
Исследование истории ювелирного искусства: с неолитического периода до современности.
О чем этот курс?
Этот курс прослеживает эволюцию ювелирных изделий как культурный артефакт, исследуя, как люди по всему миру выражали идентичность, власть, и веру через украшения.
Начиная с самых ранних неолитических бусин и ракушек, мы рассмотрим меняющиеся материалы, техники и значения ювелирных изделий на протяжении тысячелетий — от Древнего Египта и торговли драгоценными камнями на Великом шелковом пути до инноваций эпохи Возрождения, домов XIX века и современного искусства.
Студенты изучат смысл ювелирных изделий в ритуалах, торговле и социальной иерархии, а также то, как меняющаяся эстетика отражает более широкие исторические преобразования.

Филипп Вольферс. Украшение для волос. 1905–1907 гг. Фото: V& A Museum
Кому подойдет этот курс?
Данный курс проводится в рамках образовательных программ бакалавриата, магистратуры, ДПО и Маголего в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Он подходит: Специалистам по истории искусств, дизайну или смежным дисциплинам. Специалистам в области дизайна. Дизайнерам ювелирных изделий, студентам программы моды или мастерам, которые ищут исторический контекст и вдохновение для своего творчества.
Кураторам и преподаватям, заинтересованным в углублении своих знаний о мировых ювелирных традициях.
Всем, кто увлечен украшениями, историей культуры и эволюцией стиля.
Длительность курса 2 модуля. 16 лекций Занятия проходят в онлайн формате. Курс по выбору.
Пререквизиты курса
Этот курс открыт для широкой аудитории и не требует предварительного опыта в ювелирном деле или истории искусств.
Чему научаться слушатели курса?
— Определять ключевые периоды, стили и культурные влияния в ювелирном деле от эпохи неолита до наших дней.
— объяснять, как ювелирные изделия отражают социальные структуры, а также религиозные или символические значения.
— Распознавать материалы и техники: различать распространённые металлы, драгоценные камни и методы изготовления, использовавшиеся в разные времена и культуры.
— Визуальный анализ материалов ювелирных изделий (или высококачественные изображения) для оценки мастерства, мотивов дизайна и исторического контекста.
— Глобальная сравнительная перспектива — Студенты смогут сравнивать ювелирные традиции из разных регионов — Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Океании — чтобы понять глобальную взаимосвязь в практике создания украшений.
Какие практические задания будут выполнять слушатели курса?
— Участие в дискуссии, давать правильную характеристику при ответах на вопросы
— Писать эссе по итогам дискуссии
— Приводить хорошие примеры при выполнении заданий
— Делиться собственными мыслями и прогнозами во время дискуссии на лекции или в развернутых ответах (эссе)
— При ответе на развернутые вопросы использовать термины при описании изделий
***Визуальное исследование
—Использование знаний для выполнения ВИ.
—Более глубокий анализ темы через погружение в историю.
—Дополнять ВИ собственными предположениями в контексте рассматриваемой темы.
—Грамотно и уместно использовать терминологию при написании ВИ.
***Визуальное исследование
—Использование знаний для выполнения ВИ.
—Более глубокий анализ темы через погружение в историю.
—Дополнять ВИ собственными предположениями в контексте рассматриваемой темы.
—Грамотно и уместно использовать терминологию при написании ВИ
— Сделать коллекцию ювелирных украшений на основе исследования, используя музейные коллекции и археологические данные.
— Сделать арт-объект на основе исследования, используя музейные коллекции и археологические данные.
Тематический план занятий
—Истоки украшений: неолитические изделия из кости, ракушек и камня;
—Символические и утилитарные роли
—Древние цивилизации: месопотамская зернь, египетские амулеты, греческие и римские дизайнерские инновации
—Межкультурный обмен: влияние торговых путей на доступность и стиль драгоценных камней, включая Индию, Китай и доколумбовую Америку
—Средневековая и ренессансная Европа: религиозные мотивы, системы гильдий и расцвет ювелирного дела
—Колониальные и глобальные контакты: влияние исследований, империй и новых материалов, таких как алмазы из Южной Африки
—Индустриализация и модернизм: ар-нуво, ар-деко и рождение международных ювелирных домов
—Современные перспективы: ювелирные изделия ручной работы, концептуальное искусство, этический поиск поставщиков и цифровое производство
Пример проекта
Подвеска raspberry с эмалью и стеклом в стиле ар-нуво от Рене Лалика, 1902 год./ Christie’s Beyond Boundaries