экране и персонажи раскрываются в полной мере. Зритель видит их мотивацию ко злу, главный конфликт, характер и особенности, даже питомцы у них есть и они тоже отражают поведение героинь. У альтернативных персонажей из других студий такая тенденция встречается редко, чаще злодейки становятся предметом насмешек для зрителя и украшением серии, но не главным действующим лицом. Происходит так, что у них даже нет объяснения для злодеяний, они просто злые «по умолчанию». Например Гепардица из «Супер друзей» изначально сидит среди злодеев, она сражается с супер-героями и на этом все, отсюда и отсутствие морали, которая обязательно есть у Диснея. Из хорошо раскрытых можно назвать только Мадам Фортуну, чей образ в сюжете хорошо показывают символически и королеву из «Черноснежки».

Заключение

Дисней определенно опережает другие студии в создании женщин антагонисток в своих фильмах. Потому что у злодеек всегда есть четкая цель, позиция и роль в сюжете. Без зла нет и добра, а Дисней закрепляет это и хорошо отражает контраст через цвета, формы, поведение и сюжет. Его отличительная черта — создать индивидуальность. Да, появляются и какие-то каноны и шаблоны, но они не делают антагонисток однотипными, потому что студия умеет эффектно показывать характер и стиль. Другие компании в период 1940-1980-х только прощупывают почву в этом деле, ведь как такового устоявшегося образа женщины-антагонистки в анимации еще нет. Встречаются среди них намеки и на диснеевских злодеек, однако это не настолько явная черта. Скорее каждый пробует идти своим путем. В любом случае, альтернативные студии не ставят перед собой задачу акцентировать внимание зрителя на злодейках, их включают скорее для разнообразия и юмора. Из общих черт для всех студий — явно выделяются цвета, но это и очевидно. Сочетание фиолетового и зеленого, красного и черного уже автоматически воспринимаются зрителем как цвета отрицательных персонажей. Ну и кончено магия, как без нее?

Bibliography
Show
1.

Тимур Алиев. Колдуй, шальная императрица: истории образов злодеек Disney // Онлайн-ресурс Сити новости культуры. 1 июня 2021. (URL: https://thecity.m24.ru/articles/4690?ysclid=mauws0qc4542016121) Дата обращения 18.05.2025

2.

Мадам Медуза // Онлайн-ресурс Дисней вики (URL: https://disney.fandom.com/ru/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B7%D0%B0) Дата обращения 18.05.2025

3.

Mommy Fortuna // Онлайн-ресурс Villians viki (URL: https://villains.fandom.com/wiki/Mommy_Fortuna) Дата обращения 20.05.2025

4.

Şirinler’in Amansız Düşmanı Gargamel’in Şaşırtan Yaratılış Amacı ve Hakkında Bilinmeyenler // Онлайн-ресурс emojy (URL: https://emoji.com.tr/gargamel/) Дата обращения 20.05.2025

Image sources
Show
1.

Обложка https://pin.it/5Z4MiBC3Y (Дата обращения: 18.05.2025)

2.

Уолт Дисней, «Русалочка», 1989 https://vk.com/video-218463181_456239324 (Дата обращения: 18.05.2025)

3.

Уолт Дисней, «Белоснежка и семь гномов», 1937 https://vk.com/video-184447514_456244218 (Дата обращения: 18.05.2025)

4.

Уолт Дисней, «Золушка», 1949 https://vk.com/video-210018046_456239036 (Дата обращения: 18.05.2025)

5.

Уолт Дисней, «Алиса в стране чудес», 1951 https://kadikama.com/1978-1951-alisa-v-strane-chudes.html (Дата обращения: 18.05.2025)

6.

Уолт Дисней, «Спящая красавица», 1958 https://yandex.ru/video/preview/10953377155336597366 (Дата обращения: 18.05.2025)

7.

Уолт Дисней, «101 долматинец», 1961 https://vk.com/video-222866496_456239608 (Дата обращения: 18.05.2025)

8.

Уолт Дисней, «Меч в камне», 1963 https://rutube.ru/video/2c680f5f7e1f44348a7343fa8a55961f/ (Дата обращения: 18.05.2025)

9.

Уолт Дисней, «Спасатели», 1977 https://vk.com/video-184447514_456246681 (Дата обращения: 18.05.2025)

10.

Паннония, «Черноснежка», 1985 https://vk.com/video119970951_456240873 (Дата обращения: 20.05.2025)

11.12.

Паннония, «Дракон и тапочка королевы», 1989/1990 https://vk.com/video119970951_456240878 (Дата обращения: 20.05.2025)

13.

Ранкин Басс, «Последний единорог», 1982 https://vk.com/video-176294899_456239775 (Дата обращения: 21.05.2025)

14.

Ханна Барбера, «Супер друзья», 1973 https://vk.com/video-50659533_456239031 (Дата обращения: 21.05.2025)

15.

Ханна Барбера, «Скуби Ду, где ты? : Какая ведьма какая?», 1973 https://www.youtube.com/watch?v=Pco_YdqSYhg (Дата обращения: 21.05.2025)

16.

«Скуби-Ду и школа вампиров», 1988 https://vk.com/video-45217755_165379875 (Дата обращения: 21.05.2025)

17.

Ханна Барбера, «Смурфики» 1981-1990https://www.youtube.com/watch?v=tTm_CrT7CHA (Дата обращения: 21.05.2025)

18.

Ворнер Брос, «Заколдованный кролик», 1954 https://vk.com/video234228915_170246877(Дата обращения: 21.05.2025)

Злодейки в анимации 1940–1980-х: диснеевский канон и его альтернативы
24
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more