
Донна Харауэй в книге «Оставаясь со смутой: заводить сородичей в хтулуцене» рассуждает о компосте и симпоэзисе, сплетениях, подобных игре в верёвочки, и периодах, связанных с человеческим и многовидовым вымиранием. С помощью своего метафорического способа повествования и обращения как к биологическим, так и художественным образам и явлениям она переплетает философскую мысль и собственный причудливый фантастический подход к восприятию реальности.
Важный термин, который часто встречается в тексте, — это «СФ». Для Донны Харауэй «СФ» — это прежде всего сплетенные фигуры. Сплетенные фигуры, в ее понимании, — это и «метод прослеживания, следования за нитью в темноте, в опасной правдивой истории о приключении, в которой кто выживет, а кто умрет и как», и процесс складывания нитей и практик, и этап создания и сочетания разнообразных комбинаций. [Харауэй Д., 2020, с. 19] Прикладывая к тексту рисунок Насер Муфти «Многовидовая колыбель для кошки», автор раскрывает практики видов-компаньонов, совместное производство и со-сотрудничество через метафору хитросплетения из ниток, которое можно сплести на пальцах одной руки. Таким образом, игра в веревочку — это подвижный процесс взаимодействий между акторами и передачи смыслов.
Донна Харауэй рассказывает о веревочной игре индейцев навахо, называемой в переводе «койоты, разбегающиеся в противоположные стороны». Их игра — это полноценная система тайного кода для передачи истории. Такие веревочные фигуры представляют собой мыслительные и созидательные практики, где узлы — это люди, виды-компаньоны, явления или фрагменты истории. Через собственные хитросплетения слов и примеров Донна Харауэй предлагает читателю распутать веревочки и создать с помощью них новые комбинации.

«Многовидовая колыбель для кошки». Рисунок. Насер Муфти, 2011.
Первые виды-компаньоны, о которых идёт речь в книге, — это голуби. Хотя они изначально не были колонистами, это не помешало им распространиться на разнообразных территориях и встроиться в биосоциальные процессы. В своей истории голуби были и переносчиками бумажных писем между людьми, и переносчиками заболеваний, распространяясь со стремительной силой. Они оккупируют целые города, вызывая «у людей любовь и ненависть исключительной силы». [Харауэй Д., 2020, с. 34] Однако, эти «крылатые крысы», как часто называют этих птиц, способны выстраивать связи и создавать узлы в коллаборации с человеком.
Yílwoí («Койоты, разбегающиеся в противоположные сторо- ны»). Фото Донны Харауэй.
Донна Харауэй приводит в пример художественно-активистский проект «Голублог», созданный Беатрис Да Коста и ее учениками Синой Хазег и Кевином Понто. Проект, нацеленный на решение экологической проблемы, — это сотрудничество искусства и науки, человека и птицы. Суть такого эксперимента заключалась в том, что на голубей закреплялся датчик, способный собирать данные о загрязнении воздуха. Так как обычно профессиональное оборудование для сбора такой информации не находится в тех местах, где загрязнения имеют потенциально сильное влияние на здоровье окружающих и всех организмов в целом, то голуби с закрепленными на них «рюкзачками» — это способ проникнуть в зоны выше и глубже, а в особенности на территории «вблизи шоссе, электростанций и нефтеперерабатывающих заводов». Задача команды «Голублога» была в том, чтобы привлечь внимание к экологической проблеме и сделать что-то вспомогательное, художники и активисты хотели «протянуть сквозь воздух нити своих сплетенных фигур — электронных следов». [Харауэй Д., 2020, с. 40-42]
Команда «ГолуБлога»: люди, голуби и электронные технологии. Фото Деборы Форстер для PigeonBlog. Благодар- ность Роберту Нидифферу, творческому душеприказчику Беатрис да Косты.
Ещё Донна Харауэй упоминает гражданский научный проект Корнеллского университета «Project Pigeon Watch», в рамках которого добровольцы исследуют окраски одичалых голубей, наблюдают за ними и записывают их окраску. Собственно из-за того, что проект ориентирован на школьников, как исследователей, автор отмечает, что «в глазах этих конкретных детей голуби из „крылатых крыс“ превратились в общественных птиц, у которых есть своя жизнь и своя смерть». Таким образом, данный проект помогает детям обрести способность-к-ответу и расширить их взаимодействие с видами-компаньонами.[Харауэй Д., 2020, с. 44] Оставаясь в смуте, именно способность-к-ответу необходима для движения к светлому и существования в хтулуцене, периоду, который одновременно наполнен тьмой и светом и который направлен на реабилитацию ресурсов и всего живого. Так как человек не может изменить Терру в одиночку, то ему нужно взаимодействовать с другими акторами и коллективно стремиться к лучшему.
В третьей главе «Симпоэзис: симбиогенез и живое искусство оставаться со смутой» автор как раз говорит о последствии способности-к-ответу — симпозисе. Этот термин означает совместное создание. Так как любой объект создаётся в результате со-сотрудничества, то в Терре, где нет иерархии между людьми и животными и где их жизни переплетены, можно постоянно наблюдать примеры симпоэзиса.
Первый пример, который я решила упомянуть в своей работе, — это пчелоносная орхидея. Из-за того, что этот цветок внешне напоминает гениталии самок насекомых определенного вида, необходимого для их опыления, самцы опыляли его, продлевая жизнь этого растения. [Харауэй Д., 2020, с. 96] Но важно уточнить, что в симпоэзисе нет со-зависимости, в этом процессе речь идёт о дополнении друг друга.
Зеленые черепахи (Chelonia mydas) выползают из океана на пляж, чтобы отложить яйца. Фото Марка Салливана. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (National Oceanic and Atmo
Затем Донна Харауэй приводит четыре модели — примеры, которые она называет историями возрождения, жизни и умирания. Вязаный коралловый риф — это акционистский проект, смешивающий в себе искусство, биологию и математику. Через волоконные искусства Кристина Вертхайм и её сестра Маргарет создали коралловый риф, а после них около восьми тысяч человек из разнообразных материалов от шерсти до винтажных аудиокассет создавали материальную модель такой формы жизни. Можно ли считать этот проект исключительно художественным? Нет, так как его императивом является привлечение внимания к экологической проблеме выцветания кораллов. Это пропаганда экологической сознательности, которая нашла своё воплощение через художественную практику и которая объединяет научное и творческое сообщества, «чтобы создавать нитяные фигуры, вплетенные в хтулуцен». [Харауэй Д., 2020, с. 106-109]
Вторая модель симпоэзиса, приводимая автором, — это мадагаскарский проект «АКО». Книги проекта написаны на английском и малагаси и повествуют о приключениях магалийских лемуров. Они не являются научным руководством для изучения лемуров, а представляют собой захватывающие истории, которые дополняют акварельные рисунки Деборы Росс. «АКО» был реализован с целью распространить информацию об удивительном биоразнообразии Мадагаскара через доступную форму среди самих малагаси, основного народа Мадагаскара. Это материально значимый проект, хотя и изначально нацеленный только на детскую аудиторию. Создатели так «смогли воспитать новые поколения малагасийских натуралистов и ученых, в том числе маленьких детей, вожатых полевых станций, школьников и студентов». [Харауэй Д., 2020, с. 113-116]
Третий пример — это игра «Never Alone». Эта компьютерная игра прежде всего «служит напоминанием о том, что мироигра — это сторителлинг коренных народов, укорененный в конкретных историях (histories)». Условия рассказывания и прохождения игры изначально подкрепляют этот императив, так как сам нарратив «Never Alone» ведётся на инаупаке, языке коренных жителей Аляски, с английскими субтитрами. Эта игра разработана вместе с инипиатами, а нарратив повествует об инупиатской девочке и песце, спасающих свой народ.[Харауэй Д., 2020, с. 118] Такая инициатива помогает возродить этническую принадлежность, объединить разные миры, фантазийный, компьютерный и реальный, и разные народы.
Симпоэзис проявляется и в ткачестве навахо, коллективном творчестве, где, создавая геометрические индивидуальные полотна из шерсти овец чурро, люди делают то, что воплощает жизненные связи и «связывает людей с животными паттернами заботы и способности-к-ответу на выжженных территориях, переполненных смертью». [Харауэй Д., 2020, с. 123]
Таким образом, Донна Харауэй методом метафор, аллюзий и «вязи» своего писательского слога пишет о необходимости людей и не-людей друг в друге. Она говорит о связи, существующей между ними, и симпоэзисе, в котором они творят, развиваются и возрождаются. Автор показывает, как истории создаются и изменяются, как в той самой игре в верёвочки, где каждое действие распутывает или завязывает узел, и приводит примеры со-создания и взаимодействия акторов.
Расходясь на развилки и существуя в виде линии, которая кажется бесконечной по своей протяженности и видимой бесконечности, дорога является линией пересечения. Семья, которая на автомобиле едет в путешествие, мужчина в очках и шляпе в попытках спрятаться от палящего солнца стремительно мчится на велосипеде на дачу, животное, опасно выбежавшее на эту линию движения. Асфальтовая полоса стала для них местом случайного или неслучайного пересечения. Метафорический образ дороги и отражение внутреннего мира человека и его бытия, и представление особой формы слиянного пространства и времени. Желая развить через образ дороги концепции и примеры, я поняла, что это уже и есть конкретная локальная проблема. Та фраза, уже ставшая надоедливой, про две проблемы в России гласит, что одна из них дороги. Построить дорогу — это то, с чем власти вполне могут успешно справиться и в столице, и на окраине. Однако, содержание и ремонт их — это те пункты, с реализацией которого проблемы возникают стабильно и повсеместно в стране.
Ремонт, который можно поделить на текущий, капитальный и реконструкцию, не производится вовремя, а недостаточное финансирование и коррупция в необъятной по масштабам стране, которая вытянута «с востока на запад на тысячи километров» и где «60% территории — это зона мерзлоты». [Варламов И., статья 2015 года] Художник эти проблемы, дыры в социально-урбанистической проблеме местности и политической системе, закрывает «заплатками». Керамист Иван Кравченко посредством своего главного художественного инструмента предложил свое решение проблемы требующих ремонта тротуаров. Из-за разрушения самого асфальта на дорогах возникают ямы и трещины. Так как дороги в России делают дороги из не самых качественных материалов, в которые входят битумы, остатки производства в нефтяных компаниях, то выходят из приемлемого состояния они быстрее, чем городские институции решат выделить бюджет на минимальный ремонт.
Художник воплотил проект «Заплатки для города», в рамках которого он начал заменять дыры в асфальте на авторские керамические плитки. «Изначально я позиционировал идею как некий диалог с городом — это не было протестом, я не столько хотел привлечь внимание к проблеме плохих дорог, сколько пытался показать жителям, что каждый человек, казалось бы, мелочами, может сделать лучше место, в котором он живет, „- говорит автор проекта. Зародившись в Иркутске, постепенно проект масштабировался в Москве, но при этом не потерял своей локальности. Этот проект создаёт узлы, маленькие керамические вставки на большой дороге, и заставляет игру в верёвочки работать с помощью частных, небольших, но от этого не менее эффективных художественных жест.
Я хочу в этом эссе ещё сказать про творческую инициативу на трассе Таврида, где художники создали произведения паблик-арта на примерно 40 парах опор путепроводов и 14 подпорных стенах, которые располагаются вдоль трассы. Цель инициативы была обновить навигацию для водителей, пересекающих трассу Таврида, и поработать с визуальным восприятием монотонной дороги. Да, это не проект, который поможет легковому автомобилю легче преодолевать дорожные ямы на пути и не предотвратит аварию. Это больше попытка решить проблему визуального восприятия. Так, команда художников из Москвы «DESARTE 365» внесла искусством разнообразие. «На самом крупном мурале площадью около 1 300 квадратных м изображен закат над полуостровом Меганом. Четвертый мурал создан в стилистике мультфильмов которая сочетается с шутливым сюжетом: художники превратили подпорную стену в большую карту России и нарисовали на ней автомобильчик, едущий из Якутска в Крым,» — рассказал Александр Милицин, художник команды. [ТАСС, статья 2021 года]
Дороги, связывающие своими извилистыми путями различные местности, объединяют народы, культуры, географические и исторические контексты и особенности.В контексте многонациональной России, где проживает более 190 народов, среди которых коренные малые и автохтонные народы страны, выстраивание связи между людьми особенно сложный, но важный процесс. Культурный проект «Флаги» — это созданный поэтическим сообществом журнал поисковой поэзии. Его цель как раз заключается в исследовании того, как в поэзии «взаимодействуют разные языковые системы, как речь локализуется в географии и истории, как использование русского языка может стать инструментом сопротивления или обнаружения новых позиций, в которых авторы и авторки выстраивают отношения с русскоязычным культурным пространством». [Команда проекта «Флаги», 2022] Авторы и авторки, пишущие для «Флагов», стремятся решить проблему коммуникации людей из разных культурных, георгафических и языковых сред. Конечно, прежде всего они стремятся актуализировать своё творчество, нащупать свой язык для диалога через поэзию об актуальных проблемах.
Они уходят от сложных структур и дихотомий и стремятся преодолеть очерченные кем-то границы собственного поэтического естества. Возвращаясь к термину симпоэзис, мы наблюдаем во «Флагах» не только объединение в со-сотрудничестве акторов, но и коллективное создание с миром вокруг, ведь только анализируя живое и неживое вокруг поэт может реконструировать в своём искусстве картину мира. Я оцениваю фэшн-журналы, как полноценный художественный жест в медиа-культуре, поэтому хотела бы привести в качестве примера симпоэзиса октябрьский номер 2021 года Elle Russia, именуемый «Без границ: Дружба народов» и посвященный ближнему зарубежью. Выпуск транслирует 25 точек назначения, объединяя моделей разных типажей и национальностей, колоритные локации. Мы понимаем, что и команда для каждой из 25 съёмок работала над отдельным локальным контекстом. К примеру, съемка для осетинской обложки проходила в Куртатинском ущелье и Балте, а в кадре были модели из Северной Осетии Дина Мамукова и Седа Геворгян. Используя иногда даже местный язык, главный редактор Elle Russia, съёмочная команда и остальные участники процесса создания выпуска взаимодействовали с локальными брендами.
Один из образов был полностью создан брендом Moel Bosh и дизайнером Зухрой Инат. А образ, созданный для украинской обложки, главный редактор позиционирует, как «признание в любви к Украине, наше восхищение волшебными девушками, талантливыми дизайнерами, культурой и природой, тишиной ее лесов и синевой Карпат, языком — он и есть музыка, прозрачный, как вода в реке, и понятный, как белоснежные образы этой съемки». И всё это безусловно передано через образы от украинских брендов Bevza, Litkovskaya и Ruslan Baginsk. Несмотря на неоднозначные реакции относительно этого выпуска и на некоторые противоречия, ощущающиеся из-за политического контекста, данный журнал можно считать попыткой углубить знание читателя в культурном, географическом и историческом контекстах и погружением в культуры абсолютно разные по менталитету, визуальным кодам и историям. Это симпоэзис, который ориентирован на упрочнение связей и связывание нитей сквозь многочисленные народы и многокилометровые дороги. [Elle Russia «Дружба народов», октябрь 2021 года]
На дорогах через переплетения людей, видов-компаньонов, событий, культур и историй мы замечает ямы — узлы, которые нужно перевязать заново. Избегая полного погружения в ту смуту, пучину отчаяния и безвыходности от непонимания и сложности, нужно на ощупь двигаться по этим извилистым дорогам и искать верный путь.