Original size 2667x3529

Киноглаз в кино: статья в журнале «Сеанс»

12
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Летом 2025 года вышел 90-й номер журнала «Сеанс», центральной темой которого стало творчество американского режиссера Сэма Пекинпа, важнейшего представителя Нового Голливуда.

Один из разделов журнала, впрочем, посвящен не столько его фильмам, а более широкому спектру тем, методов и мотивов, с которыми работает Пекинпа: здесь можно найти анализ монтажа как насильственной практики, разговор о феномене ненадежного рассказчика. Мой текст, в свою очередь, разрабатывает тему машинного зрения — функционирования киноглаза, как его еще в 1920-х годах называл Дзига Вертов. Нечеловеческий взгляд проникает в кино в самых разных обличиях: как формальный экспериментальный прием, как оптический аппарат, которым можно исследовать мир, как нарративный паттерн, особенно востребованный в хоррорах.

«Кинематографические практики, которые сегодня всерьез принимают вертовское определение кино, демонстрируют, сколь болезненно на самом деле переживается человеком столкновение с киноглазом, если тот не скрывает своей явной инаковости. Понимая это, кинематограф как индустрия либо выталкивает такое кино в себе в маргинальные зоны лабораторных экспериментов или утилитарных съемок, либо адаптирует его — но в качестве по-настоящему монструозного образа».

big
Original size 4096x3072

Разворот журнала «Сеанс» № 90

Зрительское отторжение к экспериментальным практикам, обращенным к аналитике кинематографического восприятия, подсказало, что счастливый союз киноглаза и глаза человеческого, в который верили романтики 1920-х годов, утопичен: если не делать друг другу поблажек, коммуникация двух этих взглядов затруднена — уж слишком по-разному они смотрят, да и занимательно ли просто смотреть на смотрящего? Здесь вспоминаются уже не манифесты Вертова, а слова его современника, немецкого кинематографиста Вильяма Вауэра:

«Киноаппарат холоден, устрашающе неподвижен и лишь пялится на свой объект — пялится и не занят ничем другим, кроме световых явлений, которые потом обрабатываются с помощью химического процесса».

«Киноглаз как оружие, как неумолимый надзиратель, внушающий ужас своей беспристрастностью, — устойчивый монструозный образ, который возвращается в респектабельный зрительский кинематограф, будто гримаса мистера Хайда, угаданная в улыбке доктора Джекила».

Original size 1280x960

«Сеанс» № 90. Фото из телеграм-канала журнала «Сеанс»

С оглавлением номера можно ознакомиться по ссылке

Киноглаз в кино: статья в журнале «Сеанс»
12
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more