Original size 2278x3198

Киноэпопея «Властелин колец»: обители эльфов

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Эльфийские обители в мире Толкина представляют собой не просто локации для развития сюжета — это самостоятельные миры, каждый со своим уникальным архитектурным языком и философией. В фильме Питера Джексона эти пространства воплощены с невероятной детализацией, позволяя зрителю погрузиться в атмосферу древней мудрости и магической красоты.

Выбор данной темы продиктован не только научным интересом, но и глубоким личным увлечением. Волшебный мир эльфов привлекает внимание величественными персонажами, невероятной красоты пейзажами, проработанностью деталей и необыкновенным языком повествования. Будучи связанным с архитектурой человеком, невозможно не заметить, насколько детально проработан каждый элемент эльфийских поселений, как гармонично они вписаны в окружающий ландшафт и как точно отражают мировоззрение их создателей.

Увидев подобные детали, мне стало интересно сильнее углубиться в тему, чтобы простроить для себя отчетливое понимание того, как же все-таки выстраивается эльфийская архитектура. На какие стили она основывается? Есть ли между городами какая-то взаимосвязь? Чем обоснованы объемно-планировочные решения и как они выглядят? Именно этими вопросами я задавалась в ходе изучения данной темы.

Поняв, что именно меня интересует, я поделила для себя структуру моего визуального исследования. Для анализа я взяла представленные в фильме три эльфийских города, а именно: Карас Галадон, Ривенделл и королевство Трандуила. В каждом городе я рассматривала самые важные для себя моменты. В первую очередь это то, где располагается обитель, ведь данная информация влияет не только на то, каким мы увидим город визуально, но и на то, как будет выстраиваться вся система. Ориентирована ли она на густой лес или же утес — и все ли города стоят в одинаковой местности. Следующим важным фактором являлось планировочное решение и заимствование из настоящей архитектуры. На какие стили опирались постройки и есть ли в эльфийском мире конструкции, придуманные человеком? Если да, то изменены ли они и применяются ли постоянно? Также было важно и интересно рассмотреть функциональную сторону планировки. Несут ли конструкции какой-то смысл, или воплощают лишь красоту. Последним фактором являлись декорации. То, как эльфы оформляют свои города и что хотят этим донести.

Целью этого исследования было не просто рассмотреть каждую деталь отдельно, но и найти определенные взаимосвязи. То, как один фактор влияет на другой и что из этого вытекает. Систематичны ли эти повторения и как интерпретируются в каждом городе.

Лотлориэн

post

Лотлориэн — это обширный лес, расположившийся на территории восточного Средиземья, жителями которого являются лесные эльфы (галадримы), произошедшие из народа тэлери. На его территории находится город Карас Галадон, который и был представлен в фильме. Величественный — первая ассоциация, как только мы видим этот невероятный город, построенный в гармонии с природой.

Original size 2560x1028

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

«Держитесь поближе, хоббиты. Говорят в этих лесах живёт великая колдунья, эльфийская ведьма ужасной силы. Кто на неё ни взглянет, попадает под её чары»

- Гимли

Рассматривая его объёмно-пространственное решение, для начала хочется выделить самый главный объект — маллорны. Именно вокруг этих гигантских деревьев и выстраивается вся архитектура. Они служат основой для домов, платформ и мостов. Все постройки выполнены филигранно и гармонично, чтобы вписываться в окружающий ландшафт, а плавно перетекающие элементы, без острых углов и резких переходов, создают ощущение единства с природой.

Кадры из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

В архитектуре Караса, показанной в фильме, можно выделить множество элементов, отсылающих к готике. Особенно бросаются в глаза стилизованные готические галереи, которые отражены не в классическом представлении, как, допустим, в соборах, однако очень удачно интерпретированы.

Original size 2560x1029

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

- Так, сами проходы были воплощены в веревочных мостах, соединяющих между собой разные уровни, на которых были расположены талланы (домики), смотровые площадки и остальные коммуникации.

- В готических галереях часто присутствовали резьба, ажурные перила и ограждения. Тоже самое мы видим и в эльфийской постройке, украшенной резьбой по дереву с высокой детализацией, изображающей растительные узоры.

- Смотря на классические галереи нельзя не отметить игру света и тени, создающуюся благодаря высоким сводам и витражам. В Карасе эта игра достигается благодаря расположению домов и платформ среди деревьев. Проникая через листву, солнечный свет создаёт невообразимые световые эффекты.

Original size 2560x1022

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

- Из-за того, что платформы находятся на разных уровнях, эльфийская архитектура достигает нужного эффекта устремлённости вверх. Многоуровневое пространство уходит ввысь настолько, что кажется будто она касается неба.

- Нельзя не упомянуть, что при виде классической готики возникает ощущение величия и таинственности. Сложная архитектура и изящные детали, создающие это ощущение, не обходят и Лотлориэн. В фильме этот эффект достигается дополнительно при помощи персонажей (в особенности Галадриэль) и самого повествования.

Original size 2560x1029

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Говоря о других готических элементах, хотелось бы отметить самые очевидные, которые можно разглядеть на некоторых кадрах фильма: А именно — стрельчатые арки, окна-розы, скульптура и функциональность.

Original size 2560x1026

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

- Стрельчатые арки. В элементах мостов и переходов, а также у винтовых лестниц, огибающих стволы маллорнов, можно увидеть стрельчатые арки. Такие арки являются одним из самых ярких и узнаваемых элементов в готической архитектуре.

- Окна-розы. Хотя в Карасе нет классических окон-роз, характерных для готических соборов, можно увидеть элементы, напоминающие их форму. Например, круглые окна с радиальными перегородками, которые создают эффект, похожий на розу.

- Скульптура. Готическая скульптура родилась в тесной связи с архитектурой, украшая многочисленные соборы. При входе в Карас у лестниц также можно заметить скульптуры эльфов, как бы приветствующих и одновременно охраняющих свой город.

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Говоря о классической готической архитектуре, можно сказать, что это архитектура невероятной красоты, однако у каждого элемента есть свои функциональные особенности (как например горгулий и химер, украшающих фасады соборов, и при этом являющихся отводом для воды), так и архитектура Караса имеет свою функциональность. Устремлённые ввысь деревья и постройки на них являются не только предметом восхищения, но и выполняют оборонительную функцию. Высокое расположение обеспечивает естественную защиту от врагов, а веревочные мосты и лестницы могут быть легко уничтожены или перекрыты в случае нападения.

Original size 2560x1025

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Возвращаясь к теме самого объёмно-пространственного решения, можно чётко проследить, что город разбит на функциональные области: талланы; открытые площадки для собраний, праздников и церемоний; наблюдательные пункты; корневые хранилища; мастерские и небольшие платформы для встреч.

Original size 2560x1026

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Подводя итог можно сказать, что объемно-пространственное решение достаточно обширное. Мы можем прослеживать переплетение элементов готической архитектуры как основы, от которой отталкивались создатели фильма, и главной задумки самого Толкина. Карас Галадон, представленный в фильме — это яркий показатель того, как архитектура мифического народа может воплотиться в невероятной красоты реальность, благодаря классическим элементам устоявшегося стиля.

0

Кадры из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Ривенделл

«Мы далеко путешествовали и много видели, но места лучше этого так и не нашли. Здесь всего понемногу, если вы меня понимаете: и Шир, и Золотой Лес, и Гондор, и королевские дворцы, и гостиницы, и луга, и горы — всё смешано»

- Сэмуайз Гэмджи

post

В долине у западных склонов Мглистых гор расположился Имладрис — древний город эльфов, известный также как Ривенделл. Под управлением мудрого Элронда он стал настоящим образцом эльфийской архитектуры, где каждый элемент органично вплетается в природный ландшафт. Продуманная планировка города сочетает в себе комфорт, монументальность и надёжную защиту, создавая особое пространство, где величие природы дополняется искусной работой эльфийских мастеров.

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Уникальное расположение города в живописной долине, защищённой горными хребтами и густыми лесами, а также протекающей через него рекой Бруинен, создаёт естественную преграду для незваных гостей. Подобно архитектуре Караса Галадона, строительство в Ривенделле ведётся с учётом природных особенностей местности: строения мастерски вписаны в рельеф, гармонично дополняя существующие скалы, водопады и пышную растительность. Архитектурное решение города поражает своей органичностью: все постройки, включая мосты и террасы, кажутся естественным продолжением ландшафта. В строительстве преимущественно используется светлый камень в сочетании с древесиной, что придаёт архитектурному ансамблю особую воздушность и изящество. Характерные черты эльфийского стиля — плавные, текучие формы без острых углов — создают впечатление, будто здания сами выросли из земли, подчиняясь законам природы.

Original size 2560x1022

Кадр из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон

В облике города прослеживается отчетливое влияние традиционных стилей — готической устремленности ввысь и ренессансной гармонии форм, однако все эти элементы преломлены через призму эльфийской эстетики. Городские постройки демонстрируют удивительное умение сочетать природную естественность с утонченным мастерством, где каждый элемент несет в себе отголоски классических традиций, переосмысленных в соответствии с эльфийским пониманием красоты и совершенства.

Original size 2560x1440

Кадр из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон

Ривенделл отличается обилием изящных арочных форм, которые органично вплетаются в структуру городских пространств. Эти конструкции — будь то переходы между зданиями, обрамления террас или элементы внутренних двориков — украшены изысканной резьбой, где преобладают мотивы живой природы. Подобные архитектурные решения перекликаются с готическими традициями, однако их исполнение отличается особой плавностью линий и безупречной гармонией с природным окружением, что придает им неповторимый, самобытный характер.

Original size 2560x1105

Кадр из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон

Среди этого множества арочных конструкций особое место занимает главная въездная арка, которая выступает не просто как проходная точка, а как символический портал между двумя мирами. Это сооружение служит своеобразной метафорой, обозначающей переход из обыденной реальности в священное пространство города.

Original size 2560x1029

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Планировка Ривенделла представляет собой сложную систему разноуровневых площадок, органично вписанных в природный ландшафт долины. Эльфы мастерски использовали естественный рельеф местности, создав сеть взаимосвязанных террас, соединительных лестниц и изящных мостиков. Эта продуманная система не только обеспечивает удобное перемещение между различными зонами города, но и открывает впечатляющие виды, усиливающие восприятие масштабности и величия. Многоярусность открывает жителям и гостям города великолепные виды на окружающие пейзажи — живописные долины и каскады водопадов, что делает каждый уровень города особенным и неповторимым.

0

Кадры из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон

Воплощение света в Ривенделле отражает эльфийское видение мира. Город будто направляет солнечные лучи через открытые павильоны и панорамные окна, создавая игру света и тени. Изящные ткани вместо занавесей и стеклянные элементы формируют атмосферу единства с природой. Город словно притягивает свет, окутывая обитателей успокаивающим сиянием и даря чувство защищенности.

0

Кадры из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон

Искусство мастеров Ривенделла находит яркое воплощение в виртуозной обработке природных материалов. Изысканная резьба, украшающая как каменные стены, так и деревянные конструкции, представляет собой целую галерею растительных мотивов — от нежных лепестков до могучих ветвей. Эти декоративные элементы не просто служат украшением — они становятся проводниками философской мысли эльфов.

Кадры из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон.

Город представлен богатым собранием скульптурных композиций, искусно вписанных в городской ландшафт. Статуи, украшающие площади и аллеи, рассказывают истории из мифологии, запечатлевают образы представителей разных народов — от благородных эльфов до простых хоббитов, подчеркивая уникальную роль города как места встречи и единения различных существ. В отличие от готических скульптур, акцентирующих внимание на божественном начале, эльфийское искусство скульптуры делает акцент на возвышенных, но земных добродетелях — мудрости, сострадании и надежде

0

Кадры из фильма «Хоббит. Нежданное путешествие». 2012 г, Питер Джексон.

Одной из наиболее впечатляющих построек Ривенделла является ротонда на скале. Расположенная на возвышении, она представляет собой изящную круглую террасу, парящую над землей на стройных колоннах, словно сотканных из воздуха. В её конструкции воплощен характерный для эльфийской архитектуры принцип единения с природой. Изысканные колонны из белоснежного камня, украшенные тончайшей резьбой с изображением дивных растений, создают ощущение невесомости. Особую атмосферу пространства подчеркивает искусно выложенная мозаика на полу, где переплетаются звездные узоры с природными мотивами — дань эльфийскому почитанию небесных светил и природной красоты. В фильме это не просто архитектурное сооружение, а место силы и мудрости, где происходят важнейшие встречи и разворачиваются судьбоносные события.

Кадры из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Объемно-планировочное решение четко разделяет город на функциональные зоны, каждая из которых выполняет свою роль в жизни обитателей и гостей города: - Жилые покои, расположенные в основном на верхних уровнях. - Залы для собраний, представляющие собой просторное помещение с высокими потолками и открытыми арками, где происходят обсуждения важных вопросов. - Террасы и сады, окруженные цветущими растениями, которые служат местом для отдыха, размышлений и неформальных встреч. - Библиотеки и архивы, оформленные с особым вниманием к деталям, с использованием резных деревянных полок и мягкого освещения. - Оборонительные элементы, обеспечивающие естественную защиту. Узкие мосты и лестницы могут быть легко перекрыты в случае угрозы.

Original size 2560x1028

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца». 2001 г, Питер Джексон

Ривенделл представляет собой мастерское сочетание природного ландшафта и утонченной архитектуры. Город, встроенный в долину, благодаря множественным элементам создает последовательное повествование, ведущее путника от внешнего мира к сердцу города. Готические мотивы, переосмысленные через эльфийскую эстетику, подчёркивают величие и таинственность Ривенделла, а скульптуры добавляют контекст сопричастности человека, отражая гуманистическую философию эльфов. В фильме Питера Джексона эти элементы воплощены с невероятной детализацией, позволяя зрителю ощутить магию, мудрость и тепло эльфийского народа.

Королевство Трандуила

post

Королевство является столицей и крупнейшим городом эльфов в северной части Лихолесья. Расположением служит холм на краю леса, под которым были вырублены прекрасные залы и пещеры. Его объемно-пространственное решение представляет собой сложную и многослойную композицию, которая, как и во всех эльфийских городах, органично сочетает природные элементы и утончённую, вдохновлённую готическими мотивами, эльфийскую эстетику.

0

Кадры из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Original size 0x0

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Впервые это пространство показывается нам в кинотрилогии «Хоббит», когда отряд гномов захватываю в плен.

Original size 2560x1019

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Королевство Трандуила, служащее ему крепостью и сокровищницей, организовано как многоуровневая система, которая использует как горизонтальное, так и вертикальное пространство. Основные архитектурные элементы расположены на разных высотах, что создаёт сложную и динамичную композицию, усиливающую ощущение глубины и величия.

0

Кадры из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Центральным элементом верхнего уровня является Тронный зал, располагающийся на площадке. Создавая эффект парения, его поддерживают каменные колонны, которые замаскированы под стволы деревьев (подобный ход мы встречали Лотлориэне). Ниже находятся вспомогательные зоны: залы для собраний, мастерские и хранилища. В более уединенных и защищенных частях дворца располагаются покои Трандуила, соединенные узкими лестницами и переходами.

0

Кадры из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

«Хватит уже! Отсюда нет выхода. Это вам не орочья темница. Это дворец лесного короля. И никому не выйти отсюда без его согласия…»

- Балин

На самых нижних ярусах располагаются темницы. Окруженные таинственной атмосферой, они буквально пронизывают ужасом.

Original size 2560x1204

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Уровни и зоны соединяют между собой подвесные мосты и винтовые лестницы. По своему виду они очень напоминают готические галереи, за счет дерева и камня с ажурной резьбой. Мосты украшены растительными орнаментами и имеют изогнутые формы, а лестницы огибают стволы, подчеркивая устремленность вверх.

Original size 2560x1025

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Говоря о неупомянутых готических элементах которые также присутствуют в городе, мы видим уже знакомые нам стрельчатые арки, окна-розы, ажурные решетки и скульптуры эльфов и животных.

Original size 2560x1107

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Как и в предыдущих городах, архитектура Королевства Трандуила сочетает красоту с практичностью. Высокое расположение Тронного зала и личных покоев обеспечивает естественную защиту, а структура лабиринта позволяет быстро перекрыть доступ в случае нападения. Подвесные мосты могут быть разрушены или убраны, что делает место неприступной крепостью. Материалы, такие как камень, несмотря на декоративность обладают хорошей прочностью, аа скрытые пункты наблюдения и тайные комнаты усиливают оборонительный потенциал.

Original size 2560x1113

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга». 2013, Питер Джексон

Заключение

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что каждый эльфийский город отличается величественностью и невероятной красотой. Несмотря на то, что часто они переплетаются своими планировочными решениями — каждый город все равно остается уникальным. Невероятные структуры и взаимосвязи, которые сумели выстроить эльфы, поражают сознание. Увидев такое хоть раз, хочется возвращаться к этому снова и снова. Питер Джексон и съемочная группа внесли огромную частичку памяти в историю кинематографа. Все фильмы киноэпопеи отдают почтение великому писателю, и полностью олицетворяют его идеи.

Фильмография

1. «Властелин колец. Братство кольца» (реж. Питер Джексон, 2001) 2. «Хоббит. Нежданное путешествие» (реж. Питер Джексон, 2012) 3. «Хоббит: Пустошь Смауга» (реж. Питер Джексон, 2013)

Bibliography
1.

Толкин Дж. Р. Р. Трилогия «Властелин Колец» [Текст] / Толкин Дж. Р. Р. — [пер. с англ. А. Грузберг]. — Москва: АСТ, 2022 — 1312 c.

2.

Толкин Дж. Р. Р. Сильмариллион [Текст] / Толкин Дж. Р. Р. — [пер. с англ. С. Лихачева]. — Москва: АСТ, 2024 — 512 c.

3.

Ник Грум. Толкин и его легендариум. Создание языков, мифический эпос, бесконечное Средиземье и Кольцо Всевластья [Текст] / Ник Грум. — [пер. с англ. В. Горохова]. — Москва: Миф, 2024 — 368 c.

Image sources
Show
1.

Tara Rueping Lothlorien: LOTRO / Tara Rueping [Электронный ресурс] // truepaint.blogspot: [сайт]. — URL: https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgPJQNnyYgEvup1-WkFWpg75dfzX3tkDEHOIlDqDARw3QcoWbjyMRJ8l34qFvF38RUjnCDop76kzqzMor-ECbcr7ussOZaxT7_1T9p1TKYcBEwoQOW7SFLiCTQsibFm2YS7qj5VXM0pJbNP/s1600/loth_tree.jpg (дата обращения: 29.05.2025).

2.

Tara Rueping Lothlorien: LOTRO / Tara Rueping [Электронный ресурс] // truepaint.blogspot: [сайт]. — URL: https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgyN9yaZ9ceoEsxFCE8nv-WBjR7-lgWSvENgQ5t250zMEKXNActCgeeH3nTGgsU0Hdug-yVM9MUCg80Fsp_1Tn0ku1ZxYDbvjy6GSv-MFC_7u9lsXUJ3b8eo8KQi2H6GAUy_YqKQhPg8P9Q/s1600/lothlorien_overview.jpg (дата обращения: 29.05.2025).

3.

-56. Кадры из фильмов: «Властелин колец. Братство кольца» (2001 г, Питер Джексон); «Хоббит. Нежданное путешествие» (2012 г, Питер Джексон); «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013 г, Питер Джексон).

Киноэпопея «Властелин колец»: обители эльфов
10
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more