
КОНЦЕПЦИЯ
Данное визуальное исследование посвящено изучению влияния студенческих революций 1968 года на художественные практики в искусстве.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ


хроника событий, 1968 год
Все началось 2 мая в кампусе университета Нантер. Ректор решил закрыть учебное заведение из-за того, что студенты были недовольны правилами раздельного проживания в общежитиях. На следующий день прошел первый митинг во дворе Сорбонны. Он выльется в столкновения с полицией на бульваре Сен-Мишель и арест нескольких студентов. В ночь с 10 на 11 мая в Париже состоялась первая «ночь баррикад». 19 мая Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар в знак солидарности с парижскими волнениями добились преждевременного окончания Каннского кинофестиваля, а спустя пару дней бастовала уже вся Франция.


Хроника событий 1968 г
Лейтмотив событий мая 1968-го — бунт против старых канонов, против всего, что олицетворяла собой предыдущая эпоха. Протестующих объединяла ненависть к непререкаемым авторитетам и традиционным ценностям старшего поколения, пережившего Вторую мировую. Атаковалось любое неравенство: гендерное, расовое, социальное. Старая система управления, язык протоколов и вертикальные иерархии должны были остаться в мире до 1968-го. Ощущение, что прямо сейчас новый мир приходит на смену старому, носилось в воздухе: студенческими волнениями были охвачены крупные университеты США, Европы, Японии.
«Пражская весна», «культурная революция» в Китае, кампания Poor People''s Campaign Мартина Лютера Кинга и его убийство 4 апреля, «кровавая неделя» в Рио-де-Жанейро, война во Вьетнаме и демонстрации по всему миру.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО
Стрит арт и граффити, плакатное искусство




Плакаты, 1968
Главным воплощением энергии молодости 1968-го стали знаменитые лозунги. «Запрещено запрещать», «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Никогда не работай», «Под брусчаткой пляж». Примечательно, что у лозунгов и граффити, которыми были исписаны стены Сорбонны и парижские улицы, не было авторов: они воплотили в себе чувства всех, кто в те дни бастовал и строил баррикады на бульварах. В основе революционных идей бунтующих студентов лежали тексты Ситуационистского Интернационала, особенно книга Ги Дебора «Общество спектакля» и их журнал Internationale Situationniste. Это была материальная база для бунтующих студентов и анархистов в Париже. Французский антрополог, автор «Изобретения повседневности» Мишель де Серто назвал те события «революцией слова», говоря, что «в мае слово брали так, как в 1789 году брали Бастилию». Язык лозунгов стал своеобразной визитной карточкой майских событий и неиссякаемым источником вдохновения для искусства.
Группа «Грапю», плакаты
Протестное, политическое искусство
Студенческие протесты радикально усилили связь искусства с политическим высказыванием. Художники начинают транслировать активную гражданскую позицию помимо визуально-эстетической. Искусство становится формой протеста, критики власти, капитализма, устаревших патриархальных канонов.
Ханс Хааке «Опрос в Музее современного искусства» («MOMMA poll»), 1970.
Работа Хааке «Опрос» превращает музейное пространство в площадку для прямого политического голосования. Работа «Опрос» была создана в разгар войны во Вьтнаме и событий 1968 года. Художник реагировал на социальную реальность.
«Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски…», Ханс Хааке, 1971
Хааке работает с исследовательской документацией и, проведя свое расследование, освещает факты, находящуюся прямо на поверхности перед зрителем. В своей работе художник разоблачает влиятельного человека — Гарри Шапольски, в аферте, связанной с недвижимостью. Однако персональную выставку в Музее Гуггенхайма закрывают, также увольняя куратора.
Комар и Меламид «Вперёд к победе коммунизма!», 1974
Комар и Меламид используют форму официальных агитационных лозунгов и плакатов, где деконструируют язык советской пропаганды, с иронией демонстрируя его двусмысленный характер.
Институциональная критика
Лоуренс Вайнер, Йозеф Бойс «Когда отношения становятся формой», 1969
События 1968 года дают начало системной критики художественных институций (музеев, рынка искусства, кураторских практик, пространства белого куба).
Художники подрывают механизмы власти и идеологию культурных институций. Происходит смещение акцента с объекта на действие, процесс, событие. Возникают коллективные и процессуальные формы творчества и отказ от фигуры «художника-гения»
«Painting sculpture», Даниель Бюрен, 1971
На шестой международной выставке Музея Гуггенхайма огромная работа Бюрена трансформирувала институциональное пространство музея, где немыслим только визуальный и феноменологический опыт. Институция всегда преследует интересы экономические и идеологические, что неизбежно определяет производство и восприятие и понимание обьекта искусства.
треугольное пространство Gladys K. Montgomery Art Center Майкл Ашер
Художники институциональной критики, вмешиваясь в архитектуру музеев, вскрывали те механизмы власти, которые белый куб стремился скрыть под маской чистоты и объективности.
Один из них, Майкл Ашер работал с внутренним пространством белого куба — подсобными помещениями, перегородками, осветительными системами, демонстрируя его изнанку.
Марсель Бротарс, «Музей современного искуства, музей орлов, секция фигур», 1972
Марсель Бротарс создал модель — симулякр музея, чтобы исследовать его условия и механизмы власти
Активизм
Активизм 1968 года стал качественно новым феноменом, синтезировавшим политическую борьбу, культурную революцию и радикальную переоценку повседневной жизни. Это был глобальный взрыв, который проходил под разными лозунгами, но имел общие черты: отказ от авторитетов (государства, партий, университетов), поиск аутентичности и спонтанности, стремление к прямым действиям.
Активизм 1968 года был не столько политической революцией в классическом смысле, сколько революцией сознания, чувств и повседневности. Он поставил в центр вопрос о качестве жизни, свободе самовыражения и праве на непосредственное участие в управлении. Его главным уроком стало понимание, что политика — это не только голосование и партии, но и язык, тело, городское пространство и способ общения между людьми.
Этот год стал точкой отсчета для дальнейшего развития уличных протестных акций в художественном контексте.
От объекта к процессу


Вито Аккончи. Торговые марки. 1970
1968 год ускорил отказ от представления произведении искусства как стабильном материальном объекте.
На первый план вышли процессуальные, временные и эфемерные формы. Перформанс, хэппенинг и концептуальное искусство стали ключевыми медиумами этого сдвига. Значимость приобретает не столько конечный результат, сколько сам жест, ситуация или действие.
Подобная трансформация была связана с критикой товарного статуса искусства и художественного рынка, поскольку процессуальные формы трудно поддаются коммерциализации и коллекционированию.
Новые медиа


Брюс Науман, Коридор, 1970
Технологическим символом года стала портативная камера Portapak (Sony, выпущенная в 1967).
Видео позволяло документировать перформансы, протесты, частную жизнь без посредников. Видео-арт стал тем медиумом для художников, как инструмент критики против телевизионного мейнстрима.
Расцвет женского движение художниц-феминисток
На фоне событий конца 60-х годов развивается женское движение среди художниц-феминисток, которые вели борьбу за гражданские права.
Движение настаивало на принципиальном отличии женщины от мужчины и стремилось выразить сущность женщины через ее особую близость к природе и уникальную культуру женских историй и мифов.
Художницы-феминистки отходили от модернистских форм, ассоциирующихся с мужчинами, в частности от абстракции, восстанавливая в правах обесцененные формы ремесла и декоративного искусства, ассоциирующиеся с женщинами, опровергая репрессивные стереотипы и пропагандируя позитивные образы женщин.


Джуди Чикаго, Мириам Шапиро. Женский дом. 1972 г.
Джуди Чикаго. Званый ужин. 1974–1979 гг.
Вали Экспорт .TAPP und TASTKINO. 1968–1971 гг.
В патриархальном обществе женское тело часто рассматривается как объект для мужского взгляда и сексуального удовлетворения. Вали Экспорт в своей работе решительно захватывает контроль над своим телом, определяя, как и когда оно будет взаимодействовать с другими людьми, что дозволено знать о нем окружающим. Она превращает зрителя из наблюдателя в участника, которому предлагается тактильный, а не визуальный опыт. Это радикальный шаг к эмансипации телесного опыта, где женщина сама решает, как ее тело будут воспринимать в патриархальном мире.
ДОЛГОСРОЧНОЕ ВЛИЯНИЕ
Влияние 1968 года выходит далеко за пределы самого десятилетия. Современное социально ангажированное искусство, активистские практики, партиципаторные проекты и критическое отношение к институциям во многом опираются на опыт и идеи, сформулированные в этот период. Таким образом, 1968 год следует рассматривать не как завершённый исторический эпизод, а как начало новой парадигмы, в которой искусство мыслится как открытое поле социальных, политических и культурных взаимодействий.
ВЫВОДЫ
1968 год стал переломным моментом в художественном контексте, обозначив конец модернистской автономии искусства и начало его радикальной переориентации на социальную и политическую реальность. Искусство перестало быть исключительно эстетической практикой и превратилось в пространство критики, действия и коллективного опыта. Именно в этом сдвиге заключается его ключевое историческое значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЖЕНИЙ
Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Издательство Ad Marginem Год издания 2021
https://artuzel.com/content/akkonchi-vito
https://os.colta.ru/art/projects/8136/details/23239/?print=yes
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ:
1.https://moscowartmagazine.com/issue/20/article/292 2.https://garagemca.org/programs/library/catalogue/L403. 01? ysclid=mjbebqgovq596563983 4. https://blog.romashin-design.com/plakaty-parizhskoj-gruppy-grapus.html?ysclid=mjbeck1o3t191516433 5.https://ru.pinterest.com/cheung0896/political-artwork/ 6. https://www.theartnewspaper.ru/posts/3792/?ysclid=mjbeedc2t171996045 7. https://tr.pinterest.com/olivefoxes/16-art-society-relational-aesthetics/ 8. https://lenta.ru/articles/2023/05/14/may_68/?ysclid=mjbekrjgn192506971 9. https://www.kommersant.ru/projects/prague68?ysclid=mjbek7t1lq760790203 10. https://archive.curbed.com/2015/9/2/9924926/hans-haacke-photography-slumlord 11. https://pkpd.academy/2019/12/10/moma-1970/ 12. https://www.theartnewspaper.ru/posts/3792/?ysclid=mjbeedc2t171996045 13. https://artuzel.com/content/akkonchi-vito?ysclid=mjbet8eysv388418492 14. https://judychicago.com
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
2.https://garagemca.org/programs/library/catalogue/L403. 01? ysclid=mjbebqgovq596563983